645 лет назад, на высоком берегу Нары, недалеко от впадения её в Оку, близ города Серпухова была основана одна из древнейших русских обителей - Свято-Высоцкий монастырь. История основания монастыря связана с именами преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской; его ученика - преподобного Афанасия и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. В 1373 году войско Золотой Орды устремилось на Русь и опустошило Рязанское княжество. Возникла острая необходимость в усилении южных рубежей Московской Руси, прикрытии важнейшего пути с Оки к Москве, который проходил через Серпухов. Укрепив свой стольный град крепкими дубовыми стенами, князь Владимир Андреевич "восхотев возградити себе монастырь в Серпухове", который во время нападения врага мог служить предградием, а в дни мира хранил бы русский град молитвой. За помощью в этом богоугодном деле князь обратился к преподобному Сергию, знаменитая Троицкая обитель которого находилась в радонежских лесах, в уделе Владимира Андреевича. Князь хорошо знал и любил преподобного, часто посещал его обитель, помогал ей и пользовался духовными советами святого старца. Он также прекрасно знал учеников Преподобного, среди которых особо чтил преподобного Афанасия за его добродетели и мудрость. Его и просил Владимир Андреевич у Преподобного Сергия в настоятели новой обители. "Великия ради любви боголюбивого князя и веры, яже имеяше к святому" преподобный откликнулся на просьбу князя, и 2 декабря 1373 года со своим любимым учеником Афанасием пешком пришёл в пределы Серпуховские. С великой радостью Владимир Андреевич встретил святых путников. Обойдя окрестности града Серпухова, в версте от города на возвышении, которое в народе носило название "Высокое", они избрали красивое место для будущей обители.
Монастырь решили воздвигнуть во имя Богоматери, в честь Зачатия Ее святой праведной Анной. Когда было расчищено поросшее лесом место для обители, преподобный Сергий стал на колени и, воздев руки к небу, произнёс горячую моливу. Затем Сергий обратился к Афанасию с наставлением и увещанием быть ревностным пастырем постничествующей братии. Князь Владимир Андреевич со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все необходимые для этого средства. Пробыв несколько дней в Серпухове, преподобный Сергий, возложив всё упование на Бога и Пресвятую Богородицу, благословил своего ученика на устроение нового монастыря и удалился в свою обитель. Тяжело переживал преподобный Афанасий разлуку со своим духовным отцом после того, как был поставлен настоятелем Высоцкой обители, но, уповая на благословение и молитвы преподобного Сергия и обещанное содействие князя Владимира Андреевича, он ревностно принялся за устроение нового монастыря.
Построили деревянную церковь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и близ неё жилые кельи для игумена и братии. В это же время возвели и оборонительные сооружения монастыря: ров и земляной вал с установленной на нём рубленой крепостной стеной. Высоцкий монастырь представлял собой полноценную небольшую крепость и был на Руси одним из первых в этом роде, так как большинство русских монастырей приобрели оборонительные функции лишь с ХVI столетия. Современники отзывались о новоустроенной обители как о "чудесной и весьма красивой". Вокруг преподобного Афанасия стали собираться монашествующие, число которых постепенно умножалось. Среди них он вскоре приобрёл достойных учеников, просиявших впоследствии святостью жизни, - преподобного Никона, преемника преподобного Сергия по настоятельству в Троицкой обители, и преподобного Афанасия, второго игумена Высоцкого монастыря.
Серпуховский князь Владимир Андреевич и в частности Свято-Высоцкая обитель оставили свой след в разгроме Золотой Орды. Князь Владимир Андреевич, возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители останки своей дружины, воинов-серпуховичей. Над братской могилой он воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве. Через восемь лет после первого посещения, весной 1381 года преподобный Сергий вместе со святителем Киприаном вновь прибыл в Серпухов к князю Владимиру Андреевичу, чтобы крестить его сына Иоанна и освятить построенные в камне Зачатьевский собор и тёплую Покровскую трапезную церковь. За богослужением преподобного Афанасия Старшего возвели в сан игумена, а будущего его преемника по настоятельству Афанасия Младшего рукоположили в сан иеродиакона. Эта встреча святых мужей в стенах Высоцкого монастыря имела впоследствии большое значение. Митрополита Киприана и преподобного Сергия объединяла одна цель - духовное возрождение Руси. Эта великая идея могла осуществиться лишь при активном содействии князя Владимира Андреевича - человека высокой культуры, широкого ума и глубокой духовной жизни и, что немаловажно, бывшего вторым лицом в Московском княжестве после великого князя Димитрия и имевшего колоссальный авторитет среди всех слоёв русского народа.
Высоцкий монастырь с момента своего возникновения сразу же стал значительным культурным центром. Серпуховский князь "кельи устроил, и всех потребных довольно исполнив и иконами, и книгами, и освященными сосудами..." Сам преподобный Афанасий был известен не только как человек добродетельный и образованный, но и как искусный мастер книжного дела. При нём в монастыре была организована превосходная мастерская письма, в которой писцы работали над созданием и переписыванием книг.
Как уже было сказано, к 1382 году в Высоцкой обители были построены: белокаменный соборный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, тёплая каменная церковь Покрова с трапезной, деревянные настоятельские покои и кельи для братии. Окружала эти постройки рубленая крепостная стена на земляном валу, опоясанная рвом. Таким образом, за восемь лет при активном содействии князя монастырь был красиво устроен и основательно укреплён, о чём житие преподобного Сергия Радонежского повествует: "В мале времени Божиею благодатью устроен бысть монастырь зело красен, общее житие изрядно, и прозвася именем Высокое. Бысть множество братии, славных и великих мужи, от них же епископи произведены бышя, и бысть монастырь славен, иже и доныне Божиею благодатью". В 1382 году потомок Батыя, Тохтамыш, двинулся на Русь отомстить за победу на Куликовом поле. Хан торопился, чтобы врасплох застать великого князя Димитрия. Он гнал своё войско к Москве. Первым на его пути был Серпухов. Удар был стремительный. Город был сожжён. Русь, потеряв многих доблестных воинов в Куликовской битве, не могла противостоять этому нашествию. "Только один Владимир Андреевич, - писал известный русский историк Н. И. Костомаров, - не изменил себе: выехавши из Волока, ударил он на вражеский отряд, разбил его наголову и взял много пленников. Этот подвиг так подействовал на хана, что он начал отступать назад к рязанской земле, опасаясь, чтобы русские, собравшись, не ударили на него".
В мае 1387 года патриарх Цареградский грамотою вызвал Киприана в Константинополь. Об этом Киприан поспешил уведомить своего духовного друга, игумена Афанасия, посланием в котором писал: "Благословение о Святом Духе возлюбленному сыну моему Афанасию игумену со всею о Христе братиею. Да будет тебе известно, сын мой, что я еду в Царьград на лошадях через Волошскую землю..." Афанасий тогда решился поехать вместе с ним в Константинополь. Управление Высоцким монастырём передал он ученику своему, тезоименитому ему Афанасию. По прибытии в Константинополь они разместились в обители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по-гречески "Продрома". Здесь Афанасий, по словам летописца, "отъиде в Царьград и купи себе тамо келью, дал андрофат" (денежный взнос, дававший право на пожизненное содержание в монастыре). В этом монастыре преподобный собрал вокруг себя учеников из русских иноков, с которыми вместе занимался молитвою, переводом и списыванием богослужебных книг и святоотеческой литературы. Эти книги отсылались на Русь, имевшую в том особую потребность после монгольского разорения.
Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий Младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришёл он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия Старшего он прошёл многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При Афанасии Младшем монастырь продолжал процветать, умножалось и число братии. В 1395 году (как сообщает Карион Истомин в составленном им в 1697 году житии преподобного Афанасия) из Царьграда в Высоцкий монастырь прибыл греческий иеромонах Виктор, передавший игумену Афанаию Младшему от его предшественника и любимого наставника Афанасия Старшего семь больших поясных икон византийского письма Деисусного чина и "иныя потребныя вещи". Эти иконы были написаны талантливейшим византийским мастером специально для Зачатьевского собора Высоцкого монастыря по заказу князя Владимира Андреевича, что для того времени было уникальным явлением. Утверждают, что этот Деисусный ряд икон привлёк внимание Феофана Грека и Андрея Рублёва, которые специально посещали Высоцкий монастырь. Несомненно то, что под воздействием "Высоцкого чина" Андрей Рублёв создал свой знаменитый "Звенигородский чин".
Появление "Высоцкого чина" оказало сильное впечатление на современников, о чём долго вспоминали в рукописях того времени. Этим прекрасным иконам суждено было сыграть важную роль в русской культуре, особенно в иконографии Руси. Преподобный Афанасий преставился ко Господу 12 сентября (ст. ст.) 1395 года в возрасте 33 лет. Согласно завещанию, он был погребён против западных дверей под лестницей Зачатьевского собора. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов неприятель и некоторые жители города видели, как из Высоцкой обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой чёрной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом чудесном заступничестве преподобного было доложено царю. Издревле преподобный Афанасий Младший почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, града Серпухова и его пределов. И по сей день по его молитвам, от святых его мощей люди получают благодатную помощь и исцеление. По смерти преподобного Афанасия Младшего в 1395 году настоятелем Высоцкой обители стал преподобный Никита - сродник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Он управлял монастырём в течение девятнадцати лет. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едигея в 1408 году настоятельские попечения Никиты ещё более умножились. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, ушёл в Боровский Высоко-Покровский монастырь. Здесь под его духовным руководством в течение семи лет находился инок Пафнутий - будущий основатель Боровской Рождества Богородицы обители. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрёл место последнего упокоения. На протяжении столетий память о святом Никите благоговейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря. Время управления монастырём первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием Старшим, Афанасием Младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова.
Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны крымчаков. Так в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, появился под стенами Серпухова. Его воины прошли по городу огнём и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая всё на своём пути. Монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжён. Вскоре наступило "Смутное время" междуцарствия, тогда Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствий от господствующих всюду произвола и грабежей. Под Серпуховым устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царём. Для таких случаев в монастыре имелись особые "царские палаты". От именитых лиц "на высокое" часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались богослужебные книги, сосуды, облачения и прочее.
В ХVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. С воцарением на русском престоле Михаила Фёдоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20-40-е годы ХVII века. Время правления царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Натальи Кирилловны, матери императора Петра I. К концу ХVIII века на средства всё тех же Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине ХVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись большая ризница и большая библиотека. 26 февраля 1764 года указом императрицы Екатерины II все церковные земли были конфискованы в пользу государства и введены штаты содержания духовенству, которые в итоге составили лишь 1/8 от получаемых ранее Церковью доходов. В связи с этим из 953 существовавших на тот момент было закрыто более половины, оставлено только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. Здания закрытых обителей обращались в казармы, госпитали, дома для инвалидов и т.п. Число монашествующих, проживающих в монастырях, уменьшилось почти в три раза. В 1764 году практически все земли у высоцкого монастыря были изъяты, а сам он отнесён к разряду третьего класса. Лишённый средств к существованию, монастырь обеднел и стал быстро приходить в упадок.
С начала ХIХ века благосостояние обители вновь стало расти. На пожертвования начали реставрироваться старые храмы и строиться новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трёхъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трёх святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1872 году была расширена Покровская церковь за счёт пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 год епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским. В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.
В 1896 году на средства фабриканта Н. Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р. И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. В то время в Высоцком монастыре находилось немало святынь, достойных внимания. В Зачатьевском соборе - это семь икон прекрасного пеисьма, присланных из Царьграда в 1395 году преподобным Афанасием Старшим для Деисусного ряда иконостаса Зачатьевского собора. Сейчас шесть икон находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее Санкт-Петербурга. Также в соборе находилась храмовая икона Зачатия Пресвятой Богородицы с частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны; икона была покрыта серебряно-позлащённой ризой (весом около 25 кг). Венец Богоматери был украшен алмазами. Налево от Царских врат находился Тихвинский образ Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, которая усердием боярыни Мелании Тимофеевны Нарышкиной в 1697 году была обильно украшена стразами и драгоценными камнями. На ней также были многочисленные привесы, что свидетельствовало о почитании иконы. Рядом была икона Знамения Божией Матери, покрытая сплошным серебряным вызолоченным окладом, весом около 20 кг, изготовленная серпуховским гражданином А. И. Ивакиным. Эта икона первой половины ХVII века была замечательна своим письмом. На клеймах её были изображены события войны суздальцев с новгородцами, давший богатый материал для изучения быта, костюмов и вооружения Древней Руси. Также в соборе, в особом киоте, в виде складня хранились частицы святых мощей, пожертвованные в 1855 году девицей из дворянкого сословия Е. Н. Плещеевой. В Сергиевском храме Царские врата, по описанию историков прошлого столетия, представляли собой один из лучших образцов русской резьбы по дереву ХVII века. В храмах и ризнице монастыря находилось около 20 серебряных вызолоченных, резных кипарисовых и других напрестольных крестов искусной работы; самые старинные из них относились к концу ХVII века.
К началу ХХ века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей России.
Из книги "Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь". Издательство Высоцкий мужской монастырь, 2009 г.