Троицы на Борисовских прудах церковь (улица Борисовские пруды, дом № 15, корпус 4).
В Орехове-Борисове к 1996 г. выстроили второй по величине храм столицы – собор Живоначальной Троицы, который может вместить до трех тысяч человек. Он стал центром большего нового комплекса – Патриаршего подворья в честь 1000-летия Крещения Руси. Комплекс, видный с Каширского шоссе, включает здания Патриаршего подворья, в которые входят, корме собора, часовня благоверного князя Александра Невского, звонница, здание воскресной школы и дом причта с административными помещениями.
Идея строительства административного центра Русской Православной Церкви зародилась в 1988 г., в год 1000-летия Крещения Руси. Был проведен конкурс, в котором победил проект архитектора А.Т. Полянского. Но начало работ отложили, Полянский скончался 1993 г., так и не начав строительства. К проекту вернулись спустя тринадцать лет, и его в корне переделали. Церковную площадь уменьшили более чем в пять раз, и она составила 1100 квадратных метров. В октябре 2000 г. Балтийская строительная компания приступила к строительным работам. Уже в 2001 г. начал на глазах вырастать церковный комплекс. Первым законченным зданием стала часовня во имя благоверного князя Александра Невского. Чуть позже строители возвели колокольню, по бокам которой расположены часовни. Формы колокольни в миниатюре повторяют Троицкий храм. Нижний ярус звонницы является воротами всего комплекса, именно к ним подходит по мосту дорога от Каширского шоссе. К началу 2004 г. строительство завершили. Особенно трудоемкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы – мрамор, позолота. Кроме того, в собор был привезен фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской «Гильдия мастеров» Юрия Волкотруба, отличающийся изяществом и высочайшим исполнением. Живописные работы проводились под руководством заслуженного художника России Василия Нестеренко. Группу иконописцев возглавляла Анна Белянова. 19 мая 2004 г. было совершено освящение храма и отслужена первая литургия. Храм выстроен в византийском стиле.
Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырех сторон пристроены полуциркульные экседры, при этом план храма получился крестообразным. В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых – приделы, западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершено здание мощным куполом, в барабане которого двенадцать окон по числу апостолов. Огромный сферический ребристый купол покрашен в ярко-голубой цвет – символ Божией Матери и ангельских сил. Храм кажется многоглавым, так как форму купола повторяют полукупола экседр, почти равные в диаметре главному куполу. Такими же, только более миниатюрными, куполами и полукуполами завершена колокольня, стоящая с запада. Стены выкрашены в теплый розоватый цвет, несколько напоминающий цвет стен первых древнерусских церквей Киева и Новгорода. На территории Патриаршего подворья также построено двухэтажное здание притча. Из дома причта до храма проделан подземный ход.
В комплекс также входит здание воскресной школы. Здания комплекса, как церковные, так и светские, украшены мозаикой, выполненной в мастерской Екатерины Огородниковой в Санкт-Петербурге. В комплекс Патриаршего подворья вошел также баптистерий, представляющий собой отдельное помещение, позволяющее крестить всех – от младенцев до стариков. С Каширским шоссе Патриаршее подворье соединяет белокаменный арочный пешеходный мост, подводящий к надвратной колокольне.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"
Комментарии и обсуждение
Высота храма под крест — 46 м Площадь 1100 кв.м
Высота часовни — 16,4 м
Площадь часовни Александра Невского 100 кв.м
Высота звонницы — 15 м
Площадь (колокольни) 100 кв.м
Общая площадь комплекса — 2300 кв.м
http://www.posokhin.ru/projects/hram_jivonachalnoy_troici.html
Троицкая церковь в Орехове-Борисове, пожалуй, единственный в мире храм византийского стиля, имеющий столь ярко выраженный башнеобразный вид. В самой Византии, стране с гораздо более теплым климатом, чем центральная и северная Россия, храмы "византийского стиля", начиная от Св. Софии в Константинополе, имели явное превосходство длины над высотой. То же соотношение наблюдается в рускких храмах этого стиля, самыми известными из которых являются Греческая церковь в С.-Петербурге и Морской собор в Кронштадте. Вероятно, при строительстве храмов до революции не забывали учесть затраты на их эксплоатацию (отопление в долгий зимний период).
Некоторым аналогом церкви в Орехове-Борисове в смысле башнеобразности может служить петербургская церковь Милующей Божией Матери, построенная в конце XIX в западной части Васильевского острова, у Финского залива. Но, во-первых, ее высота определялась ее положением в "морском фасаде" С.-Петербурга: ей предназначалось быть заметной с наибольшего расстояния при подходе к городу с моря. Главным же отличием петербургской церкви от орехово-борисовской является ее план: первая в плане - квадратная, вторая - четырехлепесковая. Квадратный план у церкви Милующей Божией Матери достигается за счет невысоких угловых помещений, соединенных арками с основным башнеобразным объемом. Пространство западных пониженных углов предназначались для молящихся, восточных - для боковых алтарей.