Зеленецкий Троицкий монастырь, основанный преподобным Мартирием около половины XVI столетия, в старину назывался «Зеленою Мартириевою пустынею», а местность, им занимаемая, «Зеленым островом», находится в Новоладожском уезде, в 57 верстах к юго-востоку от г. Новой Ладоги. Монастырь расположен среди обширных болотистых лесов, на плосковозвышенном месте, которое до основания обители казалось среди окружающего леса как бы островом. Остров этот исстари назывался Зеленым по цвету зеленевшей растительности, бывшей чрезвычайно заметною, сравнительно с окружавшими его большими мхами и другими неприглядными растениями. В настоящее время возвышенность Зеленого острова, занятая монастырскими зданиями и кругом их огородами и запашками, едва заметна. Теперь только лежащие вдали от монастыря так называемые Зеленцы могут дать понятие о старом Зеленом острове. Зеленый остров окружен весьма дальними, едва проходимыми и до самого почти Великого Новгорода простирающимися болотными мхами, дрябью и топями.
Самое неоспоримое свидетельство о существовании Зеленецкого монастыря заключается в писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, в письме Андрея Плещеева и подьячего Семейки Кузмина. Писцы Плещеев и Кузмин, занимавшиеся описанием Обонежской пятины, Заонежской половины под 7091 г. (1583 г.) говорят о Зеленецкой пустыни, как уже известной и благоустроенной, указывая на игумена и братию: «В Михайловском погосте, на Ладожском пороге монастырь, слывет новая пустыня Зеленая, на острову; ставится ново, на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живоначальная, другая церковь Благовещенья св. Богородицы, с трапезою, обе деревянные. Да в монастыре же игумен Мартирий, да двенадцать старцев, а около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровнитцкий, да двор конюшенный. Пашни у монастыря нет. Сена ставитца…». Последние писцы Андрей Лихачев с товарищами были в 1564 году; следовательно, ранее 7091 (1583) г. Лихачев с товарищами описывали Обонежскую пятину в 1564 году. Если Зеленая пустыня стала после сих писцов, то она основана позже 1564 года, и, вероятно, в промежуток времени между 1565 и 1570 годами…
Поставив себе сперва малую ямину, а вскоре и часовенку в прославление и благодарение Господа и Пресвятой Богородицы, Мартирий беспрерывным славословием стал оглашать и освящать пустыню, которая просветлела святою жизнью отшельника: сюда начали приходить в нее люди не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но многие и для водворения близ Мартирия и восприятия отшельнического жительства.
Умножившееся братство учеников преподобного побудило его приступить к построению первой для служения малой церкви во имя св. Живоначальной Троицы. В убогую церковь, украшенную иконами из часовни, были перенесены на время и две иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской, принесенная была самим Мартирием, а другая - Живоначальной Троицы учеником его Гурием.
Скоро стало весьма многим известно население пустыни иноками, так что именитые люди новгородские и бояре начали посылать приношения сюда на храм и на братию. В числе их известный своею ревностью к церкви Христовой, богатый новгородец Федор Сырков, построивший несколько храмов своею казною, даровал обильные средства для сооружения в Зеленой пустыне каменной теплой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Вскоре преп. Мартирий должен был идти в Новгород, дабы принять от архиепископа сан священства и игуменство. В 1584 г. преп. Мартирий отправился в Москву, чтобы испросить царское утверждение основанному им монастырю, исходатайствовать какие-либо пособия и земельное владение. Царь Федор Иванович, сын Иоанна Грозного, вступивший на царский престол в 1584 г., благоснисходительно отнесся к просьбе преподобного Мартирия. Последовала царская жалованная грамота в 7103 (1595 г.) году, такое царское пожалование было весьма значительным приобретением для монастыря.
Почил Мартирий кончиною праведника 1603 года марта в 1 день. Тело преподобного погребено близ церкви Богоматери. Преподобный Мартирий много потрудился, заботясь об устройстве основанной им Зеленой пустыни. Памятниками усерднейшего труда после его кончины остались: деревянная часовня и при ней хижина преподобного, которая по времени есть самое первое строение его рук, потом возникло несколько бедных келий для малочисленной на первое время братии и деревянная церковь св. Троицы, воздвигнутая пришельцами пустынниками около 1565 г. или несколько позже. В одно же время с этим устроена и ограда, около возникшей обители, также деревянная. Церковь была малая и с малым числом икон, затем поставлена деревянная церковь Благовещения Богородицы, иждивением Федора Сыркова из Новгорода. В изданном от монастыря житии пр. Мартирия (2 изд. 1861 г.) церковь эта названа каменною; но по писцовой книге 1582 г. показаны здесь только деревянные церкви: Троицкая и Благовещенская, последняя с трапезою.
После 1582 г. на деньги царя казанского Симеона построена первая каменная церковь во имя Иоанна Богослова, над воротами монастыря к западу. Трудами и ходатайством пред царем Федором Ивановичем преп. Мартирия пожалованы Зеленецкому монастырю две выти земли и даны монастырю в 1595 г. на Ладожском озере рыбные ловли, с пожнями на берегу и с угодьями.
В 1612 и 1613 гг. после осады варягами Тихвина, узнав об ожесточении, с каким войска Делагарди усиливались уничтожить всякую святыню православную, иноки Зеленецкие не могли и помышлять, чтоб трудность перехода через мхи и болота отстранила опасность от пустыни их. Собрав заблаговременно церковные и все нужнейшие монастырские вещи, они сокрыли их в лесах, окружавших Зеленый остров, а сами разошлись по дальним волостям и обителям. Неприятель не замедлил явиться в опустелый монастырь. Не находя людей, он обратил гнев свой на строения монастыря, уничтожил и разграбил все, что оставалось в обители. Шведы превратили в пепел находившиеся в нем тогда восемь деревянных келий, всякое имущество и строение вне монастыря, оставив только голые и задымленные стены каменной церкви.
По воцарении Михаила Федоровича в 1613 г. святые обители стали подниматься из пепла. Начальник обители Зеленецкой, монашествующие, бельцы и работники собрались к Зеленецкому острову. Все пожженное врагом: кельи настоятельские и братские, ограды, рабочие избы, скотный двор, амбары - было устроено в течение двух лет, и несравненно обширнее и лучше прежнего. Вскоре обитель наполнилась хлебом, домашним, рабочим скотом, всеми потребностями и деньгами, в изобилии от щедрых дателей. Обычным порядком началось опять богослужение, снова стал раздаваться колокольный звон в пустыне и возгласилось пение и молитвословие. Так рассказывает о восстановлении Зеленецкого монастыря местный монастырский летописец.
В писцовой книге Обонежской пятины Мина Лыкова под 7128 (1620 г.) годом, положение Зеленецкой обители описывается следующим образом: «В Михайловском погосте на Волхове монастырь, убогая новая пустыня Зеленая, на острову, а в ней церковь Живоначальная Троица, деревянная, да церковь Одигитрия каменная, стоит без пения - разорен от немецких и литовских людей, да место церковное Благовещения Пресвятой Богородицы сожгли немецкие люди, да пять колоколов, да на монастыре семь келий, а в них живут старцы: священник Устин, да келарь старец Перфилой, да казначей старец Селивестр, да старцы Лаврентий, Селивестр, Илья, Пахомий, да пять келий пустых, да за монастырем место дворовое, что был двор коровий, а двор сожгли немецкие люди, да за монастырем же двор конюший, а в нем живут служки одиннадцать человек; а старцы и слуги питаются своими трудами; а ограду около монастыря обожгли немецкие люди.»
Из упомянутых Лыковым старцев более других выдается казначей Селивестр; вероятно, он вместе с другими и заведывал монастырем в 1620 году. Старец Селивестр, в звании казначея, утруждал царя Михаила Федоровича просьбою, положив пред ним грамоту дяди его царя Федора Ивановича от 1595 г. (7108 г.), о трех вытях земли, данных тогда Зеленецкому монастырю, и просил о подтверждении сего царского дара, и великий государь Зеленые Мартириевы пустыни старцу Селивестру с братиею пожаловал, велел им дать на ту их вотчину на две выти земли и на рыбные ловли, что за третью выть, его государскую жалованную грамоту. Царская грамота, данная в 1624 г. старцу Силивестру с братиею, важна в том отношении, что кроме земельных владений, за монастырем закреплялись крестьяне. Царскою грамотою не только подтверждались земельные владения за пустынею, но и крестьяне монастырской вотчины освобождались от податей, от суда воевод, дьяков и прихожан; суд над ними, по царской грамоте, предоставлялся старцу Силивестру с братиею. Если бы кто решился «изобидить старца с братиею», тому грозил царский гнев и он подвергался царской опале…
Инок Корнилий своими заботами и пожертвованиями довел монастырь до цветущего состояния. О личности инока странника, назначенного для высокого духовного сана и вместе для поддержания и украшения Зеленецкой пустыни, известно, что он происходил из рода поместных бояр московских и в мире назывался Козмою.
Он смиренно пришел в Зеленецкий монастырь, где проходя различные послушания, вскоре был пострижен в иноки. Инок Корнилий был удостоен священства и в 1666 г. произведен в архимандриты Тихвина монастыря, в 1668 г. переведен в Зеленецкий монастырь, в 1673 г. хиротонисан в митрополита Казанского и в 1674 году переведен в Новгородскую епархию.
6 августа 1674 г., когда митрополит Корнилий был переведен в Новгородскую епархию, к которой принадлежала и Зеленецкая пустыня, он стал истинным благодетелем ее. Его старанием были прекрасно исправлены старые и проложены новые дороги к Зеленецкой обители - от Волхова, Сяси, Тихвина и Новгорода; в самом же монастыре место осушено было каналами и прудами; отстроены две каменные и благолепные церкви; одна пятиглавая, соборная, вместо деревянной, построенной преп. Мартирием, Живоначальной Троицы и близ нее отдельная колокольня, а другая - над св. вратами, во имя св. апостола Иоанна Богослова, которая ныне находится под собором и в ней почивают мощи преп. Мартирия, была расширена с пристройкою трапезы и освящена им в 1683 г.
Для жительства братии были построены четыре обширных каменных флигеля; три о двух, а четвертый о трех этажах, со сводами и кладовыми для помещения служб и припасов. Церковь во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом Иоанна Златоуста, построенная преп. Мартирием на приношение царя Казанского Симеона, была разобрана по повелению преосвященного и построена в Никольском Староладожском монастыр, при реке Волхове. Все строения эти были обнесены хорошею каменною, вместо деревянной, оградою в два аршина толщиною кругом, почти на 235 сажени.
Монастырь был снабжен изобильно книгами, колоколами и утварью. Часовня с кельею, восемь огромных хлебных амбаров, гостиный двор и при нем избы; харчевня, сенник и при них обширный двор, на ручье мельница, особый экономический двор - окружали монастырь на расстоянии от него не более версты, составляя как бы первую цепь его хозяйственных обзаведений.
Далее он расположил вторую цепь монастырских построек. В пяти верстах от обители, на месте упомянутой деревни Бабурина, из которой были вывезены жившие в ней крестьяне дворцовые, архиерейские и монастырские, было основано преосвященным сельцо; поставлена деревянная церковь во имя пророка Илии, которая 5 января 1734 г., по прошению несчастно погоревших крестьян архиерейской Забоцкой вотчины, перенесена в сельцо Заболотье с иконами, утварью и колоколами. Возле церкви пророка Илии был разведен обширный сад с фруктовыми деревьями и пчельником, с другой же стороны устроены дворы конюшенной и коровий с амбарами, ригами с гумном. Из озера Щала, в 12 почти верстах от монастыря, был прорыт к монастырю канал для рыбной ловли и водного пути. На протекающей в версте от упомянутого сельца речке Полоне выстроена мельница. Четыре других сельца были основаны с других сторон: сельцо Долгий нос заключало несколько изб, амбары и скотные дворы; в Ильинском погосте было другое сельцо из нескольких домов с чуланами, с двумя скотными дворами, амбарами, ригами с гумном, мельницею на ручье и банею; третье сельцо содержало большой хозяйственный двор, а против Воскресенского погоста несколько изб, скотный и конные дворы, ригу с гумном, мельницу и баню; наконец, в Великом селе было поставлено несколько изб, скотный двор, две риги с гумном, баня и ветряная мельница. Во всех этих сельцах были особые комнаты для приезда преосвященного, и все они были снабжены посудою трапезною и кухонною, а также необходимыми орудиями, к хозяйству принадлежащими, и скотом. Он дал Зеленецкой пустыни льготы, освободив ее почти от всех повинностей софийскому архиерейскому дому. Преосвященный лишил самого себя доходов и средств к поддержанию своего блеска.
Укрепив на вечные времена владение монастыря, посредством грамот и актов, преосв. Корнилий, в довершение благодеяний своих к обители, с царского соизволения, приписал к ней четыре монастыря: Васильевский и Гостинопольский, Ивановский и Новгородский Спасский-Нередицкий с их крестьянами, землями и угодьями; да три подворья с землею, огородами и садами в Новгороде, на Федоровском ручье, два места с хоромным строением в Кожевниках, да место со строением же в Тихвинском посаде, в Богородицкой улице 8. Наконец, преосвященным Корнилием дано было преимущество чести Зеленецким игуменам перед Ладожскими.
Страшные пожары, бывшие в 1715 и 1730 гг., превращали в пепел все деревянные строения, как в монастыре, так и вне его стен. Пожар, бывший 2 июня 1746 г., уничтожил в обители решительно все и оставил буквально лишь голый кирпич и камень; даже все крыши на церквах, кельях, ограде, полы, крыльца, двери, оконные рамы, ставни и затворы везде были уничтожены, с последним скотным двором, ригой и гумном. С великим трудом в течение 5 или 6 лет, при содействии пожертвований христолюбцев, кое-как исправлены монастырские строения.
В царствование императрицы Екатерины II совершенно изменилось положение монастырей относительно земельных владений и крестьян. Указом императрицы с 1762 г. изменено веками утвержденное состояние монастырей и от них отписаны были все имения. У Зеленецкого монастыря остались лишь небольшие клочки пашней и покосов вблизи стен обители, да рыбная ловля и пустоши, но и те большею частью были захвачены впоследствии разными владельцами. Монастырь, лишенный средств и пособий, не мог ни сохранить, ни отстоять ничего для своего благосостояния.
Бедственное положение монастыря побудило митрополита Димитрия ходатайствовать о выдаче вспомоществования, каковое монастырь и получил в количестве 2000 руб. Архипастырская милость содействовала приведению монастыря в лучший вид.
В 1771 г. преосвященный митрополит Гавриил в докладе императрице излагал, что в епархии его много людей, назначенных к содержанию в монастыре и помешавшихся; в Сергиеву пустынь отсылать их нельзя, по нахождению ее на Петергофской дороге, Ладожский же Николаевский монастырь, по ветхости, не способен к такому назначению, а потому из новгородской епархии можно было бы, по мнению преосвященного, приписать к С.-Петербургской Зеленецкий монастырь, оставленный за штатами на своем пропитании. В нем церкви, кельи и прочие службы каменные, твердые, ограда каменная, крепкая, довольной высоты. Указом 1762 г. было повелено, пока не построится вновь долгауз для содержания безумных, назначить монастырь к тому способный, то Синод определил для сего в Москве Андреевский, а в Новгородской епархии - сей Зеленецкий; епархия же Новгородская, имеющая много монастырей, не имеет нужды в этом. Согласно с докладом митрополита Гавриила, Николаевскй Староладожский монастырь был упразднен, а Зеленецкий приписан к С.-Петербургской епархии и назначен для содержания безумных.
Летом 1790 г. марта 28 дня на большой линии братских келий, случился пожар, вся кровля сгорела и по ограде кровля на 50 сажен, и деревянная светелка с чуланом, за братскими кельями в углу в ограде баня, все сгорело.
Относительно позднейшей истории монастыря имеются следующие немногие сведения. В период времени между 1815 и 1834 гг. монастырь был по частям возобновляем. Обвалившаяся во многих местах монастырская стена была исправлена; в 1815 г. сделаны были контрфорсы, т. е. подпорки для поддержки здания; в Благовещенской церкви устроен иконостас; в Троицком соборе переделаны окна; на паперти и под ризницею устроены своды; гумно перенесено на другое место, разобран скотный двор, устроены флигели для штатных служителей, приспособлен для жилья стоявший пустым каменный флигель и пр. Все эти постройки докончены и произведены вновь архимандритом Кириллом, которому «за неусыпные труды и попечение о вверенной ему обители, которую он привел в отличное по всем частям устройство», объявлено архипастырское благословение. Действительно, время от 1815 по 1834 гг. должно считать временем как бы возрождения зданий Зеленецкой обители. И к этому времени относится также постройка новых настоятельских келий над бывшими св. вратами, переделка старых келий под гостиные для богомольцев, построение четырех угловых башен, приобретение за 8 500 руб. колокола в 294 пуда и нескольких колоколов «зазвоных».
3 февраля 1747 г. монастырь посетила императрица Елизавета Петровна. Дорога от монастыря была расчищена на довольно дальнее расстояние; близ монастыря, на столах, украшенных пеленами, стояли: на одном на блюдах, накрытых воздухами, крест со св. мощами, образ Живоначальной Троицы и освященная вода с кропилом; на другом - на блюдах три хлеба простые: один в пуд, с врезанною в него солонкой и два в 30 фунт. каждый. Государыню встретили Зеленецкие иноки с крестами, иконами, кадилами, фонарями и пр. При входе в церковь государыня трижды поклонилась раке преподобного. Обитель чрезвычайно понравилась императрице, которая осматривала все с любопытством, очень хвалила колокольный звон, прикладывалась в соборе ко всем иконам.
Каменная ограда, опоясывающая весь монастырь кругом на протяжении 235 пог. сажень, по первоначальному построению относится к 1684 г. и сначала была деревянная. Рисунок ее прост и очень хорош; вышина до 2 с двумя третями саженей, крыта вся железом; в несовершенно правильном четвероуголънике ее пробиты трое ворот: с южной - въездные; с западной - под нынешними настоятельскими кельями и с северной. Углы каменной ограды украшены четырьмя восьмигранными, довольно красивыми башнями со шпицами.
Св. врата, устроены архимандритом Кириллом около 1831 г. из малых простых ворот, которые вели к хозяйственным строениям вне стен; по сторонам их украсили четырьмя Ионическими колоннами, над аттиком возвышается восьмигранная главка со шпицем. Ворота эти бедны украшениями, они вводят в монастырский двор.
Над прежними вратами, над широкими арками их возвышался под куполом еще ярус, заключавший в себе малую церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, уничтоженную в последней четверти истекшего века и место которой заняли нынешние настоятельские кельи, довольно тесные и неудобные. Широкий тротуар, по обеим сторонам которого раскинуты небольшие сады, ведет к середине двора, занятого собором Живоначальной Троицы.
Вправо от собора представляется отдельно стоящий, массивный, граненый столб колокольни; влево, в уровень с каменною колокольнею, теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Далее, близ ограды, у фасов южной, северной и восточной сторон поставлены три обширных корпуса келий и хозяйственных помещений. На правой стороне дороги, против св. ворот, каменная, двухэтажная, крытая железом гостиница для богомольцев, с теплым коридором. В ней четыре комнаты наверху и столько же внизу. Средние ворота ведут во двор, где находятся деревянные амбар, каретные сараи, конюшни на 19 саженях, с навесом в 14 сажень.
Служительских домов четыре, для проезжих - постоялый двор с одноэтажною харчевнею, при ней амбары, навесы с хлевами, конюшнями, сенниками. Далее пекарня, кузница и при ней изба; мельница водяная, ветряная на срубе; сенной сарай, баня братская, служительская и овин. Монастырь содержит до 14 лошадей и около 40 коров. Зеленецкий монастырь оставлен в 1762 г. на своем пропитании; в настоящее время некоторые из его владений удержались за монастырем и служат средствами материального обеспечения его безбедного существования.
Число монашествующих и послушников, не смотря на постоянные перемены, доходит до 40 человек. Общежительство полное; кроме внутренних частных церковных и монастырских послушаний, бывают и общие, на полевых работах. Служители штатные, в определенном законом числе, были одно время заменены людьми наемными. Богослужение круглый год совершается: утреннее пение в 4 часа пополуночи, литургия в 9 часов утра, а вечерня в 5 и 6 часов, смотря по удобству, представляемому временем года.
«Историко–статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).