Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг - это символ вечности; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению в жизни будущего. Были распространены так же корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.
Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов, где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.
Покровская церковь - самое старинное культовое здание в городе Красноярске. Многие исследователи относят её к стилю «сибирского барокко». По этому вопросу мнения резко разделились, так как часть авторитетных исследователей считает, что никакого особого «сибирского барокко» не существует.
Церковь действительно построена в стиле «барокко», но имеет, как и многие архитектурные памятники этого периода в Сибири, некоторые особенности, например, вытянутые вверх купола. Но это относят за счёт того, что в данный период времени во главе епархии стояли епископы, прибывшие из Украины, а также шло активное массовое переселение с Русского Севера. Они приносили с собой своё видение архитектурных построек. Вероятно, активная торговля с Восточной Азией тоже способствовала заимствованиям в архитектуре. Это касалось в первую очередь декоративных мотивов.
Таким образом, получился удивительный сплав русско-украинской и восточной церковной культуры, проявлявшейся в склонности к детальному орнаменту. Особенно это касалось фасадов. Вот и получилось совершенно уникальное архитектурное явление, которое некоторые исследователи поспешили назвать «сибирское барокко». Но, безусловно, в основе определения стиля, в котором построена Покровская церковь, лежит стиль «барокко».
Барокко переводится как «причудливый», «странный». Этот архитектурный стиль появился в к. XVI – середине XVIII века. Его характеризует пышность, грандиозность, динамика, сильные контрасты масштабов и ритмов. Церкви, построенные в этом стиле, отличает роскошная причудливая пластика фасадов. Вместо ясной упорядоченности, свойственной классике, формы в «барокко» стали подвижными, текучими. Приобрели сложные, криволинейные очертания.
История строительства Покровской церкви
Каменное строительство появилось в Центральной Сибири в середине XVIII в. В Красноярск оно пришло из старейшего города региона - Енисейска, где сравнительно быстро наладилось производство кирпича и появились свои мастера каменщики.
После опустошительного пожара, случившегося 25 мая 1773 года, начался новый этап в градостроительстве Красноярска. Полностью сгорели не только казённые здания, но и всё жильё. Последовали строгие предписания о возведении казенных зданий только в камне, однако выполнение этих предписаний надолго затянулось из-за отсутствия своих мастеров. В целом город продолжал застраиваться деревянными домами.
Встал вопрос о возведении новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по «высочайше утвержденному» плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь «невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную».
Новую деревянную церковь Покрова заложили 8 ноября 1774 года. Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной, где размещалась старая «народная съезжая изба».
Согласно архивным материалам, возведение Покровской церкви шло по исстари заведённому порядку. Прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским при поддержке протопопа Алексея Михайловского, обратились в 1784 году в «Тобольскую духовную консисторию» за разрешением построить вместо деревянной каменную церковь, уверяя, что средств и материалов для этого будет достаточно.
Получив «благословенную грамоту», жители города выбрали «церковным строителем» отставного дворянина Михаила Юшкова, происходившего, судя по исповедным росписям, из старинного рода красноярского казачества. На плечи Юшкова легли немалые заботы: в Красноярске ещё не было мастеров «каменного дела». Несомненно, сооружение второго каменного храма Красноярска было поручено енисейцам. Список ремесленников называет «по цеху каменному» 27 человек, в том числе - 6 мастеров, 12 подмастерьев и 9 учеников. [7]
Первоначально наружные стены церкви были покрыты фресками. На каменной колокольне подвесили колокола с бывшей деревянной церкви. На отделку и украшение храма красноярские жители не жалели денег. Так, например, значительные средства были выделены известным красноярским купцом И. Г. Щёголевым. В 1895 году церковь торжественно праздновала своё столетие.
За время своего существования церковь перетерпела многочисленные изменения. В дневниках протоирея Василия Касьянова от 28 сентября 1879 года мы читаем, что «в церкви Покровской вновь хорошо окрашены под мрамор…».
Декор Покровской церкви
Мы провели натурное обследование Покровской церкви с целью выявления элементов, формирующих декоративное убранство здания. В итоге мы пришли к выводу, что элементы декора фасадов храма можно разделить на следующие группы: вертикальные, горизонтальные, заполняющие поверхности стен и обрамляющие различные проемы в стенах. Кроме того, мы сделали вывод, что среди элементов декора мы встречаем элементы православного, языческого и восточного убранства.
Но прежде чем мы будем говорить обо всех этих элементах, мы хотели бы обратить своё внимание на кресты, которыми украшены купола Покровской церкви. Знак креста относится к языческим символам. В христианстве он используется со времен императора Константина Великого. Крест является универсальным символом, так как его можно найти и в культуре Востока, и в христианских храмах Европы, и в древней символике разных народов и разных верований.
Мы считаем, что на крестах Покровской церкви использованы многочисленные символы, берущие своё начало в далекой древности. Три креста на малых барабанах объединены с четырьмя солнечными лучами, которые расходятся от средокрестия. Кроме того, центр креста и его концы украшены круглыми деталями, очень напоминающими солнечный диск. А сами лучи креста – ажурными ромбами. От каждого солнцеобразного диска на кресте расходятся мелкие лучики в виде крошечных шариков. Центральный купол, который украшен световым барабаном, имеет восьмиконечный крест. На нем кроме перечисленных металлических дисков мы видим кованый узор в виде растительного орнамента, а вершина креста украшена четырьмя завитками, над которым высится крест, обрамлённый деталью в виде короны.
Элементами «горизонтального» декора мы считаем карнизы, которыми украшены барабаны, причём они являются многоярусными и различной величины. На центральном световом барабане элементом горизонтального декора является полоса - фриз, составленный из последовательно расположенных русских букв «Ж». Кроме этого к элементам горизонтального декора можно отнести расположенные под карнизом ступенчатые пирамидки, которые идут по всему периметру здания.
К элементам «вертикального» декора мы относим столбики из имеющих оригинальную форму сдвоенных «триконхов», расположенные по обеим сторонам портала. Лопатки, которыми украшено здание сверху донизу, отличаются тем, что делятся горизонтальной полосой с вертикальным узором на части. «Триконхи», как элементы вертикального декора, расположены на барабанах. Такими же «триконхами» украшена ниша, в которой расположено мозаичное изображение Богоматери. Этот же вертикальный узор украшает окна первого света. С южной и северной стороны храма входные двери украшены вертикальным декором в виде витых столбиков.
К элементам группы «заполнения поверхностей» мы отнесли ниши, которыми украшены барабаны, на которых расположены купола. Картуши, которыми украшен нижний ярус колокольни. Прямоугольники, картуши и волюты, которыми украшена лопатка с северной стороны храма. Волюты так же украшают входы в церковь с северной и южной стороны. «Шеи» куполов украшены арками, в центре которых находятся цветочные бутоны.
К элементам «обрамляющего» декора мы отнесли арки, украшенные зубчатыми выступами, которые обрамляют окна светового барабана, а также ниши на барабанах других куполов. Окна первого света украшены простыми арками в несколько ярусов, над которыми помещена ещё одна арка со стрельчатым завершением. Такая же арка украшает собою портал. Такие же необычные арки с завершением в виде острого кончика пламени помещены над входами в церковь с северной и южной стороны, а также над нишей, в которой находится мозаичное изображение богоматери. Окна первого света с северной и южной стороны украшают арки из соединённых «триконхов».
Гармония разных культур
Осматривая Покровскую церковь, мы были сразу же поражены тем, как отличаются друг от друга разные элементы декора, которые на ней представлены. Не было никакого сомнения, что такие элементы как: арки, картуши, карнизы, волюты являются элементами не только «барочного» стиля, но и пришли к нам из христианской архитектуры. Мы видим хорошо знакомые нам лопатки (плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания), которые мы часто встречаем в архитектуре православного христианского храма.
Декоративная полоса, в которую вписана буква «Ж», расположенная на световом барабане, является элементом языческого декора, как указывают исследователи. Также сюда можно отнести квадраты, которые мы встречаем в языческих орнаментах. Но больше всего нас удивили элементы декора, которые имеют явное восточное происхождение. Цветочный орнамент является украшением и христианских храмов. Растительный орнамент мы часто видим в языческих узорах. Но, как нам кажется, бутоны, размещённые на барабанах Покровской церкви, очень напоминают собой восточный лотос.
Стрельчатые арки, которые обрамляют оконные проёмы, прямо указывают на своё восточное происхождение. О таком остроконечном «пламени» завершения окна, которое можно увидеть в орнаменте Юго-Восточной Азии, мы прочитали у американского исследователя Брумфилда Уильяма Крафта, который посвятил отдельное исследование использованию восточного декора при строительстве сибирских церквей в XVIII веке.
Необычный карниз, представляющий собой ступенчатую пирамидку, очень напоминает восточный храм - ступу. Если включить воображение и перевернуть такую пирамидку основанием вниз, получается ступенчатое пирамидальное строение, которое так широко распространено на Востоке.
Но наше особое внимание привлек элемент, расположенный на лопатке храма с северной стороны. Его называют «лирой» и он напоминает собой и бутон цветка, и причудливое растение, которое не встретишь в растительном орнаменте православного храма. Также мы полагаем, что к восточному орнаменту нужно отнести такой элемент, как «триконх» или «трилистник». В статье профессора Брумфилда мы прочитали однозначное утверждение о том, что Покровская церковь в Красноярске в своём орнаменте имеет элементы в виде ступы и лотоса. А красноярские архитекторы Ю.И. Гринберг и К.Ю. Шумов ещё в статье за 1989 г. о Покровской церкви писали о «триконхах», которые были явно нехристианскими украшениями храма.
Мы попытались систематизировать наш материал и получили следующие таблицы, которые помогли нам упорядочить изученное:
Декор:
Вертикальный - триконх, волюта, кронштейн, поребрик. Горизонтальный - фриз с поребриком, карнизы, фриз с буквой "Ж", картуши. Обрамляющий - цепь из волют, цепь из триконхов, наличники, картуши, пламенеющие наличники. Заполняющий пространство - ромбы, квадраты, фигурная филёнка, зеркала, рамы, ниши.
Орнаменты:
Восточные - триконх, кронштейны, пламенеющие наличники, ступы в виде пирамид. Языческие - фриз с буквой "Ж", ромбы, квадраты. Христианские - карнизы, волюты, нишы, полуарки, витые колонны, фигурная филенка, лопатки.
Подводя итог нашего исследования, мы считаем, что поставленная нами цель достигнута. Изучение декоративного убранства Покровского кафедрального собора привело нас к следующим выводам.
Покровская церковь в Красноярске - типичное произведение народного искусства, свободного от какого-либо диктата государственных или религиозных архитектурно-художественных догм. Именно эстетическими предпочтениями заказчиков и зодчих - выходцев из самых демократических слоёв населения Красноярска следует объяснять необычный набор и сочетание разнообразных по символическому наполнению элементов декоративного убранства фасадов Покровской церкви.
Издавна присущая народным творцам исключительная любовь к изукрашенности Божьих Храмов в полной мере проявила свою силу в облике красноярской церкви. Специфические же черты богатого убранства Покровской церкви, с его явным восточным привкусом и пережитками языческого искусства, были обусловлены особенностями местных условий сложения народных идеалов красоты.
Автор статьи: Старцева Екатерина Андреевна, Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна, МБОУ СШ №64, учитель истории, Научный руководитель: Шумов Константин Юрьевич; http://naov.ru/objects/article/72_dekor-pokrovskoyi-cerkvi-v-krasnoyarske.html