Церковь мучеников Флора и Лавра занимает особое место среди храмов Каширы. В советские годы она не закрывалась, поэтому здесь сохранился замечательный иконостас и старинные намоленные иконы. В 2012 году недалеко от этой церкви был освящен источник с купальней, названный в честь образа Божией Матери «Всецарица».
Каменный храм Флора и Лавра в приходе Ямской слободы г. Каширы был построен, на месте ветхой деревянной церкви, в 1766 г. «стараниями и заботами купца Ивана Калинина, сына Осина, с приходскими людьми». В храме имелся придел Воздвижения Креста Господня.
Об этом свидетельствует «Дело по доношению священно и церковнослужителей церкви Флора и Лавра в граде Кашире об освящении вновь построенной каменной церкви 1766 года ноября 18 дня»
«… Преосвященнейшему Феодосию епискому Коломенскому и Каширскому… всепокорнейшее доношение Епархии вашего Преосвященства града Каширы церкви св. мучеников Флора и Лавра… церковно и священнослужителей…
По силе данной вашего Преосвященства в прошлом 1765 г. по прошению приходских людей храмозданной грамоты означенной Флоровской церкви с приделом Воздвижения Креста Господня вместо обветшавшей вновь каменного здания тщанием Каширского купца Ивана Калинина, сына Осина, с прихожанами построена, которая всяким церковным благолепием украшена и принадлежащею утварью приуготовлена и по освящении состоит в готовности таковой сего ноября 15 дня.
Старостой поповским Петровским иереем Симеоном Андреевым освидетельствована и надлежащая оной опись учинена которую на рассмотрение Вашему преосвященству при сем доношении прилагается. Того ради просим дабы соблаговолено было вновь построенную церковь с приделом освятить…»
В 1830-1842 гг. церковь приписывается к Успенскому Собору, вероятно, вследствии ветхости здания. В 1842 г. храм становится самостоятельным. В 1844 году трапезная часть храма была расширена и в ней устроен придел апп. Петра и Павла.
В 1859 г. храм вследствии тесноты и ветхости был разобран и заменен новой существующей каменной церковью. Старожили до сих пор могут показать место, рядом с храмом, где готовили и обжигали кирпичи для строительства храма. Колокольня построена в 1869 г. Известно, что существующий иконостас предела Воздвижения поставлен в 1891 г., заменив старый, пришедший в ветхость. Некоторая существующая настенная живопись того же времени.
Церковь Флора и Лавра расположена на границе исторического города в бывшей Ямской слободе. Вертикаль церкви, выделяющаяся на фоне одно-двухэтажной усадебной застройки этой части города, поставлена на вершине холма перед спуском с него ямского проезда. В панораме города и реки Оки храм Флора и Лавра пространственно раскрывает ансамбль городской застройки города Каширы, центром которого является ул. Стрелецкая.
Церковь мучеников Флора и Лавра до революции была почти незаметна на фоне других каширских храмов. Архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Геронтий Кургановский, совершивший поездку в местную Никитскую женскую обитель, описал в очерке 1909 года церкви города следующим образом: «В городе Кашире, кроме женского монастыря, еще шесть храмов, несмотря на то, что жителей менее трех тысяч душ…все храмы, кроме последнего (Фрола и Лавра), отличаются редким благолепием, тем более это удивительно в малом уездном городе; но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан».
Гостя поразило не только количество церквей в небольшом городе, но и их почти «столичный» облик. Особенно привлек его внимание вид Успенского собора и храма Введения Пресвятой Богородицы с башенными часами на колокольне, «которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за пятьдесят верст». Только в одной каширской церкви Флора и Ларва архимандрит Геронтий не нашел ничего примечательного.
В XX веке все резко поменялось. Неприметная церковь Ямской слободы, располагавшейся на восточной окраине города, на многие десятилетия стала центром религиозной жизни Каширы. Величественный Успенский собор, Введенский храм с башенными часами и колокольней, Никитский монастырь и другие церкви города в советские годы подверглись разорению и были закрыты. Только в храме Ямской слободы новыми властями разрешалось совершать богослужение. Не исключено, что на решение оставить действующей именно эту церковь повлияла как раз ее неприметность и невыгодное расположение в городе.
Здесь с 1933 по 1937 года служил священномученик Сергий Знаменский, именно отсюда его увезли Москву, где и расстреляли на Бутовском полигоне.
Основная часть иконостасов в церкви позднейшие. В 60-е годы XX в., когда закрывали один из подмосковных храмов, иконостасы были перевезены и установлены вместо имеющихся ветхих. имеется случай в 60-е годы, когда было принято каширским исполкомом «окончательное» решение о закрытии храма. Храмовые иконы были разобраны прихожанами и грузовики с зерном стояли у ворот церкви. И только личное ходатайство к руководству Мособлисполкома не позволило превратить храм в очередное зернохранилище. Решение было отменено. Также сыграло свою роль в отмене и отдаленное расположение храма от центра города.
Мученики Флор и Лавр были когда-то одними из самых почитаемых святых в России. Это и неудивительно, ведь святых считали покровителями домашнего скота, а в особенности лошадей. Великий писатель Лев Толстой запечатлел в «Войне и мире» эту особенную любовь простого народа к мученикам Флору и Лавру в образе Платона Каратаева. Просвещенного Пьера Безухова удивила его незамысловатая и наивная молитва, которую тот читал перед сном: «Никола Угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас!» Лошади были помощниками в крестьянском труде, поэтому икону покровителей домашнего скота можно было часто встретить в деревенских избах. Еще больше святых Флора и Лавра почитали кучера, конюхи, извозчики и ямщики. Тюркское слово «ям» появилось на Руси во времена Золотоордынского ига. Время подчинения русских земель монголо-татарам, несмотря на всю тяжесть и беды, которое оно принесло, имело, тем не менее, и отдельные положительные моменты. В частности, именно благодаря Орде на Руси появилась система «ямов», соединивших отдаленные русские города и обеспечившая достаточно быстрое по тем временам сухопутное передвижение, в первую очередь, княжеских гонцов. Эта система называлась «ямской гоньбой». На главных дорогах на расстоянии примерно 40 или 50 верст друг от друга были построены специальные дворы с конюшнями, где путники могли сменить уставших лошадей на новых и немедленно продолжить путь. Здесь же можно было остановиться для отдыха или ночлега. При этих придорожных дворах с лошадьми всегда находился смотритель – ямщик.
Церковь Флора и Лавра в Ямской слободе Каширы являлась третьей церковью в своеобразной цепи «фроловских» храмов, растянувшейся вдоль древнего Каширского тракта. Первая церковь в это ряду стояла у самого начала дороги в районе Зацепы в Москве. В конце XVII века здесь находилась таможенная граница столицы, а «за цепью», преграждавшей путь торговым обозам, купцы ожидали своей очереди на досмотр. Церковь можно и сегодня увидеть около здания Павелецкого вокзала. Вторая церковь Флора и Лавра была построена в селе Старый Ям на Каширской дороге на расстоянии примерно одного «ямского гона» от московской. Этот храм также сохранился и хорошо заметен с трассы «Дон». Еще через примерно сорок верст от Яма третья церковь Фрола и Лавра встречала путников в Кашире.
Память мучеников Флора и Лавра, которая отмечается 31 августа по новому стилю, в народе часто называли «лошадиным праздником». В этот день и на Зацепе, и в селе Ям, и в Ямской слободе Каширы устраивались народные гуляния, в которых участвовали все, чья жизнь была связана с лошадьми. На площадь перед церковью приводились сотни лошадей, парадно украшенные кумачовыми тряпичными цветами в гривах и яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их вели нарядно одетые кучера и конюхи на особый молебен мученикам, после которого священник кропил животных святой водой. Затем устраивались представления верховой езды на лошадях, а также купание животных в реке.
Святой источник при храме Фрола и Лавра в Кашире располагается примерно в двухстах метрах от церкви ниже по Ямскому проезду. Он представляет собой хороший бревенчатый сруб с оборудованной купальней, где можно окунуться в воду. Труба для набора воды, украшена художественной ковкой. Источник посвящен иконе Божией Матери «Всецарица». Празднование этой иконе Богородицы совершается в один день с памятью мучеников Флора и Лавра 31 августа. Эту икону, где Мария сидит на троне в багряном царском одеянии с младенцем Иисусом на руках, можно увидеть на стене купальни источника, в притворе церкви Флора и Лавра, а также внутри основного помещения храма. Оригинал образа был написан в Греции в XVII веке и сегодня хранится в Ватопедском монастыре на горе Афон. Там икона известна под греческим именем «Пантанасса». По преданию однажды в греческий монастырь пришел юноша, занимавшейся магией. Он попытался проверить заклинания у иконы «Всецарицы», но как только начал бормотать, его ослепила и отбросила неведомая сила.
Храм Флора и Лавра – архитектурно являет собой неоштукатуренное здание церкви, выстроенное в духе эклектики третей четверти XIX века. Изначально имел цвет кирпича, но в советское время неоднократно перекрашивался прямо по кирпичной кладке: в послевоенное время имел разноцветный цветной окрас стен, в 1980-е годы – желто-охристый. Именно таким его помнит основная часть каширян. Но в 2010 году было принято решение, согласованное с Министерством Культуры Московской области и епархией, придать храму изначальный цвет – красно-охристый, кирпичный.
Интерьеры храма расписаны неоднократно подновляемой масляной живописью, выполненной в академической манере на посредственном ремесленном уровне. В храме сохранилась некоторая богослужебная церковная утварь, доставшаяся церкви Флора и Лавра от дореволюционной эпохи.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм и источник в слободе каширских ямщиков и сайта: https://florailavra.cerkov.ru/istoriya/