ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старый Спас (Староспасский погост), урочище. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Старый Спас (Староспасский погост), урочище. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Георгия Победоносца
Год постройки:1764.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Чеховский го, Старый Спас (Староспасский погост)

Координаты: 55.075849, 37.590864
Проезд:От ст. Чехов автобусом № 36 до остановки Мальцы, далее через мост на правый берег р. Лопасни и идти 1 км на запад от до храма



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь стоит на холме в нескольких километрах от монастыря Вознесенская Давидова Пустынь и скрыта от посторонних глаз лесистой местностью. Непонятно, почему при той популярности, которой пользуется сам монастырь, небольшая, но очень привлекательная с точки зрения архитектуры церковь (купол которой можно увидеть даже стоя у монастырских ворот), осталась без внимания со стороны всех средств массовой информации. Вероятно потому, что поворот на нее очень легко пропустить, а также потому, что даже свернув в нужном месте, желающему ее найти придется попетлять между дачными участками, усеявшими окрестность.

К сожалению, мне не удалось ничего найти ни об истории ее постройки, ни узнать точное название. Попытка отыскать что-либо на официальном сайте г. Чехова, также ни к чему не привела.

Тогда пришлось обратиться за помощью к народу. Попав на вечернюю службу мне удалось выяснить у прихожан церкви (6-7 старушек), что называется она либо Церковь Преображения Господня, либо Церковь Вознесения Господня. Согласовав полученную информацию с интернетом, я выяснил, что первый вариант уже существует - причем там же, в чеховском районе. Методом исключения был оставлен второй вариант названия. От тех же старушек стало известно, что недавно церковь была отреставрирована на деньги, предоставленные известным многим отцом Германом (Давидова Пустынь). После убийства последнего реставрация была заморожена и внутренняя отделка осталась незавершенной. Несмотря на это, убранство церкви все же находится на высоком уровне. В храме ежедневно проходят службы, поет хор. Со слов прихожан, по выходным церковь собирает большое количество народу - многие предпочитают ее Давидовой Пустыни при венчании, крещении и отпевании (в 20 метрах от храма находится кладбище).

Увы, пока мне самому мало что известно об этой церкви. Полагаю, что наиболее полезным источником информации о ней являются местные жители - не дачники, а те, кто прожил у ее пождножия не один десяток лет, а именно: старушки, с которыми удалось перекинуться словом во время службы. Все, что удастся узнать о храме, я непременно размещу здесь.


etienne
 
etienneАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 июля 2006

По преданию, деревянная церковь Староспасского погоста, что на Дебле, была построена на месте первых духовных подвигов преподобного Давида Серпуховского, основателя Вознесенской Давидовой пустыни. На погосте с XVI в. деревянные храмы сменялись по ветхости или после пожаров. В начале XVII в. храм стоял "пуст, без пения" - последствие гражданских войн Смутного времени. В 1677 г. деревянная церковь Староспасского погоста считалась в дворцовом с. Бавыкино на р. Лопасне (и в наше время Бавыкино стоит на другом берегу Лопасни). В 1708 г. оно пожаловано князю Григорию Фёдоровичу Долгорукову (1657-1723). Впоследствии земли Староспасского погоста перешли в Дворцовое ведомство.

В середине XVIII в. местные жители подали прошение в Духовную консисторию о строительстве нового каменного храма. Ныне существующий храм построен в 1764 году из кирпича. Восьмигранный в плане объем перекрыт высоким сомкнутым сводом. Трапезная и колокольня – того же времени. Внешняя обработка церкви – в стиле классицизма. Главный престол освящён во имя Преображения Господня, придел – великомученика и победоносца Георгия.

В 1960-х гг. церковь хотели закрыть, её отстоял внучатый племянник А.П. Чехова художник Сергей Сергеевич Чехов. В конце 1990-х – начале 2000-х годов Преображенская церковь – подворье Вознесенской Давидовой пустыни. С октября 2005г. – самостоятельный приход.

По материалам сайтов: Чеховской районной администрации, Святыни земли Лопасненской.


Анонимный участник  21 декабря 2008

Маленький сельский храм... Прохлада, полумрак, потрескивают свечи. С икон на тебя смотрят лики святых, к которым обращаешься в горе и радости. Прихожан очень немного, но они все свои, ставшие за долгие годы посещения храма родными и близкими. Из алтаря звучит возглас батюшки и начинается неспешная, красивая служба. Немногочисленный хор поет по памяти, а не по нотам, обиходные напевы. Так в этом храме пели и в прошлом, и в позапрошлом веке. Кажется, что само время здесь замедлило свой бег и никуда уже не торопится.
И это не придуманная картина. Так, или очень похоже, идёт сегодня приходская жизнь в храме Преображения Господня, которой в народе обычно называют – Старый Спас. А ведь этот храм имеет большую историю, которую, правда, мало кто знает.

По преданию, здесь начал свои духовные подвиги на Лопасненской земле преподобный Давид Серпуховской, основатель Вознесенской Давидовой пустыни. По существующему поверью, преподобный Давид первоначально в этом месте хотел основать монастырь. Но несколько раз деревянные постройки разрушал приходивший из леса медведь. Преподобный понял этот знак свыше и пошел искать новое место для обители. Поэтому, в XIX веке Давидову пустынь называли Новый Спас, а храм Преображения Господня - Старый Спас.

Святое место не было забыто, и уже в XVI веке здесь возводятся первые деревянные храмы. Полное название церкви, о которой идёт рассказ, церковь Старо-Спасского погоста, что на Дебле (в глухой, малодоступной местности). Относилась церковь к древней Хатунской волости. В словаре В.И.Даля погостом называется «отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и притча, с кладбищем». Однако в XV-XVI вв. так называли административные единицы, где шла бойкая торговля, собирался оброк, велись судебные разбирательства. Но судьба была строга к маленькому погосту. Страшное безвременье XVI- начала XVII веков несло непрерывное разорение, опустошение. Деревянные храмы часто перестраивались: после пожаров, из-за ветхости. Но память об этих древних храмах жива и сейчас: место святого престола обозначено часовенкой.

В Переписной книге Хатунской волости за 1646 год церковь Преображения Господа Бога нашего числится «за селом Бавыкино, что на Дебле на реке Лопасня». При храме назван двор попа Ивана Григорьева, а также 17 дворов крестьян, в которых проживало 26 человек. В 1708 году бывшее дворцовое село Бавыкино было пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657-1723). По переписи 1709 года на погосте проживал священник Тимофей Семенов, было 7 дворов и 32 крестьянские души. К погосту относились деревни Голыгино, Плешкино, Пешково, Заволепитево. В 1722 году, после возвращения в Россию из Польши, Григорий Федорович построил новую деревянную церковь на Старом Спасе.

Очень интересна судьба тех людей, которые волею судьбы становились владельцами погоста Старый Спас и окружающих земель. Григорий Федорович Долгоруков в 14 лет стал стольником. При формировании «потешных полков» юного Петра I был назначен капитаном. И дальше вся биография Григория Федоровича была связана с царём- реформатором. Долгоруков участвовал в Азовских походах, в годы Северной войны был послом в Польше, с которой заключил союзный договор. В 1708 году, после измены гетмана Мазепы, руководил выборами нового гетмана и не допустил избрания полковника Полуботка, настояв на выборе верного России Скоропадского. За храбрость в Полтавской баталии (со своим отрядом он помешал соединению главных сил шведов с войсками, осаждавшими Полтаву) получил чин действительного тайного советника и высшую награду российской империи - орден Святого апостола Андрея Первозванного. В 1721 году стал сенатором. Григорий Федорович был женат на княжне Марье Ивановне Голицыной, кавалер-ственной даме ордена Святой Екатерины. Имел с ней дочь и четырёх сыновей. Его сыновья принимали участие в интригах вокруг российского престола при Петре II и после его смерти. За попытку использовать подложное завещание, два сына Григория Федоровича были казнены, а владения семьи перешли в дворцовое ведомство.

В середине XVIII века местные жители подали прошение в Духовную консисторию о строительстве нового каменного храма. Ныне существующий храм построен в 1780 году тщанием графа Владимира Григорьевича Орлова. Главный престол освящен во имя Преображения Господня, придельный - Великомученика и Победоносца Георгия.

В XIX веке храм существал на пожертвования состоятельных крестьян села Бавыкино. В ограде церкви находится некрополь семьи Серебровых и их родственников Щеголихиных. Серебровы владели шелковой фабрикой в Москве, а в Бавыкино, как утверждают старожилы, на них работала вся деревня. Самый старое надгробье поставлено над упокоением Антона Григорьевича Щеголихина, который назван «крестьянином деревни Бавыкино», и скончался в 1852 году, прожив 65 лет.

В XIX - начале XX века храм получает ценные вклады от прихожан. С 3 ноября 1890 года по 4 мая 1891 года Домна Кочеткова и её дочь Наталия были с паломнической поездкой в святом граде Иерусалиме. Там же по их желанию живописец Николай Федорович изготовил храмовое Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом, которое было освящено на горе Голгофа. По возвращении в Россию, распятие по желанию семьи Кочетковых было установлено в храме Преображения Господня. Кочетковы – известные и состоятельные владельцы ситценабивной фабрики села Крюково. В народе ситец, который изготавливали и продавали Кочетковы, называли «кубовый ситец» (фиолетового цвета). Есть в храме и образ Великомученика и Целителя Пантелеимона, который был написан и освящен на Святом Афоне, в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. С 1903 года, года просла-вления, на правом клиросе установлена икона преподобного Серафима Саровского. Особенно почитались в храме образы Казанской иконы Божьей Матери, иконы Живоносный источник. При храме работала церковно-приходская школа, где обучались дети ближайших деревень.

Наступили революционные годы XX века. При Советской власти многие храмы закрывались, уничтожались. Но храм на Старом Спасе эти бурные ветры перемен обошли стороной. Конечно, жилось приходу несладко. Безбожная власть душила налогами, храм ветшал, да ещё часто менялись священники. До сегодняшнего дня прихожане молятся об упокоении душ протоиерея Алексея (Смирнова), служившего до 1946 года, и протоиерея Кирилла (Рыбака), хранившего храм до 1984 года. В 60-е годы была предпринята попытка закрыть церковь. Но усилиями и влиянием внучатого племянника А.П.Чехова художника С.С.Чехова, храм удалось отстоять.

В 2002 году церковь Преображения Господня была передана в качестве подворья Свято-Вознесенской Давидовой пустыни, благодаря чему храм стал реставрироваться. В настоящее время старую церковь не узнать. Купола и крыша храма покрыты медью, установлены новые вызолоченные кресты, фасад заново оштукатурен и окрашен в тёплый жёлтый цвет. Ограда вокруг храма полностью отреставрирована и на ней установлено электрическое освещение. Церковный двор выстлан тротуарной плиткой. Вновь разносится по окрестностям малиновый звон церковных колоколов.

Совершенно изменился храм и внутри. Обновленные оклады старинных икон, позолоченное паникадило, сверкающий белизной и чистотой купол храма создают ощущение радости, праздника. А когда сквозь высокие окна пробиваются лучи яркого солнца, храм наполняется светом и теплом. В храме имеется не мало святынь. Среди них особо чтимые образ иконы Божией Матери Ченстоховской, частица мощей Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Прихожане глубоко верят в заступничество Великомученика, и потому приносят к иконе самые ценные вещи в благодарность святому за помощь и поддержку в тяготах мирской жизни.

В 2005 году церковь Преображения Господня на Старом Спасе вновь становится самостоятельным приходом. В храме каждые выходные совершаются таинства крещения, венчания. Особенно приятно, что в последнее время в храм стало приходить много молодёжи. Господь никогда и нигде не оставляет своих верных. И с уверенностью можно сказать, что скромному храму помогают молитвы Пресвятой Богородицы, святых мучеников, к которым прибегают прихожане.

И ничего нет лишнего в этом маленьком уголке русской земли с названием, дающим надежду на спасение: золотой цвет храма, зелень деревьев вокруг него и бездонное небо над ним.

Настоятель храма игумен Давид (Яковлев)



Комментарии и обсуждение


Церковь Преображения Господнего, по адресу: Чеховский район, с.Старый Спас, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Населенного пункта "Старый Спас" не существует; ныне это урочище.

Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г.

17 мая 2015.