В 1370 г., согласно желанию великого князя Димитрия Донского, здесь возник монастырь. Владение землею в этой местности прежде было связано с именами Симона Головина и Григория Ховрина. Первым игуменом был св. Федор, племянник преп. Сергия. Когда в 1379 г. монастырь был перенесен на нынешнее его место, при прежнем храме оставлена была малая обитель, зависевшая от главной и называвшаяся «Рождественскою, что на Лисьином пруде». Церковь стала приходскою приблизительно с 1646 г., когда окладные деньги вносили уже белые священники, а не монастырь.
Вместо деревянной, в 1509 г. построена каменная церковь, составляющая главную часть ныне существующего храма. Ее стиль чисто русский, она напоминает Владимирские церкви, а также ранние Московские, с поясом каменной резьбы вокруг всего храма и с такими же входными арками, как при Ризположенской в Кремле церкви (1486 г.). Особенностью является бесстолбность, глухой закрытый купол, отсутствие окон верхнего света, деревянные связи сводов в алтаре. В южном предалтарии устроен придел во имя св. Кирилла Белозерского, первоначально бывший особою деревянною церковью. Стенопись неоднократно возобновлялась и не сохранила древнего вида.
Трапезная и Никольский придел, вместо прежних, выстроены были деревянными же в 1734 г. В 1660 г. упоминаются каменные палатки над гробницами Пересвета и Ослебяти, похороненных здесь героев Куликовской битвы. Нынешняя западная часть всего храма, заключающая в себе трапезную с этими двумя гробницами, колокольню и приделы: новый – преп. Сергия и старый – Николая чудотворца, воздвигнута в 1849-55 гг.
Нынешние чугунные надгробия над Пересветом и Ослебятею сооружены в 1870 г. Сохранились замечательные древние иконы Николая чудотворца, Господа Вседержителя и др.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.