Хатунь на реке Лопасне - одно из самых древних поселений Подмосковья, известное с 1339 года. Это был форпост на границе Московского княжества. Спустя годы Хатунь утратила оборонное значение и превратилась в дворцовое село, центр волости. Позднее село переместилось несколько выше по течению реки. Из переписных книг ХVI столетия известно, что ещё в то далёкое время, в Хатуне, существовала деревянная церковь Воскресения Христова. Храм на Городище, внутри крепостных валов, стоял до 1957 года. Пришедший в запустение этот храм был разобран якобы на строительный материал для детского сада в Михнево.
Церковь была сохранена благодаря особому распоряжению святителя Филарета, Митрополита Московского. Кроме того, кладбищенская церковь была обшита тёсом и покрыта железом, как имеющая особую духовную и историческую ценность. Помимо этого храма, на посаде находились ещё четыре деревянные церкви - Рождества Богородицы, великомученика Георгия и др. Эти храмы просуществовали до начала ХVII века, после чего на месте старых деревянных церквей были установлены небольшие часовни-памятники. После 1917 года эти часовенки были уничтожены.
В 1708 году Хатунская волость была милостиво пожалована князю Григорию Фёдоровичу Долгорукову, бывшему послом в Польше, затем её унаследовал его старший сын Алексей. После каких-то интриг и тёмных дел о подложном завещании Хатунская волость была конфискована у Долгоруковых и в 1773 году была пожалована А. Г. Орлову-Чесменскому (1737-1808). При подъезде к селу Хатунь возвышается необыкновенной красоты храм, построенный при содействии хозяина села, младшего из братьев Орловых - Алексеем в 1785 году, взамен старой деревянной церкви. Строительство было приурочено к рождению дочери Анны. Новая церковь имела три престола, главный во славу Рождества Пресвятой Богородицы, придел во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских и придел в честь Воскресения Христова. Территория храма была окружена забором с кирпичными столбиками-колоннами. Напротив главного входа в ограде устроены Святые ворота, сохранившиеся в своём первозданном виде до наших дней.
С точки зрения архитектуры, храм Рождества Богородицы села Хатунь представляет собой некую трансформацию барокко в классицизм, смешение двух стилей. Сам храм выполнен из кирпича, а деталировка сделана из белого камня. О барокко напоминают в формах и объёмах строение и характер декора верхних ярусов. Цилиндрическое основание церкви с южной и северной сторон дополнено небольшими колоннадами с антаблементом. Второй этаж представляет собой восьмерик неправильной формы (грани чередуются как большая и малая) установленный на внутренних пилонах. По сторонам света устроены большие плоскости граней, украшенные парными пилястрами и окнами, между ними. Дополнительно над ними устроены фронтоны с простыми тимпанами, без резьбы и украшений. Венчает сие творение ребристый купол, в котором по сторонам света врезаны люкарны. На второстепенных сторонах восьмерика присутствуют только окна. Венчает этот купол небольшой глухой четверик со срезанными углами, покрытый маковкой на толстой шейке. Сверху установлен крест на сферическом основании. Колокольня в три яруса (два из которых, ярусы звона) была устроена отдельно от здания храма. Убранство оной вторит декору самого храма, имея ту же строгость линий и скупость в деталях.
В 20-х годах ХIХ столетия храм с колокольней соединили посредством трапезной, таким образом сформировав окончательный внешний вид церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Хатунь. Позднее, летом 1839 года в Хатунь приезжала та самая Анна Орлова-Чесменская, в память о рождении которой заложил церковь её отец. Она приехала на освящение в трапезной тёплого придела, после чего освободила крестьян Хатунской волости от крепостной зависимости одними из первых.
Следует отметить, что элементы архитектурного декора храма остались незавершёнными. Например, большинство капителей колонн остались в виде заготовок-трапеций, так и не обработанных резчиками по камню. Если сложить смешение стилей и, в целом, визуальную тяжесть строения и расположение элементов декора, то можно сделать предположение, что строительство велось под руководством местных, не очень искушённых в архитектурных тонкостях мастеров.
В 1937 году Рождественский храм в селе Хатунь местные власти закрывают, в 1939-м году разрушению подвергается колокольня и верхние ярусы основного объёма церкви. Храм был разграблен и осквернён. Сначала в бывшем храме устроили хозяйственный склад, а уже в послевоенные годы в церковном здании организовали Детский дом. Своды были демонтированы, в трапезной прорезали второй ряд окон и сделали перекрытия для второго этажа. Под куполом устроили третий этаж под нужды библиотеки. В библиотеку забирались по металлической лестнице, опоясывавшей храм. Ветхость здания и антисанитария не позволила использовать его для проживания и приют закрывают. Несколько лет о храме просто забыли закрыв двери на замок.
Наконец, в 1989 году церковь в селе Хатунь передали местной общине верующих одной из первой в Московской области. В восстановлении церковной колокольни принял активное участие местный архитектор Игорь Анатольевич Гунст, связанный с Хатунью детскими годами и воспоминаниями. К 1997 году удаётся восстановить эту колокольню и подлатать кровлю. К 1999 году храм был восстановлен. Стены церкви оштукатурили, заменили старое отопление, побелили внутри. В 2008 году отреставрировали ограду вокруг храма с величественными Святыми вратами.
Из книги: В.Н. Каленов. История Хатунской волости Серпуховского уезда (очерки). - Москва, "Эребрус", 2002 и с сайта: Sledvekov.ru/hram-rozhdestva-presvyatoj-bogoroditsy-hatun-moscow-region