ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вышний Волочёк. Церковь Спаса Преображения.


Вышний Волочёк. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Илии Пророка
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1779 и 1783. Световой восьмерик - 1865-1866.
Адрес:
Россия, Тверская область, г. Вышний Волочёк, ул. Рабочая.

Координаты: 57.59244, 34.56972



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, Удивительно красивый храм. Радует, что идут восстановительные работы!<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Удивительно красивый храм. Радует, что идут восстановительные работы!
Pavel-Solnechnogorsk
8 ноября 2019
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
MobiSim
22 сентября 2018
Церковь Спаса Преображения, Вид с юга<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Вид с юга
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Алексей Кротов
25 октября 2021
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Алексей Кротов
25 октября 2021
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Алексей Кротов
25 октября 2021
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Алексей Кротов
25 октября 2021
Церковь Спаса Преображения, Вид с юго-запада<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, Вид с северо-востока<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, Вид с юго-востока<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Pavel-Solnechnogorsk
8 ноября 2019
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2019
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2019
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Илья Смирнов
10 мая 2019
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Илья Смирнов
10 мая 2019
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Вадим кр
13 марта 2018
Церковь Спаса Преображения, Южный фасад колокольни<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Южный фасад колокольни
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Илья Смирнов
9 апреля 2006
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1993
Церковь Спаса Преображения, Завершение колокольни<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, Завершение<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Завершение
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, Фрагмент восьмерика<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Фрагмент восьмерика
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, Апсида<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
7 января 2021
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Илья Смирнов
9 апреля 2006
Церковь Спаса Преображения, , Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2019
Церковь Спаса Преображения, Кладбищенские ворота<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Кладбищенские ворота
Наталия
11 августа 2008
Церковь Спаса Преображения, Фото с сайта matveevo.prihod.ru<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Фото с сайта matveevo.prihod.ru
Андрей Агафонов
1 января 1940
Церковь Спаса Преображения, Фото с сайта matveevo.prihod.ru<br>, Вышний Волочёк, Вышневолоцкий район и г. Вышний Волочёк, Тверская область
Фото с сайта matveevo.prihod.ru
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Харченко Геннадий  18 марта 2012

Несмотря на значительные переделки и искажения, Преображенская церковь представляет интерес как наиболее ранняя сохранившаяся культовая постройка в городе. Расположена в центре кладбища, на вершине небольшого холма. Кирпичная двухэтажная церковь построена в 1779-1783 гг. В первом этаже находился теплый храм Пророка Ильи, во втором - летняя церковь Преображения. В 1826 г. здание оштукатурили и изменили декор фасадов. К 1865-1866 гг. относится устройство светового восьмерика над храмом и двух ярусов колокольни.

Двухэтажное прямоугольное вытянутое по продольной оси здание объединяет храм, увенчанный восьмериком, трапезную и притвор. С востока примыкает пятигранная апсида, с запада - столпообразная четырехъярусная колокольня. Убранство фасадов сочетает мотивы позднего классицизма и русского стиля. Первоначально окна были обрамлены барочными наличниками с ушами. Стены разделены лопатками, которые соответствуют внутренним членениям, лопатками закреплены также углы и грани апсиды. Прямоугольные окна в первом этаже украшены пятичастным замком, второго - профилированными архивольтами. Грани невысокого восьмерика завершены кокошниками: диагональные - треугольными, по странам света - килевидными (завершение утрачено). На два равновеликих четверика колокольни поставлены два восьмерика. Первый ярус обработан ленточным рустом. Углы восьмериков третьего и четвертого ярусов закреплены лопатками. Расположенные по странам света проемы звона четвертого яруса имеют профилированные килевидные завершения. Им вторят килевидные кокошники над узкими диагональными гранями. Перекрытия в первом и втором этажах плоские. Первый ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Переход от четверика к восьмерику в верхней церкви осуществлен при помощи тромпов. В притворе помещена деревянная двухмаршевая лестница, ведущая на второй этаж.

По материалам книги: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.


Вадим кр
 
Вадим кр  5 марта 2020

Комплекс Преображенской церкви расположен на северо-восточной окраине исторической территории города, занимает юго-западную часть современного кладбища, ограниченного с запада ул. Рабочей, с юга ул. Марины Расковой, с севера ул. Кооперативной. Место для Пятницкого кладбища было отведено в 1772 г. По распоряжению новгородского губернатора Я.Е. Сиверса территорию следовало обнести оградой, обсадить березами и «на первый случай» поставить часовню. В том же году вместо часовни было решено строить церковь, и в 1773 г. Синод дозволил сооружение двухпрестольного храма. Согласно одним источникам, она построена в 1779 г., по другим - в 1783 г. Главный престол Преображения размещался в верхнем этаже, придел Ильи Пророка — в нижнем. Квадратную территорию кладбища (со стороной около 125 м) окружала деревянная ограда с воротами посередине южной стороны.

Церковь стояла на овальной или круглой площадке, на пересечении двух взаимно перпендикулярных дорожек. Первоначально во второй этаж храма с запада поднималась крутая лестница, по-видимому наружная. В 1837 г. ее устроили внутри трапезной. В 1866-67 гг. церковь была сильно перестроена: переложены почти все проемы первоначальных объемов, срубленный декор на фасадах заменен новым, с запада пристроены притвор с лестницей и колокольня. Возможно, в те же годы кладбище, к тому времени выросшее почти вдвое, но сохранившее квадратную форму, обнесли каменной оградой с воротами. В кон. 19 — нач. 20 в. высоту ограды увеличили, надложив несколько рядов кирпичей. В советское время разобрана большая часть ограды, сломаны шатровые завершения храма и колокольни. В кон. 20 в. обрушились плоские перекрытия первого и второго этажей, а также лестницы в притворе и колокольне; полностью утрачено внутреннее убранство.

Архитектурная доминанта комплекса — церковь Преображения, стоящая в средней части кладбища, на возвышении. Вдоль западной границы территории сохранился фрагмент ограды с воротами у юго-западного угла кладбища. От них дорожка ведет к церкви. По сторонам дорожки расположены надгробия нач. 20 в. и 1920-30-х гг., составляющие художественный некрополь.

Единственный сохранившийся в Вышнем Волочке храмовый комплекс включает церковь, построенную сразу после преобразования ямского селения в город, и ряд ценных надгробных памятников, в формах которых отразились черты, характерные для эклектики, модерна и неоклассицизма. Церковь Преображения — редкий для провинциального города двухэтажный кладбищенский храм в стиле барокко. После перестройки он приобрел облик, характерный для архитектуры эклектики, с широким использованием мотивов русского стиля. С сентября 2015 года ведется восстановление церкви.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. https://tvereparhia.ru/temples/khramy/vyshnevolotskiy-okrug/tserkov-v-chest-preobrazheniya-gospodnya-g-vyshniy-volochek/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 июля 2020

В 2019 г. исполнилось 235 лет с момента освящения Преображенского храма на Пятницком кладбище г. Вышний Волочёк.

В течении последних пяти лет жители Вышнего Волочка наблюдают за процессом возрождения из небытия старейшего храма Вышнего Волочка - церкви Преображения Господня на Пятницком кладбище. И многие не только наблюдают, но участвуют в деле, которое в начале казало трудновыполнимым, ведь от Преображенского храма к началу его возрождения оставалось только три с половиной стены без перекрытий, полов, сводов. Возрождение началось с субботников и с первых молебнов, а дальше - больше. Хотя не все восприняли возрождение храма позитивно - в настоящее время в обществе активно культивируется раздражительно-ворчливое отношение ко всем благим начинаниям, направленным на возрождение и воссоздание святынь. Так и здесь звучали слова о том, что это невозможно, что ничего не получится, и что ещё один храм вообще не нужен в городе. Но невозможное человекам возможно Богу! И 7 января 2019 г. в 235-летний год первого освящения храма произошло важнейшее событие в истории Преображенской церкви - была отслужена первая с 1947 г. литургия. В храм вернулась богослужебная жизнь.

Началась история Преображенской церкви на Пятницком кладбище в начале 70х г.г. XVIII в. в разгар работ по устройству города Вышнего Волочка. В 1770 г. Екатерина II подписала Указ Сенату об учреждении Вышневолоцкого яма городом. Работы по приведению будущего города в соответствие со стандартами Российской Империи затянулись на два года. По законам Российской империи с 1771 г. кладбища внутри селений устраивать запрещалось. Поэтому место для кладбища было устроено за пределами города «и то определено было оградою и посажено берёзами и сделана была на первой случай часовня».

27 июля 1772 г. Вышневолоцкая воеводская канцелярия подала прошение в Новгородскую духовную консисторию о разрешении устраивать захоронения на новоотведённом кладбище. Но в ответ Новгородская консистория выслала указ, в котором ссылаясь на указ Императрицы Анны Иоанновны от 1734 г. запрещающий строить часовни внутри городов, в свою очередь предписала «построить на том месте церковь, хотя небольшую деревянную, а не часовню».

21 августа 1772 г. этот указ был направлен и Новгородскому генерал – губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу, который в силу своей должности занимался устройством города Вышнего Волочка. Тот в свою очередь 6 сентября 1772 г. получил от вышневолоцких жителей соглашение на постройку церкви на новом кладбище и передал это соглашение в консисторию. А 20 сентября Вышневолоцкое Духовное правление сообщило в Консисторию о том, что «вышневолоцкое мещанство на означенном от его превосходительства для погребения мертвых тел за городом на кладбище деревянную теплую церковь городским коштом построить желают трехпрестольную во именование, а именно: Преображения Господа нашего Иисуса Христа с приделом святаго пророка Илия и святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы, что празднуется октября 28 дня».

В ноябре 1772 г. Духовное правление сообщило в Консисторию о желании городских жителей разобрать ветхую деревянную Богоявленскую церковь, что стояла на Отмойном острове в центре города близ Казанского и собора и часть этой церкви перенести на кладбище, где из неё устроить новую церковь. В ответ на это, 6 сентября 1773 г. губернатору Я.Е. Сиверсу было сообщено, что церковь разрешается строить каменную. Это же решение было отослано и в Вышневолоцкое Духовное правление. Но прошло два года и священники городского собора, а так же степенной городской голова Сергей Сорокин, снова подали прошение Новгородскому и Санкт-Петербургскому Архиепископу Гавриилу о разрешении разобрать деревянную Богоявленскую церковь и часть её перенести на новое кладбище, в городском же соборе устроить придел во имя Богоявления Господня.

11 мая 1775 г. в Вышневолоцкое Духовное правление последовал указ, где снова, как и в 1773 г. было предписано церковь на кладбище строить каменную, а деревянную Богоявленскую церковь разобрать и употребить на топление тёплого Богоявленского придела в городском соборе. Строительство храма растянулось почти на десять лет. Лишь в декабре 1783 г. вышневолоцкий протоиерей Яков Петров с братиею подал прошение на освящение новоустроенной двухэтажной каменной церкви во имя Преображения Господня с приделом Пророка Божия Илии. 4 января 1784 г. храм было дозволено освятить.

Стоит отметить, что проект Преображенской церкви на Пятницком кладбище послужил образцом для строительства аналогичной двухэтажной церкви в селе Глубокое Вышневолоцкого уезда. Конечно за столетия существования храмов их неоднократно перестраивали. Так на гранях восьмигранного купола кладбищенской Преображенской церкви появились сферические каменные навершия, чего нет в свою очередь на восьмигранном куполе Георгиевской церкви с. Глубокое. Кроме того на колокольне Преображенской церкви появился ещё один третий восьмигранный ярус для звона, когда как Георгиевская церковь не могла себе позволить подобного строительства. Но в целом храмы в своей архитектуре сохранили потрясающее сходство. К тому же Георгиевская церковь в Глубоком сохранила свой первоначальный облик, по которому мы можем судить о том, как выглядела в конце XVIII в. церковь на городском кладбище.

После освящения, богослужения в Преображенской церкви проводились нерегулярно. Особого прихода у храма не было, и он служил больше для отпевания умерших горожан. Хотя в 1790 г. ставился вопрос «о бытии в г. Вышнем Волочке при кладбищенской церкви особливому паки священнику и приходу». Но лишь в 1811 г., когда городской собор поднял вопрос об учреждении при нём четвертого комплекта священнослужителей, городская дума одновременно с ним подала прошение об учреждении при кладбищенской Преображенской церкви своего самостоятельного прихода. В итоге Тверской архиепископ Мефодий 8 мая 1812 г. прошение соборного духовенства оставил без удовлетворения, а при Преображенской церкви повелел учредить самостоятельный приход. При этом новому приходу были приписаны от прихода городского собора 150 городских дворов и 358 душ.

Весь 1812 г. продолжался подбор духовенства к Преображенской церкви. Диаконом в храм планировали рукоположить ученика первого класса Вышневолоцкого духовного училища Ивана Виноградова, но планам не суждено было сбыться. Дьяком в новый приход планировали перевести ученика Тверской семинарии Ивана Миролюбова, но в итоге это решение было отменено. Дьячок Алексей Иванов был прислан в кладбищенскую церковь из Николо – Столпенской пустыни. Пономарь Иван Григорьев был переведён в храм был из с. Заборовья. В итоге первыми священниками Преображенской церкви стали: «священник Алексей Иванов, из учителей, диакон Иван Петров, из учителей, дьячок Алексей Иванов, из риторики, пономарь Иван Григорьев, из пиитики».

К служению назначенные священники приступили, как следует из архивных документов, «с половины генваря 1813 г.». И сразу же вызвали недовольство соборного духовенства. В своём прошении от февраля 1813 г. соборный протопоп и причетники писали следующее о духовенстве Преображенской церкви «вступив в служение в оной, еще в стол первых началах прохождения своей должности уже решительно поставили себя в праве исправлять по кладбищу требы и целого города, и чрез то начали подавать чувствительный повод к разстройству холодности в отношениях к нам прихожан наших».

Конечно, не «расстройство холодности» прихожан беспокоило соборное духовенство, а то, что доход от треб, которые раньше они совершали на кладбище, теперь уходил в другой приход. Поводом к этому прошению, конечно же была не корысть – собор получал немалый доход не только от служб в самом соборе, но и от загородной Казанской часовни, а действительная нехватка средств. За этот период собор потратился на строительство каменной ограды, на роспись стен, кроме того, он вёл строительство каменного Богоявленского собора, а так же дал в займы городской думе деньги на завершение строительства Петропавлоской церкви.

Всё это побудило соборное духовенство просить епархиального архиерея о том, что бы нижний этаж с Ильинским приделом был передан для исполнения треб по кладбищу собору, а верхний оставлен за Преображенским приходом. К слову аналогичное прошение будет некоторое время спустя подано и причтом Петропавлоской церкви, они будут так же требовать своего права совершать отпевание своих прихожан в Преображенской церкви.

14 февраля 1813 г. Тверской архиепископ Мефодий разрешил соборному духовенству совершать отпевание своих прихожан в нижнем Ильинском приделе. Но уже в 1820 г. прихожане Преображенской церкви будут просить вернуть им в пользование нижний этаж храма с приделом Пророка Илии.

Дальнейшую историю Преображенской церкви на протяжении XIX столетия мы можем проследить по заголовкам архивных документов. В 1819 г. приходскими старостами избираются купец Иван Думенский и крестьянин Агафон Иванов, в 1825 г. новым церковным старостою станет ещё один купец из рода Думенских - Симеон.

В 1826 г. начинается большой ремонт храма, на который выдаётся особая сборная книга сроком на три года. В 1829 г. прихожане переливают разбитый большой колокол. В 1834 г. подаётся прошение о разрешении поправить некоторые вещи и иконы, которые пришли в ветхость. А через три года возобновлённый храм заново освящают. В 1839 г. устраивается новый иконостас, в 1840-м – новый престол, за ним следует его освящение. В 1848 г. на пост церковного старосты избирается купец Михаил Городецкий.

В 1852, 1856 и 1870 гг. в храме снова проводятся ремонтные работы. В 1857 г. заменяется ветхий антиминс. В 1865 г. решается вопрос о распространении церкви. К основному двухэтажному основному объёму пристраивается двухэтажная трапезная, колокольня и делаются два входа в нижний ярус колокольни. Кроме того, надстраиваются "кокошники" - закомары на восьмерик купола храма, строится шатровая кровля на храме, а на фасадах стёсываются украшения XVIII в. и устриваеются лепные украшения вокруг ококн и на карнизах. В 1883 г. устраиваются в верхнем храме новые потолки, а через десять лет – устраиваются новые печи.

1885 г. подаётся прошение о выдаче благословения диакону Смирнову, а в 1887 г. – награды церковному старосте Малышеву. Купцы Малышевы – известная в городе фамилия, их родовое захоронение расположено близ стен Преображенской церкви. Один из потомков этой купеческой фамилии Борис Малышев (1897 – 1949 г.) - станет одним из фигурантов дела о подпольных богослужениях в доме на ул. Урицкого. Он будет арестован и приговорён к расстрелу вместе со священником Симеоном Платоновым – регентом закрытого в 1939 г. Богоявленского собора. Но приговор будет заменён на десятилетний срок заключения. Борис Андреевич вернётся из тюрьмы в родной город, и так же после своей кончины будет погребён на городском кладбище.

В 1894 г. в храме будет возобновлена живопись. К слову, фрагменты этой живописи можно и сейчас увидеть на стенах храма. К сожалению, живопись почти полностью уничтожена и не сколько погодой – а храм находится вообще без кровли, сколько вандалами, которые целенаправленно выбивают на фресках лики. Последние события, когда из стен храма были выломаны металлические растяжки, привели к гибели изображение Царепророка Давида, и других фрагментов фресок.

В 1897 г. при храме устраивается Кладбищенское попечительство. В 1900 г. священник Вышневолоцкой кладбищенской церкви Михаил Страхов был награждён орденом Св. Владимира III ст.

По данным на 1901 г. в Преображенской церкви служили священник Александр Александрович Петропавловский, 25 лет, кандидат богословских наук, после своего рукоположения в 1900 г. он сменил на посту священника Михаила Страхова, и священник Александр Иванович Львов, 29 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1892 г., священник с 1896 г., состоит законоучителем воскресной школы и катехизатором. Диакон Владимир Васильевич Успенский, 31 год, из первого класса духовной семинарии, в служении с 1888 г., диакон с 1893 г. Псаломщики Фёдор Николаевич Пешехонов, 27 лет, окончил духовное училище, в должности с 1892 г. и Николай Андреевич Лебедев, 23 г., окончил духовную семинарию, с должности с 1899 г. Церковным старостой с 1893 г. был купец Пётр Георгиевич Носков.

В приход храма входили селения Ящинской волости Вышневолоцкого уезда – хутор Великий Двор и сельцо Никольское, где располагались дворянские усадьбы, а так же деревни Старково, Обрез–Заворово и Заворово. Приход был поделен между двумя священниками. Всего прихожан у храма было 80 дворов, 300 мужчин и 314 женщин.

В 1915 г. на приходе продолжал служить священник Александр Львов, вторым священником был Василий Левшин, 44 лет, окончил духовную семинарию, в служении 23 года. Диаконом оставался Владимир Успенский, а вот псаломщиками служили диаконы Павел Богоявленский, 29 лет, из 1 класса семинарии, в служении 10 лет и Иоанн Смирнов, 46 лет, из 3 класса духовного училища, в служении 23 года. Прихожан было 706 мужчин, 752 женщины. При Кладбищенском попечительстве имелся свой собственный телефон.

В сложные послереволюционные годы Преображенская церковь на Пятницком кладбище стала убежищем для многих «врагов» Советской власти. Так в 1935 г. в храме служил псаломщиком высланный из Ленинграда игумен Никон (Белокобыльский). В этот же период при храме служил будущий священномученик Владимир Дмитриевич Мощанский (15 июня 1866 г. – 7 сентября 1938 г.). Постоянного прихода о. Владимир не имел, т.к. находился уже в преклонных летах, но часто совершал богослужения в сторожке Пятницкого кладбища, где крестил и отпевал умерших. На кладбище он служил панихиды по усопшим. Сохранилось свидетельство о том, что после подобных панихид он шёл на пустое место, где долго молился. Видимо, ему было открыто, что погребён после своей мученической кончины в Вышневолоцкой тюрьме он будет не в родовой могиле, а в тюремной. Здесь же в Преображенской церкви последние годы своей жизни служил и отец священника Владимира Мощанского протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский.

В Вышневолоцком муниципальном архиве сохранилось несколько документов этого периода, где упоминается Преображенская церковь. Первый из них датирован 4 апреля 1931 г. В этот день председателю церковной двадцатки среди прочих руководителей двадцаток действовавших на тот момент церквей города было объявлено решение Горисполкома от 1 апреля 1931 г. о прекращении с 5 апреля звона во всех храмах города. Вместо подписи под этим решением председатель церковной двадцатки Пятницкой церкви поставил два креста.

В том же 1931 г. прошла компания по изъятию из храмов города и района металлических дверей, решёток, надгробий, а так же колоколов. Не обошло это и решение и храм на городском кладбище. Изымались так же и плиты с могил священнослужителей и дворян. Это и объясняет тот факт, что так мало сохранилось дворянских захоронений на территории Пятницкого кладбища. Не сохранилось и не одного дореволюционного захоронения священнослужителей Преображенской церкви. В числе прочих утрачены могилы таких известных в городе лиц как Михаил Фёдорович Ванчаков – городской голова, дворян Свечиных, Морковниковых, Глазатовых, Путятиных, Менделеевых и многих других. Некоторые надгробия стоят со сбитыми надписями – по-видимому, кто-то из родственников пытался скрыть имена своих предков, боясь преследований. Некоторые уже в советское время приспособлены под памятники другим умершим людям.

В 1932 г. в приходе Пятницкой церкви на городском кладбище встал вопрос о выборе казначея. «Административный отдел Церковного совета Преображенской кладбищенской церкви, ул. Нариманова» подал соответствующее заявление в вышневолоцкий горсовет. Заявление рассматривалось на заседании религиозной комиссии 10 июля 1932 г. В протоколе по этому вопросу была оставлена следующая запись: «Слушали 1. – заявление церковного совета Преображенско - кладбищенской церкви о предоставлении им разрешения на устройство собрания прихожан церкви на 24 июля с/г на предмет избрания казначея. Постановили – предоставить право церковному совету устроить собрание указанной выше церкви на предмет выбора казначея в совет 24 июля с/г в период времени от 6-ти вечера до 10 ч. вечера, при чём обязать церковный совет назначить определённый час собрания поставить об этом в известность горсовет».

Богослужения в Преображенской церкви были прекращены около 1940 г. Как мы видим на архивных фотографиях ноября месяца 1941 г. в интерьере храма уже отсутствуют иконы и иконостас, а так же прочее церковное убранство. Официальное решение Верховного совета РСФСР о закрытии храма датировано 26 февраля 1941 г. В нём Верховный Совет прописывал разместить в стенах церкви школу. Но этому помешала война.

Начиная с 1943 г., верующие Вышнего Волочка безуспешно пытались открыть Богоявленский собор в центре города. Среди альтернативных вариантов решения этой проблемы они предлагали и Пятницкую кладбищенскую церковь. Наконец после долгой переписки, на фоне всеобщего потепления по отношению к верующим со стороны Советского государства Верховный Совет 2 марта 1945 г.разрешил открытие Пятницкой церкви. «2 марта 1945 г. Калининский облисполком Уполномоченному Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР тов. Хевронову В.И. Сообщаю, что Совет по делам Русской Православной церкви при СНК СССР, согласно заключению Калининского облисполкома и заявлению Верующих, постановлением от 21 февраля 1945 г. разрешил открыть Пятницкую кладбищенскую церковь в г. В. – Волочёк, Калининской области. Решение Совета об открытии Пятницкой кладбищенской церкви в г. В. Волочёк одобрено СНК СССР.Возвращая при этом заявление верующих, Совет предлагает Вам в 3-х дневный срок послать распоряжение Исполнительному Комитету г. Вышний Волочёк о заключении договора на передачу здания церкви и Культового имущества и поставить в известность заявителей – верующих…Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР просит сообщить, с какого числа начала функционировать церковь и кто является настоятелем. Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Карпов».

28 апреля 1945 г. уполномоченный по делам РПЦ В.И. Хевронов зарегистрировал религиозную общину кладбищенской церкви г. Вышний Волочёк. Преображенская церковь после четырёхлетнего перерыва стала первым действующим храмом Вышнего Волочка. Тогда же «служителем культа» к храму был зарегистрирован Емельянов Фёдор Степанович. Он же был назначен благочинным церквей Вышневолоцкого округа. После своей кончины 17 апреля 1951 г. о. Фёдор он был погребён у стен алтаря своего первого вышневолоцкого храма, теперь поруганного и забытого всеми.

http://volochek.life/news/obschestvo/tserkov-gorodskim-koshtom-postroit-zhelayut-k-235-letiyu-osvyascheniya-hrama-preobrazheniya-gospodnya-na-pyatnitskom-kladbische


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 ноября 2021

2 ноября 2021 года на Преображенский храм Вышнего Волочка был поднят, практически вручную, колокол весом 240 килограммов. Большой колокол приход храма приобрёл в честь 250-летнего юбилея учреждения Вышнего Волочка как города. Водрузили его на колокольню старейшего кладбищенского храма города, построенного ещё в 1779-1783 годах.

С сайта: panoramapro.ru/Pro Регион/Практически вручную: в Тверской области на колокольню подняли 240-килограммовый колокол



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.