ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мальково. Церковь Рождества Христова.


Мальково. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова
Год постройки:1893.
Архитектор:В.О. Грудзин
Адрес:
Московская область, Орехово-Зуевский район, с. Мальково д. 115

Координаты: 55.52057, 39.16666
Проезд:От ст. Авсюнино через Рудню-Никитское 5 км пешком



Церковь Рождества Христова, , Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Дмитрий Васильков
30 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Дмитрий Васильков
30 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Дмитрий Васильков
30 октября 2005
Церковь Рождества Христова, вид с северо-запада<br>, Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 мая 2008
Церковь Рождества Христова, вид с северо-востока<br>, Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 мая 2008
Церковь Рождества Христова, , Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Дмитрий Васильков
30 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Мальково, Орехово-Зуевский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 августа 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 июня 2008

После удаления из Гуслиц основателя и первого настоятеля местного новообрядческого Спасо-Преображенского миссионерского монастыря игумена Парфения, произошедшего в середине 1872 года, возможность проводить здесь свою миссионерскую деятельность получил известный единоверческий архимандрит, выходец из беспоповского старообрядчества, о. Павел Прусский. Павел Прусский и его Братство не пользовались особым успехом у местных старообрядцев в силу того, что единоверие, существовавшее в Никольском единоверческом монастыре в Москве, настоятелем которого был о. Павел и в котором базировалось Братство, заметно отличалось от настоящего старообрядческого и единоверческого обряда. Немногие обращавшиеся в единоверие после миссионерских бесед обычно отправлялись в Москву в Никольский монастырь, где и совершался чин их перевода.

В 1874 году к единоверию присоединился крестьянин деревни Мальково Рудневского прихода Андрей Степанов. В общественной мальковской моленной Андрей считался усердным прихожанином, пел на клиросе. Старался посещать каждую церковную службу. Каждый год бывал на исповеди у своего духовного отца старообрядческого священника Семена Епифанова, жившего в деревне Шувоя в семи верстах от Малькова. Епифанов был протопопом над всеми гуслицкими старообрядческими окружными священниками. Заметив усердие к богослужению у Степанова, он благословил его принять должность уставщика при общественной моленной. Степанов исполнял эту должность на протяжении нескольких лет. В 1872 году ему в руки попала книга "Восемь вопросов, поданных в Московский Духовный Совет бывшими членами Белокриницкой иерархии", резко изменившая его взгляды. Эту книгу Степанов читал своим землякам-старообрядцам, пытаясь объяснить важность изложенных в ней вопросов. Об этом сразу же сообщили Семену Епифанову, который приехал разбираться в Мальково. Беседа с Степановым положительного результата не принесла. Большая часть мальковцев слушать Андрея не желала, но пять человек селян все же оказались на его стороне.

В 1873 году состоялось знакомство о. Павла с Андреем Степановым, который к нему быстро расположился и стал звать к себе в Мальково вместе с о. Иеронимом. В деревне было уже достаточно единоверцев для открытия здесь самостоятельного прихода.

В 1884 году мальковские крестьяне-единоверцы обратились к священнику рудневского прихода о. Матвею Преображенскому с просьбой отслужить в их деревне общественный молебен по единоверческому чину. О. Матвей обратился за разрешением в Московскую Духовную Консисторию, откуда был получен следующий ответ: "...пока мальковские крестьяне не имеют единоверческого священника и единоверческого храма обряды совершать по православной церкви..." Новообращенным единоверцам не оставалось делать ничего другого, как добиваться устроения в своей деревне единоверческого прихода с церковью и священником. Единоверческий молитвенный дом в Малькове был построен в первой половине 1888 года. Его сооружение курировали сам Павел Прусский, настоятель Спасо- Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Иероним и казначей Никольского единоверческого монастыря игумен Филарет. На строительство шли доброхотные пожертвования разных благодетелей, прежде всего Алексея Васильевича Смирнова, передававшиеся через о. Павла. В священники к новоустроенной моленной, по избранию прихожан был рукоположен Андрей Степанов, который и был отныне местным единоверческим священником до 1916 года. Молитвенный дом был открыт через совершение в нем водосвятия и окропление стен Святой водой. Вскоре было признано необходимым обращение моленной в церковь, так как для этого не требовалось особых затрат, а нужны были всего лишь алтарные принадлежности, вскоре приобретенные. Прихожане желали, чтобы освящение храма совершали знакомые им не первый год оо. Павел и Иероним, при участии других священнослужителей. Но архимандрит Павел Прусский к тому времени был уже сильно болен и не смог приехать на место. С разрешения духовных властей освящение храма во имя Рождества Христова было совершено 18 декабря 1888 года игуменом Иеронимом в сослужении прибывших из Никольского монастыря иеромонаха Мелхиседека и иеродиакона Иоанна. Помимо прихожан храма на освящении было много местных старообрядцев, собравшихся посмотреть на редкое в этих краях торжество. Участие в освящении старообрядной единоверческой церкви игумена новообрядческого Спасо-Гуслицкого монастыря Иеронима вызвало определенные проблемы с благочинным единоверческих приходов Московской епархии, настоятелем Никольского храма на Рогожском кладбище о. Виталия Лебедева и священником московской Троицкой единоверческой церкви у Салтыкова моста о. Иоанна Звездинского, недовольных также искажением старого обряда, которое сплошь и рядом допускали Павел Прусский и его сподвижники из Никольского единоверческого монастыря и Братства Св. Петра Митрополита. Подобная практика и приводила к тому, что Братство и проповедуемый им искаженный вариант единоверия не пользовались особым успехом у старообрядцев-гусляков, крайне трепетно относившихся к древнему богослужению. В Мальковском приходе после его открытия насчитывалось всего 6-8 семейств прихожан. Другие старообрядцы в "прусское" единоверие, в котором в отличие от обычного старообрядческого и единоверческого обряда допускались всевозможные отклонения, идти не желали. Примерно в 1889 году, в ночь под Рождество мальковцы были разбужены звоном колокола. Поначалу люди решили, что о. Андрей Степанов раньше начал служить всенощную, и только затем уже, когда зарево осветило всю местность, поняли, что случился пожар и горит единоверческий храм. Пожар случился внутри церкви, полностью сгорел как сам храм, так и его внутреннее убранство, включая несколько крупных икон, отнятых в свое время при разорении полицией моленной в деревне Селиваниха.

В 1895 году в Малькове была построена взамен сгоревшей и освящена 10 сентября по старому стилю новая каменная церковь с небольшой колокольней на столбах. Произошло это тщанием церковного старосты Герасима Петровича Потряшова и ряда других лиц, преимущественно жертвователей со стороны, среди которых главную роль играл Алексей Васильевич Смирнов. Церковных же сумм было затрачено семь тысяч рублей. В храме был всего один престол во имя Рождества Христова. Утварью, как отмечалось, храм был достаточен, по штату полагался священник и псаломщик, жалования было положено священнику 588 р., псаломщику - 196, церковной земли - 1 десятина, 250 квадратных сажен. Дома для священно- и церковнослужителей были построены Алексеем Васильевичем Смирновым в 1912 году. При храме была деревянная сторожка. В клировых ведомостях за 1909 год священником Христорождественской церкви в Малькове упоминается все тот же отец Андрей Степанов, которому в тот момент было уже 76 лет.

Согласно клировым ведомостям Христорождественской единоверческой церкви в селении Мальково за 1916 год, в ней с 27 мая 1916 не было священника. По некоторым данным накануне 1917 года настоятелем единоверческого храма Рождества Христова в деревне Мальково был упоминавшийся выше младший сын о. Андрея Степанова Василий, значащийся в 1909 году псаломщиком. Согласно тех же сведений в 1917 же году он был убит. Сразу же после революции мальковский храм был захвачен окружниками, которые устроили в нем моленную, вторую в данном селении. В Центральном Муниципальном Архиве Москвы сохранились документы о регистрации мальковской старообрядческой окружной общины за 1927 год. У нее было два молитвенных здания: летняя зимняя моленная и летний каменный храм, представлявший собой прежнюю единоверческую церковь. В последнем, имевшем размеры 26 на 14 аршин, был четырехъярусный иконостас, липовый, резной, с 35 иконами. Также сохранялось и другое храмовое имущество. В церкви служил во все воскресные и праздничные дни на общественных началах уставщик Никифор Иванович Смирнов, 72 лет, из крестьян деревни Мальково. Понедельно приходил служить и старообрядческий священник из селения Богородского, к приходу которого принадлежали Мальковские старообрядцы, о. Иван Трофимов. Окончательно закрыт мальковских храм был в 1930-х годах и использовался как зернохранилище. Сразу после войны, в 1946 году, мальковский храм чуть было не был снесен местными властями.

В настоящее время здание храма во имя Рождества Христова в селении Мальково стоит пустым, постепенно разрушаясь".

цитируется с сокр. по: Михайлов С.С. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001, 48 с.


Иванов Дмитрий  30 января 2012

Храм Рождества Христова в д. Мальково Орехово-Зуевского района был построен в 1893 году. Средства на строительство дал владелец Ликинской мануфактуры Алексей Васильевич Смирнов. Храм строился по проекту архитектора В.О. Грудзина и был единоверческим. Первым священником храма был Андрей Степанович Смирнов. После него служил его сын Василий Андреевич, который погиб в 1917 году. В 1930 году храм был закрыт. В советское время в храме размещался склад, зернохранилище. В 1980-90 годы началось интенсивное разрушение и разграбление храма: разобраны полы, разрушены печи, сожжен иконостас. С маковки сорван крест, разрушены окна, выдернуты решетки и. т. д.

В 2000 году по просьбе жителей деревни был образован приход церкви Рождества Христова. В ноябре 2000 года настоятелем церкви по совместительству был назначен иерей Олег Ляне - настоятель церкви блж. Ксении Петербургской г.Орехово-Зуево. Был отслужен первый молебен и начались восстановительные работы. Здание церкви и внутри и снаружи находилось в плачевном состоянии: прогнившая крыша проросла деревьями, кирпичная кладка верхней части стен была во многих местах разрушена, отсутствовали на окнах рамы и решетки, внутри храма была полная разруха - одного мусора вывезли 15 прицепов.

В настоящее время восстановлена кровля, приведены в порядок стены. 16 июля 2003 года на храм был воздвижен крест и новая маковка. В настоящее время установлены новые пластиковые окна. Многое предстоит сделать: привести в порядок внутреннее убранство храма, восстановить заново полы, иконостас и многое другое.

Источник: сайт храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в Орехово-Зуево



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.