Вотчинные каменные храмы в Подмосковье, возникшие на рубеже XV-XVI веков, насчитываются единицами. По последним данным их уцелело всего шесть, и среди них ярким индивидуальным обликом отличается церковь Рождества Христова в селе Юркино Истринского района. В ХХ в. памятник архитектуры неоднократно обследовался и был определен как значительная архитектурная ценность.
Историк древнерусской архитектуры Вольфганг Кавельмахер (1933–2004) называл храм Рождества Христова в селе Юркино одним из самых ранних каменных вотчинных храмов на Руси. На рубеже XV–XVI веков в Подмосковье было построено всего шесть подобных церквей: в Чашниково, Чиркино, селе Ильинском, на Благовещенском погосте, в Сипягино и, наконец, в Юркино. Исследователи называли в качестве зодчего одного из итальянских мастеров, работавших в Москве и окрестностях в 1490-1500 годы. Храм имеет крестообразный свод, который не опирается на столпы. Такой тип храмового строительства требовал сложных архитектурных расчетов, только зарождался на Руси в начале XV века и пришел сюда из Италии. Также это одна из старейших в Подмосковье фамильных церквей-усыпальниц. В 2019 году была окончена реставрация этого древнего подмосковного памятника.
Каменный храм Рождества Христова был построен в конце XV столетия родоначальником одной из четырех ветвей древней знатной фамилии Голохвастовых, прибывших в Россию из Литвы столетием ранее. Яков Семенович Голохвастов имел усадьбу в Юркино на берегу реки Малой Истры. До 1870-х годов уникальная церковь не привлекала к себе внимания археологов, пока ее не описал исследователь подмосковной старины архимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Леонид (Кавелин) (1822–1891).
В каменной Рождественской церкви был устроен придел во имя святителя Алексия Московского (митрополит Киевский и всея Руси, святитель Московский и всея России чудотворец, государственный деятель, дипломат Алексий, в миру Елевферий Федорович Бяконт, 1292/1305–1378 гг.), а рядом имелся еще и деревянный теплый храм святителя Петра. Учитывая, что обретение мощей святителя Алексия произошло в 1431 году, а храмоздатель Яков Семенович Голохвастов скончался в 1504 году, архимандрит Леонид достаточно точно вычислил дату постройки церкви в Юркино. Это могла быть середина или вторая половина XV века. Советские искусствоведы, опираясь на архитектурные особенности церкви, впоследствии уточнили эту датировку, сдвинув ее на конец XV века.
Известный дореволюционный генеалог Леонид Михайлович Савелов так описывал дворянскую фамилию Голохвастовых: «Считаются выехавшими из Литвы в половине XIV ст. Род разделился на несколько ветвей, потерявших связь. Борис Яковлевич в 1495 г. провожал в Литву великую княгиню Елену Иоанновну (дочь Ивана III, жена литовского князя), в 1509 г. посол в Польшу, в 1515 и 1519 г. в Турцию. Александр Яковлевич в 1495 г. провожал великую княгиню Елену Иоанновну, в 1499 г. посол в Кофу, 1502 г. в Царьград». Борис и Александр Голохвастовы, отличившиеся на дипломатическом поприще, были сыновьями храмоздателя церкви в Юркино. Александр впоследствии принял иноческий постриг с именем Арсений, став монастырским книгохранителем. Их младший брат Владимир после смерти отца Якова Семеновича Голохвастова в 1504 году унаследовал деревню и занял место ктитора Христорождественской церкви. А это значит, что церковь в Юркине – памятник доалевизовской традиции, построенный одним из итальянских зодчих, работавших в Москве в 1490-1500 годы, к чему до сих пор склонялось большинство исследователей. Здесь стоит упомянуть один факт: 1 декабря 1504 г., когда прибывший из Италии архитектор Алевиз Новый вручал сопроводительное письмо великому московскому князю Иоанну III, в далеком Юркине уже стояла каменная церковь.
Архимандрит Леонид (Кавелин) в 1875 году описывал уникальную юркинскую реликвию, которая некогда принадлежала Владимиру Яковлевичу Голохвастову. Речь шла о ктиторской иконе Рождества Христова, вырезанной на аспидном камне. Этот камень называли еще «демонидом», потому что, согласно поверью, он защищал от злых духов. На каменной иконе XVI столетия в верхней половине было вырезано изображение Рождества Христова, а в нижней изображались московские святители Алексий и Петр вместе с крестителем Руси равноапостольным великим князем Владимиром Святым. Выбор святителей на иконе объяснялся посвящением приделов Рождественского храма, а князь Владимир появился среди них как небесный покровитель владельца Юркино. На иконе была надпись: «Лета 7052 (1544) сделан бысть сей камень демонид Володимеру Яковлеву Голохвастову».
После смерти Владимира Яковлевича – младшего сына храмоздателя – резной образ, видимо, продолжал храниться в церкви, но несколько столетий о нем не встречалось никаких упоминаний. Только в 1860-х годах собиратель старины, библиофил и купец Алексей Хлудов случайно купил где-то пропавшую юркинскую святыню. Звенигородское дворянство, в свою очередь, выкупило икону у Хлудова. Семейный образ преподнесли в дар потомку Якова Семеновича и его сына Владимира Яковлевича – Дмитрию Дмитриевичу Голохвастову в знак благодарности за семилетнюю службу в звании звенигородского предводителя дворянства.
Голохвастовы владели Юркино непрерывно до 1559 года. Позднее им владели Верига Бельский, правитель Борис Годунов, Алферьевы, Федор Леонтьевич Бутурлин, а во второй половине XVII века Юркино ненадолго вновь возвратилось представителям фамилии Голохвастовых.
В первой четверти XIX века Юркино купил князь Петр Оболенский, который отметился довольно грубыми переделками ценного памятника. До 1823 г. храм имел западный притвор, в котором размещалась усыпальница, где на почетном месте находилось место погребения заказчика строительства церкви. Две апсиды отделялись алтарной преградой. Новый хозяин сломал древний придел митрополита Алексия (где был погребен храмоздатель Яков Семенович Голохвастов) и звонницу, а на их месте в 1823-1825 годах возвел трапезную с приделами Николая Чудотворца, Климента Римского и Петра Александрийского (своего небесного покровителя) и колокольню, создающую дисгармонию со старинным храмом. (Уже в советское время обвалились шпиль и крыша колокольни, она все же сохранилась к настоящему времени, но в руинированном состоянии). При этой реконструкции были уничтожены, кроме придела и колокольни, старинные надгробные камни бывших вотчинников Голохвастовых: плиты разбили и использовали для фундамента новой постройки. Единственный осколок надгробия с частично сохранившейся надписью, как писал архимандрит Леонид Кавелин, князь Оболенский использовал в качестве порога новой паперти.
В советское время так же бесцеремонно обошлись с трапезной, построенной князем Оболенским, – она была разобрана. Уничтожили и могилу князя, которая располагалась когда-то в часовне на кладбище вблизи церкви. В середине XIX в. селом владел Дмитрий Николаевич Философов (1790-1863), предводитель дворянства Новоржевского уезда Псковской губернии. Клировая ведомость 1847 г. сообщает нам о том, что в то время причт церковный по штату состоял из священника, дьячка и пономаря. Дьяконская вакансия прибавлена в 1823 г. Дома у причта собственные деревянные на церковной земле. Содержание у причта не худое. В царствование императора Александра II (1818-1881) церковь стала приходской.
Клировая ведомость 1916 г. говорит нам о том, что в церкви села Юркино главный престол имел посвящение в честь Рождества Христова, в трапезной придел во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского и священномученика Петра. По штату положены священник, диакон и псаломщик. Дома у них - собственные. К храму приписана часовня в с. Воскресенках. В приходе 2 земские школы. Священник Юркинского храма - Дмитрий Дмитриевич Смирнов, 42-х лет, из духовного звания, окончил курс в Московской Духовной семинарии - студентом в 1897 г. В 1901 г. был определен во священника к церкви с. Юркина. После Октябрьской революции 1917 года в храме служили священник Димитрий Смирнов, диакон Николай Воздвиженский и псаломщик Иван Нечаев.
С приходом советской власти здание церкви Рождества Христова, как и других церквей молодого советского государства, перешло в собственность страны. Отныне община храма была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и платить за него налог! В апреле 1922 года ценности храма были изъяты под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны, а в конце 1930-х годов местная власть этот старинный храм закрывает. Церковь в Юркине была осквернена и разграблена. Некоторое время помещения бывшего храма служили в хозяйственных целях. В 1948 году разрушена трапезная. При этом был обнаружен древний терракотовый фриз итальянской работы.
Исследователи советского периода ставили Христорождественский храм в Юркино в один ряд со знаменитыми московскими церквями того же периода, а также указывали на его возможное итальянское происхождение. Среди которых упоминалась церковь Троицы в Чашникове на речке Албе – в вотчине банкиров и ростовщиков Чашниковых (вероятная дата постройки – ок. 1500 г.), церковь Покрова в Чиркине Коломенского уезда нач. XVI в. (предполагаемая постройка родоначальника бояр Шереметевых Андрея Шеремета), церковь Ильи пророка в с. Ильинском на Протве в вотчине князей Телепневых-Оболенских, датированная 1500-м г., (разрушена в советское время), церковь Благовещения в Благовещенском погосте на речке Шорноге Переславского уезда в вотчине бояр Нагих, построенная также, в 1500-х гг. и, наконец, церковь Благовещения в Сипягине вблизи реки Пахры – в вотчине дьяков и послов Кобяковых-Наумовых (постройка 1513 г. дьяка Ивана Григорьевича Кобяка, разрушена татарами в 1521 г.). Все шесть памятников – разнотипные кирпичные постройки, различной объемно-пространственной структуры, все шесть могут рассматриваться как бесспорные памятники фряжского строительства. К этой группе может быть причислен еще один, выстроенный в первой четв.– трети XVI в. и некогда находившийся за городскими стенами Москвы (т.е., по сути дела, – в вотчинах) – церковь Николы в Мясниках (топоним поздний, разрушен в советское время) и группа негоциантских городских церквей в Москве и Коломне.
Советский архитектор-реставратор, историк архитектуры заслуженный архитектор РСФСР Владимир Либсон (1910–1991) в книге «По берегам Истры и ее притоков» так описывал особенности облика подмосковной церкви: «План и фасады храма в Юркине имеют немало общего с московской церковью Трифона в Напрудном, возведенной примерно в те же годы… Детали его напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения, что свидетельствует о знакомстве автора с работами иноземных мастеров в Кремле». На итальянское происхождение указывал характерный терракотовый фриз на западном фасаде храма. Церковь Трифона в Напрудном и храм в Юркино упоминаются в качестве ярких примеров бесстолпных каменных храмов (на посаде и в боярской вотчине) конца XIV–XV веков в энциклопедии «История русской архитектуры» 1956 года.
Советский архитектор-реставратор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Лев Давид (1914–1994) даже приписывал постройку храма в имении Голохвастова знаменитому итальянскому архитектору Алевизу Новому (автору Архангельского собора Московского Кремля) или одному из его учеников. Вольфганг Кавельмахер, хотя и не соглашался с этой версией, утверждал, что юркинский храм построен несомненно одним из итальянских мастеров, работавших на Руси на рубеже XV–XVI веков.
Вот что говорит настоятель храма Рождества Христова в селе Юркино священник Михаил Сорокин: – Храм Рождества Христова является бесстолпным. Как известно, до первой половины XV века храмы на Руси не строили без столбов, которые являлись опорой для свода, и не знали, как нужно строить. В свое время некоторые краеведы отстаивали точку зрения, что Христорождественский храм в Юркино является первым бесстолпным храмом. В любом случае по сложности исполнения кладки и устроения свода он на протяжении многих лет приковывает к себе внимание архитекторов и историков. У храма очень интересный крещатый свод, благодаря которому внутреннее пространство производит ощущение легкости. Когда заходишь через низкий притвор с западной стороны, испытываешь ощущение приятного спокойствия и уюта. Делаешь три шага и сквозь низкий арочный проем уже видишь часть храма. А еще три шага спустя оказываешься в самом проеме и поражаешься тому, как храм раскрывается и устремляется вверх. Такой эффект достигается именно благодаря особому строению свода.
В советское время была предпринята попытка реставрации и консервации церкви. Большой вклад в сохранение и изучение церкви внес историк и реставратор В.В. Кавельмахер В 1968 году под руководством Н.И. Иванова произведена частичная реставрация памятника. Трапезную разобрали при реставрации церкви в 1968 г., а колокольня, ранее соединенная с храмом, оказалась чуть в стороне от старинного храма. По словам историка, архитектора-реставратора В.В. Кавельмахера «в церкви Рождества Христова, помимо пропорционального совершенства и тонкой деталировки, поражает какая–то сложность замысла, таинственная, неподдающаяся обычным классификационным приемам, глубина архитектурной идеи».
Церковь возвращена Русской Православной церкви в 1995 году, а уже в ХХI столетии была произведена реставрация, возвращены исходные формы храма. 15 августа 2010 года была совершена первая Божественная литургия с момента закрытия храма. В 2014 году было объявлено о выделении Правительством Московской области 20 млн рублей на проведение реставрационно-восстановительных работ в церкви. С 2014 года велись основные ремонтно-восстановительные работы. 12 августа 2017 года состоялось освящение купольного креста. 22 августа 2020 отмечалось 25-летие возобновления приходской жизни Христорождественского храма села Юркино.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Путешествие к святыням Подмосковья/Антон Саков, Ксения Стеценко/30 сентября 2020/Итальянский уникум на земле Подмосковья: храм Рождества Христова в Юркино.