ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сандогора. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь, Свято-Троицкий храм


Сандогора. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Феодосия Тотемского, Геннадия Костромского и Любимоградского
Год постройки:не позже 1829.
Адрес:
Костромская область, Костромской район, Сандогорское сельское поселение, село Большая Сандогора

Координаты: 58.1941, 40.96246



Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Фото В.В. Лелецкого<br>, Сандогора, Костромской район, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Сандогора, Костромской район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
17 сентября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  27 марта 2013

Возникновение большого села Сандогора, вытянутого вдоль высокого левого берега р.Кострома, по-видимому, относится к нач. 18 века. В предшествующее время эти земли входили в состав вотчины Костромского Спасо-Запрудненского монастыря. Изначально основным занятием жителей было не земледелие, а рыбный и пушной промыслы, ремесло и торговля. Развитию последней способствовало судоходное движение по реке от Костромы до Буя. Экономическому расцвету поселения благоприятствовало также соседство с почитаемым в этих местах Спасо-Геннадиевым монастырём, стоящим на противоположной стороне реки и привлекавшим множество богомольцев. Несколько раз в год у стен монастыря проходила ярмарка.

Ко 2-й четв. 19 в. положение Сандогоры было настолько прочным, что в 1829 г. средствами прихожан в южной части села на берегу реки был возведён каменный пятиглавый храм с трёхярусной колокольней, сменивший деревянную шатровую церковь в честь Святой Троицы. В каменный храм перенесли три престола из деревянной церкви: 1) в холодном четверике - в честь Святой Живоначальной Троицы, в тёплой трапезной 2) во имя свт. Николы, 3)во имя прпп. Сергия Радонежского, Геннадия Костромского и Любимоградского и Феодосия Тотемского. Появление престола во имя преподобных Геннадия и Феодосия связано с находящимся в нескольких верстах от Сандогоры за р.Костромой Спасо-Геннадиевым монастырём, основатель которого, прп.Геннадий, очень почитался в Костромском уезде, а прп.Феодосий Тотемский был очень почитаем в южных уездах Вологодской и северных уездах Костромской губерний. Стоящий на берегу р.Костромы Свято-Троицкий храм в Сандогоре относится к числу немногих церквей района, избежавших в советское время закрытия.


Марина Зуйкова  26 сентября 2020

Характерный для этих мест сельский храм в запаздывающих по времени формах плоскостного позднего барокко, сохранивший убранство интерьера. Возведенная в 1829 г. на средства прихожан кирпичная и побеленная по известковой обмазке церковь стоит в южной части села на берегу р. Кострома. В 3-й четв. 19 в. с трех сторон (кроме северной, речной) церковный участок был окружен кирпичной и также покрытой обмазкой оградой с воротами с запада и калиткой — с востока.

Церковь Троицы, 1829 г. Объемная композиция храма традиционна для этого времени: к двусветному четверику, завершенному изогнутой четырехскатной кровлей с пятью чешуйчатыми главками на глухих барабанах примыкают низкие объемы прямоугольного в плане алтаря и широкой трапезной с боковыми приделами; углы всех объемов скруглены и раскрепованы. Трехъярусная четырехгранная колокольня с гуськовой кровлей увенчана шпилем на глухом граненым барабанчике.

Основной четверик расчленен на два яруса профилированным карнизом с сухариками, переходящим на стены алтаря, трапезной и колокольни и связывающим таким образом все элементы объемной композиции. Единообразно также оформление всех окон: они заключены в рамочные наличники с ушами, дополненные под- и надоконными нишками и прямыми сандриками. Венчающий четверик трехчастный антаблемент декорирован более редкими и крупными консольками. Над боковым северным входом в храм, лишенным портала, помещена прямоугольная нишка для иконы. Восьмигранные барабаны глав (их диагональные, более узкие грани оканчиваются внизу волютами) декорированы арочными нишками с импостами на уровне пят и профилированными карнизами. Высокие арки во всех ярусах колокольни (в нижнем четверике южная арка заложена, а за северной, ложной, находится внутристенная лестница) фланкированы полуколоннами, несущими антаблемент, а в двух нижних ярусах — треугольные фронтоны. Антаблементы над выпущенными углами раскрепованы.

Внутри светлое пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Три узкие арки ведут в алтарь, перекрытый полулотковым сводом, одна широкая — в двустолпную трапезную с системой коробовых сводов с распалубками над окнами. В окнах сохранились кубоватые решетки 1-й пол. 19 в., пол устлан метлахской плиткой.

Первоначальная клеевая живопись в храме, созданная, по-видимому, вскоре после окончания строительных работ, была переписана маслом в нач. 20 в., при этом выполненные гризайлью архитектурные членения и рамы композиций прописаны по старой основе с сохранением первоначального рисунка, а фигурные композиции написаны заново в стиле модерн. В своде, разделенном по ребрам полосами гризайльного орнамента, помещена “Новозаветная Троица” (в восточном лотке) в окружении пророков, избранных святых и ангелов. Стены храма разделены на два яруса живописным классицистическим карнизом с модульонами и розетками и рисованной лепниной во фризе. Межъярусный карниз поддерживают колонны с коринфскими капителями, венчающий карниз, в основании свода, в центральной части стены раскрепован и опирается на фигурные кронштейны. В простенках окон в рисованных рамах помещены фигуры русских святых в рост, под окнами — их поколенные изображения. Основную часть западной стены занимает крупная прямоугольная композиция “Явление Христа”. В колорите росписи преобладают холодные серые и голубоватые тона. Масляная живопись в трапезной, относящаяся к посл. четв. 19 в., грубо прописана в 1956 г. Здесь на сводах и в простенках окон помещены композиции евангельского цикла в фигурных рамах в форме квадрифолиев и арочек с заплечиками.

Главный трехъярусный иконостас, выполненный в 1-й пол. 19 в., — выразительное произведение в стиле классицизма. Между собой ярусы разделены профилированными карнизами с модульонами и розетками. Иконы в двух нижних ярусах распложены по семи осям (в нижнем ярусе в два ряда), четные из которых выступают ризалитами, отмеченными двухколонными портиками с фронтонами, треугольными или лучковыми. Над царскими вратами, по-видимому, выполненными позже иконостаса, укреплен резной балдахин с ниспадающими драпировками, частично прикрывающими изображение Святого Духа в виде голубя в лучах. В верхнем ярусе иконостаса — три иконы, разделенные колонками, над средней — Распятие с предстоящими. По бокам их фланкируют две живописные композиции, написанные на восточной стене, — “Суд Пилата” (слева) и “Несение креста” (справа). На голубом фоне иконостаса ярко выделяется позолота композитных капителей колонн и резных деталей классицистического характера, украшающих межъярусные карнизы и фронтоны портиков.

Одноярусные двухчиновые иконостасы приделов, кремового тона с позолоченными деталями, выполнены в сер. 19 в. также в стиле классицизма. Южный придел посвящен Николаю Чудотворцу, северный — Сергию Радонежскому. Композиционная структура иконостасов идентична: четырехколонный портик, в центральном интерколумнии которого находятся царские врата, завершен треугольным фронтоном, наложенным на ступенчатый аттик, и увенчан трамплеями, изображающими Распятие с предстоящими.

Ограда храма представляет собой соединенные между собой невысоким цоколем кирпичные квадратные в сечении столбы с арочными нишами и лучковыми фронтонами на лицевой плоскости. Укрепленная в них металлическая решетка состоит из вертикальных прутьев, скрепленных по низу и верху горизонтальной полосой, и завершена ажурным фризом из сердцевидных мотивов, пик и волютообразных завитков.

Главные западные ворота — трехчастные. Центральный арочный проезд, фланкированный сдвоенными филенчатыми лопатками и завершенный карнизом с маленькими прямоугольными нишками во фризе, венчают три чешуйчатые главки с крестами. Средняя, более крупная, поднята на четырехгранном глухом барабанчике, миниатюрные боковые — на невысоких тумбах, поднимающихся над карнизом. Калитки по сторонам проезда, лицевая плоскость которых декорирована фигурными филенками, также имеют арочную форму и завершены своеобразными лучковыми фронтонами. Сохранились металлические створки ворот и калиток, по характеру близкие решеткам ограды.

Трехцентровая арка восточной калитки, прорезанная в прямоугольном пилоне, также увенчана тремя главками, возвышающимися над горизонталью профилированного карниза с сухариками. Ее лицевую плоскость украшают фигурные двухлопастные филенки.

http://svodokn.ru/object/101510916?open=true


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 июля 2022

Троицкая церковь села Сандогоры каменная, в связи с таковою же колокольнею; построена в 1829 г. тщанием прихожан и доброхотных дателей. Церковь обнесена оградой. Особо отведенное кладбище, без церкви, имеется на расстоянии от церкви 86 саж., вокруг его устроена каменная ограда.

Престолов три: в холодной – во имя Живоначальной Троицы, в теплой – во имя святит. Николая и во имя препод. Сергия Радонежского, Геннадия Костромского и Любимоградского и Феодосия, Тотемского чудотворца. При церкви есть церковно-приходской совет и общество трезвости во имя преп. Серафима, Саровского чудотворца.

Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Казенного жалования положено священнику 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп., диакон жалования не получает. С капитала 1800 руб., вложенного в Костромское отделение Государственного банка на вечное поминовение, причт получает проценты в 62 руб. в год. За арендное содержание пахотной земли причт получает 100 руб. в год. Причт имеет собственные дома, квартирных денег не получает. Церковной земли, состоящей в использовании причта пахотной удобной 19 дес. и неудобной 3 дес. 993 кв. саж., луговой 11 дес., лесной 1 дес. и усадебной 3 дес. Плана и межевой книги на церковную землю не имеется, а значится оная в плане и межевой книге вместе с прихожанами – государственными крестьянами.

Прихожан муж. пола 1230 душ, жен. пола 1350. Приход по характеру занятий частью сельскохозяйственный, частью с отхожими промыслами. Приходских селений 11, самое дальнее от церкви находится в 12 верстах. Препятствием к сообщению бывает река Кострома во время весеннего разлива. Школ в приходе две земских: одна в селе Сандогоре, а другая в деревне Подольнове.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, том 1. Кострома. Губернская типография, 1911 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.