С первого взгляда церковь производит впечатление поздней постройки. В её формах видится провинциальная реплика классицизма. Однако она была построена в 1754 году помещиком, владельцем села И. И. Свечиным. Основной сруб здания состоит из восьмерика на четверике и покрыт куполом. К нему примыкает пятигранный алтарь со сводчатым покрытием и трапезной с Никольским приделом с южной стороны. С запада от храма стоит колокольня, соединённая с трапезной переходом. Внешне стены церкви покрыты дощатой обшивкой, кровля сделана из металла.
Как показали исторические и натурные обследования, здание состоит из разновременных частей. Церковь первоначально придела не имела. До его устройства на месте его алтаря, видимо, существовала галерея. От неё остались следы на южной стене четверика. Появление Никольского придела, видимо, связано с закрытием в 1760 году обветшавшей Никольской церкви в расположенном недалеко Ошаковском погосте и перенесением её прихода в Сушково. Судя по одинаковым угловым соединениям брёвен "в косую лапу" обоих алтарей и состоянию поверхности брёвен, устройство придела относится к самым ранним строительным этапам храма в Сушково.
Итак, основной четверик с алтарями и трапезной составляет самую старую часть здания. Интерьер храма внутри открыт на всю высоту до купола. Стены гладко отесаны и оштукатурены. Трудно определить, первоначальная ли штукатурка, но очевидно, она достаточно старая. Стены восьмерика и поверхность купола покрыты живописью, что является большой редкостью для деревянного храма. В живописи прослеживаются более ранние слои, которые выявлены на куполе, выполненные в хорошей академической манере, возможно, в первой половине ХIХ века. На восьмерике живопись другая, более поздняя, а орнаменты между сюжетными композициями совсем поздние, скорее всего начала ХХ столетия, выполненные в духе эпохи Серебряного века. Купол имеет бревенчатую конструкцию и перекрыт восьмигранным плафоном из половин толстых брёвен. Покрытия алтарей также выполнены в виде бревенчатых сводов, изнутри гладко отесанных и покрытых слоем штукатурки. Существующий верхний восьмерик, стоящий на куполе, не первоначальный. Он рублен достаточно грубо, "в прямую лапу". Первоначальный восьмерик был больше. От него сохранился нижний венец, конструкция которого идентична устройству алтарей. Купол первоначально имел деревянную кровлю, состоящую из коротких досок, крепившихся прямо к брёвнам на кованых гвоздях. Кровля была окрашена красно-коричневой краской.
Существующая обвшивка стен относится, скорее всего, к середине - второй половине ХIХ века. Первоначально она была окрашена в красно-коричневый цвет. Однако под ней на северной стене были обнаружены остатки более ранней обшивки. Судя по состоянию поверхности брёвен, она была сделана сразу при строительстве. Обшивка была сделана прямо по срубу по тонким вертикальным доскам, врезанным в брёвна. В старинных порядных грамотах на строительство деревянных зданий встречается выражение "рубить взакрой", то есть сразу под обшивку. Именно так была построена и Казанская церковь. Обшивка середины ХVIII века сама по себе является уникальной находкой, но самым необычным является то, что она была раскрашена "под кирпич". На красно-коричневом фоне грубо нарисованы белые швы. Существующие большие окна растесаны ы ХIХ веке. Первоначальные небольшие окна сохранились во втором снизу ряду в основном храмовом срубе. Они имеют непривычные конструкции обрамления. Толстые бруски были соединены под прямым углом, тогда как на Русском Севере типичным было соединение оконных брусков под косым углом. Снаружи бруски, обрамляющие окна, были раскрашены под мрамор. Подобное декоративное оформление деревянного храма в совокупности с раскраской обшивки выявлено впервые.
Крыша трапезной также перестраивалась. Первоначально стены трапезной были на два венца ниже, чем сейчас. Об этом свидетельствуют следы на западной стене храма на чердаке. Первоначальная крыша была деревянная. Помещение трапезной перекрыто продольными балками, поверх которых раньше лежал потолок из половин брёвен. Штукатурка стен поднимается чуть выше уровня потолка, что подтверждает вывод о её раннем появлении. С западной стороны к трапезной снаружи примыкала галерея. От неё сохранились следы врубки балок и след пристенной скамьи. Таким образом, вырисовывается первоначальный архитектурный облик церкви.
Перед нами открывается совершенно необычный облик деревянного храма, повторяющего формы и обработку фасадов каменных церквей конца ХVII века в стиле барокко. Характерные примеры подобных храмов в Москве - Богоявленская церковь 1692 года в Богоявленском переулке, Троицкая церковь 1696 года в Троицкой слободе. Аналогичные церкви строились и несколько позже. Некоторые из них мы находим сравнительно недалеко от Луховиц. Это Преображенская церковь 1709 года в деревне Спас-Дощатый, Преображенская церковь в деревне Струпна начала ХVIII века. Есть и деревянные аналоги, которые раньше, видимо, были широко распространены в центральных русских областях. Это утраченная Георгиевская церковь 1778 года в деревне Веретьево Талдомского округа, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1782 года в деревне Рудня-Никитское Орехово-Зуевский округ. Все эти храмы зафиксированы с позднейшими наслоениями - в обшивке с металлическими кровлями, с перестроенными главками. Первоначальный облик этих церквей недостаточно изучен, но велика вероятность, что они были похожими на церковь в Сушково.
Из журнала: "Московские Епархиальные Ведомости". №9/2020/А. Б. Бодэ Казанский храм в Луховицах - уникальный деревянный храм Подмосковья