ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь


Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Псевдоготика
Год постройки:Между 1803 и 1808.
Архитектор:А.Н. Бакарев
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Ивантеевка, ул. Дзержинского, д. 12

Координаты: 55.97074, 37.9116



Сортировка:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией матери.<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией матери.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 октября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией матери.<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией матери.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 октября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Вид с юго-запада от водосвятной часовни<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Вид с юго-запада от водосвятной часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 февраля 2024
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Flash rockin' man
29 июня 2020
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
5 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией матери.<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией матери.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 октября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Андрей Агафонов
1 октября 1998
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1987
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1987
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Колокольня<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 февраля 2024
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Южный фасад<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 февраля 2024
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Алексей Кротов
22 марта 2021
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 апреля 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Архитектурные детали<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Архитектурные детали
Александр А.
1 мая 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Архитектурные детали<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Архитектурные детали
Александр А.
1 мая 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Иконостас<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 февраля 2024
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Интерьер основного объёма, южная сторона<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Интерьер основного объёма, южная сторона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 февраля 2024
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Подкупольное пространство<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Подкупольное пространство
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 февраля 2024
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
oldboy
5 мая 2013
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Скульптура прп. Сергия Радонежского<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Скульптура прп. Сергия Радонежского
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
17 сентября 2023
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Колодец для слива освящённой воды<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Колодец для слива освящённой воды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
17 сентября 2023
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Памятник Святителю Николаю Чудотворцу. Открыт 22 мая 2007 г. в сквере возле Смоленского храма. Автор – Григорий Потоцкий.<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Памятник Святителю Николаю Чудотворцу. Открыт 22 мая 2007 г. в сквере возле Смоленского храма. Автор – Григорий Потоцкий.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 октября 2011
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, https://pastvu.com/p/159327<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
https://pastvu.com/p/159327
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Фото 1930-ых годов из фондов Ивантеевского историко-краеведческого музея. Автор Б.И. Жидов<br>, Ивантеевка, Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв, Московская область
Фото 1930-ых годов из фондов Ивантеевского историко-краеведческого музея. Автор Б.И. Жидов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Смоленская церковь 1808 г., выстроена в формах классицизма с готическим декором архитектором А.Н. Бакаревым. Храм отреставрирован и действует.


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 февраля 2011

Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Приписные храмы: храм свт. Луки Симферопольского; храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; храм вмч. Георгия Победоносца; крестильный храм Предтечи Иоанна; часовня мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. П.В. Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Е.О. Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Строительство храма по проекту А.Н.Бакарева, ученика М.Ф. Казакова, шло пять лет и завершилось в 1808 г. Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством — образец романтического направления в архитектуре классицизма.

В 1938 г. храм Всемилостивого Спаса закрыли. Много лет он использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили. В 1970-х гг. храм отреставрировали для Городского историко-краеведческого музея. В 1989 г. в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы. Во дворе храма в 1992 г. построили приходской дом с храмом-крестильней во имя святого Иоанна Крестителя. К храму Смоленской иконы Божией Матери в Ивантеевке приписан храм святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Заозерный.

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=138


Анонимный участник  14 марта 2015

Церковь Смоленская является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176). В храме особо почитаются: образ Смоленской иконы Божией Матери и местночтимая икона свт. Николая Угодника. Также в церкви хранятся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 сентября 2017

Первое документальное свидетельство о деревне Вантеево относится к 1576 году - в те времена она принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Потом ею владели московские патриархи, а в ХVIII и ХIХ веках Вантеево переходило из рук в руки в среде купцов и богатых промышленников, развивавших здесь фабричное производство. Одна из очередных владелиц, вдова купца Евреинова, по имени Прасковья Васильевна, решила в память о муже построить в деревне храм. В Вантеево давно уже был молельный дом, а церкви не было, крестьяне ходили к литургии в соседнюю деревню Пушкино. Получив согласие на строительство церкви у властей, Прасковья Васильевна неожиданно встретила сопротивление со стороны священника из Пушкино от отца Кирсана - он считал, что появление собственной церкви у вантеевских крестьян лишит его значительного источника дохода. Вдова, как могла, постаралась убедить священника, что его доход не пострадает, что в Вантеево собираются только служить, а совершать требы крестьяне по-прежнему будут в Пушкино. Отец Кирсан сдался, и в 1756 году в Вантеево был построен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

В конце ХVIII столетия Вантеево перешло к купцам Баташёвым, которые владели заводами во многих российских губерниях. Деревянный храм к этому времени почти разрушился, и Баташёвы задумали построить новый, каменный, благо средства позволяли. Елизавета Осиповна Баташёва получила в Москве у церковных властей разрешение на строительство и тут же закаказала проект храма архитектору Бакареву. Александр Никитич Бакарев был учеником самых знаменитых московских архитекторов - Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова. Бакарев сам курировал строительство церкви, которое началось в 1803 году с торжественного освящения закладного камня, а закончилось спустя пять лет, в 1808 году, освящением храма во имя Всемилостивого Спаса. Престольный праздник, который в народе называют первым, или медовым Спасом, приходился на 1 августа.

Храм соединялся с двухъярусной колокольней, увенчанной каменным шпилем. Стены были выполнены из красного кирпича и белого камня, что придало церкви нарядный, праздничный вид. Снаружи она казалась небольшой, однако внутри недостатка пространства не ощущалось. Зодчий спроектировал даже хоры - не только для певчих, но и для знатных прихожан, не желавших стоять внизу вместе со всеми. Полы в храме были обустроены при помощи чугунных половых плит, которые выплавили на одном из заводов Баташёвых. Внизу, под центральной частью храма, в специальном подвальном помещении находились духовые печи для обогрева. Основными прихожанами храма были крепостные крестьяне, работавшие на фабрике Баташёвых, и привезённые с той же целью из других мест рабочие. Вновь прибывшие селились поближе к храму, и постепенно вокруг него вырастало всё больше изб и домов. Так Спасская церковь стала центром будущего рабочего посёлка, а затем и города. К началу ХХ века Спасская церковь стала центром духовной жизни всего уезда. Население Вантеевки и её окрестностей за это время сильно увеличилось благодаря росту прмышленности: количество рабочих и крестьян вместе с семьями достигло нескольких тысяч человек.

Небольшой храм с трудом вмещал верующих. Начались разговоры о возможном расширении храма путём пристройки к нему двух боковых приделов. Если бы этот план был воплощён, площадь храма увеличилась бы в два раза, и он смог бы вмещать 2300 человек. Пока чертежи рассматривались и утверждались в Московской духовной консистории и строительном отделении губернского правления, прошло время. Наконец положительное решение было получено - в январе 1917 года. Планам не суждено было воплотиться - произошедшая через месяц Февральская революция, а за ней и Октябрьская, перевернула весь уклад мирной деревенской жизни. Началась новая, наиболее печальная глава в истории вантеевской церкви.

В декабре 1921 года Центральный исполнительный комитет издал постановление "О изъятии церковных ценностей", а спустя два месяца - аналогичный декрет. Согласно новым указам, вся церковная утварь, все богослужебные предметы, многие из которых были золотыми или позолоченными, все ризы, украшенные драгоценными камнями, должны быть отняты в фонд помощи голодающим. На самом деле церковные реликвии отправлялись в Гохран, где скопилось ценностей на два с половиной миллиарда рублей, из которых только один миллион был потрачен на закупку продовольствия для голодающих - остальные деньги предназначались "на мировую революцию". Не миновала горькая участь и Ивантеевку (именно это название укрепилось за селом после революции). 6 мая 1922 года в Спасскую церковь во время литургии ворвались красноармейцы и принялись "проводить изъятие ценностей", отвечая ударами на возражения прихожан. Священник отец Виктор Горитовский пытался заступиться за церковное имущество, был сразу же арестован, а через несколько дней расстрелян. Невинно убиенного священника похоронили у стен храма, и его могила оказалась последним захоронением на церковном кладбище - через несколько лет оно было стёрто с лица земли.

В 1938 году рабочий посёлок Ивантеевка получил статус города. В эти годы церковь ещё худо-бедно действовала, хотя полноценной приходскую жизнь можно было назвать с трудом. Верующие находились под неусыпным надзором властей. Для того чтобы получить разрешение собираться в своём родном храме, надо было подать заявление с подробным перечнем всех участников общины, имени, возраста, адреса и занятий каждого, и подписать официальное соглашение с властями о праве пользования храмом. В Великий пост 1938 года Спасская, или как часто называли её в народе Смоленская церковь в Ивантеевке была закрыта окончательно. Кресты и колокола сброшены, остатки церковного имущества сложены в подвале, а затем расхищены. Тогда же пропала и местночтимая икона Божией Матери "Смоленская", благодаря которой церковь получила своё второе название. Храм попытались переоборудовать под пионерский клуб - закрасили настенную роспись, повесили плакаты, поставили скамейки, на месте алтаря устроили сцену. На колокольне развевался красный флаг.

Во время Великой Отечественной войны здание церкви приспособили под склад, а на колокольне устроили пункт противовоздушной обороны. Но, к сожалению, в последующее мирное время церковь пострадала гораздо больше, чем в военные годы. Прекрасное здание постепенно разрушалось, а на месте бывшего кладбища рядом с церковью устроили летнюю эстраду, на которой играл оркестр, тут же кружились пары, по соседству разровняли землю и устроили футбольную и волейбольную площадки, у самых церковных стен поставили тир... В 1960-е годы храм чуть не снесли, считая, что его разрушающиеся стены угрожают безопасности местных жителей. Лишь силами беззаветных энтузиастов, любителей и знатоков старины, удалось отстоять храм и после десятилетней бюрократической волокиты добиться его реставрации в 1970-е годы. К Олимпиаде в 1980 году храм тоже подновили снаружи, но внутри царили разорение и запустение. Наконец, в 1989 году представители местной администрации согласились на встречу с жителями города, в ходе которой стало известно, что решение о возвращении церкви верующим вроде бы принято, но в то же время ни ключей от храма, ни каких-либо полномочий они получить не могут. 10 августа (28 июля по ст. стилю), в день Смоленской иконы Божией Матери, люди собрались на площади перед храмом и молились со слезами на глазах. А через месяц в Ивантеевку приехал вновь назначенный священник, отец Иоанн Монаршек. Разобравшись в ситуации, он дал благословение на то, чтобы сбить замок с дверей храма и войти внутрь без содействия городских властей.

Дальше рассказывает участница событий Таисия Афанасьевна Марковская: "Открыли мы дверь в храм и что увидели! На половине пола кое-где синяя с голубыми плитка, на другой половине - песок. Доски уложены до потолка. На окнах стёкол нет - забиты листами железа. Фрески сохранились только под куполом, остальные смыли, соскребли. В алтаре грязь и мусор. Увидели мы всё это и начали убирать". Желание поскорее восстановить свой храм и горячая молитва придавала людям силы. Буквально за сутки им удалось привести церковь в порядок. 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, во вновь обретённой церкви была отслужена первая после полувекового перерыва литургия! А вскоре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заново освятил храм после многих лет поругания.

Спасская (Смоленская) церковь выполнена в стиле классицизма с элементами псевдоготики - подобное сочетание было характерно для работ её создателя, арзитектора Алексея Никитича Бакарева. Насыщенность и разнообразие декоративно-художественных элементов придают зданию церкви праздничный вид, а чёткая геометрия форм подчёркивает его строгую торжественность. В плане храм имеет форму креста. Храмовые окна относятся к нескольким разным типам. Наиболее легко узнаются стрельчатые, состоящие из двух дуг и напоминающие о готических образцах. Окна с трёхлопастными арками образованы тремя полукружностями, которые зеркально повторяют друг друга. Храм завершён низкой ротондой и куполом с люкарнами, то есть окнами в верхней части здания, расположенными в одной плоскости с фасадом. Наряду с готическими мотивами архитектор использовал основные элементы классицизма - порталы и полуколонны коринфского ордера. Здесь мы видим тонкие колонны коринфского ордера с изящными капителями и почти полное отсутствие портика. А теперь посмотрим на элементы декора... Дентикулы, или как их иначе называют сухарики, - это небольшие прямоугольные выступы, расположенные в виде орнамента на карнизе здания. Они могут служить в качестве декора или подчёркивать определённую часть здания - шатёр, фронтон, окно, арку. "Сухарики" Смоленского храма особенно привлекают к себе внимание за счёт цветового контраста - белый камень ярко выделяется на фоне красного кирпича. Также в декоре Смоленского храма представлены в основном стрельчатые арки, одна из них в данном случае выступает в качестве обрамления для иконы.

В 1992 году во дворе Смоленской церкви были построены крестильный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и административный корпус, в котором разместилась воскресная школа для детей и взрослых. В 2007 году неподалёку от церкви был открыт памятник святителю Николаю, особенно почитаемому на Руси. Каждое воскресенье рядом с ним служится водосвятный молебен с акафистом угоднику Божию.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №255, 2017 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 марта 2024

Смоленская церковь в Ивантеевке – редкий для Подмосковья пример архитектуры псевдоготики. Храм был построен на средства Елизаветы Осиповны Баташевой – супруги знаменитого сталепромышленника Ивана Родионовича Баташева, который вместе с братом Андреем владел многочисленными металлургическими заводами в разных губерниях Российской империи. Изначально храм был освящен как Спасский, но с 1989 года, когда в нем возобновились богослужения после нескольких десятилетий запустения, стал именоваться в честь Смоленской иконы Божией Матери. Один из списков иконы издавна почитается в этой местности.

Первый храм во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии в селе Копнино, на месте которого возникла Ивантеевка, был построен в 1756 году содержателем бумажных фабрик, президентом Коммерц-коллегии Яковым Матвеевичем Евреиновым. В. И. Холмогоров приводил текст челобитной Евреинова в Вотчинную коллегию, где среди прочего тот писал следующее: «Имеется у меня бумажный завод в Московском уезде, в Бохове стану, и при оном имеется прикупное недвижимое имение сельцо Копнино в Радонежской десятине, и по обещанию моему построил я, именованный в том сельце и при заводе церковь Божию во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы…»

В 1803 году новая владелица бумажных производств Елизавета Осиповна Баташева начала строительство каменного храма, сохранившегося до сего дня. Ее супруг происходил из рода железнозаводчиков Баташевых. Предки Ивана Родионовича вышли из среды тульских кузнецов. Вклад этой семьи промышленников в отечественную историю был сравним со вкладом династии Демидовых, но, в отличие от последних, создавших производство на Урале, Баташевы владели фабриками в средней полосе России. Расположение заводов сравнительно недалеко от столиц, делало их производство более уязвимым для контролирующих органов, чем на Урале. Вот почему они стали лишь вторыми российскими железнозаводчиками после Демидовых. Во второй половине XVIII столетия братья Андрей и Иван Баташевы обосновались в Выксе Нижегородской губернии, где построили железный завод. Народная молва рисовала старшего брата Андрея Родионовича Баташева как властного, беспощадного и жестокого деспота, а его младший брат Иван Баташев представлялся его полной противоположностью: был скромным, умеренным и благочестивым.

Вот что писал об Андрее Баташеве Т. Толычева в «Русском архиве» за 1871 год: «Он был человек замечательного ума и непреклонной воли, ни перед кем не робел и не перед чем не останавливался… При сильных страстях, необузданных воспитанием, он не признавал ни закона, ни правил, и был из тех людей, о которых русский человек говорит, что им море по колено… Соседние владельцы трепетали при его имени, городские власти покорялись беспрекословно его воле». Андрей Родинович Баташев принимал на заводы беглых заключенных и укрывавшихся от рекрутской повинности, покровительствовал разбойникам, промышлявших на дорогах. В Выксе многие годы рассказывали страшные истории о деспотизме Андрея Баташева. Провинившихся рабочих хозяин безжалостно скидывал в шахты, морил голодом и даже якобы распинал на крестах. Под усадебным домом Баташева будто находили подвалы и потаенные ходы, наполненные человеческими костями. Одному из соседних помещиков, отказавшему уступить Баташеву землю, он устроил такое наказание: пригласил неуступчивого соседа на охоту, во время которой рабочие завода разобрали до основания его усадьбу, перепахав землю так, что от нее не осталось и следа. В другой раз Баташев пошел дальше – захотел забрать себе жену одного из помещиков. Встретив и тут отказ, владелец железного промысла пригласил соседа на свой завод, где того схватили рабочие и бросили в пламя доменной печи. Молва утверждала, что на Гусевском заводе Баташева существовала подземная нелегальная чеканка денег. Когда полиция, заинтересовавшись слухами о «Баташевском монетном дворе», прибыла для обследования подвальных помещений, Андрей Родионович велел немедленно засыпать все входы и выходы подполья, тем самым похоронив заживо своих рабочих-фальшивомонетчиков.

Совсем иным описывала молва младшего брата Ивана Родионовича Баташева. «Не говоря уже о выдающемся уме, энергии и трудолюбии, Иван Родионович отличался поразительной добротой, уважением к чужой личности и редким для промышленников XVIII века умением согласовать свои собственные интересы с интересами ближних», – так характеризовали его в Русском биографическом словаре. Поначалу Иван Родионович был молчаливым наблюдателем бесчинств старшего брата, но затем стал требовать своей доли в семейном производстве. Согласно разделу между братьями, Ивану Баташеву отошли семь заводов в Тамбовской, Владимирской и Нижегородской губерниях. На Выксе с приходом нового хозяина все преобразилось: прекратилось насилие, были удалены беглые каторжники и разбойники. Иван Баташев помогал беднякам, строил больницы и возвел в своих владениях пятнадцать церквей. Т. Толычева так описывала его портрет: «Старичок не утратил в продолжение целого почти столетия, прожитого им в безмятежной и скромной деятельности, выражения добродушной хитрости и душевного спокойствия. Седые волосы выбиваются из-под колпака, покрывающего его голову, и улыбка озаряет всю его физиономию… Такие лица мы встречаем часто на Фламандских картинах».

Вторая супруга Ивана Родионовича Баташева в начале XIX столетия стала владелицей села Копнино (Вантеевки), бумажного и полотняного заводов. Подражая мужу, который возвел пятнадцать церквей при своих предприятиях в разных губерниях, Елизавета Осиповна в 1803 году начала строительство каменной церкви в подмосковном имении. В качестве архитектора был выбран Алексей Никитич Бакарев – ученик выдающихся русских зодчих Матвея Казакова и Василия Баженова. Следуя учителям, Бакарев работал в стиле «русской готики».

Смоленская церковь в Ивантеевке – это одна из двух замечательных построек Бакарева в Подмосковье в псевдоготическом стиле наряду с Никольским собором в Можайске. Семейство Баташевых, видимо, питало особую любовь к этому архитектурному стилю. При Гусевском заводе (поселок Гусь-Железный Рязанской области) – вотчине упоминавшегося деспота Андрея Родионовича Баташева – примерно в то же время началось строительство величественного Троицкого храма в классическом стиле с элементами западной готики. Смоленский храм в Ивантеевке изначально был Спасским, хотя деревянная Одигитриевская церковь существовала здесь еще с середины XVIII века. В этой местности особо почитался список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.

В 1930-е годы Спасский храм в Ивантеевке был закрыт, а местная святыня исчезла. В 1989 году церковь одной из первых в Подмосковье была возвращена общине верующих. Ее вновь освятили, и с той поры она стала именоваться Смоленской.

 С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Псевдоготический храм Баташёвых



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.