ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Калуга. Лаврентьев монастырь.


Калуга. Лаврентьев монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1700 - 1800.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г.Калуга, Широкая улица, д.49

Координаты: 54.5348, 36.2456





Сортировка:

Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Харитонов Сергей
2 сентября 2018
Лаврентьев монастырь, Слева направо: часовня Лаврентия, дом настоятеля, братский корпус.<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Слева направо: часовня Лаврентия, дом настоятеля, братский корпус.
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
МОРПЕХ879
9 сентября 2017
Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
МОРПЕХ879
9 сентября 2017
Лаврентьев монастырь, Братский корпус<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Братский корпус
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Лаврентьев монастырь, Сохранившийся архиерейский дом.<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Сохранившийся архиерейский дом.
Чупринин Михаил
20 августа 2005
Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Алексей Кротов
7 января 2020
Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Алексей Кротов
7 января 2020
Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Алексей Кротов
7 января 2020
Лаврентьев монастырь, Фундамент Рождественского собора и часовня Лаврентия<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фундамент Рождественского собора и часовня Лаврентия
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Лаврентьев монастырь, Крест над местом будущего строительства надвратного храма Успения Пресвятой Богородицы<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Крест над местом будущего строительства надвратного храма Успения Пресвятой Богородицы
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Лаврентьев монастырь, На переднем плане - фундамент основного объема Рождественского собора, на дальнем плане - крест над мощами праведного Лаврентия и часовня над месте алтаря собора.<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
На переднем плане - фундамент основного объема Рождественского собора, на дальнем плане - крест над мощами праведного Лаврентия и часовня над месте алтаря собора.
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Лаврентьев монастырь, Крест над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия. Воздвигнут 6 ноября 1993 г. <br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Крест над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия. Воздвигнут 6 ноября 1993 г.
Чупринин Михаил
20 августа 2005
Лаврентьев монастырь, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Лаврентьев монастырь, Вид с юго-востока (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/5179/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с юго-востока (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/5179/)
Иванов Дмитрий
1878
Лаврентьев монастырь, Вид с юга (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/5179/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с юга (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/5179/)
Иванов Дмитрий
1878
Лаврентьев монастырь, Вид с юго-востока, слева видно завершение Рождественского собора, справа - надвратный Успенский храм (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/5179/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с юго-востока, слева видно завершение Рождественского собора, справа - надвратный Успенский храм (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/5179/)
Иванов Дмитрий
1878
Лаврентьев монастырь, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1874
Лаврентьев монастырь, Фото из журнала "Русский Паломник"<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фото из журнала "Русский Паломник"
Андрей Агафонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В черте современной Калуги действует древняя Лаврентьевская пустынь XVI века. Это берег речки Яченки, в нескольких километрах к северо-западу от исторического центра города. Главной святыней монастыря было и остаётся место захоронения св. прав. Лаврентия (мощи его почивают в земле под спудом). В Смутное время монастырь был полностью разорён – в 1617 г. Восстановлен в 1622 г. На щедрые пожертвования активно отстраивался в дереве и камне в XVII – XVIII вв. В 1764 г. по реформе Екатерины II стал Третьеклассным.

В 1776 – 1800 гг. в монастыре размещалась только что открывшаяся Калужская духовная семинария. С 1799 г., с самого образования епархии, обитель стала летней архиерейской резиденцией (традиция эпохи: по одному монастырю-архиерейскому дому было в каждой епархии и обычно для этой роли выбирался либо крупный городской, либо самый ближайший пригородный монастырь). Обитель тогда украшали 3 храма: Рождественский собор (в 1650 г. деревянный, освящён в честь Рождества Богородицы, с 1739 г. – каменный, переосвящён в честь Рождества Христова), надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы 1723 г. и домовая преп. Сергия Радонежского 1823 г. В советское время все храмы были разрушены, остались лишь жилые корпуса.

В настоящее время в бывшем архиерейском корпусе возрождён домовой храм – пока единственный в обители. На месте разрушенного Рождественского собора стоит лишь часовня (1995 г.), символически обозначая сокрушённый престол. Над предполагаемым местом захоронения преп. Лаврентия 6 ноября 1993 г. установлен крест. Сам мужской монастырь (в статусе архиерейского подворья) вновь действует с декабря 1994 г. Из совсем не сохранившихся монастырей Калуги можно назвать Крестовский, основанный в 1830 г. на средства дворянина Чебышева на городской заставе. Монастырь хранил чудотворный крест начала XVII в., бывший как бы «заступлением и забралом» города Калуги. Такие «защитительные» или «поклонные» кресты стояли на подступах к многим городам. В советское время обитель с единственным храмом Воздвижения Животворящего Креста была разрушена.

Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml


Иванов Дмитрий  23 мая 2011

Согласно преданию, Свято-Лаврентьев монастырь был основан на месте деревянного храма в честь Рождества Христова, известного с XV в. и находившегося в нескольких километрах к северо-западу от г. Калуги на левом берегу р. Яченки. Этот храм посещал праведный Лаврентий Калужский. В настоящее время территория монастыря входит в черту города.

Сведения о зарождении монастыря относятся ко времени кончины праведного Лаврентия. По желанию князя Симеона на месте подвигов Святого возникла иноческая обитель, которая сначала называлась Рождественской, а затем Лаврентьевской. Первый игумен обители Серапион упоминался в 1564 г.

История Лаврентьева монастыря была тесно связана с историей г. Калуги в Смутное время. В 1610 г. в стенах обители укрылся Лжедмитрий II, бежавший в Калугу из Тушинского лагеря. В октябре 1617 г. около монастыря произошло сражение русских войск под командованием князя Пожарского с армией польского короля Сигизмунда, и тогда обитель была разорена. Монастырь начал восстанавливаться только после 1622 г. С 1708 г. он возглавлялся архимандритом.

С 1732 г. внутри обители велось каменное строительство. По учрежденным в 1764 г. духовным штатам Свято-Лаврентьев монастырь был причислен к третьему классу и имел настоятеля, 11 монахов, вольного писца и 8 служителей.

В 1776 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в монастыре расположилась вновь учрежденная духовная семинария. Тогда же к настоятельским кельям был пристроен семинарский корпус. Семинария располагалась здесь до 1800 г. С открытием в 1799 г. Калужской епархии Лаврентьев монастырь стал летней архиерейской резиденцией.

К началу XX в. в комплекс монастырских зданий входили 3 каменных храма. Соборный двухэтажный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1650 г. Нижний этаж был теплый, престол освящался 3 раза. В первый раз в 1650 г. – в честь священномученика архидиакона Лаврентия; второе освящение состоялось в 1790 г. – в честь святителя Григория Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского; третье – в 1855 г. в честь праведного Лаврентия Калужского. Верхний этаж в начале был деревянным, а в 1739 г. на пожертвования А.А.Гончарова был перестроен каменным. Престолы верхнего этажа были освящены в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. В 1723 г. был построен надвратный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который являлся приходским для монастырских крестьян слободы Подзавалье и д. Турынино. В 1823 г. при архиерейских покоях был устроен домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Кроме храмов, в комплекс зданий монастыря входили: каменная колокольня, корпуса и кельи для братии. В XVIII в. он был обнесен каменной оградой с 4 небольшими башнями по углам. Сохранилась аллея парка, заложенного в 1809 г., с посадками липы, березы, дуба, вязов. Вокруг монастырских стен находился фруктовый сад. По сохранившимся сведениям, сад был посажен семинаристами под руководством Преосвященного Евлампия (Введенского). Некоторые плодовые деревья сохранились до настоящего времени. На восточной стороне находился пруд с плотиной.

На территории Лаврентьева монастыря располагался некрополь, где были похоронены многие известные калужане, священнослужители и монашествующие, герои Отечественной войны 1812 г. 22 августа 1915 г. в связи с торжествами, посвященными 400-летию со дня кончины праведного Лаврентия, монастырь посетила Великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна.

Монастырь был закрыт в 1918 г., и с 15 августа того же года здесь находились Калужские пехотно-командные курсы. В мае 1920 г. на его территории был размещен лагерь принудительных работ, которым ведал карательный подотдел Калужского губисполкома. Здесь содержались политические заключенные, уголовники и военнопленные. В 1920 г. на 100 лагерных коек приходилось 317 заключенных. В 1921 г. по приказу коменданта лагеря с помощью кузнечных молотов были разбиты скульптурные надгробия Лаврентьевского некрополя. В мае 1921 г. сюда были этапированы 230 тамбовских крестьян, участников восстания «Союза трудового крестьянства», возглавляемого А.Антоновым. В связи с этим в ноябре 1921 г. было решено нижний этаж храма Рождества Христова приспособить под тюремное здание. Тогда здесь была закрашена стенная роспись и установлены нары и печи. Музейные работники успели спасти только часть икон и утвари.

23 марта 1929 г. на заседании фракции ВКП(б) Калужского горсовета, возглавляемого Абаршалиным, среди прочих было вынесено постановление о ликвидации Лаврентьева монастыря. 27 марта того же года, по договоренности с Абаршалиным и секретарем губиспокома Марцинковским, было получено разрешение московского специалиста Главнауки Н Левинсона и члена коллегии Наркомпроса Эпштейна на снос соборного Христорождественского храма. В одном из уцелевших зданий разместилась общеобразовательная школа, другие были заселены. На территории монастыря, в том числе и на участке некрополя построены домики-времянки, в которых по настоящее время проживают люди.

В 1988 г. здесь располагалась реставрационная мастерская, а в северо-восточной части была построена школа. В 1991 г. историческая территория монастыря, включая монастырские сады, парк, пруд и родник, была объявлена памятником природы местного значения.

6 ноября 1993 г. над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут и освящен архиепископом Климентом деревянный крест и возжена неугасимая лампада. Осенью 1994 г. Калужской епархии была передана часть помещений единственного сохранившегося здания бывшего архиерейского дома, и 29 декабря 1994 г. там было образовано Архиерейское подворье –– Калужский Свято-Лаврентьев монастырь, настоятелем которого был назначен игумен Пафнутий (Морозов).

В настоящее время в части здания, переданной Церкви, оборудован домовый храм, который действует как приходский, формируется монашеская община. Регулярно совершаются богослужения. Каждое утро перед чтимой иконой праведного Лаврентия служатся молебны. В воскресные дни вечером поется канон с акафистом Святому. В 1995 г. на месте алтаря разрушенного Рождественского собора была возведена и освящена часовня в честь праведного Лаврентия. Каждый год 23 августа, в день памяти праведного Лаврентия, в монастыре на месте Рождественского собора под открытым небом совершается Божественная литургия. Часовня в это время становится алтарем, а все пространство перед ней – храмом.

Источник: http://eparhia-kaluga.ru/kaluzhskaja-eparhija/monastyri/lavrentevskij-monastyr.html


Светлана Бубликова
 

В обители святого праведного Лаврентия ныне один каменный соборный двухэтажный трехпрестольный храм, да две церкви: домовая во имя Преподобного Сергия Радонежского и Успенская (в которой не служат) на святых вратах. В нижней церкви, во имя святого праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, почивают под спудом мощи сего угодника Божия, верхняя имеет два престола рядом: на правой стороне во имя Вознесения Господня, на левой – Рождества Христова.

История Храма. Нижняя церковь, как положительно известно, построена прежде верхней, но не из дикого плитяного камня, как писали некоторые, а как по тщательному исследованию оказалось, один цоколь сложен из крупного натесанного камня, а массивные стены выведены из тяжеловесного кирпича, забученного известковым камнем, залитым цементом. Из внешних признаков, указывающих на древнейшее построение нижней церкви, кроме вросшего до половины в землю цоколя, можно указать на входные южные двери, украшение которых состоит из тройных наличников и архивольтов, как во многих наших церквах, построенных до ХVIII века. Ко внутренним признакам древней постройки принадлежат низкие своды и окна с широкими внутрь отливами. Впрочем окна, как видно по монастырским бумагам, не сохранились в прежнем виде, некоторые пробиты были вновь, а прежние разделаны.

История нижней церкви заключается в следующей надписи на хартии, наклеенной на полотне, лежавшем под срачицею на престоле. «Освятися алтарь сей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви мученика и Архидиакона Лаврентия, лета ЗРНИ индикта Г. мая в ФІ день, на память священномученика Патрикия, при Благоверном Царе Алексии всея Руссии, при Архиепископе Серапионе Суздальском и Тарусском, как выше сего на хартии, в коей святые мощи хранятся, значится». Хартия эта найдена во время обновления престола в 1855 году.

Второе освящение последовало, при державе Благочестивой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны и при наследнике Ея Павле Петровиче и супруги Его Марии Федоровны и чадах их князьях и княжнах, благословением Святого Синода члена, Придворного проповедника и их Императорских Высочеств в законе учителя, Высокопреосвященного Платона Митрополита Московского и Калужского и Свято-Троицкой Лавры Священноархимандрита, по сделании нового иконостаса и престола, тщанием сея обители Игумена Феофана и подаянием Калужских жителей, 1790 года ноября 17 дня, на память иже во св. отца нашего Григория Епископа Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского.

А в третий раз она освящена, при обновлении поврежденного от огня престола, в 1855 году при Епископе Григории II, при чем и сама церковь переименована во имя святого праведного Лаврентия.

Верхняя двухпрестольная церковь, как выше сказано, построена в первой половине XVIII столетия (в 1759 году), из надписей на водруженных под обеими престолами каменных крестах видно, что освящена (вторично по сделании нового иконостаса) в 1780 году, при Настоятеле Архимандрите Никодиме, по благословению Высокопреосвященного Платона Митрополита Московского. По монастырскому преданию, церковь эта приведена в нынешний благолепный вид усердием г. Афанасия Абрамовича Гончарова. В то же время пристроена к нижней церкви с левой стороны её, как основание для более обширной верхней церкви, кладовая с выходами и погребами.

По монастырскому преданию, построению верхней церкви предшествовал пожар, который повредил верхний храм во имя Рождества Христова, как имевший тесовую кровлю. В настоящем своём виде соборная церковь Лаврентьева монастыря представляет величественное здание изящной архитектуры. Она открыта с восточной стороны совершенно, а с севера и юго-восточной до половины, т. е. до боковых входных дверей. С прочих же сторон оба этажа её окружают крытые переходы, иди ходовые паперти, которые опоясывают церковь с запада, отделяя от себя с этой стороны ветвь для соединения церкви с колокольней. Против северных и южных боковых дверей они поворачивают в стороны под прямым углом, оканчиваясь двухъярусными башнями с куполами и крестами. В северной башне внизу палатки для хранения запасов, а в верху ризница и библиотека, а южная составляет выход из паперти на открытую на столбах галерею, которая соединяет верхнюю церковь с Архиерейскими покоями.

Над квадратом верхней церкви возвышается кровля с крутыми скатами на четыре стороны, на ней сквозной деревянный осьмерик, освещенный узкими окнами, выше купол, над ними еще небольшой осьмерик, над которым уже возвышается грушевидная глава, а над ней шпиль, оканчивающийся маленькой главой с восьмиконечным позлащенным крестом. Крыши храма, купола, главы, шпиль, а также и купола на боковых башнях и на окружных галереях крыты железом и окрашены зеленой краской. Восточная алтарная часть шестигранная. Нижняя церковь с этой стороны освещена двумя только окнами (с левой фальшивые), верхняя шестью, а на месте седьмого в нише изображена красками икона Святой Троицы. Окна с простыми перемычками. С западной стороны обе церкви соединяются галереей же с трехъярусной готической колокольней, которая замечательна стройностью своих размеров и красивостью орнаментов. Углы двух верхних ярусов (оба с пролетами) украшены тройными тонкими колоннами с капителями коринфского ордена, карнизы обеих ярусов оканчиваются так называемыми кокошниками, в середине их во втором ярусе круглые пролётные окна, служащие голосниками, а в верхнем, на месте окон, вставлены часовые циферблаты.

Над куполом, венчающим колокольню, возвышается длинный цилиндрический трибун, освещенный узкими окнами, над трибуном грушевидная глава, соединенная переймом с другой малой главкой, увенчанной крестом. Колокольня немного выше храма. В верхнем ярусе её, в палатке над колоколами под куполом были устроены в 1783 году боевые часы, ныне недействующие. Колокола, числом 7, помещаются в верхнем ярусе. В большом колоколе весу 225 пудов, на нем в первых четырёх строках сверху следующая выпуклая надпись: «Лета от сотворения мира 7223-е, сентября…. перелит сей колокол при державе Благочестивейшего Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, Лаврентьева монастыря при Архимандрите Карионе, тщанием и радением города Калуги посадских людей, весу в нем (было) 99 пудов». Далее: оной разбившийся колокол перелит 1788 года января в 22 день, при державе Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны (следуют имена особ царского дома), в Калужский Лаврентьев монастырь, тщанием и радением оного монастыря игумена Феофана с братией и подаянием города Калуги жителей дворян и посадских людей и прочих доброхотных дателей, с прибавлением новой меди, весу 225 пудов».

Нижняя (теплая) церковь, с 1650 до 1855 года именовалась во имя Архидиакона Лаврентия, а в сем году, при обновлении поврежденного от огня престола, при третьем освящении, переименована во имя святого праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого Чудотворца. Главный вход в нее с южной стороны чрез низкие двери, украшенные архивольтом на импостах, тройные наличники состоят из колонн с переймами индийского стиля. У входа, с правой стороны, на стене изображена красками икона Божией Матери Цареградская за стеклом, а рядом с ней за стеклом в деревянной рамке бумажный лист, на коем написано золотом уставным письмом уже известное нам сказание о чудесах святого Праведного Лаврентия. Два окна с прямыми перемычками освещают с этой стороны нижнюю церковь. При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божьих. Все дышит здесь простотой и смирением.

Иконостас небольшой и не древний. У северной стены храма, на месте левого клироса балдахин на четырёх круглых золоченых цированных столбах, лицевая сторона коего увенчана короной и резным изображением святого духа в виде голубя в сиянии, в знамение благодати Божией, выну почивающей на покоящихся здесь останках земного Ангела, человека небесного, который и при жизни своей был жилищем Святого Духа. Подзоры у балдахина малинового бархата, шитые золотом, с золотыми же кистями и бахромой. Под этим балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребрёнными листами, на верху её древнее иконописное изображение святого праведного Лаврентия, в рост, в серебряном, чеканном окладе, венец, хартия в руке и надписание в двух клеймах, позлащены. Надпись внизу, в ногах, черневая: «Построена сия окладная риза тщанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при Архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года». Риза эта была возобновляема и в последующее время.

На хартии, держимой рукой, написано: «Милосердие Божие и молитвы сего Праведника, Христа ради Юродивого, Лаврентия помогли Великому Князю Симеону Иоанновичу Калужскому, и предзнаменуя сию победу в дому Княжеве, возопи гласом велиим, рече: Дайте мою секиру, на Князя Симеона псы нападоша, и взя секиру, иде на помощь Князю Симеону, и от сего одолеша и прогнаша сопротивных и безбожных агарян, а прочее о чудесах святого сего зри в писании в обители сей».

Вверху в правом клейме изображено: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву раба своего Лаврентия, молящегося Тебе, спаси град Калугу и обитель сию от нашествия безбожных агарян и междоусобные брани». В левом клейме: «Великий Князь Симеон Иоаннович Калужский преставился в лето 7026 месяца июля в 26 числе положено тело его в царствующем граде Москве в Соборной церкви святого Архистратига Михаила, от входных дверей на правой стороне рака шестая».

На лицевой боковой доске, в овальном клейме, изображено иконным писанием самое чудесное событие, действующим лицом коего был святой Праведный Лаврентий: сражение Калужского Князя и дружины его с агарянами (Татарами) в насадах (больших ладьях) на реке Оке. Надпись: «В лето 1512 блаженный Лаврентий, еще жив сый внезапу является Благоверному Князю Симеону Иоанновичу, бьющемуся с супостаты на реке Оке, и от множества их едва недоливаемому, иже укрепляя его и все воинство, пособствова к скорому и преславному тех одолению».

Ha стене, к которой приставлена гробница, над ней под одним и тем же балдахином, во всю высоту его занимает место древнее иконописное большого размера (длиной 2 1/2 аршина, шириной 2 ¼ аршина) изображение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, убрус которого поддерживается стоящими Ангелами. Венцы на лике Спасителя и Ангелов сребропозлащенные с вычеканенными в глубь цветами, четыре клейма с обычными буквами тоже в окладах, на полях оклад медный, чеканный. О древности сей иконы можно судить, кроме самого её вида, и потому, что она упоминается в описании чудес святого праведного Лаврентия, а именно в 1632 году. На ней внизу на поле надпись: «1833 года в ноябре обновися сей Нерукотворенный образ, по благословению Преосвященного Никанора Епископа Калужского и Боровского, усердием Иеромонаха Авеля, художеством же иконописца Ивана….»

Рядом с сею иконой, на той же стене поставлена не менее древняя икона Успения Божией Матери длиною 1 аршин 7 вершков, шириной 1 аршин 1 вершок, перенесена сюда по запустении Успенской, что на святых вратах, церкви, где она была храмовой, венцы на Божией Матери и изображениях Спасителя и Господа Саваофа серебряные с клеймом 1794 года.

В полукружии алтаря два окна с широкими отливами внутрь и прямыми перемычками. Настоящая церковь соединена пролетом с небольшим притвором, слабо освещаемым двумя окнами с южной стороны, притвор этот имеет выход в галлерею, окружающую церковь с западной стороны, и, может быть, пристроен позже, вместе с последним. У стены, отделяющей притвор от настоящей церкви, с левой стороны, неподалеку от раки святого праведного Лаврентия погребен первый Архимандрит обители Карион над могилой коего в стене, заслоненной иконами, вставлена каменная доска, с следующей рельефной, изображённой вязью, надписью: «1722 года января в 26 день, на память Преподобного о. Ксенофонта, преставился раб Божий сей обители Архимандрит Карион, жития его от рождения 67 лет, в сей обители был Игуменом 10 лет, Архимандритом 14 лет. Погребен против сей таблицы».

На правой стороне, также в стене, отделяющей притвор от настоящей церкви, вставлено в стену мраморное барельефное изображение женского лица с надписью: «Анна Федоровна Демидова, из фамилии Ждановых, родилась 1718 года июля 20 дня, скончалась 1805 года июля 15 дня».

Пол в нижней церкви выслан лещадью, а у раки Праведного Лаврентия чугунными плитами.

Верхняя церковь. В ней два престола рядом: правый на южной стороне во имя Вознесения Господня, левый на северной стороне во имя Рождества Христова. Сколько нижняя церковь отличается своей простотой, уютностью и таинственной сумрачностью, столько верхняя, напротив, замечательна благолепием своего иконостаса, простором, высотою и довольным освещением. А это и наглядно свидетельствует, что она построена позднее нижней. Своды в ней монастырские или котловые, церковь освещена в два света окнами: вверху 6, по три на стороне, широкие с дугообразными перемычками и широкими отливами внутрь, нижние с прямыми перемычками, также в числе 6-ти. Из сих два ближайшие к алтарю выходят на монастырский двор, а остальные на ходовые паперти, окружающие церковь с трёх сторон, сверху храм сей освящается 8-ю узкими окнами из деревянного трибуна.

Благолепный иконостас, искусной работы во вкусе «рококо» с широкими карнизами и выступами, в два пояса, образа коих отделены одни от других 10-ю колоннами с ложками, обвитыми листьями и виноградными гроздьями, с капителями коринфского ордена, поле иконостаса золоченое, цированное, все рамки образов украшены искусной золочёной же резьбой самых разнообразных форм, карнизы первого яруса украшены Херувимами, на карнизе верхнего яруса несколько образов в круглых клеймах, а в середине распятие с предстоящими, в резных же золочёных рамках. Иконостас этот замечателен еще тем, что здесь оба предела расположены рядом, так что северные двери одного служат южными для другого. Алтарь отделен настоящей каменной стеной с пролетами, на которой и укреплен иконостас; алтарь под коробовыми сводами разделяется на две части аркой; восточная стена не полукруглая, а пятигранная. Освещается алтарь в правом приделе четырьмя, а в левом тремя большими окнами с прямыми перемычками.

Местные иконы, в приделе Рождества Христова: икона Рождества Христова и Благовещения, а в приделе Вознесения Господня: икона Вознесения Господня и Страстная Божией Матери, украшены первые две серебряными ризами с сребропозлащенными венцами, кои устроены в 1848 году, старанием Преосвященного Епископа Николая, а две вторые сребропозлащенными ризами с такими же венцами. На иконе Страстной Божией Матери надпись: «Написася образ сей 1711 года в месяце Апреле, при Архимандрите Карионе, иконописцем Симеоном Фалеевым, а обложен сребропозлащенной ризой графом Валерианом Николаевичем Зубовым, в память и успокоение души супруги его графини Екатерины Александровны, скончавшейся 1848 года августа 17 дня и погребенной в сей обители».

Из надписи на иконе Вознесения Господня видно, что сребропозлащенная риза на нее устроена в 1833 году, по благословению Преосвященного Епископа Никанора, из разных ветхих серебряных вещей, мастером Симеоном Алексеевым Жуковым; серебряная же риза на иконе святого Праведного Лаврентия, стоящей за клиросом, расположенным против средины иконостаса, устроена в память Преосвященного Епископа Николая, в 1855 году, согласно с его завещанием, преимущественно из его серебряных келейных вещей, а частью из привесов Крестовского храма.

Правый клирос в приделе Вознесения Господня закрыт киотом, в коем вставлен врезанный в доску сребропозлащенный крест, с частицами святых мощей внутри. За левым клиросом в приделе Рождества Христова такой-же киот, в коем вставлено несколько небольших окладных Богородичных икон: а) Владимирская; б) Покрова; в) Флоренская с предстоящими св. мучеником Антипою и преподобным Феодосием Тотемским; г) Казанская; д) Умягчения сердец; е) икона св. Николая, c изображениями Спасителя и Божией Матери.

Домовая церковь, при Архиерейских кельях, во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, устроена тщанием Преосвященного Филарета Епископа Калужского и Боровского в 1823 году. В ней особенно замечательного ничего нет. Иконостас столярной работы, поле коего покрыто вишневым баканом и по местам позлащен; образа без окладов, некоторые с венцами.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на святых вратах построена в 1732 году; она, по монастырским преданиям, до учреждения о духовных штатах в 1764 году, долгое время служила приходской для монастырских крестьян слободы Подзавалья и деревни Турыниной. Имеет вид каменной столпообразной башни, в два света, вверху о 5-ти, а внизу о 4-х узких окнах. По неудобности входа и тесноте помещения служба в ней с давнего времени не отправляется, но деревянный престол и цированный с сошедшей позолотой и полинявшими от времени иконами иконостас остаются еще на своем месте; стенных же икон и никаких других украшений нет.

Леонид (Кавелин) "Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви"


Монастырь был основан в 1515 году на месте деревянной церкви Рождества Христова, известной с XV века. Инициатором создания обители стал удельный князь Симеон Иванович Калужский, получивший Калугу в удел от своего отца, великого князя Московского Иоанна III. Место для монастыря было выбрано не случайно: здесь подвизался праведный Лаврентий Калужский, который, согласно преданию, спас город от нападения крымских татар в 1512 году. После его кончины в 1515 году он был погребен в церкви Рождества Христова, и вскоре на этом месте возник монастырь, названный в его честь.

В XVI веке монастырь был обнесен высокой каменной стеной с башнями на четырех углах, что придавало ему вид крепости. В Смутное время обитель неоднократно становилась ареной военных действий. В 1607–1608 годах монастырь безуспешно штурмовали войска Василия Шуйского, пытавшиеся выбить из него отряды Ивана Болотникова. В 1610 году здесь укрылся Лжедмитрий II, бежавший из Тушинского лагеря; через несколько месяцев он был убит во время охоты на реке Яченке. В 1617 году, во время осады Калуги, монастырь осаждали отряды Чаплинского и Опалинского, разбитые воеводой князем Д.М. Пожарским.

В 1732 году в монастыре началось каменное строительство. К этому времени обитель была окружена высокой каменной оградой с башнями. В 1764 году, согласно духовным штатам, монастырь был причислен к третьему классу и имел настоятеля, 11 монахов, вольного писца и 8 служителей. В 1776 году в монастыре разместилась вновь учрежденная духовная семинария, которая находилась здесь до 1800 года. С открытием в 1799 году Калужской епархии Свято-Лаврентьев монастырь стал летней архиерейской резиденцией.

К началу XX века в комплекс монастырских зданий входили три каменных храма. Соборный двухэтажный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1650 году. Нижний этаж был теплым, с престолами, освященными в честь священномученика архидиакона Лаврентия, святителя Григория Неокесарийского и преподобного Никона Радонежского, а также праведного Лаврентия Калужского. Верхний этаж имел престолы в честь Рождества Христова и Вознесения Господня. В 1723 году был построен надвратный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, служивший приходским для монастырских крестьян слободы Подзавалье и деревни Турынино. В 1823 году при архиерейских покоях был устроен домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

https://veralubov.ru/churches/svyato-lavrentev-monastyr


Светлана Бубликова
 

Храмовый комплекс — главное сооружение обители Св. Лаврентия. Центр этого комплекса состоял из двухэтажного одноглавого храма с четырехскатной крышей. На первом этаже храма располагалась церковь во имя Св. Мученика и Архидиакона Лаврентия, на втором этаже церковь имела два престола: Вознесения Господня и Рождества Христова.

Храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера галереи поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединяла храм с колокольней, с юга через башню с архиерейскими покоями.

Нижняя церковь была первым каменным зданием на территории Лаврентьева монастыря /построена в 1650 г./. Вторично освящена в 1790 г. по изготовлению нового иконостаса. А в третий раз — в 1855 г. и при этом переименована: во имя Св. Праведного Лаврентия Христа ради юродивого Чудотворца .

Л. Кавелин так описывает нижнюю церковь: «При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божиих. Все дышит здесь простотой и смирением.

Под балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребренными листами; на верху ее древнее иконописное изображение Св. Праведного Лаврентия в рост, в серебряном чеканном окладе…» .

Под тем же балдахином располагалось иконописное изображение Спаса. Размер иконы 1,75 х 1,58 м. JI. Кавелин отмечает, что икона эта упоминалась в описании чудес Св. Лаврентия, а именно, в 1632 г. 2 ноября 1832 г. архимандрит Арсений докладывал: «Нерукотворный образ Спасителя, при гробе Праведного Лаврентия находится весьма обветшал. Почему на исправление оного чрез искуссного иконописца испрашиваю Архипастырской резолюции.» . На самой иконе внизу была сделана следующая надпись: «1833 года в ноябре обновися сей Нерукотворный образ, по благославления Преосвященного Никанора Епископа Калужского и Боровского, усердием Иеромонаха Авеля, художеством же иконописца Ивана…» Что потом стало с этой старейшей монастырской иконой неизвестно.

Как уже отмечалось, храм был до основания разрушен. Во время разборки нижней церкви храма 5 мая 1930 г. калужским художником Н. Масловым была сделана зарисовка надгробной плиты, возможно второй половины XVI в., использованной в XVII в. в качестве строительного материала.

В настоящее время местоположение храма может представлять интерес как возможный объект археологических исследований. В этом плане следует отметить ряд моментов.

Первое. Культурный слой снаружи храма уже в середине прошлого века закрывал половину цоколя , а этот слой продолжал увеличиваться и в последующее время.

Второе. Сейчас площадка, где когда-то стоял храм, выше окружающей ее местности почти на один метр.

Третье. На самой площадке сохранились остатки кирпичных кладок, — то есть вполне возможно предположить относительную целостность фундамента и даже цокольной части храма.

Четвертое. Среди дел РГАДА, хранится документ 1769 г., содержащий записи прихода и расхода денежных сумм за этот год. Из 200 рублей, отпущенных на ремонт монастырских построек, часть денег была использована на нижнюю церковь:

27 рублей затрачено на покупку и привоз в монастырь 8 тыс. штук кирпича «для переделки в нижней церкви Архидиакона Лаврентия… дверей,…полов…».

17 рублей уплачено за переделку 4 окон и дверей и за «закладку» кирпичом одного окна и двери, а также «за проломание стены и за зделание дверей для кладовой ризничей палаты…».

За 5 рублей были куплены железные двери в ризничью палатку.

На 8 рублей монастырь приобрел алебастр для ремонта алтаря Лаврентьевой церкви, и 16 рублей было уплачено за работу по ремонту алтаря.

В приходно-расходной книге за 1773 г. содержится запись следующего содержания:

2 рубля истрачено на покупку алебастра для проведения ремонтных работ в ризнице.

4 рубля «уплачено его превосходительства генерала Ивана Ивановича Шувалова деревни Соболева крестьянину Ивану Стефанову… за подмазку ризницы алебастром.» .

Основываясь на приведенных выше выдержках из архивных дел, можно отметить, что в 1769г. была построена ризница в нижней церкви, как в наиболее защищеном месте монастыря — «1758 года декабря 8 в осьмом часу ночи разбойники в Лаврентьевом монастыре зарезали архимандрита Иллариона.»

Верхняя церковь.

Первоначально /с середины 17 в. до первой половины 18 столетия/ второй этаж храма Лаврентьева монастыря был деревянным. Этот этаж занимала Рождественская церковь, которую уничтожил пожар. После чего верхняя церковь вновь отстраивается, но на этот раз уже из кирпича.

Единого мнения о времени постройки каменной верхней церкви нет. JT.Кавелин считает, что это событие произошло в 1739 г. Он ссылается на Указ Московского Синодального Правления от 9 июня 1739 г. . П.Ляметри /раздел «Исторические сведения о монастырях Калужской губернии.» в «Памятной книжке Калужской губернии на 1861 год.»/ указывает на 1780 г. .

Л.Кавелин отмечает: «из надписей на водруженных под обеими престолами каменных крестах, видно что освящена она /вторично по сделании нового иконостаса/ в 1780 году при настоятеле Архимандрите Никодиме…».

Книга расхода денежных сумм «Постройка каменной церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре» относит возведение Рождественской церкви к 1776 г. Но в Лаврентьевом монастыре никогда не было отдельной каменной Рождественской церкви. Вероятно, в документе речь идет именно о строительстве Рождественского престола верхней церкви храма.

По этому вопросу следует сделать ряд замечаний.

Во-первых, Рождественский престол упоминается в документах значительно ранее 1776 г.

Во-вторых, в последней трети 18 столетия к нижней церкви в качестве основания для более обширной верхней была пристроена кладовая с левой стороны, то есть, как раз под Рождественский престол.

В-третьих, на строительство новой церкви было отпущено 500 рублей. В то же время, согласно приходно-расходным книгам, на ремонт Рождественского престола за период с 1768 г. по 1773 г., то есть, до нового строительства 1776 г., было израсходовано:

1768 г. - II рублей /починка иконостаса/,

1770 г. - 155 рублей /переделка алтаря Рождественского престола/.

1771 г. - 132 рубля /покупка кирпича для починки церкви Рождества Христова/.

1772 г - 140 рублей.

1773 г. - 78 рублей /покупка листового железа для купола церкви Рождества Христова/.

Следовательно, за период с 1768 г. по 1773 г. на ремонтные работы в Рождественском престоле затрачено 516 рублей.

Таким образом, в 1776 г. Рождественский престол был не вновь построен, а перестроен, хотя эта перестройка изменила весь облик храма. По воспоминаниям старожилов Подзавалья, нижняя церковь использовалась для служб в обычные дни, а верхняя — в праздничные, когда в монастырь стекайтесь большое колличество народа. Неудобство, связанное с относительно небольшим объемом верхней церкви, было ликвидировано в результате перестройки 1776 г.

О внешнем виде верхней церкви можно судить только по фотографиям да свидетельствам современников: «Двухпрестольный храм обители, надстроенный над нижней церковью, и украшенный во вкусе рококо делает честь и усердию строителя и искусству зодчего и составляет украшение обители. Храм величественен извне, высок, светел и просторен внутри…»

https://splavrenty.ru/istorija/svedenija-o-monastyre/



Комментарии и обсуждение


Е. Лаврентьев Рождественский монастырь, кафедральный, близ Калуги, на реке Ячейке. Основан в половине XVI века. В соборе почивают под спудом мощи преподобного Лаврентия (см. 10 августа); над ними медная высеребрянная рака. Ежегодно 18 июля бывает крестный ход из монастыря кругом Калуги в память избавления от холеры, а в память дня преставления преподобного Лаврентия совершается крестный ход из Калуги в монастырь. При монастыре школа и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

20 января 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.