Ильинский мужской монастырь располагался в восточной части Великих Лук и по средневековой традиции служил своего рода заставой, оберегавшей город. Увы, деревянные стены монастырского комплекса оказались ненадёжной защитой в лихие годы Смутного времени и сгинули в огне пожаров. Уничтоженную святыню в 1643 году отстроили заново, однако спустя тридцать лет пришедшие в упадок строения предназначали к сносу: с тем, чтобы на их месте устроить женский Вознесенский монастырь. Последних монахов перевели в другую обитель. Решение об этом в 1675 году принял митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий - по прошению горожан и престарелых монахинь разрушенного в годы Смуты Введенского монастыря.
Воплотить замысел оказалось нелегко: строительство монастырских стен и основных помещений заняло много времени и потребовало немало сил и ресурсов (например, церковную утварь для будущего храма игуменья Марфа с сёстрами собирала от жертвователей по всей епархии - от Великих Лук до Новгорода). Свою лепту в богоугодное дело вносили состоятельные горожане. Так, в 1692 году с благословения митрополита Корнилия на средства городского посадского человека Игнатия Базова в монастыре была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня. Поставленная на месте пришедшего в негодность храма Спаса Нерукотворного Образа, она простояла до 1715 года. Впрочем, уже спустя десять лет после завершения строительства появились первые признаки её обветшания (сказался сырой северный климат), что вызвало озабоченность тогдашней настоятельницы монастыря игуменьи Ироиды. Увы, деревянные конструкции монастырского ансамбля с каждым новым десятилетием демонстрировали непрочность и недолговечность: торжественно освящённое игуменом Троице-Сергиева монастыря Рувимом в 1715 году новое здание церкви продержалось всего четыре года и погибло в большом городском пожаре вместе с другими монастырскими постройками - к великому горю насельниц. В 1724 году решением архиепископа Новгородского Феодосия игуменье Анфисе, возглавлявшей тогда бесприютную общину Вознесенского монастыря, было дозволено начать восстановление построек. Однако до возведения каменного храма дело дошло только в 1750 году - уже при игуменье Маргарите (Карцевой), стараниями которой начались масштабные строительные работы.
В 1752 году монастырскую территорию обнесли прочной стеной, тогда же было завершено здание белокаменной Вознесенской церкви. Колокольня храма высоко поднималась над одноэтажными окрестностями и в былые времена была видна даже из пригородов, а звон вознесенских колоколов разносился по всем окрестным деревням, сообщая о начале службы. Многострадальный монастырь постепенно обустраивал разорённое хозяйство: кроме деревянных келий для сестёр (а помимо игуменьи и казначеи здесь первоначально проживали ещё 15 монахинь) на его подворье появились караульное помещение, кухня, прачечная, конюшня и два коровника, а также сарай и сеновал для хранения корма для скота. Все постройки, отмеченные на плане города 1768 года, тесно примыкали друг к другу, составляя единый комплекс с южной и восточной стороны главного храма. С севера и со стороны Вознесенской улицы, ведущей к парадному западному фасаду главной церкви, во второй половине ХVIII века размещалась храмовая площадь. В конце столетия Великие Луки подверглись регулярной перепланировке: вдоль существующих монастырских стен проложили новые прямые улицы. Тем не менее, несмотря на перемены, обжитая монахинями территория осталась в прежних границах, - Вознесенский монастырь стал неотъемлемой частью города. Спустя два десятилетия неумолимое время опять потребовало обновления монастырских построек. Однако на сей раз было принято решение начать не с деревянных сооружений, пришедших в полную негодность, а с обновления главного храма. Сама атмосфера эпохи благоприятствовала этому: после Отечественной войны 1812 года русское общество переживало период национального подъёма, что закономерно отразилось на отношении властей к православным святыням.
В 1826 году началась масштабная перестройка Вознесенской церкви и колокольни. Площадь храма значительно расширилась благодаря новым приделам Пророка Илии и Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба. Эта часть здания была спроектирована тёплой, с деревянными потолками (в 1829-м году их заменили каменными сводами). Реконструкция проводилась под присмотром игуменьи Ксенофонты и казначеи Анны Дубровиной. В приделе Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба тогда установили новый иконостас. В 1829 году появились большие каменные ворота со стороны торговой площади (не считая двух других, обеспечивавших сообщение монастырской территории с городом). Все части монастырского комплекса были выстроены из камня и соответствовали единому замыслу (увы, имя архитектора осталось неизвестным). Стилистически получивший свой окончательный облик ансамбль Свято-Вознесенского собора соответствовал духу русского ампира: на это указывали античные элементы, например, двухколонные портики и общий парадный облик (несмотря на то, что большинство зданий имело один этаж). В преддверии ХХ столетия Вознесенская община процветала; следует заметить, что денег на хозяйственные нужды монастырь из казны не получал - всё благополучие являлось результатом трудов насельниц, число которых приближалось уже к двум сотням. Согласно Клировой ведомости Вознесенской церкви третьеклассного Великолукского девичьего монастыря за 1902 год, "земли в пользу монастыря под строением, садом и огородом 3 десятины 40 саженей (примерно полтора гектара). Внутри старых стен по-прежнему неспешно текла жизнь, наполненная молитвой, работой, надеждами и устремлениями.
После революционных событий 1917 года и начала государственной антирелигиозной кампании монастырь, как и тысячи других в стране, был уничтожен. Новые власти с их бескомпромиссным отношением к православным святыням уже в 1918 году запретили службы в главном храме. Обитательниц монастырского подворья выслали в деревню Баландино. Монастырское хозяйство подверглось разорению. Вскоре в монастырских постройках разместили воинские подразделения Красной Армии, часть келий перевели в жилищный фонд для семей железнодорожных рабочих и служащих, а также предназначили для нужд уездного союза сельскохозяйственных кооперативов. По постановлению Псковского Губисполкома в 1925 году Вознесенский собор, почти сто лет служивший городу верой и правдой и продолжавший действовать по договору с общиной верующих, был окончательно закрыт с целью оборудования в нём объединённого рабочего клуба. Соответствующая директива гласила: "Учитывая, что надобности в церкви бывшего Вознесенского монастыря в целях удовлетворения религиозной потребности вовсе не ощущалось, т. к. церквей в городе вполне достаточно, признать необходимым её закрыть, передав имущество группе верующих, а освободившиеся помещения приспособить под культурно-просветительные учреждения и другие организации". В начале 1930-х годов начали разбирать колокольню - на её месте в 1936 году началось строительство нового жилого дома. После Великой Отечественной войны в здании бывшего храма хотели открыть краеведческий музей, но для него нашли другое помещение - дом священника на берегу реки Ловати. Помещение собора решено было передать городскому торгу под овощной склад.
После возвращения Свято-Вознесенского храма верующим в 1990 году здесь начались реставрационные работы. Восстановление происходило в короткие сроки - ведь собор оказался единственным крупным сооружением культового назначения, уцелевшим в ХХ веке в Великих Луках. Купола с позолоченными крестами установили на храм и колокольню в 1993 году, тогда же приобрели новые колокола. С тех пор вот уже более двадцати лет жители Великих Лук ревностно заботятся о своём достоянии, регулярно обновляя его отделку и внимательно следя за состоянием территории возле храма.
Комментарии и обсуждение