Тюменский Троицкий монастырь находится на краю Ямской слободы города Тюмени, с северо-восточной его стороны, на высоком крутом берегу реки Туры. Место над монастырем составляет четырехугольную площадь. С трех сторон монастырь обнесен каменной стеной с двумя воротами: одни главные с южной стороны, с башнею над ними, другие на северной стороне ограды. В юго-западной части ограды имеются углубления в половину толщины стены; полагают, что углубления эти сделаны с боевой целью, для защиты монастыря, при слухе о приближении к Тюмени Пугачева, или его бунтовавших приверженцев. С восточной стороны монастырь загорожен деревянным заплотом по той причине, что бывшая на этой стороне каменная стена уничтожилась от подмыва горы рекою Турою, которая и ныне очень вредит монастырю во время весеннего полноводия, в совокупности с ключами, вытекающими из-под горы на пространство всего берега, занимаемого им. При взгляде на внутренность монастыря, взору представляется стоящий по середине ограды 5-главый Троицкий храм; около алтаря и по сторонам его (преимущественно с южной) несколько братских и мирских могил, обнесенных решетчатым небольшим полисадником. К западу от Троицкой церкви, по направлению к настоятельскому корпусу, проведены деревянные тротуары и вдоль их аллея из лип и кустарников. От монастыря открывается красивый вид на заречную часть города, да и сам монастырь представляет прекрасный ландшафт со стороны, особенно из-за реки Туры. Монастырь основан в 1616 году монахом Нифонтом, из Раифской пустони. К Нифонту начала собираться понемногу братия, с которою он питался трудами, обрабатывая землю, пожертвованную городскими жителями. В 1622 году игумен Сергий для содержания монастыря с братиею исходатайствовал два рыболовных места и построил первую деревянную церковь во имя Преображения Господня.
До начала XVIII столетия церковь и все здания в монастыре были деревянными и от времени и малоискусных настоятелей пришли в упадок. Тобольский митрополит Филофей Лещинский, по случаю частых своих проездов через Тюмень в архиерейские вотчины (ныне Кодское село, Камышенка и др.), полюбить красивое местоположение Тюменского монастыря и, видя крайний упадок его, по благочестивой своей ревности, и по случаю намерения своего быть в нем на покое, решился возобновить его весь каменным строением. "Се аз Филофей, митрополит сибирский и тобольский, - так говорится в оставленном им завещании на имя своих преемников по сибирской кафедре (сукцессоров), многажды в путешествии моем через Тюмень, видел обитель Преображения Господня в конец опустошенную, от строителей неискусных и приходящую в падеж последний. Умилихся душею и да не взыщет Бог на мне, егда хваление Божие в той обители угаснет, на Бога возложив мой умысл и на Того промысл, ахся за строение церковное каменное здание: Таже и по инем нуждам: Лучится архиереем в ней бывать (между бо отчинами архиерейскими стоит пососедственно), а особо упаси Боже! Архиерею невзгоды с градоначальником в Тобольск и для раскольников, которых наиболее в Тюмени, будет архиереови брату нашему где притулитися. Для тех причин обновить сию обитель". По ходатайству Пр-наго Филофея, имянным Высочайшим указом в 1705 г., предписано было Тобольскому воеводе, князю Черкасскому отпустить казны из Тобольских доходов 1000р., устроить под монастырем кирпичные сараи, делать и обжигать кирпич чрез ссыльных людей, леса и дрова для обжога кирпичей возить подгородным крестьянинам, а верхотурскими крестьянам сплавить из Верхотурья четыре струга белого камня. При этих средствах в 1708 году построены в монастыре три отдельныя каменныя церкви с колокольнею и монастырскою оградою, а именно: первая соборная церковь Троицкая, освященная в 1745 году, в ней устроены четыре престола, из которых первый во имя Живоначальныя Троицы, второй с северной стороны в теплом приделе во имя Успения Божией Матери, над ним на хорах третий во имя Преображения Господня и четвертый на западных хорах, алтарем к югу, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Почему именно с такими наименованиями устроены престолы, в вышеприведенном завещании говорится: "в церкви же той каменной, мноюю выстроенной, имут быти пять престолов: первый и больший, по извещению(?), пресвятыя и живоначальныя Троицы. Второй в приделах нижнем Успеня Пресвятыя Богородицы печерския, в память, в той бо яз смиренный родихся духовне, в той воспитан, от тоя взят на мирское архиерейство. Третий, на верху того престола, имать быть престол Преображения Господня, яко на сие составися издревле та обитель. Четвертый и пятый могут быть на хорах в память святых великомучеников Георгия и Димитрия солунского-ангела и патрона Сибирского (на день памяти св. великомученика Димитрия 26 окт. 1581 года Ермаком покорена Сибирь) и преподобных отец Антония и Феодосия печерских". Вторая церковь, при южной монастырской стене, вместе с колокольнею, крестообразная, устроена во имя св. апостол Петра и Павла, для увековечения дня имянин Петра I, которого особенно почитал митрополит Филофей и которого в свою очередь, видимо, ценил гениальный русский монарх. Третья церковь на северной стороне монастыря трапезная, во имя св. великомучеников Дмитрия солунскаго и Георгия победоносца; в ней пристроен каменный одноэтажный корпус для кухни и братских келий. Величина устроенных пр. Филофеем храмов следующая: Троицкая пятиглавая, длиной 13 сажен, шириной с приделами 12 ? саж., и вышиною с крестом 20 сажен. Петропавловская пятиглавая, длиною и шириною 10 саж., вышиною с крестом 16 сажен. Мученическая двуглавая, длиною 10, шириною 4 и вышиною с крестом 10 сажен. Колокольня осми-угольная , с каменным шатром, шириною 4, а вышиною с крестом 18 сажен. Во всех упомянутых церквах, особенно Троицкой, устроены были великолепные, резные, позолоченные иконостасы с живописными иконами в византийском вкусе. О художестве икон Абрамов пишет: "особенно примечательны местныя иконы в Троицкой церкви по искусству, с каким писаны и по той священной важности, какую они поражают молящихся при взглядах на них. Величественные иконы так выразительны, что как бы живыя и хотят выступить из мест своих". Художников для иконостасов Филофей Лещинский вызывал из Киева. От бывшего в Тюмени в 1842 г., большого пожара, истребившего возле самого монастыря до 200 обывательских домов, Петропавловская церковь и колокольня пострадали так, что, кроме каменных стен, ничего в них не осталось исправить все эти повреждения монастырь, по крайней скудности своих доходов, без постоянного пособия, не имел никакой возможности, а для сбора из братии способных и благонадежных не было.
При этих неблагоприятных обстоятельствах настоятель архимадрит Владимир сам нашел и убедил к пожертвованиям некоторых благотворитель и при пособии их произвел следующия постройки и поправки: 1) Пострадавшая от пожара Петропавловская церковь с колокольнею, в продолжении 1851 - 1853 годов, возобновлены в лучшем, против прежняго, вида. 2) Внутри Троицкой церкви и в трех приделах при ней, в продолжении 1853 - 1856 годов, устроены новые полы и потолки, все стены оштукатурены; в теплом Успенском приделе устроен новый иконостас с заклиросными киотами, а старый иконостас, снова перекрашенный и перезолоченный, из оной церкви перенесен в Петропавловскую церковь. 3) В главной Тройцкой церкви, в продолжении 1859 - 1862 г.г., устроен новый великолепный иконостас, с помещением в нем всех икон из прежнего иконостаса. Все стены и своды внутри церкви расписаны живописными картинами и покрыты лаком. В нижнем ярусе нового иконостаса на все местные иконы, неимевшия украшения, сделаны новые серебренные ризы, с озолоченными венцами; за клиросами устроены два новые киота и на иконы в киотах сделаны серебренные позолоченные ризы; под задними хорами у столбов сделаны также два новые киота. В двух приделах на хорах старые иконотасы поновлены; только одна мученическая церковь, довольно уже ветхая, оставалась неисправленною до 1881 г., до игуменства о. Мемнона, которым она достаточно приведена в порядок. В теплой Успенской церкви, при постройке нового иконостаса, новый престол освящен уже во имя Введения в храм Пресв. Девы.
В настоящее время, сверх упомянутых трех церквей с колокольнею, находится следующие здания: 1) Против Троицкой церкви, при западной монастырской стене, каменный настоятельский с подвальным этажом дом, старинной постройки, длиною в 10, а шириной в 5 сажен. 2) При той же стене к сверху деревянный корпус с братской трапезной и кельями. 3) На юго-восточной стороне от Троицкой церкви находится выстроенный в 1838 году, для помещения братии, одноэтажный, деревянный, на каменном фундаменте корпус, длиною 10, а шириною 5 саж. 4) Над передними монастырскими вратами каменная осми-угольная башня, и при ней две каменные кельи старинной постройки, в коих теперь помещается монастырская церковь. 5) К Петропавловской церкви и колокольне с южной стороны каменная пристройка с тремя комнатами, в которых помещалось Тюменское духовное правление. 6) При Мученической церкви одноэтажный каменный ветхий корпус, современный постройке церквей, в коем прежде находилась кухня с кельями, а ныне за ветхостью стоит праздным. На западной стороне этого корпуса находится небольших размеров пристрой башни ("столп"), в коем помещалась домовая церковь пр-наго Филофея. Эта башенка заслуживает внимание археологов и, совсем запущенная, нуждается в восстановлении во внимание к исторической своей древности и значению для Сибири лица, приносившего здесь свои молитвы, владыки Филофея. 7) Между Троицкою и Мученическою церквами каменный подвал для хранения провизии. 8) За братскою трапезою, по той же линии, деревянный хлебный амбар с погребом. 9) На заднем дворе деревянные строения: баня и далее амбар на 15 саженях и 4-х сажен ширины, внизу коего помещаются конюшня, каретни и пр.
В благоустройстве монастыря принимали участие следующие, упомянутые в сибирских летописях и в монастырских делах, лица: 1) первоначальный основатель монастыря, Казанский монах Нифонт 1616 года; 2) строитель старец Илия 1620 г.; 3) игумены: Аврамий 1621 г., 4) Сергий 1622 г., 5) Варлаам 1639 г.; строители: 6) Лаврентий 1648 г., 7) Феоктист 1656 г.; архимадриды: 8)Антоний 1698 г., 9) Исаакий 1703 г., 10) Гедеон 1723 г., 11) Зиновий 1733 г., 12) Михаил 1752 г.,13) Порфирий 1760 г., 14) Софроний 1761 г., 15) Феодосий до 1777 г., 16) Никодим до 1786 г.; игумены: 17) Троадий 1-й 1791 г., 18) Андрей с 1794 г., 19) Троадий 2-й, 20) Даниил с 1796 г., 21) Андрей 2-й 1798 г., 22) архимадрит Маргарит с 1808 по 1809 г., 23) архим. Гавриил Стефановский 1810 г. После его пяти лет управления монастырем казначей иеромонах Филадельф, переведенный потом игуменом в Кондинский монастырь; 24) архимадриты: Амвросий с 1815 г., 25) Владимир с 1836 по 1870 г., 26) Антоний Пудовиков с 1871 по 1878 г., 27) игумен Мемнон 1881 г., 28) иеромонах Филарет с 1886 г., до нынешнего времени. Что касается числа монастырской братии в разное время существования монастыря, то представит цифровые данные об этом трудно. Норма монастырской братии в дошедшем до нас завещании о построении Троицкого храма указывается следующая: 4 священника, пятый начальник, диакона два, клирошан 6 и послушников по чину. "Прошу, говорится в завещании преосв. Филофея, - на сию обитель иметь призор особый архиерейский:, чтобы было всегда, аще не более, то священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послужников по чину, и чтобы тунеядцев отнюдь тут не было. Начальник же должен промышлять, чтобы в ней пение было киевское и т.д.". Но едва ли можно полагать, чтобы было показанное число братии в монастыре даже на первое время, разве при самом митр. Филофее и тех его "суксессорах", которые свято исполняли его завещание и свидетельствовали это своими подписями под завещанием. Впрочем, и последнее сомнительно. Уже ближайший преемник Филофея по кафедре, митрополит Антоний Стаховский, подписываясь под завещанием его, оговаривается: "и я недостойный митрополит Тоб. И Сибир. Антоний руку мою прикладываю, обещаясь по силе, пока житие мое, сему месту святому пособствовати". При Антонии Нарожницком, в 1744 - 1747 г. возникает в монастыре дело об иеромонахе Леонтии, который изобличался в тяжком преступлении. Можно было думать, что иеромонаха подвергнут извержению из священного сана и иноческого чина, но митрополитанский суд ограничился наложением ему наказания шелепами, в присутствии монастырской братии, запрещением на год в священнослужении, при чем Леонтий обязывался повседневно читать в церкви стоя псалмы и каноны - первую половину года без клобука, а другую в клобуке; в среды и пятницы иметь ему воздержание от пищи и на всякий день класть с молитвою 30 поклонов земных о отпущении грехов. Через год, по одобрении архимандритом, Леонтий был разрешен, при чем в указе Консисторском сказано: "ради скудости в иеромонахе по прежнему дозволить священнодействовать". Вот уже когда чувствовалась скудость в составе братии. В остальное за тем время, особенно ближайшее к нам, в братии всегда был недостаток. Перед 1880 годом в монастыре некому было настоятельствовать и он два года состоял под управлением вдового священника-быльца (Павла Серебренникова).
В настоящее время в Тюменском монастыре 3 иеромонаха с настоятелем, 1 иеродиакон и до 6 послушников, кроме прислуги. Средства к содержанию монастыря и к прокормлению братии были, должно полагать, всегда небогатые. Дело в том, что Тюменский монастырь заведен был без указа, и сначала не имел ни крестьян, ни угодий. Городские жители пожертвовали монастырю землю, которую монахи должны были обрабатывать сами. Только в 1659 г. за монастырем крестьян 72 души муж. пола, рыбная ловля по р. Туре, озеро Щучье, сенные покосы, пахотные земли мукомольную мельницу. Все это утверждено за монастырем в 1662 г. царем Алексеем Михайловичем, по просьбе строителя старца Феоктиста. Такое хозяйство нельзя назвать значительным и скудость могла еще зависеть от неискусного ведения его. На это именно жаловался преподобный Филофей, который потому, между прочим, и обратил внимание на Тюменский монастырь "что видел обитель Преображения Господня в конец опустошенную, от строителей неискусных и приходящую в падеж последний". Потому он и пишет в своем завещании: "на тую церковь молю с дому архиерейского давать по всем в год, по три пуда воску, по десяти фунтов ладану, по два ведра вина церковного, понеже бо того в дому архиерейском не скудно. И да слывет та обитель Свято-Троицкая, Преображенская, домовая архиерейская": "Тоже молю, - пишет он в заключении своего завещания, - братию мою архиереев, кто по мне будет, для великой скудости сей обители пожаловать из дел духовных доходы отдавать на братию, на одежду, чтобы молитвы неусыпно были": Впоследствии у монастыря было 7 деревень в Тюменском округе, в которых в 1774 году считалось 516 душ и отпускалось жалованье по 40 р. в год из казны, чтобы монахи молились о здравии царского величества.
В 1764 г. крестьяне и вотчины от Тюменского, как и от всех монастырей в Сибири и России, отобраны в казну и монастырям штатное содержание. После этого монастырь содержался и братия прокармливалась на окладные суммы, и, кроме обычных средств от треб, заказных обеден, акафистов и пр., также деньгами, получаемыми от арендаторов с отдаваемых им угодий. Угодья у монастыря доныне числятся следующие: 1) Тюменского округа, Червишевской волости, при деревне Малой Балды на речке Балда, от Тюмени в 40 верстах, двухпоставная мукомольная мельница; 2) В 120 верстах от Тюмени в Ялуторовском округе, Лыбаевской волости, при деревне Кокуйке, на речке Березовке, однопоставная мукомольная мельница, принадлежавшая прежде Рафайловскому монастырю, а по уничижении оного, в 1834 году, приписанная к Тюменскому монастырю; 3) Рыбопромышленный песок на р. Туре, возле монастыря; 4) Ялуторовского округа под селом Турушевским, в 100 верстах от Тюмени, небольшое озеро, принадлежавшее прежде Рафайловскому монастырю; 5) В 15 верстах от Тюмени под Луговским селом, при р. Туре, сенокосный луг, под коим земли 40 десятин; на нем ставится для монастыря сено, при хорошем урожае травы до 800 копен; 6) В 3-х верстах от Тюмени около р. Туры, сенокосный луг, под коим 20 десятин земли; на нем ставится для монастыря сена около 200 копен; 7) Березовая роща возле самого города Тюмени, бывшая прежде пахотною землею, под коей земли 33 десятины; 8) Другая таковая же роща, в 4 верстах от Тюмени, тоже бывшая прежде пахотною землею, в коей земли около 100 десятин; 9) Лесной участок, в Тюменском округе, в 30 верстах от Тюмени, около реки Пышмы, отведенный монастырю в 1840 г., в нем земли около 150 десятин.
При незначительных средствах, которыми располагал всегда Тюменский монастырь, он не отказывался, в разное время своего существования, от участия в деле просвещения детей. В 1761 г., при Тобольском митрополите Павле, в Тюменском монастыре была открыта латинская школа. В ней обучались священнослужительские дети заказов Тюменского, Тавдинского, Туринского и Краснослободского, пока в последних двух не были открыты свои школы. Впоследствии, при архиепископе Варлааме 1, школа латинская преобразована была в славяно-русскую и оставалась при Тюменском монастыре до конца 1783 г. 20 января 1784 г. священно-церковно-служители Тюменского заказа заявили духовному правлению, что "за неурожаем хлеб дорогой, также и прочие съедные потребные к жизни человеческой овощи не родились, и подряжающиеся в гор. Тюмень содержат детей их просят дорогую плату за квртиры, хлеб и харч, а они сами, за неполучением с прихожан руги, на домы свои хлеб покупают и вследствие двойного содержания могут придти в крайнее убожество", и просили правление уволить детей из школы на 1784 год, обязуясь обучать их в своих домах. О просьбе духовенства правление донесло преосвященному Варлааму. 29 января преосвященный разрешил уволить детей на годичное время в домы их родителей с тем, чтобы пополугодно доносили ему, чему уволенныя дети будут научены. В 1790 году учение возобновилось и продолжалось до 15 июня 1803 г., когда преосвященным Антонием Знаменским сделано было распоряжение: с 1 сентября того года детей духовенства Тюменского и Туринского округа, от 8 до 18 лет, представлять в русское училище, учреждаемое в монастыре Знаменском при Тобольской семинарии. Впрочем, это распоряжение не было в точности приведено в исполнение, видимо, за уклонением родителей, нежелавших отправлять своих детей так далеко, при немалых материальных затратах. В свою очередь, училище русское при семинарии, само по себе - одно, не имело средств содержать довольно учеников из разных округов. Требовалось привлечь штатные монастыри к участию на содержание, или снова поддержать бывшие доселе при монастырях русские школы. По предложению преосвященного Антония от 21 сентября 1804 года, консистория потребовала от настоятелей сведения о том, чем каждый монастырь может вспомоществовать учреждению училищ. Тюменский монастырь дал отзыв в таком роде, что он предполагает содержать десять учеников: дать им келью с отоплением и книги; для пропитания, одежды и обуви учеников ежегодно отпускать из неокладной суммы 50 р.; в случае недостаточности этих денег - спосошествовать для общей пользы какими-нибудь экономическими средствами. Если в учителя будет избран кто-нибудь из диаконов или причетников Тюменского заказа, то он должен довольствоваться доходами от своей церкви, не требуя от монастыря особой платы за обучение детей. За успешное обучение детей монастырь со своей стороны обещал прибавлять ему по 1 рублю в месяц; по открытии штатных братских вакансий, принадлежащее им жалованье и провизию употреблять на содержание учеников. Таким образом, русская школа при Тюменском монастыре снова ожила; мы встречаем упоминание о ней в 1810 г., причем школа числится состоящею в ведении Тюменского духовного правления. Дальнейшая судьба сего училища в точности неизвестна. Должно однако думать, что школа поддерживалась духовным правлением, которое помещалось в том же монастыре до самого своего закрытия. В последнее время при Тюменском монастыре существует церковно-приходская школа для приходящих бедных детей города. Занятия в ней ведутся с достаточным успехом; ученики каждогодно по нескольку выдерживают льготные испытания по воинской повинности. Не столько путем школы, сколько всем строем иноческой жизни, Тюменский монастырь служил по мере возможности, религиозно-просветительным целям тюменцев, которые, особенно из памяти к почившему здесь преосвященному митрополиту Филофею, приходили в монастырь для молитвы и поучения словом Божиим, а в лице иных иноков и для назидания словом и примером их жизни. В монастыре были посылаемы Епархиальным Начальством лица духовного чина на "справу", равно и из среды раскольников. При беглом сравнительно осмотре монастырского архива, нельзя было отыскать документальные данные о том, были ли в Тюменском монастыре на послушании и в качестве епитимийщиков лица замечательные в каком-либо отношении.
Вообще, предание и архив не свидетельствует об особенных исторических деятелей монастыря. В этом последнем отношении, т. е. историческом, единственной замечательной личностью выступает преосвященный митрополит Филофей, возобновитель монастыря, - этот истинный апостол Сибири, о котором преемник его митрополит Антоний Стаховский свидетельствовал Святейшему Синоду, что он личным своим трудом ко Христу до 40000 инородцев, от Урала до Камчатки, и не принуждением, а любовью и увещанием. Преосвященный Филофей, проживая на покое в монастыре, скончался 31 мая 1727 года, на 77 году своей жизни, и по завещанию похоронен на монастырской ограде, вблизи западных дверей Троицкой церкви для того, чтобы входящие в церковь через могилу попирали его - "обуявшую соль земли". Сначала над могилою ничего не было, но после устроен каменный памятник, в виде гробницы, и обнесен кругом полисадником с железными решетками и небольшой крышей. Теперь здесь устроена красивая паперть. Вследствие преемственного, постоянного изустного предания о благочестивой и праведной жизни митрополита Филофея, жители как города Тюмени, так и прочих мест Сибири, питают к памяти его особенное благоговение, и по усердию своему, над могилою его служат панихиды об упокоении души усопшего Архипастыря, в надежде, через его ходотайство у Бога, получить себе милость Божию в болезнях и прочих случаях, и, как говорят, многие получают желаемое. Отчасти благоговейная память о почившем архипастыре, а также и то, что в монастыре издавна жили сановитые лица из духовенства - архимандриты и игумены, наконец самый храм (холодный) очень вместительный, - все это было причиною, что в монастырь стекались граждане со всем духовенством в большие и гражданские праздники, для совершения торжественных молебствий. Так было, насколько известно, до 1885 года, когда почему-то этот старинный, быть может, еще от времен митрополита Филофея Лещинского сохранившийся обычай был отменен. За то до последнего времени продолжается обычай приносить сюда, из-за 30 верст - села Каменки, чтимую икону Нерукотворного Спаса, которая остается в монастыре около трех недель, причем, как в храме, так и на домах, по желанию благочестивых граждан, служатся братиею молебствия. Встреча иконы бывает около 8 июля и отличается особенной торжественностью. Чудотворных икон, древних рукописей и прочих предметов, заслуживающих особенного внимания по древности и другим каким-либо причинам, монастырь не имеет; нет в нем даже вполне приличной утвари и ризницы, хотя в числе первой довольно старых серебряных сосудов, есть и оловянные; есть также митры различной своеобразной формы, только все это в 1881 году мы видели хранимым в недостаточном порядке.
В заключении сего исторического очерка скажем, что если принято ценить заслуги исторических деятелей сохранением памяти их в потомстве путем устройства в честь их различных просветительных и благотворительных учреждений или через поддержание уже открытых и существующих; то таковую память вполне заслужил преосвященный митрополит Филофей, почивающий в Тюменском монастыре, который пи жизни его был любимой обителью Ахрипастыря. Монастырь этот теперь, нельзя сказать, чтобы был в желаемом состоянии как в отношении иноческого состава, так и в экономическом, о чем однако так много заботился митрополит Филофей, оставивший по сему предмету завещание. Как бы желательно, чтобы осуществились надежды сего Архипастыря, о которых он писал в завещании. А для сего, и первее всего, необходимо увеличение состава братии, необходим подъем порядков монастырских в соответствии требованиям иноческого устава, что могло - бы влиять благоприятно в религиозно - нравственном отношении на окружающую среду, в которой много раскольников. Здесь при монастыре всего удобнее иметь местопребывание противораскольническому миссионеру, вести беседы с заблуждающими и религиозно-нравственные чтения, для которых есть приличное помещение. Само собой разумеется, что в памяти того же просветителя Сибири - преосвященного Филофея и вследствие исторической традиции, при монастыре не должно прекращаться существование школы и быть ей следует более организованною, чем теперь - в виде лишь начальной школы - для десятка детей городских. Она по всему праву должна быть, по меньшей мере, двухклассною церковно-приходскою школою. Путем этой школы будет поддерживаться просветительное влияние на молодое подрастающее поколение, которое всегда сохранит память к воспитавшей его школе и уважение к монастырю, приютившему у себя школу. А благочестивыя и деятельная жизнь обновленной братии религиозные собеседования с возрастными, особенно с раскольниками, довершат желаемый подъем монастыря. Тогда можно с уверенностью сказать, что не зарастет тропа благочестивых людей к могиле приснопамятного митрополита Фелофея, а через это несомненно подымется самое материальное благосостояние монастыря, которое в свою очередь вызовет впоследствии новые соответственные мероприятия ко благу ближнего и к славе обители.
Перепечатка с www.ihtus.ru/mon/h.shtml]Официального сайта Свято-Троицкого мужского монастыря