ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сунгурово. Церковь Николая Чудотворца.


Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:1831.
Адрес:
Костромская область, Красносельский район, с. Сунгурово

Координаты:57.489198, 41.390358


Добавить фотографию



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Прот. Александр Рябков,  28 марта 2011

Построена в 1831 году усердием прихожан, при церкви кладбище. Престолы в церкви в честь Святителя Николая и Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Статью добавил(а): Игорь Стрельников,  7 марта 2013

Кирпичная, покрытая снаружи известковой обмазкой, Никольская церковь села Сунгурово интересна как оригинальный, даже для провинциального зодчества, пример сохранения в поздне-классицистической архитектуре не только ус­таревших к этому времени барочных эле­ментов фасадного убранства, но и еще более архаичных декоративных форм. Цер­ковь расположена на возвышенности в цен­тре села, жилая застройка которого обра­зует вокруг нее обширную площадь. Соору­жена местными каменщиками, сменив пред­шествующий деревянный храм 18 в. Сим­метричная осевая композиция здания сло­жилась в два этапа: в 1831 г. были постро­ены храм с апсидой и трапезная, затем, не позднее сер. 19 в., — колокольня.

Несколько грузный по пропорциям ос­новной объем типа "восьмерик на четвери­ке" увенчан крупным квадратным в сече­нии со скошенными углами световым ба­рабаном и главой. Боковые фасады четве­рика, верхние части стен которого трак­тованы как высокий аттик, оформлены четырехпилястровыми портиками, завершен­ными треугольными фронтонами. Более низкая по отношению к четверику скруг­ленная апсида и квадратная в плане тра­пезная незначительно уступают ему по ширине. Колокольня состоит из трех резко убывающих по объему кверху четвериков, придающих ее силуэту ступенчатые очер­тания. Непропорционально укрупненный нижний ярус оформлен на северном, юж­ном и западном фасадах массивными двух­колонными тосканскими портиками, слу­жащими обрамлениями высоких дверных проемов. Профилировки и обломы кирпичного де­кора выполнены в жесткой графичной ма­нере. Плоскости стен храма, апсиды и тра­пезной украшены под венчающими карни­зами не характерными для ордерной архи­тектуры поясами довольно крупных плос­ких полуциркульных арок на кронштейнах. На восьмерике храма, обработанном на уг­лах тонкими фланкирующими пилястрами, подобные арки вызывают ассоциации с по­ясами древнерусских кокошников.

В обрам­лениях высоких прямоугольных окон ис­пользована барочная форма наличников с "ушами", замковыми камнями в перемыч­ках и фигурными полотенцами под подо­конниками. На колокольне крайне упрощен­ное декоративное оформление, подчерки­вающее напряженную динамику ее объем­ного построения, соответствует принципам ампира, слабо сочетающимся с обликом храма и трапезной. Гладкие нерасчлененные плоскости ярусов завершены лишь антаблементами и аттиками, разделенными примитивно проработанными карнизами. Второй и третий ярусы прорезаны высоки­ми арками звона.

В интерьере восьмерик храма, покоящий­ся на тромпах, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, открывавшимся в ныне заложенное отверстие венчающего бараба­на. Перекрытия апсиды и трапезной плос­кие. В нижнем ярусе колокольни крестооб­разное в плане внутреннее пространство, организованное четырьмя мощные пилона­ми, перекрыто сомкнутым сводом с распа­лубками. В толще кладки пилонов устрое­ны небольшие круглые в плане компартименты, в одном из них (северо-западном) установлена винтовая деревянная лестни­ца, ведущая на "звон". Сохранившаяся в храме и апсиде клее­вая живопись, выполненная в академичес­кой манере, относится ко 2-й пол. 19 века.

Пространство перекрытия храма занимает композиция "Отечество", очевидно, понов­ленная в нач. 20 в. В простенках между окнами восьмерика изображены парные фигуры апостолов, в тромпах — евангели­сты. На боковых стенах четверика компози­ции, посвященные сюжетам христологичес-кого и богородичного циклов, заключены в фигурные обрамления, покрытые гризайльными орнаментами. На южной стене напи­саны: "Преображение", "Воскресение" и "Воздвижение креста"; на северной — "Рождество Богородицы", "Успение" и "Вознесение Богородицы". Западную стену четверика занимает "Ветхозаветная Трои­ца". В апсиде на восточной стене помещена традиционная композиция "Моление чаше". В годы советской власти храм был закрыт и разорён. В настоящее время, стараниями неравнодушных людей, Никольский храм постепенно восстанавливается. Председателем попечительского совета по восстановлению этого храма в селе Сунгурово является народный артист России Олег Митяев. Вся информация о восстановлении храма на сайте прихода: sungurovo.ru

По материалам: каталога "Памятники архитектуры Костромской области",выпуск 2,стр.239-241; сайта sungurovo.ru



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.