ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красноярск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский кафедральный собор


Красноярск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Петра и Павла
Архитектурные стили:Барокко, Сибирский
Год постройки:Между 1785 и 1795.
Адрес:
Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сурикова, 26

Координаты: 56.01279, 92.87639



Сортировка:

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с ЮЗ<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Вид с ЮЗ
Сергей Зубарь
7 февраля 2022
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с запада<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Вид с запада
Сергей Зубарь
7 февраля 2022
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
22 апреля 2011
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид храма в контексте городской застройки<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Общий вид храма в контексте городской застройки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
22 апреля 2011
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Елена Громакова
25 октября 2007
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Ole Lukoye
12 сентября 2020
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
1 сентября 2018
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
22 апреля 2011
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Внутренний двор. На заднем плане слева - крестильный храм<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Внутренний двор. На заднем плане слева - крестильный храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
22 апреля 2011
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Ole Lukoye
12 сентября 2020
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Елена Громакова
24 октября 2006
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Ole Lukoye
12 сентября 2020
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Ole Lukoye
12 сентября 2020
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Сверху<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Сверху
Сергей Зубарь
7 февраля 2022
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Елена Громакова
24 октября 2006
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Фотоснимок с сайта: vitber.com<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фотоснимок с сайта: vitber.com
Алексей Кротов
1 июня 1910
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, 1908—1910.Фотография из книги: "Красноярск и его окрестности в фотографиях Л.Ю. Вонаго . - Красноярск : Тренд; КРОО"Развитие", 2009" с сайта https://pastvu.com/p/200091<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
1908—1910.Фотография из книги: "Красноярск и его окрестности в фотографиях Л.Ю. Вонаго . - Красноярск : Тренд; КРОО"Развитие", 2009" с сайта https://pastvu.com/p/200091
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1910
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. 1909-1914 г.<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. 1909-1914 г.
Алексей Кротов
1 января 1909
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Путешествие по Транссибирской магистрали художника и фотографа Уильяма Генри Джексона.1894-1896<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Путешествие по Транссибирской магистрали художника и фотографа Уильяма Генри Джексона.1894-1896
Т.
??
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Фотография И.Р.Томашкевича из альбома «Великий путь». Виды Сибири и ее железных дорог с сайта http://andcvet.narod.ru/<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фотография И.Р.Томашкевича из альбома «Великий путь». Виды Сибири и ее железных дорог с сайта http://andcvet.narod.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, Фотоснимок с фотографии 10-х годов ХХ столетия.<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фотоснимок с фотографии 10-х годов ХХ столетия.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михайленко Наталья  12 ноября 2009

Церковь каменная, одноэтажная, трехпрестольная, заложена в 1785 году. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 30 июня 1795 года, второй - во имя ап. Петра Павла 8 января 1790 г., третий - во имя Свят. Николая Чудотворца - 30 сен. того же года. В храме имеется серебряный напрестольный крест с вложенными в него частицами св.мощей многих угодников Божьих. При церкви есть библиотека, состоящая из 763 томов книг и журналов.

Из книги «Краткое описание приходов Енисейской Епархии 1916 года"


Т.  22 августа 2014

Церковь заложена в 1785 г, выстроена к середине 1789 г., средний престол освящён 30.06.1795 г. Построена «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Строитель М.И. Юшков.

В 1871-1872 гг. по проекту архитектора Судовского были выполнены пристройки с запада. В церковной паперти с левой стороны в стене была сделана арка. Декор новой пристройки, протянувшийся по линии переулка повторил декор старинной части здания. В работах принимали участие: каменщик Мишин, «щекотур» Кротов, печник Зубов. По прямому назначению здание церкви использовалось до 1935 г., затем с 1945 по 1961 гг. В 1962 г. церковь была приспособлена под скульптурные мастерские. В 1989 г. церковь возвращена общине и проведён косметический ремонт с раскраской стен и сводов в интерьере. Возвращён главный иконостас из Троицкой церкви г. Красноярска, а боковые вновь выполнены.

Покровская церковь расположена в центральном районе города на углу улиц Сурикова и пр. Мира. Затеснена новой застройкой, сохранилась ограда из кованых решеток на кирпичных столбах. Церковь одноэтажная, трехчастной структуры главного объема: колокольня, просторная трапезная, высокий четверик храма с пониженной сильно выступающей полукруглой апсидой, к трапезной примыкают симметричные боковые приделы. В 1840-х гг. колокольня обстроена с трех сторон, разобрано крытое каменное крыльцо и пристроены притвор/ризница ипросвирня. Храм высокий, четверик с трехлопастными полуглавами перекрыт вытянутым 8-гранным куполом со световым барабаном, над куполом которого луковичная главка. 4 трехъярусных декоративных барабана размещены над углами четверика и завершены маленькими луковичными главками. Формы барабанов и главок повторены над всеми тремя апсидами.

Трапезная, приделы и поздние пристройки имеют общую кровлю. При расширении церкви над стенами первого яруса поднят глухой парапет с проемами для водостока. Над крышей чуть возвышается четверик колокольни, над ним два восьмигранных яруса, перекрытых сводом, над которым - трехъярусный глухой барабан с луковичной главкой. Трапезная перекрыта сомкнутым сводом, приделы — коробовым с распалубками над проемами. Поздние пристройки имеют плоские перекрытия. Фасады богато декорированы — использовано около 20 видов лекального кирпича, тесаные кирпичные и штукатурные тяги. Оштукатурены фасады после перестроек 1840 г. Первоначально только белились по тонкой затирке. На углах и в местах примыкания внутренних стен — широкие лопатки с фигурными ширинками. Широкие пояса карнизов на ступенчатых консольках завершают все объемы. Массивные волюты подчеркивают ребра нижних ярусов барабанов. Окна обрамлены сложной формы профилированными тягами и вертикальными лентами из локального кирпича штучного набора. Интерьеры просторные, светлые.

Все росписи закрыты штукатуркой во время перестройки в 1950-х гг. Тогда же выполнены ленты изящных лепных деталей по ребрам сводов, они образуют узкие полосы фризов. Лепные детали были сохранены в интерьерах при проводимой реставрации. Фундаменты церкви — ленточные, из бутового камня. Стены, своды — кирпичные, кровли — железные по деревянным стропилам. Площадь около 220 кв.м, общая длина — 37 м, ширина — 18,6 м, высота храма до светового барабана 16,2 м. Общая высота колокольни с крестом — 28 м.

В 1840-х гг. выполнена постройка притвора, штукатурка фасадов. В 1962-1963 гг. выполнены деревянные перекрытия в храме и деревянные перегородки при приспособлении под скульптурные мастерские.

Сведения о реставрации: значительная вычинка стен, восстановление кирпичного декора, раскрытие внутреннего пространства. В 1976-1978 гг. от архитектурного объединения «Ростреставрация». Ремонт кровель, позолота главок и крестов (Рождественская Е.В. и Надеждин Н.А.). После реставрации 1978 г. стены окрашиваются в терракотовый цвет с белыми деталями. Покровская церковь — один из немногих памятников направления "сибирского барокко" ХVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий города.

Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска


Т.  22 августа 2014

Ограда комплекса зданий Покровской церкви

Первоначально, в конце XVIII в. ограда была деревянной. "В марте 1826г церковный староста мещанин Нашивошников вместо ветхой деревянной ограды представил план и фасад каменной... при сем изъяснено, что в полукружьях должны быть поставлены деревянные решетки". (Вероятно, проект делал губернский архитектор П. Воцкий, т.к. глухая часть ограды Покровской церкви очень похожа на участки ограды Рождественского монастыря в Енисейске. Этот проект выполнял архитектор Воцкий, что документально подтверждается. Время возведения обеих оград тоже почти совпадает). Участки кованной ограды с запада и юга комплекса возведены одновременно с достройкой западных палаток церкви по проекту архитектора Судовского в 1870-х гг.

Ограда охватывает комплекс по всему периметру. На северной и восточной стороне сохранилась глухая кирпичная ограда 1826г. На западной и южной стороне — с улиц Мира и Сурикова — кованая ажурная ограда на кирпичных столбах и цоколе. Глухая ограда толщиной в 2 кирпича, имеет утолщения-пилястры, оформленные как столбики под отдельными кровельками. Высота звеньев 2,3 м, а длина около 3,5 м. Ограда оштукатурена и окрашена в терракотовый цвет. Ажурная ограда ниже. Столбы с фигурным завершением и кровелькой. Они оформлены с фасадной стороны филенками и профилированными карнизиками. Кованые звенья изготовлены из полосы 3x0,6 см в сечении. Сложный узор из двух чередующихся элементов орнамента включает изображения крестов и фигурных ромбов. Длина глухой ограды около 100 м; ажурной — около 60 м (с воротами).

Значимость памятника: важный элемент комплекса Покровской церкви. Как и западные пристройки церкви, по декору участки ажурной ограды с уличной стороны имитируют формы.

Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 ноября 2016

Покровский приход Красноярска был открыт в 1795 г., расположен приход между Благовещенской улицей и берегом Енисея в районе от Дубенского переулка до Новобазарной площади; в его состав входят улицы Воскресенская, Гостинская, Садовая, Песочная, Береговая.

Церковь в приходе одна, каменная, одноэтажная, трехпрестольная, заложена в 1785 г. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 30 июня 1795 г., второй – во имя апостолов Петра и Павла 8 января 1790 г., третий – во имя свят. Николая чудотворца 30 сентября того же года.

В храме имеется серебряный напрестольный крест с вложенными в него частицами святых мощей многих угодников Божьих. При церкви есть библиотека, состоящая из 763 томов книг и журналов. Ежегодно совершается крестный ход, установленный в память спасения храма от пожара 18 апреля 1881 г.

В приходе имеется одноклассная церковно-приходская школа на 40 человек, с попечительством при ней, четыре министерских одноклассных училища и одна школа мещанского общества. Для оказания помощи семействам лиц, призванных на войну, существует приходское попечительство.

Штатный причт в приходе состоит из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Жалования от казны не положено. Доход в год получается до 4000 руб. на причт. Имеется один каменный причтовый дом, в котором устроены квартиры для членов причта. Никаких земель ни у церкви, ни у причта не имеется, кроме 519 сажень усадебной земли вместе с церковным погостом. Капиталов имеется церковных 19 500 руб. и причтовых 18 150 руб.

Православных жителей в приходе 578 душ мужчин и 624 души женщин, кроме того, в пределах прихода 40 душ раскольников-беспоповцев и 620 душ евреев, магометан и других иноверцев.

«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 августа 2017

Покровский храм возвели на заре каменного строительства в Красноярске, после большого пожара, уничтожившего значительную часть города. Более ранние каменные постройки до нас не дошли, поэтому сейчас храм является старейшим каменным зданием Красноярска. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы появилась в Красноярске ещё в середине ХVII века, то есть вскоре после основания в этих местах острога. Она находилась в нескольких десятках метров от нынешнего храма. Деревянная церковь несколько раз горела и перестраивалась, а город, между тем, рос. Очередной пожар случился в 1773 году и оказался особенно разрушительным: сгорели целые районы вместе с жилыми домами, каменными постройками и храмами. После этого вышло высочайшее повеление возводить ключевые здания в камне для лучшей защиты от огня - многовекового бича деревянных русских городов. Само по себе каменное строительство в Красноярске началось несколько раньше - уже в 1759 году заложили кафедральный Воскресенский собор на стрелке Енисея и Качи, который строился больше десяти лет. Такие медленные темпы можно объяснить тем, что каменное зодчество в восточной Сибири было в новинку, мастера этого дела являлись большой редкостью. Собор ставили каменщики из Енисейска, в то время "старшего брата" Красноярска, но специалистов всё равно не хватало. Понимая, что каменного Покровского храма придётся ждать долго, прихожане попросили архиепископа Тобольского Варлаама (Петрова) разрешить им снова построить "невеликую" деревянную церковь, которую потом можно будет заменить каменной. Владыка согласился, церковь построили, просители же оказались правы - каменный храм заложили только в 1785 году, а закончили десятью годами позже, то есть через без малого четверть века после опустошительного пожара.

Деревянной Покровской церкви выпала необычная судьба. В 1790 году, с освящением приделов каменного храма, её перенесли на новое место и переосвятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но каменное строительство шло за ней буквально по пятам: через некоторое время церковь перенесли во второй раз и вновь переосвятили - на этот раз она стала Всехсвятской. Храм мог сменить своё местоположение и в третий раз, но сгорел, успев послужить прообразом для сразу трёх каменных церквей на разных улицах старого Красноярска. Известно, что это была шатровая церковь "кораблём", то есть с трапезной и колокольней на одной оси. Каменную же Покровскую церковь строили наискосок от деревянной, в нескольких метрах от неё. Средства на строительство собирали всем миром. Многие не только помогали деньгами, но и участвовали в работе: заготавливали материалы, подвозили их, охраняли строительную площадку. Руководил же работами некий отставной дворянин Михаил Юшков, который и считался главным архитектором храма, хотя почти не приходится сомневаться, что это скорее коллективное творение. Более всего Юшкова и церковного старосту Даниила Черкасова, организатора работ, занимала даже не сама архитектура, а, выражаясь современным языком, "подбор персонала". Красноярск оставался полностью деревянным, каменщиков в самом городе взять было неоткуда. Единственным относительно близким городом, где уже начали строить в камне, являлся Енисейск, откуда и выписали мастеров. В Енисейске к тому времени насчитывалось уже шесть храмов, самый выдающийся из которых, Троицкий, во многом послужил прототипом для красноярской Покровской церкви. Строительство шло медленно. Через пять лет после его начала стены здания были сложены, и в 1790 году освятили боковой Петропавловский придел, а вслед за ним и ещё один - Никольский. Тогда же деревянную церковь перенесли на другое место, и приход "переселился" в новый храм. Однако на полное завершение работ потребовалось ещё пять лет, и главный престол был освящён только в июне 1795 года. Кстати, первоначально его предполагалось сделать Богоявленским, однако всеобщее голосование прихода определило быть ему Покровским. Вот такая была демократия в тогдашнем Красноярске. Храм славился резным иконостасом, выполненным красноярским мещанином Фёдором Ушаковым, однофамильцем знаменитого адмирала. Этот иконостас сохранялся в храме до середины ХIХ столетия. Облик Покровского храма изначально несколько отличался от современного.

Согласно клировой ведомости 1813 года, это была "церковь одноэтажная, с двумя приделами и колокольней, каменная, длиной внутри холодной три сажени с аршином, в ширину - три сажени три четверти; в трапезе с тёплыми приделами длиною в четыре сажени с половиною, в ширину восемь саженей; в колокольне паперть длиною в три сажени, в ширину три сажени десять вершков... полы, выстланные каменным простым плитняком... Кумполов на алтарях церкви и колокольни - шесть, полуглавий на оных шестнадцать, покрыты все листовым железом и зеленой краской. Глав на алтарях три, на церкви - пять и одна на колокольне, обиты белым железом, на них крестов всего девять, железные... Кругом церкви ограда". Деревянную ограду в 1826 году заменили на каменную с деревянными решётками. Позднее убрали и деревянные решётки: они стали железными; в таком виде с некоторыми изменениями ограда существует и поныне. Первоначально западным фасадом всего храма был фасад колокольни с крытым каменным крыльцом. В 1840-х годах старое крыльцо разобрали, с фасада устроили притвор, а трапезную расширили в обе стороны, перекрыв плоскими перекрытиями. Таким образом, трапезная часть обступила колокольню со всех сторон, и с тех пор последняя как бы вырастает прямо из трапезной. В появившихся боковых частях размещались ризница и просфорная. Новые пристройки искусно декорировали, тщательно подражая деталям первоначального объёма. В результате визуально определить границу между старой и новой частями стен весьма сложно. Одновременно с украшением новых стен оштукатурили старые, причём в прямоугольных рамах верхнего яруса и в тимпанах трёхлопастных полуглавий четверика появились наружные фрески. К сожалению, настенную живопись уничтожил пожар 1881 года, и больше её не восстанавливали, однако по старой фотографии храма можно получить представление о том, как она выглядела. После расширения церкви позолотили все её девять главок. В ХIХ веке храм был расписан, однако до наших дней сохранился только один фрагмент, с изображением Покрова Божией Матери. Остальные росписи закрасили в середине ХХ века. В 1845 году иконостас, родом ещё из деревянной церкви, продали в церковь села Кекурского, а его место занял новый иконостас с позолотой. В 1871 году церковь решено было расширить, так как в храме стало не хватать места для молящихся. Больше 10 тыс. рублей дал купец первой гильдии Н. Гадалов на строительные работы, которые продвигались довольно быстро, и уже в октябре комиссия по перестройке во главе с архитектором Г. Судовским, отчиталась о выполненной работе. Храм стал шире и просторнее, а над входом на паперть появилась новая икона Покрова Божией Матери, писанная на холсте специально к этому событию.

Многие храмы Сибири большевики закрыли позже, нежели это происходило в Центральной России, где уже в 1918 году началось массированное наступление на религию. 26 февраля 1922 года, под предлогом помощи голодающим Поволжья, вышло решение ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Уже в начале марта власти Красноярска повели его "ударными большевисткими темпами". Первыми пострадали кафедральный Воскресенский собор и Троицкая кладбищенская церковь, отличавшиеся особенно богатым убранством. В мае добрались и до Покровского храма, где большевики "добыли" более 23 пудов серебра. Сюда входили, среди прочего, ризы с чудотворных икон, оклады Евангелий и прочих драгоценных предметов. Несмотря на разграбление, храм оставался действующим ещё более десяти лет. Постановлением красноярского горсовета от 16-22 февраля 1935 года Покровская церковь была объявлена закрытой; её передали горкоммунхозу. К началу Великой Отечественной войны на территории Красноярской епархии не осталось ни одного действующего храма! Однако в 1944 году, после коллективного письма верующих, власти разрешили вновь открыть Покровский храм Красноярска. Всё лето и осень 1944 года верующие своими силами восстанавливали и ремонтировали церковь, пребывавшую в запустении, а открылся храм, по символичному совпадению, 8 мая 1945 года, то есть за несколько часов до окончания войны. Он стал главным храмом Красноярской епархии.

В 50-е годы ХХ столетии сильно изменился интерьер Покровской церкви. Настенную живопись закрыли штукатуркой, поверх обильно украсив лепниной с богатым растительным орнаментом, бросающимся в глаза и сейчас. Лепные элементы смотрятся немного необычно, несколько по-светски, но очень красиво - ныне они обрамляют иконы на стенах, арочные своды и новые фрески. В июле 1961 года Покровский собор снова оказался "вне закона". Действующей в городе осталась кладбищенская Троицкая церковь, а недавно отреставрированный собор с тех пор стоял бесхозным. Позднее его переоборудовали под мастерские для местных художников, выставочный зал и вернисаж. Вновь вернули храм верующим лишь в 1989 году. Покровский храм относится к так называемой енисейской школе сибирского барокко. Явление это, скорее, чисто географическое - принципиальные отличия енисейской "версии" барокко от других школ сибирского зодчества ХVIII века найти вряд ли удастся. Высота храма с крестом - 32 метра, колокольни - 36 метров. Длина по центральной оси - более 40 метров. На колокольне - 10 колоколов, туда из притвора ведёт лестница. При церкви имеется несколько хозяйственных построек, в одной из которых освящён небольшой крестильный храм. Храм (считая колокольню) увенчан девятью главами.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №67, 2013 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 декабря 2023

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг - это символ вечности; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению в жизни будущего. Были распространены так же корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов, где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.

Покровская церковь - самое старинное культовое здание в городе Красноярске. Многие исследователи относят её к стилю «сибирского барокко». По этому вопросу мнения резко разделились, так как часть авторитетных исследователей считает, что никакого особого «сибирского барокко» не существует.

Церковь действительно построена в стиле «барокко», но имеет, как и многие архитектурные памятники этого периода в Сибири, некоторые особенности, например, вытянутые вверх купола. Но это относят за счёт того, что в данный период времени во главе епархии стояли епископы, прибывшие из Украины, а также шло активное массовое переселение с Русского Севера. Они приносили с собой своё видение архитектурных построек. Вероятно, активная торговля с Восточной Азией тоже способствовала заимствованиям в архитектуре. Это касалось в первую очередь декоративных мотивов.

Таким образом, получился удивительный сплав русско-украинской и восточной церковной культуры, проявлявшейся в склонности к детальному орнаменту. Особенно это касалось фасадов. Вот и получилось совершенно уникальное архитектурное явление, которое некоторые исследователи поспешили назвать «сибирское барокко». Но, безусловно, в основе определения стиля, в котором построена Покровская церковь, лежит стиль «барокко».

Барокко переводится как «причудливый», «странный». Этот архитектурный стиль появился в к. XVI – середине XVIII века. Его характеризует пышность, грандиозность, динамика, сильные контрасты масштабов и ритмов. Церкви, построенные в этом стиле, отличает роскошная причудливая пластика фасадов. Вместо ясной упорядоченности, свойственной классике, формы в «барокко» стали подвижными, текучими. Приобрели сложные, криволинейные очертания.

История строительства Покровской церкви

Каменное строительство появилось в Центральной Сибири в середине XVIII в. В Красноярск оно пришло из старейшего города региона - Енисейска, где сравнительно быстро наладилось производство кирпича и появились свои мастера каменщики.

После опустошительного пожара, случившегося 25 мая 1773 года, начался новый этап в градостроительстве Красноярска. Полностью сгорели не только казённые здания, но и всё жильё. Последовали строгие предписания о возведении казенных зданий только в камне, однако выполнение этих предписаний надолго затянулось из-за отсутствия своих мастеров. В целом город продолжал застраиваться деревянными домами.

Встал вопрос о возведении новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по «высочайше утвержденному» плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь «невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную».

Новую деревянную церковь Покрова заложили 8 ноября 1774 года. Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной, где размещалась старая «народная съезжая изба».

Согласно архивным материалам, возведение Покровской церкви шло по исстари заведённому порядку. Прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским при поддержке протопопа Алексея Михайловского, обратились в 1784 году в «Тобольскую духовную консисторию» за разрешением построить вместо деревянной каменную церковь, уверяя, что средств и материалов для этого будет достаточно.

Получив «благословенную грамоту», жители города выбрали «церковным строителем» отставного дворянина Михаила Юшкова, происходившего, судя по исповедным росписям, из старинного рода красноярского казачества. На плечи Юшкова легли немалые заботы: в Красноярске ещё не было мастеров «каменного дела». Несомненно, сооружение второго каменного храма Красноярска было поручено енисейцам. Список ремесленников называет «по цеху каменному» 27 человек, в том числе - 6 мастеров, 12 подмастерьев и 9 учеников. [7]

Первоначально наружные стены церкви были покрыты фресками. На каменной колокольне подвесили колокола с бывшей деревянной церкви. На отделку и украшение храма красноярские жители не жалели денег. Так, например, значительные средства были выделены известным красноярским купцом И. Г. Щёголевым. В 1895 году церковь торжественно праздновала своё столетие.

За время своего существования церковь перетерпела многочисленные изменения. В дневниках протоирея Василия Касьянова от 28 сентября 1879 года мы читаем, что «в церкви Покровской вновь хорошо окрашены под мрамор…».

Декор Покровской церкви

Мы провели натурное обследование Покровской церкви с целью выявления элементов, формирующих декоративное убранство здания. В итоге мы пришли к выводу, что элементы декора фасадов храма можно разделить на следующие группы: вертикальные, горизонтальные, заполняющие поверхности стен и обрамляющие различные проемы в стенах. Кроме того, мы сделали вывод, что среди элементов декора мы встречаем элементы православного, языческого и восточного убранства.

Но прежде чем мы будем говорить обо всех этих элементах, мы хотели бы обратить своё внимание на кресты, которыми украшены купола Покровской церкви. Знак креста относится к языческим символам. В христианстве он используется со времен императора Константина Великого. Крест является универсальным символом, так как его можно найти и в культуре Востока, и в христианских храмах Европы, и в древней символике разных народов и разных верований.

Мы считаем, что на крестах Покровской церкви использованы многочисленные символы, берущие своё начало в далекой древности. Три креста на малых барабанах объединены с четырьмя солнечными лучами, которые расходятся от средокрестия. Кроме того, центр креста и его концы украшены круглыми деталями, очень напоминающими солнечный диск. А сами лучи креста – ажурными ромбами. От каждого солнцеобразного диска на кресте расходятся мелкие лучики в виде крошечных шариков. Центральный купол, который украшен световым барабаном, имеет восьмиконечный крест. На нем кроме перечисленных металлических дисков мы видим кованый узор в виде растительного орнамента, а вершина креста украшена четырьмя завитками, над которым высится крест, обрамлённый деталью в виде короны.

Элементами «горизонтального» декора мы считаем карнизы, которыми украшены барабаны, причём они являются многоярусными и различной величины. На центральном световом барабане элементом горизонтального декора является полоса - фриз, составленный из последовательно расположенных русских букв «Ж». Кроме этого к элементам горизонтального декора можно отнести расположенные под карнизом ступенчатые пирамидки, которые идут по всему периметру здания.

К элементам «вертикального» декора мы относим столбики из имеющих оригинальную форму сдвоенных «триконхов», расположенные по обеим сторонам портала. Лопатки, которыми украшено здание сверху донизу, отличаются тем, что делятся горизонтальной полосой с вертикальным узором на части. «Триконхи», как элементы вертикального декора, расположены на барабанах. Такими же «триконхами» украшена ниша, в которой расположено мозаичное изображение Богоматери. Этот же вертикальный узор украшает окна первого света. С южной и северной стороны храма входные двери украшены вертикальным декором в виде витых столбиков.

К элементам группы «заполнения поверхностей» мы отнесли ниши, которыми украшены барабаны, на которых расположены купола. Картуши, которыми украшен нижний ярус колокольни. Прямоугольники, картуши и волюты, которыми украшена лопатка с северной стороны храма. Волюты так же украшают входы в церковь с северной и южной стороны. «Шеи» куполов украшены арками, в центре которых находятся цветочные бутоны.

К элементам «обрамляющего» декора мы отнесли арки, украшенные зубчатыми выступами, которые обрамляют окна светового барабана, а также ниши на барабанах других куполов. Окна первого света украшены простыми арками в несколько ярусов, над которыми помещена ещё одна арка со стрельчатым завершением. Такая же арка украшает собою портал. Такие же необычные арки с завершением в виде острого кончика пламени помещены над входами в церковь с северной и южной стороны, а также над нишей, в которой находится мозаичное изображение богоматери. Окна первого света с северной и южной стороны украшают арки из соединённых «триконхов».

Гармония разных культур

Осматривая Покровскую церковь, мы были сразу же поражены тем, как отличаются друг от друга разные элементы декора, которые на ней представлены. Не было никакого сомнения, что такие элементы как: арки, картуши, карнизы, волюты являются элементами не только «барочного» стиля, но и пришли к нам из христианской архитектуры. Мы видим хорошо знакомые нам лопатки (плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания), которые мы часто встречаем в архитектуре православного христианского храма.

Декоративная полоса, в которую вписана буква «Ж», расположенная на световом барабане, является элементом языческого декора, как указывают исследователи. Также сюда можно отнести квадраты, которые мы встречаем в языческих орнаментах. Но больше всего нас удивили элементы декора, которые имеют явное восточное происхождение. Цветочный орнамент является украшением и христианских храмов. Растительный орнамент мы часто видим в языческих узорах. Но, как нам кажется, бутоны, размещённые на барабанах Покровской церкви, очень напоминают собой восточный лотос.

Стрельчатые арки, которые обрамляют оконные проёмы, прямо указывают на своё восточное происхождение. О таком остроконечном «пламени» завершения окна, которое можно увидеть в орнаменте Юго-Восточной Азии, мы прочитали у американского исследователя Брумфилда Уильяма Крафта, который посвятил отдельное исследование использованию восточного декора при строительстве сибирских церквей в XVIII веке.

Необычный карниз, представляющий собой ступенчатую пирамидку, очень напоминает восточный храм - ступу. Если включить воображение и перевернуть такую пирамидку основанием вниз, получается ступенчатое пирамидальное строение, которое так широко распространено на Востоке.

Но наше особое внимание привлек элемент, расположенный на лопатке храма с северной стороны. Его называют «лирой» и он напоминает собой и бутон цветка, и причудливое растение, которое не встретишь в растительном орнаменте православного храма. Также мы полагаем, что к восточному орнаменту нужно отнести такой элемент, как «триконх» или «трилистник». В статье профессора Брумфилда мы прочитали однозначное утверждение о том, что Покровская церковь в Красноярске в своём орнаменте имеет элементы в виде ступы и лотоса. А красноярские архитекторы Ю.И. Гринберг и К.Ю. Шумов ещё в статье за 1989 г. о Покровской церкви писали о «триконхах», которые были явно нехристианскими украшениями храма.

Мы попытались систематизировать наш материал и получили следующие таблицы, которые помогли нам упорядочить изученное:

Декор:

Вертикальный - триконх, волюта, кронштейн, поребрик. Горизонтальный - фриз с поребриком, карнизы, фриз с буквой "Ж", картуши. Обрамляющий - цепь из волют, цепь из триконхов, наличники, картуши, пламенеющие наличники. Заполняющий пространство - ромбы, квадраты, фигурная филёнка, зеркала, рамы, ниши.

Орнаменты:

Восточные - триконх, кронштейны, пламенеющие наличники, ступы в виде пирамид. Языческие - фриз с буквой "Ж", ромбы, квадраты. Христианские - карнизы, волюты, нишы, полуарки, витые колонны, фигурная филенка, лопатки.

Подводя итог нашего исследования, мы считаем, что поставленная нами цель достигнута. Изучение декоративного убранства Покровского кафедрального собора привело нас к следующим выводам.

Покровская церковь в Красноярске - типичное произведение народного искусства, свободного от какого-либо диктата государственных или религиозных архитектурно-художественных догм. Именно эстетическими предпочтениями заказчиков и зодчих - выходцев из самых демократических слоёв населения Красноярска следует объяснять необычный набор и сочетание разнообразных по символическому наполнению элементов декоративного убранства фасадов Покровской церкви.

Издавна присущая народным творцам исключительная любовь к изукрашенности Божьих Храмов в полной мере проявила свою силу в облике красноярской церкви. Специфические же черты богатого убранства Покровской церкви, с его явным восточным привкусом и пережитками языческого искусства, были обусловлены особенностями местных условий сложения народных идеалов красоты.

Автор статьи: Старцева Екатерина Андреевна, Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна, МБОУ СШ №64, учитель истории, Научный руководитель: Шумов Константин Юрьевич; http://naov.ru/objects/article/72_dekor-pokrovskoyi-cerkvi-v-krasnoyarske.html



Комментарии и обсуждение


Настоятель -митрофорный протоиерей Иоанн Романюк