По обеим сторонам Оки в районе Каширы находятся два непохожих друг на друга православных монастыря: Белопесоцкий и Никитский. Первый монастырь расположился в низине среди заливных лугов, а второй встал на высоком холме. Белопесоцкому монастырю более пятисот лет, а Никитская обитель в Кашире открылась лишь во второй половине XIX века. Троицкий монастырь в Белопесоцком основал один из учеников преподобного Сергия Радонежского, в то время как Никитский появился благодаря малоизвестному купцу Федору Рудневу и простой монахине Фомаиде. Тем не менее, почитаемый белопесоцкий старец Виссарион, указывая на противоположный высокий берег Оки и Никитский монастырь, говорил: «это славная Преображенская гора; на ней воссияет свет великий».
Живописное место, выбранное создателями Никитской обители, издавна восхищало ее гостей. Архимандрит Геронтий в 1899 году сравнивал виды, открывающиеся с холма, на котором расположился Никитский монастырь Каширы, с панорамами Киева на Днепр: «Я совсем забылся, так восхищен был грандиозным ландшафтом, развернувшимся передо мною, и мысль моя быстро перенеслась в Киев, на живописные Киевские горы, откуда открывается волшебная картина на Подол». Тем удивительнее восхищение Геронтия, учитывая, что он посещал куда более, казалось бы, живописные монастыри: Валаамскую обитель на Ладожском озере, Святогорский монастырь на Северском Донце и его скит в меловой скале, абхазский Новый Афон с экзотическими плантациями. Прежде чем в Кашире появилась женская обитель с роскошным Преображенским храмом, который, пожалуй, не уступает по размерам главному городскому Успенскому собору, на месте Никитского монастыря долгие годы стояла одинокая деревянная кладбищенская церковь, покосившаяся от времени и бедности ее прихожан.
Еще в конце XVII века у старого погоста, который существует здесь и сегодня, появился небольшой приход с храмом в честь великомученика Никиты. Святой Никита Готфский жил в IV веке и был солдатом. Его казнил языческий готский правитель за то, что воин проповедовал христианское учение в готских землях. Кстати, в Москве есть несколько улиц с именем этого древнего мученика: Никитский бульвар, Большая и Малая Никитские и некоторые другие. Эти названия, данные улицам по располагавшемуся неподалеку монастырю, связаны с тем, что мученик Никита являлся небесным покровителем боярина Никиты Романовича Захарьина – основателя царской династии Романовых.
Кладбищенский Никитский приход в Кашире, как уже говорилось, был беден, поэтому церковь стояла многие годы в полуразрушенном состоянии. В старой церковной описи есть заметка о том, что в 1806 году обветшавшую церковь обил тесом на свои средства небогатый каширский купец Иеремия Панкратьевич Руднев. Его сын Федор Иеремиевич Руднев в 1815 году стал старостой прихода. Он не унаследовал от отца больших денег, но перенял добрую традицию помогать церкви. Более того, восстановление Никитского храма стало главным делом жизни Руднева. Хотя Руднев не входил в число состоятельных купцов, он решил не просто починить деревянную постройку, а возвести новое каменное здание.
Казалось, все было против задумки старосты-купца: место для нового храма заняли усадьбы мещан, которые не хотели уступать землю ни за какие деньги, супруга и родственники не разделяли желания Федора, и даже церковное начальство в Тульской епархии, к которой относились тогда церкви Каширы, не разрешило благотворителю строить новый храм. Чтобы укрепить веру Руднева в верности выбранного им пути, сам мученик Никита, по свидетельствам современников, являлся как набожному купцу, так и его противникам.
Первый раз святой Никита пришел к мещанину Лидскому, чей дом располагался на выбранной под новую церковь земле. Лидский наотрез отказывался уступить свою усадьбу для строительства, но вскоре сам пришел к Рудневу и буквально умолял выкупить землю за любые деньги. «Каждую ночь, лишь только поляжем спать, сквозь запертые двери приходит ко мне какой-то воин, и всегда одно приказывает выходить из дома вон и очищать место под церковь» – объяснял перемену своего решения Лидский. В другой раз святой явился самому Рудневу, когда тот засомневался в возможности построить храм, видя слишком многие препятствия. Однажды Федор Иеремиевич заснул у себя на кирпичных работах, которыми заведовал, и увидел, что к нему кто-то подошел, взял за руку и сказал: «Не оставляй намерения строить храм; я сам буду тебе помогать».
Благодаря упорству Федора Иеремиевича Руднева раз за разом удавалось обойти все сложности, и в 1822 году новый храм был заложен. Строительство церкви, однако, растянулось почти на четверть века. В небольшой сторожке при строящемся храме постепенно собралось несколько старушек, вдов и сирот, которым Руднев по своей доброте разрешал жить за его счет. Таким образом, здесь стихийно возникла богадельня, в которую тульский епископ Дамаскин однажды попросил принять «бесприютную» монахиню Фомаиду из города Алексина. С приходом монахини богадельня при церкви все больше и больше становилась похожей по укладу жизни на женский монастырь.
Монахиня Фомаида в каком-то смысле продолжила дело жизни купца Федора Руднева, направив его в неожиданное для него самого русло. Мария – так звали монахиню Фомаиду до пострига – родилась в Новгородской губернии, была отдана замуж, но рано овдовела. В городе Тихвине местный старец посоветовал ей не возвращаться после смерти супруга домой, а пойти в новгородский Горицкий монастырь. Из Новгорода монахиня попала в город Алексин Тульской губернии, намереваясь создать там новую обитель. В Тульской губернии тогда насчитывалось всего два монастыря, поэтому духовные власти не мешали ей в этом деле.
В Алексинском уезде у Фомаиды по каким-то причинам не вышло создать монашескую общину, и местный епископ решил отправить ее в богадельню при храме мученика Никиты в Каширу, чтобы она попробовала свои силы там. Первые десятилетия женская монашеская община жила в крайней бедности, но Фомаида и ее преемницы смогли преодолеть все трудности. К началу XX века в Кашире появился великолепный монастырь с храмами мученика Никиты и Преображения Господня.
После 1917 года настала новая череда испытаний. Чтобы избежать разорения монастыря, инокини преобразовали обитель в трудовую артель, но, в конце концов, власти разогнали и ее. Монахини и послушницы, коих согласно послужному списку за 1915 год было 249 человек, отправились странствовать, кого-то приютили родственники, а кого-то - чужие люди. На сестёр во Христе заводили Дела, обвиняя их в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Приговоры Особых совещаний - "Троек" при УНКВД по Московской области, по делам обвиняемых, как правило, заканчивались ссылкой или расстрелом.
Окончательно Никитский монастырь закрыли в 1922-м году. Безбожная большевистская власть быстро довела монастырь до разорения. Всё, что было до этого построено и заботливо оберегалось, в одночасье стало враждебным. Вчера ходили и клали поклоны, сегодня сдёргивали с куполов кресты! Церковное имущество разграбили, иконы, не представлявшие интерес, сожгли, монастырские здания осквернили и после приспособили под иные цели. Так, опустошённую Никитскую церковь приспособили богоборцы под клуб, в ней крутили кино и устраивали танцы. Колокольню и храмовую ротонду разобрали, сделав крышу плоской. На Преображенском соборе разрушили четыре из пяти барабанов с куполами, а внутри устроили склад "Заготзерна". Высокое крыльцо с папертью перестроили, превратив его в молокозавод.
Шли годы. Кануло в лету былое великолепие храмов Никитского монастыря. Территория, на которой он когда-то располагался, стала называться Рабочим городком. Был городок "монастырский", - стал "рабочий"! Новая власть, посчитав религию опиумом для народа, изгнала сестёр Божьих со святой горы Фавор и заселила её пролетариями и крестьянской беднотой. Вскоре наступили "военные сороковые" с холодом и голодом. Выжившие в тылу, дождались с фронта Победителей и, окончательно уверовав в правильный курс партии и правительства, стали налаживать мирную жизнь. В Никитской церкви была устроена "прядилка", в соседнем здании позже был оборудован чулочно-носочный цех. Заселённая "под завязку" бывшая обитель являла тогда череду корпусов-коммуналок с общими кухнями-коридорами с чадящими примусами и керосинками. На чердаке у каждого, - верёвка для просушки белья. Во дворе "удобства" - уборная и помойка, зловонье летом и весной! На территории также располагался сарай для дров и угля. Воду советские "насельники" таскали в вёдрах от колонки возле кладбища на ул. Свободы ил из родника на улице Пролетарской, что бил из-под земли с незапамятных времён. Так и жили, не тужили, пока не пала советская власть.
В лихие 1990-е годы и с начала 2000-х годов одно за другим стали закрываться каширские предприятия: рефрижераторное депо, мебельная фабрика, проволочный и судостроительный заводы... Обанкротилась и "чулочка" - "Ажур". В июле 2007 года её призводственные помещения были выставлены на торги под видом складских помещений. С того времени православные каширцы стали ходить по различным кабинетам власти, прося о передаче зданий бывшей церкви Никитского монастыря Каширскому благочинию. К лету 2009 года всё с Божьей помощью закончилось успехом и 4 июня приход Никитской церкви был официально зарегистрирован.
В 2015 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была принята благотворительная программа по восстановлению храмов Никитского монастыря. К тому времени Преображенский собор и Никитский храм находились в аварийном состоянии.
24 июня 2018 года митрополит Ювеналий совершил великое освящение восстановленных Преображенского собора и Никитского храма.
22 июля 2018 года Никитский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Восстановление монастыря после многих десятилетий запустения стало не только возрождением святыни, но и созданием в Кашире новой городской локации, притягательной и для местных жителей, и для туристов. Расположение Никитского монастыря высоко оценивали и прежде. Автор брошюры, составленной еще в 1869 году, так описывал живописное место каширской обители: «Говорят, что древние подвижники веры и благочестия для своих обителей всегда избирали места возвышенные и лучшие. В этом отношении и Никитская община, несмотря на невольный, по-видимому, выбор ее местоположения, становится в один разряд с древними обителями. Вид из нее на Оку и далее – на необозримые луга, леса и окрестные селения – восхитительный и в часы сердечного томления сообщает особенную отраду и утешение скорбящей душе».
21 июля 2019 года митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Никитского монастыря. В архипастырском слове Его Высокопреосвященство сказал: – Сегодня исторический день, потому что в нашей Московской епархии открыт 25-й монастырь.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Обитель святого Никиты на Оке и сайта: https://ya-kraeved.ru/Александр Горелов. Возрождение (История Каширской Никитской женской обители).