Один из самых выразительных памятников Нерехтского района, обладающий стройностью объемной композиции и развитым фасадным декором. Храм типа восьмерик на четверике относится к лучшим культовым сооружениям барокко 1-й пол. 18 столетия в области, сооруженным по проекту профессионального архитектора, вероятно принадлежавшего к московской школе. Тяжеловатые пропорции и схематический характер ордерного декора колокольни, сооруженной в стиле классицизма, выдают руку местных мастеров.
Церковь стоит в центре села на широкой площади, северным фасадом обращена к большому пруду, восточным – к подъездной дороге. Село Татьянино известно с 1535 г., когда было дано в поместье дьяку Посольского приказа Ивашову. В кон. 16 или нач. 17 в. оно перешло в вотчину И.И. Колобова, полковника Стрелецкого приказа и оставалось во владении его потомков. В 1734 г. попечением Парасковьи Никифоровны Колобовой была возведена существующая каменная церковь, видимо, сменившая старую деревянную (по другим сведениям, заказчиком храма являлся М.Г. Собакин, муж Колобовой, получившей село в приданое от своего отца Н.И. Колобова). По какой-то причине алтарь храма был разобран, но вскоре заменен новым (приложенным к четверику без перевязки), с воспроизведением первоначального декора. Колокольня была сооружена в 1-й четв. 19 в., а трапезная с приделами Знамения и Николая Чудотворца появилась во 2-й четв. 19 столетия. К настоящему времени утрачена гуськовая кровля и шпиль колокольни, частично обрушен свод трапезной, не сохранились скатные кровли трапезной и алтаря, от настенных росписей уцелели небольшие фрагменты, позволяющие датировать ее 2-й четв. – сер. 19 в. Стены здания сложены из кирпича, фасады колокольни оштукатурены.
Композиция церкви симметричная относительно продольной оси, складывается из высокого храма типа восьмерик на двусветном четверике с низкой граненой апсидой, широкой трапезной, боковые приделы которой частично закрывают боковые фасады храма, и довольно массивной трехъярусной колокольни, состоящей из четвериков с четырехгранным трибуном в основании утраченного шпиля.
Стройный двусветный четверик храма с полуглавиями по центрам фасадов имеет двухосевую композицию боковых фасадов. Углы объема оформлены огибающими лопатками, в верхней части украшенными рустом вперебежку, карниз, раскрепованный на углах, состоит из ряда полочек и каблучков. Окна с пологими лучковыми перемычками помещены в прямоугольные перспективные нишки и украшены рамочными наличниками, различными в первом и втором ярусах. Над двухступенчатой полочкой, завершающей рамку нижнего окна помещена профилированная лучковая бровка. Наличники верхних проемов, с узкими ушками на углах, развиты вниз лежачей подоконной филенкой с пло-скими балясинами и завершены профилированными щипцами, увенчанными маленькими фигурными пинаклями над центром и краями. В подвышении полуглавия расположена круглая филенка-киот, плоское обрамление которой образует по бокам небольшие свесы с кистями, а в вершине акцентировано миниатюрным замком. Ребра восьмерика подчеркнуты диагонально поставленными пилястрами, наложенными на огибающие лопатки. Над ними раскрепован трехчастный антаблемент с прямоугольными лежачими филенками во фризе и невысокий аттик, украшенный профилированными круглыми филенками. Арочные окна, световые на диагональных гранях и ложные на основных заключены в перспективные наличники, полувалик по внешнему обводу которых перебит бусинами и опирается на профилированные подоконники. Композиция наличника дополнена двумя треугольными накладками и миниатюрной круглой нишкой над верхней частью и лежачим щитом с уширенными углами под проемом. Кирпичная главка храма опирается на восьмигранный глухой барабан, декорированный тонкими полуколонками и арочными нишками. Изломы стен пятигранной апсиды подчеркнуты лопатками, крепующими профилированный карниз, окна, световое в восточной грани и ложные в диагональных, оформлены аналогично нижним окнам четверика.
Плоскостный и сухой декор трапезной ограничен несложным трехчастным антаблементом и профилированными сандриками-полочками, поднятыми над прямоугольными окнами. Углы объема, чуть заглубленные относительно плоскостей стен, скруглены. Все яруса колокольни прорезаны высокими арочными проемами. Фасады нижнего четверика украшены четырехколонными портиками с чуть расширенным средним интерколумнием. Трехчетвертные тосканские колонны без энтазиса, поднятые на высоких постаментах, несут трехчастные антаблементы и пологие треугольные фронтоны. Такие же портики второго яруса состоят из полуколонн, поддерживающих неканонический двухчастный карниз, а в верхнем ярусе полуколонны поставлены у углов четверика.
Внутри высокое и светлое пространство храма перекрыто восьмидольным сводом, переход от восьмерика к четверику осуществлен с помощью плоских двухступенчатых тромпов. Окна, сохранившие старые кубоватые решетки, помещены в глубоких амбразурах с большими отливами. В алтарь, имеющий изнутри полуциркульную форму и перекрытый коробовым сводом с конхой, ведут три арочных прохода. Широкая арка связывает храм с двухстолпной трапезной, своды которой, поперечные коробовые в центральной части и крестовые в боковых, опираются на подпружные арки. Прямоугольные в плане алтари приделов имеют полулотковые своды. Крестообразное пространство нижнего яруса колокольни завершено восьмидольным сводом с узкими диагональными лотками, идущими от срезанных углов.
От клеевой живописи 1840—1850-х гг., покрывавшей стены храма уцелели фрагменты псевдобарочных обрамлений сюжетных композиций на западной стене восьмерика и в простенках верхних окон на южной стене.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 30; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 112 № 67; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 32; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 260-261; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 269-271.