ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кашира. Церковь Флора и Лавра.

Церковь Флора и Лавра в Ямской Слободе


Кашира. Церковь Флора и Лавра
Церковь. Действует.  
Престолы:Флора и Лавра, Воздвижения Креста Господня, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1859 и 1869. Трапезная - 1849.
Архитектор:Образцовый проект № 24 (основной объём)
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Каширский район, г. Кашира, Школьный пер., д. 4

Координаты: 54.841304, 38.164806



Сортировка:

Церковь Флора и Лавра, Вид с юго-запада<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Юрий Шабунин
3 октября 2019
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
6 февраля 2017
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 августа 2016
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
8 марта 2013
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
strusto
2 декабря 2007
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
strusto
2 декабря 2007
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, Центральная и малая главы<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Центральная и малая главы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2021
Церковь Флора и Лавра, Крыльцо колокольни<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Крыльцо колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2021
Церковь Флора и Лавра, Верхний ярус колокольни<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Верхний ярус колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
6 февраля 2017
Церковь Флора и Лавра, Южный фасад храма<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Южный фасад храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 августа 2016
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
strusto
2 декабря 2007
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Иванов Дмитрий
19 сентября 2007
Церковь Флора и Лавра, интерьер (общий вид)<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
интерьер (общий вид)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, интерьер (росписи трапезной)<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
интерьер (росписи трапезной)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, интерьер (главный иконостас)<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
интерьер (главный иконостас)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Юрий Шабунин
3 октября 2019
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Юрий Шабунин
3 октября 2019
Церковь Флора и Лавра, дом причта<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
дом причта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Флора и Лавра, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Иванов Дмитрий
19 сентября 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 июня 2013

Флоровская церковь

Кроме части города, к приходу этой церкви причисляется пригородная Ямская слобода. Всего населения в приходе 303 души муж. пола и 284 жен. пола. Каменный храм во имя св. мчк. Флора и Лавра построен был в 1776 г. с приделом в честь Воздвижения Креста Господня. В 1830-42 гг. храм этот вместе со своими прихожанами был снова сделан самостоятельным.

В 1849 г. трапезная часть храма была распространена, и в ней устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1859 г. главный храм, вследствие тесноты и ветхости был совершенно разобран и заменен новым, более обширным храмом каменной постройки, который и был окончательно устроен в 1869 г. Обветшавший иконостас этого храма заменен был новым в 1891 г. Все эти постройки и поправки производились на средства прихожан с участием частных благотворителей.

В пользу храма получаются проценты с 1152 руб. 16 коп. Причт состоит из священника и псаломщика, на содержание его получаются проценты с 3680 руб., земли полевой, луговой и усадебной 34 десятины.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 399.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 августа 2021

В Ямском проезде, возвышаясь над крышами небольших домов, вот уже более двух с половиной веков стоит храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. Его уникальность не только в сохранившемся образе эпохи. В советское время храм единственный среди святынь исторической части Каширы не закрывался, здесь никогда не прекращились богослужения.

История храма, построенного на месте деревянной церкви, восходит к 60-м годам ХVIII века. Его появление связывают с именем каширского купца Ивана Калинина, сына Осина. Однако столетие спустя было построено ныне существующее каменное здание. Колокольня воздвигнута в 1869 году, а существующий иконостас придела Воздвижения Креста Господня установлен в 1891 году, взамен обветшавшего. Изначально церковь во имя Флора и Лавра имела естественный цвет кирпича, но в советское время неоднократно перекрашивалась прямо по кирпичной кладке. В послевоенное время имела разноцветный окрас стен, в 80-е годы - жёлто-охристый, и только десять лет назад было принято решение придать святыне изначальный цвет - красно-охристый, кирпичный.

Из газеты: "Каширские известия", №30 (14754) от 6 августа 2021 года/Исторические хроники/Здесь никогда не замолкал колокольный звон


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 июня 2024

Церковь мучеников Флора и Лавра занимает особое место среди храмов Каширы. В советские годы она не закрывалась, поэтому здесь сохранился замечательный иконостас и старинные намоленные иконы. В 2012 году недалеко от этой церкви был освящен источник с купальней, названный в честь образа Божией Матери «Всецарица».

Каменный храм Флора и Лавра в приходе Ямской слободы г. Каширы был построен, на месте ветхой деревянной церкви, в 1766 г. «стараниями и заботами купца Ивана Калинина, сына Осина, с приходскими людьми». В храме имелся придел Воздвижения Креста Господня.

Об этом свидетельствует «Дело по доношению священно и церковнослужителей церкви Флора и Лавра в граде Кашире об освящении вновь построенной каменной церкви 1766 года ноября 18 дня»

«… Преосвященнейшему Феодосию епискому Коломенскому и Каширскому… всепокорнейшее доношение Епархии вашего Преосвященства града Каширы церкви св. мучеников Флора и Лавра… церковно и священнослужителей…

По силе данной вашего Преосвященства в прошлом 1765 г. по прошению приходских людей храмозданной грамоты означенной Флоровской церкви с приделом Воздвижения Креста Господня вместо обветшавшей вновь каменного здания тщанием Каширского купца Ивана Калинина, сына Осина, с прихожанами построена, которая всяким церковным благолепием украшена и принадлежащею утварью приуготовлена и по освящении состоит в готовности таковой сего ноября 15 дня.

Старостой поповским Петровским иереем Симеоном Андреевым освидетельствована и надлежащая оной опись учинена которую на рассмотрение Вашему преосвященству при сем доношении прилагается. Того ради просим дабы соблаговолено было вновь построенную церковь с приделом освятить…»

В 1830-1842 гг. церковь приписывается к Успенскому Собору, вероятно, вследствии ветхости здания. В 1842 г. храм становится самостоятельным. В 1844 году трапезная часть храма была расширена и в ней устроен придел апп. Петра и Павла.

В 1859 г. храм вследствии тесноты и ветхости был разобран и заменен новой существующей каменной церковью. Старожили до сих пор могут показать место, рядом с храмом, где готовили и обжигали кирпичи для строительства храма. Колокольня построена в 1869 г. Известно, что существующий иконостас предела Воздвижения поставлен в 1891 г., заменив старый, пришедший в ветхость. Некоторая существующая настенная живопись того же времени.

Церковь Флора и Лавра расположена на границе исторического города в бывшей Ямской слободе. Вертикаль церкви, выделяющаяся на фоне одно-двухэтажной усадебной застройки этой части города, поставлена на вершине холма перед спуском с него ямского проезда. В панораме города и реки Оки храм Флора и Лавра пространственно раскрывает ансамбль городской застройки города Каширы, центром которого является ул. Стрелецкая.

Церковь мучеников Флора и Лавра до революции была почти незаметна на фоне других каширских храмов. Архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Геронтий Кургановский, совершивший поездку в местную Никитскую женскую обитель, описал в очерке 1909 года церкви города следующим образом: «В городе Кашире, кроме женского монастыря, еще шесть храмов, несмотря на то, что жителей менее трех тысяч душ…все храмы, кроме последнего (Фрола и Лавра), отличаются редким благолепием, тем более это удивительно в малом уездном городе; но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан».

Гостя поразило не только количество церквей в небольшом городе, но и их почти «столичный» облик. Особенно привлек его внимание вид Успенского собора и храма Введения Пресвятой Богородицы с башенными часами на колокольне, «которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за пятьдесят верст». Только в одной каширской церкви Флора и Ларва архимандрит Геронтий не нашел ничего примечательного.

В XX веке все резко поменялось. Неприметная церковь Ямской слободы, располагавшейся на восточной окраине города, на многие десятилетия стала центром религиозной жизни Каширы. Величественный Успенский собор, Введенский храм с башенными часами и колокольней, Никитский монастырь и другие церкви города в советские годы подверглись разорению и были закрыты. Только в храме Ямской слободы новыми властями разрешалось совершать богослужение. Не исключено, что на решение оставить действующей именно эту церковь повлияла как раз ее неприметность и невыгодное расположение в городе.

Здесь с 1933 по 1937 года служил священномученик Сергий Знаменский, именно отсюда его увезли Москву, где и расстреляли на Бутовском полигоне.

Основная часть иконостасов в церкви позднейшие. В 60-е годы XX в., когда закрывали один из подмосковных храмов, иконостасы были перевезены и установлены вместо имеющихся ветхих. имеется случай в 60-е годы, когда было принято каширским исполкомом «окончательное» решение о закрытии храма. Храмовые иконы были разобраны прихожанами и грузовики с зерном стояли у ворот церкви. И только личное ходатайство к руководству Мособлисполкома не позволило превратить храм в очередное зернохранилище. Решение было отменено. Также сыграло свою роль в отмене и отдаленное расположение храма от центра города.

Мученики Флор и Лавр были когда-то одними из самых почитаемых святых в России. Это и неудивительно, ведь святых считали покровителями домашнего скота, а в особенности лошадей. Великий писатель Лев Толстой запечатлел в «Войне и мире» эту особенную любовь простого народа к мученикам Флору и Лавру в образе Платона Каратаева. Просвещенного Пьера Безухова удивила его незамысловатая и наивная молитва, которую тот читал перед сном: «Никола Угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас!» Лошади были помощниками в крестьянском труде, поэтому икону покровителей домашнего скота можно было часто встретить в деревенских избах. Еще больше святых Флора и Лавра почитали кучера, конюхи, извозчики и ямщики. Тюркское слово «ям» появилось на Руси во времена Золотоордынского ига. Время подчинения русских земель монголо-татарам, несмотря на всю тяжесть и беды, которое оно принесло, имело, тем не менее, и отдельные положительные моменты. В частности, именно благодаря Орде на Руси появилась система «ямов», соединивших отдаленные русские города и обеспечившая достаточно быстрое по тем временам сухопутное передвижение, в первую очередь, княжеских гонцов. Эта система называлась «ямской гоньбой». На главных дорогах на расстоянии примерно 40 или 50 верст друг от друга были построены специальные дворы с конюшнями, где путники могли сменить уставших лошадей на новых и немедленно продолжить путь. Здесь же можно было остановиться для отдыха или ночлега. При этих придорожных дворах с лошадьми всегда находился смотритель – ямщик.

Церковь Флора и Лавра в Ямской слободе Каширы являлась третьей церковью в своеобразной цепи «фроловских» храмов, растянувшейся вдоль древнего Каширского тракта. Первая церковь в это ряду стояла у самого начала дороги в районе Зацепы в Москве. В конце XVII века здесь находилась таможенная граница столицы, а «за цепью», преграждавшей путь торговым обозам, купцы ожидали своей очереди на досмотр. Церковь можно и сегодня увидеть около здания Павелецкого вокзала. Вторая церковь Флора и Лавра была построена в селе Старый Ям на Каширской дороге на расстоянии примерно одного «ямского гона» от московской. Этот храм также сохранился и хорошо заметен с трассы «Дон». Еще через примерно сорок верст от Яма третья церковь Фрола и Лавра встречала путников в Кашире.

Память мучеников Флора и Лавра, которая отмечается 31 августа по новому стилю, в народе часто называли «лошадиным праздником». В этот день и на Зацепе, и в селе Ям, и в Ямской слободе Каширы устраивались народные гуляния, в которых участвовали все, чья жизнь была связана с лошадьми. На площадь перед церковью приводились сотни лошадей, парадно украшенные кумачовыми тряпичными цветами в гривах и яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их вели нарядно одетые кучера и конюхи на особый молебен мученикам, после которого священник кропил животных святой водой. Затем устраивались представления верховой езды на лошадях, а также купание животных в реке.

Святой источник при храме Фрола и Лавра в Кашире располагается примерно в двухстах метрах от церкви ниже по Ямскому проезду. Он представляет собой хороший бревенчатый сруб с оборудованной купальней, где можно окунуться в воду. Труба для набора воды, украшена художественной ковкой. Источник посвящен иконе Божией Матери «Всецарица». Празднование этой иконе Богородицы совершается в один день с памятью мучеников Флора и Лавра 31 августа. Эту икону, где Мария сидит на троне в багряном царском одеянии с младенцем Иисусом на руках, можно увидеть на стене купальни источника, в притворе церкви Флора и Лавра, а также внутри основного помещения храма. Оригинал образа был написан в Греции в XVII веке и сегодня хранится в Ватопедском монастыре на горе Афон. Там икона известна под греческим именем «Пантанасса». По преданию однажды в греческий монастырь пришел юноша, занимавшейся магией. Он попытался проверить заклинания у иконы «Всецарицы», но как только начал бормотать, его ослепила и отбросила неведомая сила.

Храм Флора и Лавра – архитектурно являет собой неоштукатуренное здание церкви, выстроенное в духе эклектики третей четверти XIX века. Изначально имел цвет кирпича, но в советское время неоднократно перекрашивался прямо по кирпичной кладке: в послевоенное время имел разноцветный цветной окрас стен, в 1980-е годы – желто-охристый. Именно таким его помнит основная часть каширян. Но в 2010 году было принято решение, согласованное с Министерством Культуры Московской области и епархией, придать храму изначальный цвет – красно-охристый, кирпичный.

Интерьеры храма расписаны неоднократно подновляемой масляной живописью, выполненной в академической манере на посредственном ремесленном уровне. В храме сохранилась некоторая богослужебная церковная утварь, доставшаяся церкви Флора и Лавра от дореволюционной эпохи.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм и источник в слободе каширских ямщиков и сайта: https://florailavra.cerkov.ru/istoriya/



Комментарии и обсуждение


Кашира. Церковь Флора и Лавра. Церковь Флора и Лавра в Ямской Слободе

В 1776 г. в Ямской слободе, на месте деревянной построена каменная церковь во имя свв. мчч. Флора и Лавра. В 1849-1869 гг. к храму пристроили новую трапезную в псевдорусском стиле с двумя приделами: во имя апп. Петра и Павла и в честь Воздвижения Креста Господня. В 1869 г. водрузили трехъярусную колокольню со шпилем и обнесли церковную территорию оградой.

В советские годы храм оставался действующим.



Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.