Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы стоит налево от собора Живоначальной Троицы. Наружное очертание и украшение стен ее чрезвычайно характерны. Главная часть, собственно храм, поднимается высоким кубом над пониженным крылом над алтарем, помещенным в более низком полукруглом выступе. Верх этого церковного куба опоясан тремя бороздчатыми карнизами, с широкими между них архитравами, а невысокая крыша закончена одною шестигранною двухъярусною, небольшой главою. Без всякого сомнения, она первоначально была тоже круглою, и, как крыша, была обита тогда зеленою глазурованною черепицею, которая сохранялась до 1779 г., а теперь же не осталось от нее и следа.
Фас двухэтажного крыла, обращенный к собору (южный), украшен русскою лепкой. В холодную паперть этой церкви некогда вело весьма оригинальное, в два схода, крыльцо, сверх того, был устроен деревянный, на столбах, крытый переход, соединявший ее с собором Живоначальной Троицы; он разнообразил общий вид и весьма удобно связывал воедино для крестных ходов и других случаев, главные части священных зданий обители. Все это было уничтожено в конце прошедшего века.
Нынешний вход с портиками на колонках (у западной стены) лестницею, проведенною в окно, из которого сделали дверь, весьма не искусного рисунка. О внутренности церкви нельзя сказать ничего особенного. Она поместительна в низкой и более широкой в притворной своей части, в высокой же, где совершается богослужение, представляет место довольно тесное и для служащих, и для клиросов.
Деревянный иконостас небогатый, с позолотою по темно-голубому грунту; царские врата гладкие, старинного рисунка, с верхом, вырезанным в виде грибка, в котором изображено Благовещение; над ним на доске, обратно вырезанной, чтобы дополнять дверную прорезь, по древнему обычаю, изображен Спаситель, стоящий под сенью и приобщающий апостолов. Евангелисты написаны с символическими животными, которые в самых древних изображениях не употреблялись.
Колонны делят двухъярусный иконостас на части, но, по сжатости размеров его, из боковых дверей помещается только одна северная. Над царскими вратами помещена Тайная вечеря. Иконы, размещенные в иконостасе, не древнее XVII в. Направо, в первом ярусе, за местным образом Спасителя, икона Благовещения Пресвятой Девы, венцы и ожерелья украшены жемчугом и каменьями; налево, в том же ярусе, икона Тихвинской Божией Матери, поддерживаемая двумя ангелами; внизу изображена Зеленецкая обитель с предстоящим преподобным Мартирием, в серебряной ризе, с каменьями; далее икона преподобного Мартирия, а на северных дверях - архидиакон Стефан. Во втором ярусе по сторонам: икона Господа Вседержителя, занимающая середину, направо иконы св. Иоанна Предтечи, архангела Михаила и апостола Павла; налево - Божией Матери, архангела Гавриила и апостола Петра. Стены церкви окрашены, купол и алтарная часть расписаны масляными изображениями святых. На горнем месте икона Знамения Божией Матери, в серебряной ризе.
Трапезная часть церкви, подобно Тихвинской, утверждается вся на одном среднем шестигранном столпе, с которого своды раскатываются во все стороны. Здесь, в трапезной части храма, три деревянных иконостаса, два по бокам арки, ведущей в самый храм, а третий окружает три передние (против входа) фаса столба; тут поставлены некоторые из старинных монастырских икон: Господь Вседержитель, архангелы, праотцы, апостолы, святители: Николай, Петр, Алексий и преп. Зосима и Савватий и Варлаам Хутынский.
Вообще, Благовещенская церковь носит характер серьезный, весьма приличный зимнему и вседневному храму пустынного монастыря, с братством не чрезвычайно многолюдным. В ней каждый из старцев может иметь скромное место для молитвы, с которого богослужение хорошо слышно и видно. Первый антиминс для Благовещенской церкви был освящен митрополитом Корнилием 14 сентября 7191 (1686) года.
«Историко–статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7. - Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36)