Вопрос о времени возникновения Знаменского монастыря, что на Красной Гриве, до недавнего времени являлся открытым. В дореволюционной литературе датой основания считался 1669 год. В качестве обоснования привлекалась грамота Патриарха Иоасафа, датируемая 23 октября 1669 года, в которой гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось на новом месте "в Гороховском уезде за рекою, за Клязмою, на Гриве, воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы". Однако в краеведческих работах конца ХХ столетия дата основания была перенесена на 1597/1598 год. Действительно, в писцовой книге Гороховца 1687 года, сказано: "В Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106 (1597/1598) году". При этом более ранние писцовые книги Гороховца, равно как и другие источники до 70-х годов ХVII столетия, о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Данное противоречие объяснили несколько лет назад во время подготовки статьи, посвящённой Гороховецкой обители, в "Православной энциклопедии". Оказалось, что краеведы пользовались не оригиналом писцовой книги, а её публикациями второй половины ХIХ века во "Владимирских епархиальных ведомостях". При публикации документа произошла опечатка, в результате чего и появился ошибочный 7106 год от сотворения мира.
В настоящее время считается, что Гороховецкий Знаменский Красногривский монастырь возник в последней трети ХVII века, не позднее 1677 года. Традиционно "золотой век" Знаменской обители связывается с именем купца С. Н. Ершова. Из монастырской описи, составленной в 1723 году, известно, что Ершов заложил монастырские традиции бортничества и пчеловодства, а также дал в монастырь поступную (на крестьян) грамоту. Нередко утверждается, что стараниями купца возводилась и первая каменная постройка обители - церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", ставшая одновременно и первым каменным зданием Гороховца. Однако это положение неверно. В благословенной грамоте Патриарха Иоасафа речь идёт о строительстве деревянного храма: "На тою новую церковь и на приделы лес ронить". И в писцовой книге 1687 (1676) года указывается, что "настоящая церковь во имя Пресвятые Богородицы Знамения, да в приделе престол Иоанна Богослова, да преподобных отец Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев, рублена клецки, главы крыты чешуею". Возможно, С. Н. Ершов являлся только инициатором строительства, завершил же постройку не он. Та же писцовая книга сообщает, что деревянный Знаменский храм представляет собой "строение Петра Лапухина и гороховлян - посадских людей - на гороховской тяглых людей земле". Эта церковь, по-видимому, была холодной, потому что в 1678 году Патриарх Иоаким удовлетворил челобитье "Гороховца Знаменского монастыря строителя старца Иосифа з братиею" и выдал благословенную грамоту (повторив её в 1679 году взамен украденной) на строительство тёплой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла. Это первый документ, в котором непосредственно упомянута Знаменская обитель.
К 1685 году храм был отстроен, и 24 января 1685 года Патриарх Иоаким направил строителю монастыря Силуану грамоту на его освящение. Впрочем, храм просуществовал недолго. В описи обители 1723 года он уже не упоминается. Короткой оказалась и жизнь деревянной Знаменской церкви - согласно описи 1723 года, в обители существовал уже каменный Знаменский храм, точная дата возведения которого остаётся неизвестной. До своего упразднения (в 1923 году) Знаменская обитель являлась мужской. Управлялась она строителями. Мы знаем имена четырёх из них: Иосиф (1677-1679), Силуан (упоминается в 1685 году), Логгин (упоминается в 1693 году), Макарий (упоминается в 1716 и 1723 годах). В начале ХVIII века устанавливаются связи Знаменского Гороховецкого монастыря с Саровской пустынью и её основателем отцом Иоанном. 13 марта 1716 года в Москве будущий строитель Знаменской обители иеромонах Макарий облек Иоанна в схиму (имя Иоанн было дано ему взамен монашеского Исаакий), а 16 января 1727 года по просьбе отца Иоанна из Знаменского монастыря в Саровскую пустынь был переведён инок Ефрем, ставший впоследстви строителем Саровской пустыни. Самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго.
26 июля 1723 года вышел указ, повелевший приписать Гороховецкий Знаменский монастырь к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. К этому времени в обители подвизалось меньше тридцати иноков, что согласно петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В обители тогда находились две каменные церкви (холодная - в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", и тёплая - во имя апостола Иоанна Богослова); деревянная ограда с ветхой колокольней над Святыми вратами; ряд хозяйственных построек; большое количество богослужебных предметов и книг. Среди них упоминается благословенная грамота периода "меж патриаршества о строении каменные церкви", относившаяся к 1719 году. Скорее всего, эта грамота давала право на строительство небольшого Иоанно-Богословского храма. Ко второй половине ХVIII века ансамбль Знаменского монастыря приобретает современный облик. К Знаменскому храму с севера пристраивается каменный придел во имя апостола Иоанна Богослова. Не исключено, что Иоанно-Богословский придел есть не что иное, как тёплая Иоанно-Богословская церковь, изначально выстроенная вплотную к Знаменскому храму, а впоследствии соединённая с ним. Между 1753 и 1762 годом вплотную к юго-западному углу главного монастырского храма возводится каменная шатровая колокольня. Надстраивается также второй этаж каменного келейного корпуса. Монастырь обносится каменной оградой; по описи 1762 года её длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени (одна сажень - около 213 см). Несколько ранее, в 1720-е годы, сооружаются Святые врата. Перечисленные выше объекты сохранились до наших дней - за исключением ограды, разобранной во второй половине ХХ века на кирпич.
Знаменская церковь - кубическая, одноглавая, бесстолпная, перекрыта глухим сомкнутым сводом. Апсида - трёхчастная, доходящая по высоте до середины четверика, кариниз которого увенчан декоративными кокошниками. Барабан главы оформлен аркатурно-колончатым поясом. Окна четверика и апсиды обрамлены фигурными наличниками, имеющими форму колонок, завершённых треугольными очельями. Колокольня выстроена в пропорциях "гороховецкого" типа колоколен: восьмигранный объём с ярусом звона, перекрытый высоким шатром, поставлен на низкий четырёхугольник первого яруса. Придел Иоанна Богослова, с востока имеющий апсиду, с запада вплотную примыкает к трапезной, переходящей в крытую паперть, к которой, в свою очередь, пристроена ризница. Все помещения перекрыты коробовыми сводами; в ризнице - плоское перекрытие. Окна обрамлены наличниками с треугольными фронтонами. ХIХ век не был отмечен чем-либо примечательным в истории Знаменского монастыря. Обитель продолжала оставаться подворьем Флорищевой пустыни, выполняя в первую очередь хозяйственные функции.
В 1923 году, одновременно с упразднением Флорищева монастыря, закрывается и его составная часть - Знаменский монастырь в Гороховце. Наибольшие разрушения были причинены его постройкам в 1960-е годы, когда на территории обители располагались отделения совхозов "Гороховецкий" и "Комсомолец", приспособивших соборный храм под стойла. Во время составления каталога памятников истории и культуры Владимирской области в первой половине 1990-х годов состояние построек монастыря признали неудовлетворительными. Иноческая жизнь "за рекою, за Клязьмою, на Гриве" возобновилась в 1994 году, когда здесь открыли скит Гороховецкого Никольского мужского монастыря. 14 июня 1999 года Знаменский монастырь был преобразован в женский и обрёл самостоятельность. 11 октября 2003 года, после восьмидесяти лет запустения, заново освятили Знаменский храм (до этого литургия совершалась в Иоанно-Богословском приделе). Влечёт туристов и паломников Знаменский монастырь своим неповторимым силуэтом, архитектурой старинных строений, и всеохватывающей, успокоительной тишиной, разлитой вокруг обители, за Клязьмой-рекой.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №107, ООО "Де Агостини", 2011