ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас. Церковь Спаса Преображения.

Спасская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Покрова Пресвятой Богородицы, Тихона Амафунтского
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1802.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Спас

Координаты:57.45166, 41.028235


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Игорь Стрельников
19 сентября 2014
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
16 сентября 2009
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
oldboy
9 мая 2014
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Фасад южного придела
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
И здесь к сожалению ничего не изменилось, хотя в 2001 какие-то работы начинались!
AndreyCoins
4 июля 2001
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Решетка колокольни
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Место иконостаса
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Южный придел
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Плиточный пол в трапезной
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Северный придел трапезной
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Monbes
29 июля 2012
Церковь Спаса Преображения - Спас - Нерехтский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
9 мая 2014



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Наталья,  8 ноября 2007

Село Спас расположено слева от дороги. Свое название получило от церкви Спаса Преображения. Село было центром одноименной волости и до 1764 года принадлежало Костромскому Ипатьевскому монастырю. В центре села возвышается церковь, сооруженная в 1802 году в стиле позднего барокко. Двусветный четверик завершается традиционным пятиглавием. Современный церкви иконостас в целях сохранения перевезен в город Нерехта, где после реставрации будет смонтирован во Владимирской церкви. В четверике фрагментарно сохранились росписи первой половины XIX века.


Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  7 февраля 2013

Сельская приходская церковь Спаса Преображения старинного села Спас (Спасское Шиповых), выстроенная в архаичных для рубежа 18-19 веков формах, вполне характерна по своему типу и декору для храмов Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Само село Спас некогда было центром одноимённой волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая каменная церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 года. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова Богородицы, видимо, около сер.19 века. Сама композиция Преображенской церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера вышеупомянутыми приделами и трёхъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырёхгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане, равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырёхгранный глухой барабан. В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись, исполненная маслом в сер. 19 века.

В частично уцелевшей храмовой летописи указан 1853 г. как время создания иконостаса, очевидно, синхронного с росписью. В своде алтаря написана Троица Новозаветная на облачном фоне. На западной стене алтаря над входом - образ Богородицы. Свод входного арочного проёма декорирован кессонами, внутри которых помещены розетки и небольшая композиция с церковными атрибутами. В вершине свода храма написан поясной образ Господа Саваофа. На его лотках располагались сцены Страстей - "Несение Креста", "Снятие со Креста" и "Положение во гроб", окаймленные пышными гризайльными картушами. На стенах храма клейма располагались в четырёх ярусах. Под окнами второго света проходит узкий ярус с овальными клеймами; часть клейм этого яруса иллюстрирует историю Моисея. Среди больших клейм в нижнем ярусе выделяются: "Усекновение главы Иоанна Предтечи", "Жертвоприношение Авраама", на западной стене над входом был представлен "Страшный Суд", по сторонам от него - 4 сцены из Книги Бытия, в частности, "Сотворение Адама" и "Грехопадение".

Над западным входом в храм написана Богоматерь Знамение с ангелами. Множественность других образов Богородицы, помещавшихся здесь повсюду, является некой архаической чертой в программе росписи этого храма. Пышная гризайльная орнаментика картушей, написанных под лепку и под золото, характерна для росписей в стиле псевдобарокко. Значительное число сюжетных клейм росписи восходят к образцам эпохи барокко, что обеспечивает ансамблю росписи стилевую цельность. Манера живописи - подражание академическим образцам. Первоначальная роспись трапезной также была исполнена в сер. 19 в. Её капитальное поновление маслом в позднеакадемическом стиле относится к нач. 20 в. Частично здесь сохранились Евангельские сцены на сводах, изображения святых на откосах окон, и Богородицы на сводах оконных ниш. Значительная часть настенной живописи в интерьере этой некогда красивой церкви, к сожалению, была со временем всё же утеряна. Храм и сейчас стоит бездействуя и очень нуждается в большом капитальном ремонте...

По материалам: "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 11, стр.264-267.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  27 марта 2014

Преображенская церковь с. Спас-Шиповых (Спас) каменная, с такою же колокольней и оградой, построена в 1802 году усердием прихожан. Кладбище в 1 версте от церкви, окопано рвом; при кладбище есть деревянная часовня. Престолы: в холодной - во имя Преображения Господня, в теплой: во имя святит. Тихона Амафунтского и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Местно чтимая древняя икона – св. Тихона Амафунткого. Постоянных средств в церкви нет. При церкви существует с 1903 г. Тихоновское церковно-приходское общество трезвости с бесплатной библиотекой-читальней.

Причт: священник и псаломщик, казенного жалования получает священник 70 руб. 56 коп., псаломщик 23 руб. 52 коп. Доход от богослужений и треб священника около 300 руб., псаломщика около 100 руб. Дома для причта церковные, а двор и все пристройки – собственные. Земли в пользовании причта: усадебной 1800 кв. сажень, сенокосной 3 десятины 1070 кв. сажень, пахотной 30 десятин 510 кв. сажень, неудобной 440 сажень. План и межевая книга в общем владении с крестьянами с. Спас-Шиповых и дер. Дмитревки, а при церкви имеется копия с плана.

Прихожан муж. пола 434, жен. пола 481, приход сельскохозяйственный, с кустарным производством (торговля полотном). Приходских селений 5, дальняя деревня в 4 верстах. Школа в приходе одна – земская.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  30 сентября 2020

Сельская приходская церковь в запоздалых для рубежа 18–19 вв. формах раннего классицизма характерна по своему типу и декору для Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Село было центром одноименной волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 г. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова, по-видимому, около сер. 19 в., возможно, в два периода – сначала с юга, затем с севера. При этом были заложены нижние западные проемы храма, которые оказались выходящими в придельные алтари. В советское время обрушилась главка на колокольне, утрачена значительная часть настенной живописи в интерьере. Главный иконостас перевезен во Владимирскую церковь в городе Нерехте. Кирпичные стены побелены.


Симметричная относительно продольной оси композиция церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера приделами и трехъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырехгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырехгранный глухой барабан.

Четверик храма со скругленными углами, фланкированными пилястрами, завершен профилированным карнизом с сухариками. Южный и северный фасады в три оси окон разделены на прясла пилястрами. Прямоугольные проемы заключены в рамочные наличники и акцентированы сандриками, треугольными над окнами первого света и прямыми над окнами второго. Подоконники нижних проемов соединены с накладными досками. В средней части фасадов по осям проемов помещены квадратные накладные доски с круглыми филенками. В апсиде выложен венчающий карниз, как у храма, а окна оформлены аналогично верхним проемам четверика, но с такими же накладными досками, как у его нижних проемов. Такой же декор повторяется на фасадах трапезной, прорезанных тремя окнами с каждой стороны. Ярусы колокольни со всех сторон имеют крупные арочные проемы (на южном и северном фасадах первого яруса они ложные), фланкированные тосканскими пилястрами. Проемы заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками. В первом ярусе над ними выложена накладная доска с вырезом по нижнему краю, а в верхних ярусах – два круглых медальона.

Бесстолпное помещение храма перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом. Три арочных проема (средний шире и выше боковых) ведут в апсиду с конхой и распалубками над окнами. Крупный арочный проем соединяет храм с трапезной, перекрытой сомкнутым сводом. Трапезная сообщается двумя арочными проемами с каждым приделом, завершенным лотковым сводом с распалубками. В первом ярусе колокольни – крестовый свод. На восточной стене над входом в трапезную выложен квадратный киот. В северо-восточном пилоне первого яруса расположена внутристенная кирпичная лестница.

В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись, исполненная маслом в сер. 19 в. В частично уцелевшей храмовой летописи указан 1853 г. как время создания иконостаса, очевидно, синхронного с росписью. В своде алтаря написана Троица Новозаветная на облачном фоне. На западной стене алтаря над входом образ Богоматери заключен в картуш барочно-рокайльного типа. Свод входного арочного проема декорирован кессонами, внутри которых помещены розетки и небольшая композиция с церковными атрибутами. Более развернутая композиция с церковными атрибутами помещена на стене апсиды – она служила декоративным кокошником для помещавшейся здесь иконы. В вершине свода храма написан поясной образ Саваофа. На его лотках располагались сцены Страстей – «Несение креста», «Снятие со креста» и «Положение во гроб», окаймленные пышными гризайльными картушами. Два малых клейма со сценами из Страстного цикла помещались на восточной стене, по сторонам верхнего яруса иконостаса. Основание свода отмечено лепным карнизом с сухариками. На стенах храма клейма располагались в четырех ярусах. По всему периметру под окнами второго света проходит узкий ярус с овальными клеймами горизонтального формата. Часть клейм этого яруса иллюстрирует историю Моисея, что является программной особенностью цикла. Среди больших клейм в нижнем ярусе выделяются «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Жертвоприношение Авраама», на западной стене над входом был представлен «Страшный суд», по сторонам от него – 4 сцены из книги Бытие, в частности, «Сотворение Адама» и «Грехопадение». Над западным входом в храм написана Богоматерь Знамение с ангелами. Другие образа Богоматери помещались как в перемычках окон, так и над другими входами в храм. Их множественность является архаической чертой в программе росписи.

Пышная гризайльная орнаментика картушей, написанных под лепку и под золото, характерна для росписей в стиле псевдобарокко. Значительное число сюжетных клейм росписи восходят к образцам эпохи барокко, что обеспечивает ансамблю росписи стилевую цельность. В палитре присутствует контрастное сочетание теплых коричнево-золотистых и холодных бирюзово-голубых тонов. Манера живописи – подражание академическим образцам.

Первоначальная роспись трапезной также была исполнена в сер. 19 в. Ее капитальное поновление маслом в позднеакадемическом стиле относится к нач. 20 в. Частично сохранились евангельские сцены на сводах, изображения святых на откосах окон и Богоматери на сводах оконных амбразур. В трапезной сохранилась метлахская плитка пола желтого, красного и синего цветов, с полосами меандра.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 195; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 243, № 651; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 156; Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М., 1996. С. 91; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 264-267.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.