ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кимры. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Кимры. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Димитрия Солунского, Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1813. Колокольня и трапезная - 1829.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Тверская область, г. Кимры, Каляевский пер.

Координаты: 56.867674, 37.35509
Проезд:автобус Тверь - Кимры



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
3 апреля 2025
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Вадим Павлов
17 ноября 2024
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Вадим Павлов
17 ноября 2024
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Вадим Павлов
17 ноября 2024
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Юрий Моченов
21 июля 2022
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
20 января 2022
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
KotelnikovR.
16 марта 2019
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Юлия Василевская
12 ноября 2018
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
17 октября 2018
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Hramsohran
26 марта 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Hramsohran
26 марта 2017
Церковь Вознесения Господня, Вид на Вознесенскую церковь с Волги, с борта теплохода<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Вид на Вознесенскую церковь с Волги, с борта теплохода
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
13 июня 2015
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
15 апреля 2015
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Hramsohran
20 октября 2013
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Нина.
10 августа 2013
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 сентября 2012
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Илья Смирнов
31 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Илья Смирнов
31 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Илья Смирнов
31 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
25 августа 2006
Церковь Вознесения Господня, Вид храма с Волги<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Вид храма с Волги
Дмитрий Васильков
3 августа 2005
Церковь Вознесения Господня, 1993<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
1993
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1993
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1992
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
20 января 2022
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
20 января 2022
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
20 января 2022
Церковь Вознесения Господня, Ярусы звона колокольни<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Ярусы звона колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
23 августа 2019
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 сентября 2012
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Владимир Сычёв
16 апреля 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
20 января 2022
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Алексей Кротов
20 января 2022
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, Воскресная школа.<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Воскресная школа.
МОРПЕХ879
18 июня 2017
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Илья Смирнов
31 октября 2011
Церковь Вознесения Господня, 1917 г.<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
1917 г.
Алексей Кротов
1 мая 1917
Церковь Вознесения Господня, 1908—1915 год с сайта https://pastvu.com/p/379569<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
1908—1915 год с сайта https://pastvu.com/p/379569
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1915
Церковь Вознесения Господня, Фотоснимок с дореволюционной фотографии нач. ХХ века.<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии нач. ХХ века.
Алексей Кротов
Церковь Вознесения Господня, Фотоснимок с дореволюционной фотографии. Маковки Свято-Вознесенского храма.<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии. Маковки Свято-Вознесенского храма.
Алексей Кротов
Церковь Вознесения Господня, Иконостас. 1912-1918 гг. С сайта: Pastvu.com<br>, Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Иконостас. 1912-1918 гг. С сайта: Pastvu.com
Алексей Кротов
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 сентября 2012
Церковь Вознесения Господня, , Кимры, Кимрский район и г. Кимры, Тверская область
Юрий Моченов
23 июля 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир К.  30 мая 2011

Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского,

Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

В связи с небольшими размерами кладбища, располагав­шегося в одной ограде с храмом, в конце 19 века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и пост­ройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого клад­бища было выбрано на южной окраине села (ныне законсер­вированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осу­ществиться. Едва начавшемуся строительству сначала поме­шала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьяко­на и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и на­ходится по ул. С.-Щедрина под № 1. Интересно отметить, чти в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по верхней Волге по заданию морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовал­ся Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту инфор­мацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыбо­ловом в Кимрах»). Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино — 465 прихожан, д. Конюхино — 7, д. Слабодище — 103, д. Емельяновки — 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове.

После Октябрьской революции 1917 г. местная власть в лице Кимрского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов изъяла храм у церковных властей ив 1910г. согласно договору передала его в пользование вновь образо­ванной религиозной общине. 1920-1930-е годы проходили под знаком интенсивной борьбы с религией. Церкви закрывались, служители церкви подвергались нападкам и необоснованным репрессиям. Все это не могло не коснуться Кимр. В середине 1930-х годов в городе остался только один действующий храм — Вознесенский, но и он через некоторое время был закрыт.

В начале 1941 г. Кимрский горсовет учитывая «единодуш­но» пожелания рабочих и служащих ряда промпредприятий принял решение о закрытии Вознесенской церкви. В областной центр горсоветом было послано ходатайство об утверждении этого решения. Ответ, естественно, был положительным. Ле­том 1941 г. Вознесенский храм был закрыт. В середине 1942г. его помещения были переданы облпищепрому для размещения здесь маслобойного завода. Так в городе появилось еще одно новое промышленное предприятие, к зданию которого с восточной стороны была сделана кирпичная пристройка для котельной. В 1950-х годах завод закрыли и на его площадях разместились склады Кимрторга. Со временем здание ветша­ло все больше и больше, капитальных ремонтов здесь не про­водилось за исключением редких косметических, территория все более и более захламлялась. И тем не менее на бывшей церкви красовалась плита с надписью, говорящая о том, что это памятник архитектуры республиканского значения начала 19 века и что он находится под охраной государства. Как осуществлялась эта охрана, говорить лишний раз не прихо­дится.

Помимо складов в церкви была оборудована трансформа­торная подстанция городских теплоэнергосетей. Демократи­ческие преобразования последнего времени создали предпо­сылки и для возрождения православной церкви. Как это про­исходит можно увидеть в частности на примере Кимрского храма.

В середине 1990 г. сессия горсовета, учитывая просьбу группы верующих вновь образовавшейся религиозной общи­ны приняла решение о передаче им храма и установила сро­ки освобождения его помещений. Общественности пришлось немало потрудиться с тем, чтобы заставить Кимрторг освободить здание oт хранящихся в нем товаров. Так или иначе, с проволочками и долгими бесплодными обещаниями, но поме­щения эти были освобождены и переданы их законному вла­дельцу.

Первый молебен при участии священнослужителей и сотен верующих города состоялся здесь 16 февраля 1991 г. еще у замкнутых торгом на замок дверей храма. И надо было видеть лица людей в этот зимний день. У одних они выражали удив­ление и немой вопрос: неужели все это не во сне, а наяву; у других были полны откровенного любопытства, у третьих от избытка чувств по щекам текли слезы; у большинства же на лицах была написана радость. 16 мая того же года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней тради­ции этот день считался праздником всей Вознесенской сторо­ны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колоколь­ня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви со­стоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, ко­му дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвоз­мездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения.

С тех пор прошло около двух лет. В храме не прекращают­ся восстановительные работы. Недавно здесь был открыт для богослужения еще один придел. Ряд предприятий и организа­ций города, многие частные лица посчитали своим долгом помочь церкви в ее возрождении. Настоятеля Вознесенской церкви отца Александра впереди ожидает немало забот, но забот скорее приятных. И хотя еще немало времени и средств потребуется, прежде чем храм вновь восстанет в своей перво­зданной красе, эти усилия не пропадут даром. И очень хочется верить в то, что как и в былые времена берущая свое нача­ло от храма улица станет вновь носить, свое исконное название — Вознесенской.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…Господствовавший когда-то над Кимрами тяжеловесный пятиглавый собор первой четверти XIX века и стоявшая рядом с ним более стройная Троицкая церковь сломаны в 1930-х годах. Теперь низкий, распластанный силуэт города оживляет только одна вертикаль — сохранившаяся Вознесенская церковь (1813) с высокой колокольней, красиво стоящая на холме, по другую сторону впадающей здесь в Волгу реки Кимрки. Рядовая по архитектуре сельская церковь живописно сочетает древнерусское пятиглавие с классическими пилястрами на стенах и торжественным шестиколонным портиком у основания колокольни (достаточно наивным по форме, пропорциям, по самой расстановке сдвинутых по краям колонн). Но в силуэте города она сама и особенно ее колокольня — совершенно необходимы. Церковь «держит» город, не дает маленьким домикам рассыпаться по берегу невыразительной цепью перетекающих одна в другую деревушек. Так бывает нередко.

Здание, не очень выразительное вблизи, может быть необходимой деталью в композиции города или села, придавать ему индивидуальность. И хорошо, если помнят об этом те, от кого зависит судьба даже рядовой сельской колокольни, потому что без нее может потерять свое лицо целый город или красивое, стройное село…»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 февраля 2025

Первое упоминание о храме находим в описании Кимрской дворцовой волости. В 1635 г. царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством (за посольскую службу). В описании читаем, что боярину Львову дано: “…село Кимра на реке на Волге да на речке на Кимерке, а в селе церковь Вознесение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки с папертми, а в церкви деисус и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола…” По названию церкви и все Заречье стало называться Вознесенской стороной.

В 1677 г. в селе Кимра на месте прежней обветшавшей или сгоревшей от пожара была построена новая деревянная Вознесенская церковь с двумя приделами во имя Петра и Павла и во имя Димитрия Солунского. Последнее объяснить можно тем, что в селе Богунино еще в начале ХVII века стояла церковь во имя Святого великомученика Димитрия Солунского, на что указывает Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг.: “…село Богунино на реке на Волге, а в нем церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского древяна клецки стоит без пенья…”

Когда церковь обветшала, и в ней прекратились богослужения, крестьяне села стали прихожанами церкви Вознесения Господня. Возможно, учитывая их пожелания, при постройке церкви левый предел освятили в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1770 г. рядом с действующим храмом была возведена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

В 1808 г. в связи с обветшанием Вознесенского храма его прихожане совместно с причтом обратились к Тверскому Владыке с просьбой разрешить им построить новый каменный храм на собственные средства. 14 декабря 1808 г. было получено разрешение на строительство каменной церкви с приделами во имя Петра и Павла и во имя Димитрия Солунского". Нашлись добровольные жертвователи из числа зажиточных людей, ими оказались местные купцы − братья Башиловы, пожелавшие строительством в Кимрах храма Вознесения Господня воздать благодарение Богу за ниспосланную Им победу над французами. На их средства весной 1813 г. были начаты работы.

В мае 1810 г. деревянная Вознесенская церковь была разобрана (упразднена), ее строение пошло на обжиг кирпича для будущего храма, а иконы, антиминсы и другие ценности переданы на сохранение в Успенскую церковь. Сразу же после этого началось возведение каменной Вознесенской церкви.

В первой половине мая 1813 г. прихожане вновь построенного храма Вознесения Господня обратились с прошением к тверскому архиерею Мефодию о переименовании Петропавловского придела в Успенский (Успенский же деревянный храм упразднить), а также об освящении их новой церкви.

Чин освящения был совершен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Алексеевым Синицыным 22 мая, о чем в духовную консисторию было послано: «В тверскую духовную консисторию Тверского кафедрального собора протоиерея Иоанна Алексеева рапорт. По посланному Его императорского величества из оной консистории от 14 мая 1813 г. за № 1804 мне указу Корчевского уезда в селе Кимры каменная новопостроенная церковь Вознесения Господня и при ней приделы… мной, протоиереем, 22 сего мая по чинопочитанию церковному освящены. О чем Тверскую консисторию благопочтенно рапортую. Кафедрального собора протоиерей Иоанн Алексеев».

В 1815 г. группа прихожан во главе с церковным старостой храма Мокеем Брусницыным послали прошение тверскому архиерею о разрешении сломать ветхую деревянную Успенскую церковь и употребить ее на обжиг кирпича, который использовать для возведения ограды вокруг каменного храма и приходского кладбища. Своей резолюцией от 2 декабря владыка благословил кимрян на это начинание. Идею по реконструкции храма стал воплощать в жизнь его прихожанин, купец 2 гильдии Александр Степанович Мошкин. В марте 1826 г. он заключил договор с подрядчиком, крестьянином деревни Овсерьево Калязинского уезда Петром Бечевиным. В договоре было записано, что работы должны быть произведены в течение текущего года (до начала зимы); трапезная и приделы разобраны и вновь построены размерами больше и выше прежних; в помещении церкви сложены две печи. Договор был заключен и оформлен в магистрате г. Калязина. В 1826 г. трапезная с двумя приделами были построены и освящены.

В 1836 г. купец Мошкин по благословению тверского архиерея надстроил ярус колокольни, отчего она стала значительно выше и в таком виде сохранилась до настоящего времени. В 1837 г. за свои труды Мошкин был награжден медалью «За полезное». В 1840 г. на его средства был устроен иконостас (вероятно, взамен бывшего), а на храме вызолочены пять крестов.

Таким образом, на месте прежней деревянной постройки поднялись кирпичные, оштукатуренные стены нового храма, на колокольню которого подняли 10 колоколов, отлитых по специальному заказу уральскими мастерами. Не пожалели братья денег и на сооружение каменной ограды, охватившей собой не только храм, но и территорию расположенного рядом приходского кладбища. Ее украшением стали ажурные кованые ворота, располагавшиеся с западной и восточной стороны комплекса. Еще одним не менее щедрым жертвователем стал представитель местного купечества, Александр Мошкин. Так, на средства А. Мошкина была перестроена трапезная, прежнее помещение которой разобрали, а новое возвели гораздо большего размера. Кроме того, на месте старой, также демонтированной, колокольни возвели многоярусную звонницу, на которую подняли еще несколько колоколов. По заказу Мошкина были написаны и одеты в серебряные ризы образа, украсившие нижний ряд храмового иконостаса. В довершение благодеяний, щедрый купец вручил настоятелю документ, согласно которому после своей смерти оставлял значительную часть состояния храму и членам его причта.

Завершающим этапом строительных работ, связанных с храмом Вознесения Господня (Кимры), стало сооружение принадлежавшей ему часовни, находившейся на том месте, где сегодня пересекаются улицы Орджоникидзе и Щедрина. Впоследствии она была снесена, так как не вписывалась в проект городского строительства.

Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали декора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, трапезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехъярусная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был назван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей Матери, левый - Великомученика Дмитрия Солунского,

Церковное здание и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Вознесенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а в 1930-х гг. она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный исторический документ-грамота соправителей русского государства, царей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеевны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова-Прасковья Федоровна - была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Текст грамоты был написан на пергаменте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в серебряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма почти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджоникидзе стояла каменная часовня.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино - 465 прихожан, д. Конюхино - 7, д. Слабодище - 103, д. Емельяновки - 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове. Всего 1313 прихожан; из них мужского пола 888 душ, женского — 1025 душ.

6 апреля 1919 г. был заключен договор, согласно которому Кимрский горсовет в лице своего представителя И. Комлева передал Вознесенскую церковь в пользование религиозной общине. 

В 1919 г. по распоряжению губернских властей, хранящаяся в Вознесенском храме реликвия - жалованная боярину Фёдору Петровичу Салтыкову царская грамота 1688 года на владение Кимрской вотчиной, была изъята и передана в Тверской музей. 

14 февраля 1941 г. на заседании Кимрского горсовета было принято решение о закрытии Вознесенской церкви и о передаче ее под культурные нужды — устройство в ней кинотеатра. Калининский облисполком это решение утвердил. Позднее Кимрский горсовет обратился к областным властям с просьбой об изменении прежнего решения и передаче здания бывшей церкви облпищепрому с целью устройства в нем маслозавода. 25 июня 1942 г. Калининский облсовет на своем заседании просьбу кимрских властей утвердил. Документальных данных о дате закрытия храма не найдено; по словам же старожилов, последнее богослужение здесь произошло в июне 1941 г. (по одним сведениям, 9-го, по другим — 21 июня).

В начале 1990-х гг. городские СМИ и общественники вдруг заговорили и запестрели сообщениями о том, прогрессивное население города Кимры и трудящиеся, по просьбе которых был когда-то закрыт действовавший в Кимрах храм Вознесения Господня, решительно требуют вернуть его местной общине. Поскольку и на этот раз отказывать трудящимся было нельзя, то очень скоро последней хозяйственной организации, квартировавшей во святом месте – «Кимрторгу», – было предписано освободить помещение. Первое богослужение, состоявшееся в мае 1991 года, было совершено еще на паперти храма, при дверях, запертых руководством торга на амбарный замок – столь упорным было их сопротивление.  С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Церковь была отреставрирована к 2013 г.

По материалам сайта: https://fb.ru/article/468115/hram-vozneseniya-gospodnya-kimryi-istoriya-opisanie-arhitektura и сайта: https://tbfond.ru/voznesenija-gospodnja-cerkov-kimry-1813/



Комментарии и обсуждение


О церкви на информационном сайте города Кимры
16 августа 2012, Т..

Святыня Тверской земли. Старинный храм Вознесения Господня в городе Кимры готовится к большому торжеству – двухсотлетнему юбилею. Усилиями настоятеля и прихожан в нем ведутся масштабные восстановительные работы. Распоряжением главы митрополии, митрополита Тверского и Кашинского Виктора, в июне прошлого года настоятелем Вознесенской церкви был назначен протоиерей Андрей Лазарев. В сентябре он вступил в должность и безотлагательно приступил к капитальному ремонту храма. (апрель 2013, видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at35577)
29 мая 2013, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.