ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь.


Бахчисарай. Успенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1

Координаты: 44.744501, 33.910187
Проезд:автобусом №2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. "Староселье", далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере.





Сортировка:

Успенский мужской монастырь, Успенский пещерный мужской монастырь<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Успенский пещерный мужской монастырь
Владимир Глазунов
30 августа 2013
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Тимофей Черепанов
24 августа 2006
Успенский мужской монастырь, Новая колокольня и церковь Георгия Победоносца<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Новая колокольня и церковь Георгия Победоносца
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 сентября 2017
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 сентября 2017
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Игорь Копица
15 мая 2012
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Александр ДУДНИКОВ
11 августа 2024
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Александр ДУДНИКОВ
11 августа 2024
Успенский мужской монастырь, Строительство нового храма<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Строительство нового храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
8 мая 2016
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Марина Кожевникова
12 октября 2014
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Юрий Моченов
28 апреля 2013
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Игорь Герасимов
27 августа 2012
Успенский мужской монастырь, справа -дом настоятеля, слева - монастырские постройки<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
справа -дом настоятеля, слева - монастырские постройки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
4 июня 2010
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Мунарев Сергей
16 сентября 2009
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Мунарев Сергей
16 сентября 2009
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Анна Домчук
4 сентября 2009
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Андреева Ирина
22 сентября 2008
Успенский мужской монастырь, Фонтан в виде часовни.<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Фонтан в виде часовни.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005
Успенский мужской монастырь, Долина. Хозяйственные постройки монастыря.<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Долина. Хозяйственные постройки монастыря.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005
Успенский мужской монастырь, Начало дороги к монастырю.<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Начало дороги к монастырю.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005
Успенский мужской монастырь, Дом настоятеля.<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Дом настоятеля.
Дмитрий Сухарев
15 июня 2005
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Ярослав
22 мая 2005
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Ярослав
22 мая 2005
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Ярослав
22 мая 2005
Успенский мужской монастырь, Лестница, ведущая в пещерный Успенский храм<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Лестница, ведущая в пещерный Успенский храм
Александр Викторович Шипилин
15 июля 2004
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Наталия
28 июня 2004
Успенский мужской монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1895
Успенский мужской монастырь, Фото из журнала "Русский Паломник"<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Фото из журнала "Русский Паломник"
Андрей Агафонов
1890
Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1890
Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1875
Успенский мужской монастырь, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1870
Успенский мужской монастырь, , Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым
Юрий Шабунин
22 октября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Сухарев  7 июля 2005

Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

Шло время, и монастырь, видимо, ветшал. Из письма князя Прозоровского к П.А. Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года мы узнаём, что церковь, хотя и была возобновлена, находится в упадке и архиерей намеревается строить новую. Но этим планам не суждено было сбыться. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства… И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем… Но полного запустения монастырь не узнал в те годы. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Кроме церкви в монастыре сохранилось несколько монашеских келий. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Всё больше людей приходило к святому месту за помощью… Богомольцев было так много, что они уже не могли уместиться в пещерном храме, поэтому церковный староста Стефан Калига позаботился о его расширении, построил лестницу и балконы. Это увеличило внутренний объём церкви, но лишило нас возможности увидеть пещерный храм в его первозданном виде. Чтобы посетить храм, многим христианам приходилось проделывать долгий путь. Поэтому в Бахчисарае решили построить ещё одну христианскую церковь. В 1800 году закончилось строительство собора святого Николая, и Успенский монастырь опустел. Лишь раз в году, 15 августа, в день храмового праздника Успения Богоматери древний монастырь наполняли богомольцы… Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери… В отличие от других крымских монастырей Успенский монастырь имел генеральный план застройки, разработанный губернским архитектором в 1848 году по указанию архиепископа Иннокентия. На средства от пожертвований уже в 1850 году сооружили колокольню. Но дальнейшему обустройству монастыря помешала Крымская война 1855-1856 гг. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя… После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили…

Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать 3 яруса. В верхнем ярусе, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на её сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов. В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Лёгкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери. В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и 2 гостиницы. При въезде устроили ворота с 2 кельями…

Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства. Число монахов постепенно росло, в 1891 году общая численность братии составила 60 человек (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию), в 1915 году в монастыре насчитывалось 30 человек. В 1878 году Е.Д. Беркова подарила скиту дом в Симферополе, где и было основано подворье монастыря с колокольней и церковью Введения Божией матери, построенной в 1872 году.

После революции монастырь просуществовал ещё несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На её территории была создана трудовая колония имени Артёма. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине…

Из-за невежественного и безразличного отношения к историческим, и особенно церковным, святыням в первые года новой власти погибли замечательные памятники: церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилось колония, их разобрали на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 годах, появились новые, с алыми звёздами – воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.

Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал её купол…

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/usp-mon.htm: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2007

Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять.

Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 февраля 2011

К началу XX в. в монастыре существовало пять храмов. Древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Внизу, под скальным навесом, церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Храмы монастыря, существующие сейчас: пещерная церковь в честь Успения Богоматери, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка. Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 г. на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм этот гораздо меньше Успенской церкви, после закрытия он пострадал особенно сильно. Уже в середине 1920-х гг. храм требовал срочного ремонта.

Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 г. часть монастырских строений была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки. Отремонтирован пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. В настоящее время все будничные службы совершаются исключительно в Марковском храме. Храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены выстроен под скалой в 1857 г., собственным иждивением и редким усердием, дочерью симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах устроительницы его Елизаветы Берковой, умершей в 1878 году. Сейчас эта пещерная церковь восстанавливается.

Информация с сайта http://drevo-info.ru/articles/4261.html, книги «Пещерные города и монастыри Крыма» 2008 г. и журнала Православные монастыри «Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь».


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 марта 2019

Сохранилась древняя Успенская церковь, вырубленная в скале. У дороги в Чуфут-Кале расположены дом настоятеля, колокольня и руины фонтана, длинный скальный навес со следами пристроек-келий. Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато. На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в. Памятник включен как туристический объект во многие крымские маршруты.

Колокольня, середина XIX в. Сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра.

Дом настоятеля, середина XIX в. Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками. Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, пере крытых полуциркульным сводом. К нему ведеn каменная лестница. Планировка анфиладная.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 ноября 2020

Свято-Успенский мужской монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая - в том месте, которое освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, ставшей главной святыней обители и почитаемой не только христианами, но и приверженцами ислама. Точных данных о времени основания Успенского монастыря нет, но известно, что в конце ХV века он уже являлся резиденцией митрополита Тавриды и центром Православия в Крыму. О том, что русские цари материально помогали обители, свидетельствуют грамоты царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Благополучное существование Успенского монастыря продолжалось до 1778 года, когда произошёл исход крымских христиан в Приазовье, после чего монастырь пришёл в упадок.

В середине ХIХ века началось восстановление христианских святынь, открылись вновь и бахчисарайская обитель с учреждением Успенского пещерного скита. Произошло это 15 августа 1850 года, в праздник Успения Богоматери. Обитель росла и развивалась, её виноградники и сады стали постепенно теснить лес, появилась пасека, выросло поголовье скота. К начлу ХХ века в ней существовало пять храмов. Ниже расширенной древней Успенской пещерной церкви находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, внизу, под скальным навесом, - церковь, освящённая в честь святых Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья стоял храм Георгия Победоносца, на средней площадке скита - пятый храм, во имя Иннокентия Иркутского, построенный в память об инициаторе воссоздания монастыря святителе Иннокентии (Борисове). События Крымской войны 1853-1856 годов неминуемо коснулись Успенского монастыря. В монастырской гостинице был устроен госпиталь, известный тем, что в нём работал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.

На территории монастыря были похоронены герои Крымской войны генерал-адьютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Веймарн, погибшие в сражении при Чёрной речке 4 августа 1855 года.

В 1921 году Успенский монастырь закрыли, а его помещения отдали колонии инвалидов. Позже монастырские сооружения разобрали на стройматериалы. В Великую Отечественную войну в бывшем монастыре вновь устроен был госпиталь. 170 солдат и офицеров нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке рядом с обителью. Возродился Свято-Успенский мужской монастырь в 1992 году.

Из книги: "Православный Крым. Святыни, храмы, монастыри". - Санкт-Петербург. Издательство: ООО "Торговый Дом Медный Всадник", 2017


Елена Григорьева
 

Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви. Кроме монастырского комлекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853-1856 г.г.

Главная монастырская святыня - икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия(Всесвятая). В конце XVIII в. икона была перенесена в г. Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы. Другие святыни монастыря - икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII в. В XIII-XIV в.в. на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого второжения в 1475 г. Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII в.в. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 г. христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь.

С 1781 г. монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 г. была возобновлена монашеская община с учереждением Успенского пещерного скита. К началу XX в. на территории обители действовало было пять церквей: Успенский пещерный храм, пещерный храм св.евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 г. была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в г.Симферополе и киновия св. Анастасии, находившаяся в долине р. Качи.

Во время обороны Севастополя в Крымскую войну в 1854-1855 г.г. в келиях, доме паломников и других строениях монастыря размещался офицерский госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 г. монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. После депортации в 1944 г. крымских татар на территории монастыря разместился психоневрологический диспансер.

В 1993 г. возвращён Православной церкви. Восстановлены 4 из 5-ти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, главная лестница, колокольня, обустроен водный источник.

Относительно основания монастыря существует три предания.

Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.

Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.

Свято-Успенский пещерный монастырь


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2025

«…Свято-Успенский мужской монастырь - один из пещерных монастырей Крыма, основной центр православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен в отвесной скале возле Бахчисарая. Это один из самых древних, наиболее известных и посещаемых православных монастырей в Крыму. Он расположен в ущелье Мариамполь, носящем имя Богоматери. Монастырь состоит из нескольких ярусов. На нижнем ярусе пещер дом настоятеля со звонницей, у подпорной стены - небольшая часовня над источником (сегодня он вытекает ниже, на уровне площадки в специально устроенном каменном ограждении). К ряду искусственных пещер, служивших кельями, пристроены помещения для паломников с отопительной системой и электричеством.

Широкая каменная лестница, вырубленная в массиве скалы (сегодня она облицована гранитными плитами), ведёт на площадку второго яруса. Именно на ней стоял Гамлет в блистательном исполнении Иннокентия Смоктуновского (фильм «Гамлет»). Отсюда более узкая лестница приводит в древнюю Успенскую церковь, полностью высеченную в массиве скалы. Стены этого светлого белокаменного зала сохраняют следы первоначальной обработки: справа вдоль стены расположены четыре колонны, слева оконные и дверной проёмы, выходящие на долину Марьям-дере. Вдоль этой стены снаружи устроен балкончик.

На скале сияет огромная фреска - образ Богоматери с младенцем в окружении ангелов и семи херсонесских священномучеников. Главная святыня - древнейшая чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» (путеводительница) была утрачена, по одним данным в 1918 году, по другим, во время Великой Отечественной войны. Предание утверждает, что это была одна из 72-х икон Богородицы, написанных собственноручно евангелистом Лукой, то есть фактически «портрет с натуры».

Ряд церквей Успенского монастыря поражают своими акустическими свойствами: в нескольких шагах к северу по карнизу от площадки перед входом на лестничный проход, ведущий в церковь Пречистой Богородицы, не слышен шум голосов на площадке, в храме Константина и Елены алтарь находится в акустическом фокусе, так что при богослужении звук, отражаясь от стен пещеры, не только распространяется направленно, но и усиливается. Доходя до скал пещерного города Чуфут-Кале, расположенного на противоположной стороне ущелья, звуковые волны попадают в рупорообразные пещеры и, отражаясь, возвращаются в Успенский монастырь, воздавая впечатление, что молитвы читают все скалы в округе. И всё это в горном воздухе, смешивающемся с запахом лампад, пахнущем можжевельником и чабрецом.

Легенда об основании монастыря, приводимая русским историком XVII столетия Андреем Лызловым, повествует о «змие, людей и скот пожиравшем», о молитвах окрестных жителей пресвятой Богородице, «дабы их от онаго злаго змия свободила» и о явлении чудотворной иконы прямо на скале. Икону пытались с почестями перенести в дом местного князя, но она вновь оказывалась на скале. Тогда-то и были высечены в скале ступени, ведущие к образу, а затем и храм, вокруг которого возник монастырь. Явление святой иконы произошло 15 августа (по новому стилю - 28 августа), поэтому храм посвящён Успению Богоматери. Живописное ущелье, названное по имени Богородицы, напоминает пейзаж древнего Афона, поэтому природно-архитектурный ансамбль Успенского монастыря получил впоследствии наименование Русский Афон.

В окрестных долинах христианское население существовало уже с VI в. В прошлом веке исследователями неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырём Сумела: он был основан в конце IV в., и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме хранилась икона Богоматери, чудесным образом перенесённая на скалу близ Бахчисарая. Добавим, что легенда в символической форме повествует о миграции иконопочитателей с малоазийских берегов в Таврику. Наконец, немаловажно и свидетельство известного отечественного археолога и историка Н.И. Репникова, имевшего возможность видеть икону Богоматери из Успенского монастыря в 1914 г.: «Поясная рельефная фигура Одигитрии выполнена воско-мастичной техникой VIII-IX вв.», - писал он.

Монастырь был почитаем не только христианами, но и мусульманами. Сам основатель династиий Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы. Поступал он так: продав одного-двух самых лучших коней, покупал воск на свечи и ставил их весь год; такой же обычай соблюдали и его преемники. Успенский монастырь нередко упоминается в источниках XVI–XVIII вв. Судя по сохранившимся документам, русские цари Фёдор Иоаннович и Борис Годунов оказывали монастырю материальную поддержку. В Успенском монастыре неоднократно бывали и русские послы, которые «по окончании дел у хана служили там благодарственный молебен».

Россия через Успенский монастырь стремилась распространить своё влияние. Это влияние было использовано, чтобы осуществить переселение в Приазовье в 1778 г. Тогда командующий войсками в Крыму граф Румянцев предложил главе крымских христиан митрополиту Игнатию переселиться со всеми христианами в Россию, на берега Азовского моря. Игнатий развернул широкую пропаганду по всем греческим селам, и в результате большинство крымских христиан решились навсегда оставить родину. В числе переселенцев были и жители греческой деревни Мариамполь, которые основали на новом месте город Мариуполь. Следы покинутого ими селения видны на левом склоне ущелья напротив Успенского монастыря. Это остатки разрушенных домов, вырубленные в скале лестницы, пещеры.

Переселенцы вывезли с собой в Приазовье и чудотворную икону Богоматери: до 1918 году она находилась в Успенском храме г. Мариуполя. После революции следы её теряются.

Оставшиеся в Бахчисарайской округе христиане не допустили упразднения Успенского храма: они стали требовать у последнего крымского хана Шагин-Гирея священника. С 1781 года там служил греческий священник Константин Спиранди.

В 1783 году Крым становится частью Российской империи. Русские войска, расквартированные под Бахчисараем, расширили Успенскую пещерную церковь и лестницу, ведущую к храму. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии была помещена в храме икона Успения Богоматери - дар Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича, серба по происхождению. По-прежнему это место было окружено почитанием местных жителей, которые неизменно в день Успения Богоматери собирались у Успенской скалы. Среди пришедших поклониться иконе бывали и государи Российские, и члены царствующего дома.

Постепенно монастырь украсился новыми храмами и другими зданиями. Кроме храмов, на территории монастыря был еще ряд сооружений: дом настоятеля, трапезный корпус, где находилось 6 келий; для остальных кельи были устроены в скале и под скалой. Для приема паломников были выстроены два двухэтажных дома. При въезде из города в монастырь были сооружены ворота и две кельи.

Во время героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. в монастыре размещался госпиталь. Места захоронения воинов можно видеть напротив монастыря. Среди надгробий - памятники генерал-адъютанту П. А. Вревскому и генерал-майору П. В. Веймарну, погибшим 4 августа 1855 года в сражении при Чёрной речке.

В 1921 году Успенский монастырь был закрыт. Сегодня монастырь вновь стал действующим…»

Источник: Добро пожаловать в Крым: Путеводитель / авт.-сост. Е.А.Кубов, Симферополь: «Терра-АйТи», 2017, стр.144-149


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 апреля 2025

Успенская скала и монастырь внутри нее разместились в Салачике, восточном предместье старого Бахчисарая — бывшей столице Крымского ханства, с мечетями, мавзолеями-дюрбе, служащими оправой ханскому дворцу. Громадная отвесная скала, к которой лежит наш путь, образует ущелье Марьям-Дере, в чьем названии без перевода угадывается Пресвятое имя Богородицы. Чуть далее, слева, видна высокая скала, на которой взгромоздились каменные постройки Чуфут-Кале, древнего Кырк-Ора. Многие жители этих мест еще в древности заметили сходство между ними и иерусалимскими окрестностями.

О возникновении обители в скалах есть множество противоречивых суждений. Доподлинно известно только, что с конца XV в. здесь помещалась резиденция митрополита Готской епархии — духовный центр православной Тавриды, но в окрестностях монастыря заметны следы более древних монастырских построек. У стен Чуфут-Кале есть несколько пещер, своим внешним видом и внутренним убранством напоминающих кельи и службы пещерных монастырей Горной Таврики.

Есть два народных предания, повествующих о появлении в этих местах обители. В одном говорится, что в горах появился огромный змей, пожиравший людей и животных. Молитвы к Пречистой Деве явили чудо: взору жителей явлена была икона и одновременно с этим последовала гибель змея. По другому преданию, в день Успения Богородицы местный пастух увидел на скале высоко над землей икону Божьей Матери со свечой перед Пречистым образом и сообщил о том православным односельчанам. Они вырубили на этом месте храм, установив в нем святыню, — отсюда и название обители.

Успенская скала становится резиденцией митрополита Готии сразу после гибели княжества Феодоро. Не оттуда ли была перенесена икона Богоматери? Согласно фотоснимкам и воспоминаниям очевидцев, икона была написана не позже XIV—XV вв., а известный историк Н.И. Репников считал, что она написана византийским мастером VIII—IX столетий.

Находясь на окраине магометанского Бахчисарая, став центром духовного единения православных Таврического полуострова, Свято-Успенский монастырь не прерывал духовной связи с византийской церковью, но при этом испытывал тягу к Русской православной церкви, ставшей после разгрома Константинополя оплотом православного мира. В архивах русского Посольского приказа есть грамоты о поддержке Успенского монастыря в царствование Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича и Михаила Феодоровича. Крымские ханы, отправляясь в поход, давали обет: «Знаменитое приношение и честь Образу воздать».

В 1778 г. из обители начался великий исход крымских греков в Приазовье. Впереди скорбной, но величественной процессии, растянувшейся на многие километры, несли образ бахчисарайской иконы Божьей Матери В память об утраченной родине крымские греки нарекли свою столицу в Приазовье Мариуполем — городом Марии. Бесценная реликвия долгое время сохранялась близ Мариуполя в Успенском храме, но в 1918 г. следы ее теряются.

После исхода крымских греков Успенский храм становится приходской церковью для бахчисарайских христиан. В начале XIX в. древняя церковь была значительно расширена. Исторические документы свидетельствуют о том, что Успенская церковь неоднократно посещалась членами Русского Императорского дома с 1817 по 1837 год.

Усилиями преосвященнейшего Иннокентия Успенский скит был открыт 15 августа 1850 года. На торжества прибыл греческий митрополит, настоятель Свято-Георгиевского балаклавского монастыря Агафангел. Это было грандиозное зрелище. Сотни православных со всего Крыма со свечами в руках стояли на площадке подле скалы. «Оно напоминало собрание первобытных христиан, которые для совершения молитв собирались среди пустынь и ущелий», — сообщает современник.

В кельи монастыря привозили раненных на войне 1854—1855 гг., и монастырская братия наряду с медиками вела борьбу за жизнь страждущих. Несмотря на их заботы и молитвы многие герои Севастополя и Черной речки скончались от ран и обрели здесь вечный покой. На склоне, против монастыря, похоронены генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Веймарн, смертельно раненные в сражении при Черной речке.

К концу XIX в. подле Успенской церкви было возведено еще четыре храма. В скалах было высечено полтора десятка келий, выстроен сохранившийся до сей поры дом настоятеля, трапезный корпус с кельями, а внизу — два двухэтажных каменных дома для приема паломников. На средней площадке был сооружен фонтан, из которого и сейчас бьет источник чистой горной воды.

В 1921 г., после обвинения в «контрреволюции», монастырь закрыли, «экспроприировав» церковные святыни, разрушив постройки и храмы, не тронув лишь дом настоятеля да Успенский храм, потому как для его разрушения понадобилось бы взорвать и саму скалу. Сохранены были и каменные дома внизу ущелья, превращенные в больницу. Поруганная и разграбленная таврическая святыня много лет находилась в запустении.

Свято-Успенский мужской монастырь возрождается в 1993 г. усилиями настоятеля отца Силуана. Православная церковь по достоинству оценила его труды: Свято-Успенский игумен награжден крестом с украшениями.

Источник: Г.А. Дубовис. «Путеводитель. Всё о Крыме» на сайте «Крымовед»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 мая 2025

Успенский монастырь расположен в балке Марьям-Дере около города Бахчисарая. Время создания обители остается невыясненным, так как археологические исследования собственно монастыря не проводились. Можно согласиться с авторами краеведческой литературы, относящими возникновение памятника к VIII-X вв. и связывающими его с иконопочитательской эмиграцией. К этому времени указанный регион был заселен алано-готами и, в меньшей степени, греками, в основной массе исповедующими христианство, и представлял удобное место для поселения первых пустынножителей: с одной стороны, пограничье с языческим миром, требующим миссионерского труда проповедников, с другой — близость к торговым путям средневековья. Однако эта гипотеза требует археологического обоснования. Даже если в древности и существовали отдельные кельи на месте монастыря, то сам он как общежительная обитель возник, бесспорно, значительно позже. Более реальным нам представляется время XIV-XV вв. К XV в. основание монастыря относит и Бертье-Делагард.

Первоначально по данной территории проходила граница между генуэзскими колониями и владениями Золотой Орды. В середине XIV в. власть ордынцев распространяется на Кырк-ор, а в XV в. этот регион превращается в ставку Гиреев. В любом случае, монастырь возникает на рубеже расселения христианского и языческого (позже — мусульманского) населения. Близость к Бахчисараю и ханскому дворцу позволяла православным христианам, по-прежнему населявшим долину, и представителям посольств православных государств удовлетворять свои религиозные потребности. Недаром в конце XV в. Успенский монастырь становится резиденцией митрополита Готфо-Кефайской епархии, и рядом со столицей ханства утверждается центр православия в Крыму.

В XVI в. обитель известна под названием «монастырь Пречистой Богородицы на Салачике». Сведения о ней сохранились в грамотах Русского посольского приказа и воспоминаниях историков. В одном из таких документов 1628 г. записано: «Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси холопы твои Степанко Тарбеев, Ивашко Басов челом бьют. Приезжали к нам холопам твоим на стан в Яшлов... из золотчиков [Салачиков. — Авт.] поп Онтон да поп Василий и привозили с собою к нам холопам твоим царя Бриса и сына его царевича Федора жалованную ружную грамоту за красною печатью, и говорили нам холопам твоим, что они молят Бога за тебя великого государя, и за всех благоверных князей; и мы холопы твои с той жалованной грамоты, списав список слово в слово, послали к тебе к государю, подклея под сие отписку, а подлинную грамоту отдали им назад; а списали, государь, с той грамоты и послали к тебе государю для того, чтоб про тую грамоту было ведомо».

В представленной царю копии с грамоты, датированной 1598 г., упомянуто, что еще ранее четыре православные церкви имели грамоту от царя Федора Ивановича, но утеряли ее. Далее читаем: «Мы великий государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всея Руси, Пречистые Богородицы, что в Крыме и Салачике попа Онтона или хто по них у тех церквей попы вперед будут, пожаловали нашу царскую жалованную грамоту велели им дати за нашою царскою печатью, коли попы Онтон или иной который поп от тех храмов приедут к нам в наше государство к Москве и им нашего царского жалования велели есмы мы давати на престол ко Пречистой Богородицы в Салачик по пятинадцати рублев на год, а к Ивану Предтечию да Егорию Страстотерпцу да к Федору Стратилату, которые у тех храмов священники будут по пятинадцати рублев на год по пяти рублев к престолу и всего на все четыре престолы велели есмя давати нашего жалования руги тридцать рублев денег на год; а коли поп Онтон или Ивана Предтечи и от Егория Страстотерпца и от Федора Стратилата священники в котором году к Москве [не] придут... Мы... велим посылати в Крым с нашими посланники или с гонцы, коли лучитца от нас посылка в Крым. А ныне пожаловали есмя велели дати наше руги попу Онтону на прошлые на три годы, на которые годы им нашего жалования руги не дано,... по расчету по прежнему нашему указу двадцать два рубля с полтиною, а к Ивану Предтечи и к Егорию Страстотерпцу и к Федору Стратилату наше жалование ругу на те прошлые на три годы велели есмя послати з гонцом нашим с Иваном с Лодыженским по прежнему на храм по двадцати по два рубли с полтиною; да с попом же Онтоном послали есмя к Пречистой Богородицы в Салачик да к архангелу Михаилу в новосуроженной храм да и храм же к Настасье Христовы мученицы три образы: образ Пречистые Богородицы да образа архангела Михаила да образ великие мученицы Настасьи да три свечи местные поставных...».

Еще в одном старинном документе из Посольского приказа читаем: «Лета 7103 [1596] мая в 27 день по Государеву, Цареву и Великого Князя Федора Ивановича всея Руси указу, память боярину князю Ивану Васильевичу Ситцкому. Приехал к Государю, Царю и Великому Князю Федору Ивановичу и всея Руси из Крыму с крымскими гонцы, из монастыря от Пречистой из Салачика гречанин Пасхалий бити челом о милостыне, а на перед сего посылано в тот монастырь к Пречистой в Салачике по Государевой жалованной Грамоте милостыню по пятинадцати рублей, а ныне вы бояре приговорили посылать в тот монастырь с гречанином Пасхалием пятнадцать же рублей денег, и боярину князю Ивану Васильевичу Ситцкому велети те деньги пятнадцать рублев прислать в посольский приказ к дьяку Василию Щелкалову, а из посольского приказа диакон Василий Щелкалов велит те деньги отдать гречанину Пасхалию». Еще одна просьба монастыря Пречистой Богородицы на Салачике об оказании материальной помощи относится к 1681 г. Об Успенском монастыре упоминается в Книге Большого Чертежа, то есть не позднее XVII в.7 Историк XVI в. Лызлов в своем труде «Скифская история» упоминает, что к покровительству Пресвятой Богоматери в Успенском монастыре обращался даже крымский хан, обещая в случае ее помощи в борьбе с врагами «знаменитое приношение и честь образу ее воздать». Не исключено, что Лызлов мог неправильно истолковать иное предание, связанное с турецким султаном Селимом I (годы правления 1512-1520), который являлся покровителем Сумельского монастыря, тоже с церковью Успения Богородицы. Обе легенды по содержанию совпадают, а если учесть, что Бахчисарайский монастырь, как предполагают, постоянно контактировал с братией Сумельской обители, более того, — был подобием Сумельского, и даже икона Богоматери является копией Малоазийской Путеводительницы, то есть имеет анатолийское происхождение, то вполне возможно, что по недоразумению Лызлов мог приписать Гиреям заслуги Селима I.

В путевых записках 1625 г., которые велись при русском посольстве в Крыму, упоминается, что по окончании дел у хана, перед возвращением, послы служили благодарственный молебен в с. Марьино, в Успенской скале. В письме князя Прозоровского к Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 г. сообщается о том, что около Бахчисарая с давних времен существует греческий монастырь в горе. Церковь, «которая хотя и была возобновлена, но все однако же в упадке», и архиерей, видевшись с ним, «открыл свое намерение, чтобы новую и уже порядочную построить».

Заключительным этапом первого периода существования монастыря стали уже упомянутые нами события исхода христианского населения из Крыма. Именно здесь, в соборе обители, митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 г. предложил христианам покинуть полуостров.

После исхода христиан духовные требы в Крыму исполняли полковые священники расквартированной русской армии. Греческий священник Спиранди, прибывший в июне 1781 г. на полуостров из Анатолии по требованию крымского хана Шагин-Гирея, вынужден был начать службу для оставшихся на родине христиан в храме Успенского монастыря. Однако его жизнь была далека от благополучия. По воспоминаниям сына Спиранди, с отцом он вынужден был скрываться от преследования мусульманских фанатиков до 1783 г., пока русские войска вновь не вошли на полуостров и Крым был присоединен к России. В Бахчисарай и окрестные села стали возвращаться скрывавшиеся от преследований греки-христиане. Успенский храм оставался единственным православным культовым помещением в округе.

Кроме местных христиан, церковь посещали и солдаты русских полков, стоявших около Бахчисарая. Общими усилиями местных меценатов превратившийся в приходскую церковь монастырский храм был обеспечен всем необходимым и благоустроен: бахчисарайский комендант полковник Тотович передал в дар церкви иконостас; на средства военного губернатора Каховского были изготовлены царские двери; провинциальный секретарь и церковный староста Стефан Калига позаботился о расширении пещерного храма (что нанесло непоправимый ущерб храму как историко-архитектурному памятнику), который не вмещал всех желающих, построил лестницу и балконы; симферопольский купец Евстафий Савопуло устроил фонтан.

Однако после окончания строительства в 1800 г. соборной церкви в Бахчисарае и с переходом в нее священнослужителей жизнь в Успенском монастыре окончательно угасла. Заброшенный монастырь посещался лишь любителями древностей. Только раз в году, в день храмового праздника Успения Богоматери, древнюю обитель наполняли массы богомольцев. Опустевший Успенский скит посещался во время экскурсий императорами Александром I (1818, 1825), Николаем I (1817, 1837), наследником и будущим императором Александром II (1837 г.) и членами их семей.

Своим возрождением Бахчисарайский Успенский монастырь был обязан неутомимой деятельности архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. В синодальном указе 1850 г. было сказано: «Первоначально основать скит на Успенской скале, с наименованием его Успенским; остальные же (киновии) основывать постепенно, по мере имеющих открыться к тому способов.

Образ жизни в сих скитах вести общежительный, по примеру пустынножительства св. горы Афонской, составив для сего особенный, применительно к местности, устав. В Успенском ските, как головном месте пустынножительства, иметь настоятеля, усвоив ему звание игумена, или архимандрита, по усмотрению епархиального начальства; но прочим же, которые предполагается именовать киновиями, быть начальникам старшим из монашествующих, с подчинением их первому для большего благоустройства.

Число монашествующих ограничить на первый раз: в Успенском ските, кроме настоятеля, семью, а в прочих — одним иеромонахом и двумя, или тремя послушниками в каждом. Скиту и киновиям содержаться своими трудами и приношениями богомольцев, без всяких, со стороны казны, издержек». Как и предлагал Иннокентий, Успенскому скиту в синодальном указе было отведено первенствующее место среди будущих киновий нового Крымского Афона.

В преддверии открытия Успенского монастыря архиепископ Иннокентий 6 августа 1850 г. начал путешествие по святым местам Горной Таврики. Он посетил источник Козьмы и Дамиана у р. Альмы, источник св. Анастасии на р. Каче, древний монастырский комплекс в Инкермане и руины Херсонеса. 12 числа к полуночи архиепископ вернулся к источнику св. Анастасии, откуда в сопровождении архимандрита и проводника пошел к Успенской скале через горы — путем богомольцев. 14 августа в г. Бахчисарай прибыл представитель Афона греческий митрополит и настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря Агафангел.

15 августа 1850 г. в торжественной обстановке, при большом стечении людей, был открыт Успенский скит. Так как пещерная церковь не могла вместить всех желающих, то начавшаяся в 17 часов всенощная служба совершалась в ней только монашествующими. Для всех же собравшихся на открытой площадке перед монастырем совершал всенощную митрополит Агафангел. Как отмечал современник, «бдение продолжалось и по захождении солнца и среди ночного мрака, освещенного только свечами богомольцев... Оно напоминало собрание первобытных христиан, которые для совершения молитв собирались среди пустынь и ущелий».

Утром от Бахчисарайского собора начался крестный ход. Собравшееся со всего Крыма духовенство возглавлял последний священнослужитель Успенского храма протоиерей Спиранди. Для благословения нового Успенского скита из Киево-Печерской лавры была привезена икона Успения Богоматери. По окончании литургии архиепископ Иннокентий, митрополит Агафангел и духовенство совершили молебствие на основание новой обители и водрузили крест. Перед собравшимися с проповедью выступил Иннокентий, который указал на святость данного места и благословил их. Обращаясь к пастве, он говорил: «Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии. Отныне, не во дни только настоящие как бывало прежде, а в продолжение целого года, вы посещая место сие, будете находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину святой горы Афонской... отныне, в пределах собственного отечества, среди наших гор, мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона.

О, какое величественное и славное будущее предстоит горам нашим! Мне кажется, я вижу уже исполнение того, чему полагается теперь только единое начало! Вижу, как святой Владимир паки посещает своим духом тот храм, в коем он принял крещение и веру не для себя токмо, а для всей России! Вижу, как святой Стефан Сурожский обретает место для своей паствы среди тех долин, кои напоял он струями здравого учения в дни зловерия иконоборческого; как семь святителей и священномучеников херсонесских, теперь едва не забытые, паки в храмах во имя их связуются духом с прежнею их паствою и начинают поучать ее житием своим; как первосвятители римские Климент и Мартин приходят на место своего заточения и трудов и находят его не в запустении, как теперь, а в лепоте богослужения в чине церковном...» После произнесенной речи Иннокентий благословил иноков обители иконой св. Митрофана.

Немногочисленная братия монастыря в первые годы состояла из семи человек, пришедших из различных мест Российской империи. Первым настоятелем монастыря был избран архимандрит Поликарп (Ф. Родкевич), родившийся в Каменец-Подольской губернии. Он воспитывался в Подольской семинарии, а в 1823 г. окончил курс Киевской духовной академии. Пострижение принял в 1824 г. Через год Поликарп достиг сана иеромонаха, а в 1829 г. — архимандрита. В 1834 г. он был назначен ректором Смоленской семинарии, а с 1843 г. служил настоятелем Российской посольской церкви в Афинах, путешествовал по монастырям Востока. В 1834 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. Настоятелем Успенского скита архимандрит Поликарп пробыл всего три года, но на него легли основные заботы по созданию и благоустройству монастыря. В последующем в XIX в. братию Успенского скита возглавляли: игумен Митрофан (с 1853 по 1854 гг.), архимандриты Вениамин (с 1854 по 1855 гг.), Николай (с 1854 по 1864 гг.), Дионисий (дважды - с 1864 по 1869 гг. и с 1877 по 1882 гг.), Михаил (с 1869 по 1871 гг.), Антоний (с 1873 по 1877 гг.), Исидор (с 1890 по 1900 гг.), иеромонахи Флавиан (дважды - с 1868 по 1869 и с 1871 по 1873 гг.), Евфимий (с 1883 по 1885 гг.), Герман (с 1885 по 1887 гг.) и игумен Андрей (с 1887 по 1890 гг.).

Изначально монастырь имел только пещерный храм Успения Богоматери и три пещерные кельи, в которых разместились первые обитатели. После открытия обитель нуждалась фактически во всем, по словам Иннокентия, «от потира и облачения до фимиама и свечи». Однако уже в следующем году Святейший Синод снабдил монастырь полным кругом богослужебных книг, а церкви Херсоно-Таврической епархии передали скиту необходимую утварь. Частные благотворители пожертвовали новый иконостас и два колокола в 58 и 12 пудов. На собранные средства была огорожена каменной стеной территория монастыря, расширена дорога, устроена лестница по утесу.

Отличительной особенностью Успенского скита от иных монастырей было наличие генерального плана застройки, разработанного в 1848 г. губернским архитектором по указанию Иннокентия и утвержденного Синодом. По этому плану предполагалось благоустроить церковь Успения Божьей Матери, не изменяя ее внешнего вида. На месте явления чудотворной иконы надстроить балконный выступ с кровлей, отреставрировать фресковые росписи и установить по сторонам неугасимые лампады. Наверху скалы предполагалось воздвигнуть небольшой храм в честь Воскресения Христова и соединить его подземным переходом с внутренним храмом Успения и кельями. Там же планировалось устроить несколько помещений для братии, кладбище и фруктовый сад. Три старые пещерные кельи в скале требовалось переоборудовать в небольшие пещерные храмы, в том числе во имя всех святых Афонских с помещением в них икон и трехсоставного креста, присланного новой обители Успенской непосредственно с Афона. Под скалой, слева и справа от пещерного храма, планировалось соорудить ряд малых келий для низшей братии, а по скату скалы к северу вырубить келии для настоятеля и иеромонахов. Там же разместить монастырскую библиотеку и больницу. В балке над ручьем выстроить трапезную, поварню и фонтаны. При въезде в монастырь предполагалось построить гостиницу и бассейн для богомольцев, а на развалинах древней церкви соорудить часовню в честь св. Софии. Над источником, откуда была подведена вода к фонтану, намечалось также построить часовню. В скалах вдоль оврага для любителей пустынножительства и одиночества высечь кельи, окружить монастырские постройки фруктовым садом и бассейнами.

Однако время и материальные возможности внесли свои коррективы в строительную деятельность братии. К концу XIX в. в монастыре имелось пять храмов. Первый и центральный -в честь Успения Богоматери, вырубленный еще в древние времена в скале, был отремонтирован и отреставрирован. Со стороны обрыва к нему был пристроен балкон. В храм вела отремонтированная и расширенная лестница.

Под навесом скалы Успенского храма в 1857 г. устроена небольшая церковь, освященная во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Храм сооружен на средства, пожертвованные дочерью симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 г. была высечена небольшая церковь во имя св. Евангелиста Марка, устроенная на средства симферопольского чиновника М. Айвазова.

С левой стороны балки, рядом с братским и военным кладбищем погибших в Крымскую войну 1853-1856 гг., на пожертвования генерала Г.И. Перовского в 1875 г. была построена небольшая кладбищенская церковь во имя св. Георгия. В 1896 г. на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана была выстроена еще одна, пятая, церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского, особо почитавшегося архиепископом Иннокентием.

Большинство реликвий Успенского скита было собрано в пещерном храме в честь Успения Богоматери. В их числе икона Успения Богоматери в серебряной ризе, пожертвованная монастырю бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Она имела ряд золотых и серебряных привесок. Копия с иконы Богоматери «Панагии» в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза была пожертвована женой генерал-лейтенанта Мартынова Евдокией в 1856 г. Копия иконы Богоматери Киево-Печерской в серебряной вызолоченной ризе, присланная из Киево-Печерской лавры митрополитом Филаретом в день открытия скита на благословение. Перед этой иконой в храмовый праздник 15 августа служилось всенощное бдение. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божьих, присланная в день открытия скита Корсуньским Богородичным монастырем, и Крест, с изображением на нем распятого Иисуса Христа, выполненный из частей трех деревьев: кипариса, певки и кедра, с надписью на обратной стороне: «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года». На скале, на месте «явления» чудотворной иконы Божьей Матери «Панагии», роспись — образ Богоматери с Младенцем на правой руке. По сторонам от нее изображены два ангела и семь херсонесских священномучеников. Перед фресковой росписью находилась неугасимая лампада.

Кроме культовых зданий, на пожертвования верующих в монастыре были построены небольшая колокольня (1850 г.), настоятельский дом (1862 г.), каменный трапезный корпус с кухней, пекарней и шестью братскими кельями, ряд хозяйственных помещений. К 1865 г. в скале было вырублено 16 келий и две пристроены. Их стены внутри были отделаны досками и вполне приспособлены для жизни монаха-пустынника. В 1867 г. было завершено строительство еще двух двухэтажных каменных корпусов, в том числе гостиницы, и ряда других зданий. При въезде устроены ворота с двумя кельями. На территории монастыря, не занятой постройками, был разбит фруктовый сад. В 1867 г. выстроена Гефсиманская часовня. На территории скита имелись три фонтана. В 1896 г. был восстановлен древний подземный водопровод и около источника устроен каменный бассейн в виде часовни, увенчанной крестом. На его лицевой стороне была укреплена еще одна икона Успения Богоматери. Вода из источника и этого бассейна попадала в скит, где на средней площадке был устроен фонтан в виде каменной вазы. В середине фонтана укреплен медный крест, из которого била струя воды. Вазу окружал каменный полукупол, украшенный также иконой Успения Богоматери. Кроме того, фонтаны были устроены около гостиницы и трапезного корпуса.

Бахчисарайский Успенский монастырь II класса являлся заштатным и содержался за собственные средства. Численность братии, находящейся в обители, часто превышала первоклассные Херсонесский и Георгиевский монастыри. Например, уже в 1868 г. в скиту насчитывалось 9 монахов и 4 послушника (13 человек), в 1876 г. - архимандрит, 12 монахов и 3 послушника (16 человек), в 1890 г. - архимандрит, 15 монахов и 12 послушников (28 человек), в 1891 г. (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию) - 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 7 монахов и 40 послушников (60 человек), в 1894 г. - архимандрит, 20 монахов, 9 послушников и 21 - на испытании (51 человек). В 1904 г. численность братии составляла: 4 иеромонаха, 6 иеродиаконов, 11 монахов, 6 послушников и 19 - на испытании (46 человек) и в 1915 г. - общая численность составляла 30 человек.

По завещанию Г. Ховицкого в 1851 г. Успенскому скиту перешла домовая церковь в урочище Анастасьевка на берегу р. Качи. Церковь была освящена во имя св. Анастасии Узорешительницы (Фармаколитрии — греч.). В 180 метрах от нее находилась высеченная в скале церковь во имя святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. В 1888 г. эта церковь по благословению Таврического епископа Мартиниана была освящена и украшена иконостасом. Церковь св. Анастасии расположена около одноименного источника, который посещал во время паломничества по крымским святым местам архиепископ Иннокентий. Вероятно, о ней упоминается в одной из грамот царя Бориса Федоровича. В 1853 г. она была официально приписана к Успенскому скиту и в начале XX в. здесь была создана новая Анастасьевская киновия. Кроме того, в 1878 г. уже упомянутой госпожой Берковой Успенскому скиту был передан в дар дом в г. Симферополе, где впоследствии было основано бахчисарайское подворье с колокольней и церковью Введения Божьей Матери. Строительные работы завершились в 1872 г.

Первые земельные угодья Бахчисарайской обители были выделены еще по ходатайству Иннокентия: в ущелье и по оврагу 15 десятин и 17 десятин на поверхности скалы. 100 десятин вдоль р. Качи были пожертвованы надворным советником Кашкадамовым и купцом Гущиным. Во время Крымской войны иноки приобрели еще два земельных участка у караима и татарина-муллы. К 1887 г. Бахчисарайскому скиту вместе с Анастасьевским подворьем принадлежало 332 десятины 1233 сажень земли. Из них непосредственно к скиту примыкало 45 десятин и 2 033 сажени, в Анастасьевском подворье 270 десятин и 1500 сажень с фруктовыми садами и виноградником. Доходы скита складывались из кошелькового и кружечного сборов, денежных пожертвований, платы за сданную в аренду землю, выручки от продажи сельхозпродуктов, свечей и иных религиозных атрибутов.

Существенный доход приносили проценты с капитала. Только 27 акций общества пароходства и торговли по Черному морю, пожертвованные скиту архиепископом Иннокентием, ежегодно давали 550 руб. Доход со всего капитала ежегодно достигал более полутора тысяч рублей. В целом, например в 1894 г., доход монастыря составлял 12173 руб.

Следует упомянуть, что Успенский скит не обошла стороной Крымская война 1853-1856 гг. Здесь располагался госпиталь русской армии, под который была предоставлена часть зданий монастыря. Иноки молились и помогали ухаживать за многочисленными ранеными, поступавшими из-под Севастополя. Как напоминание о войне рядом с обителью сохранилось кладбище русских воинов. На нем была устроена небольшая церковь св. Георгия.

Монастырь пережил революцию 1917 г., братия активно поддерживала белогвардейское движение и, в частности, Врангеля. С установлением советской власти обитель была закрыта, имущество национализировано, и на ее территории создана трудовая колония имени Артема. Храмы монастыря, переданные первоначально общине верующих, уже в 1923 г. были окончательно закрыты. Большинство из них пришли в запустение, разрушились и были разобраны на стройматериалы после землетрясения 1927 г. Древние пещерные храмы и кельи вошли в комплекс памятников средневековья в Бахчисарае и регулярно посещались многочисленными туристами.

С 1993 г. Успенский монастырь возродился и вновь стал местом паломничества христиан. К сожалению, при реконструкции и строительстве (реставрацией это назвать нельзя) архитектурный стиль был нарушен, и монастырь постепенно приобретает современные черты.

Источник: В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в. Бахчисарайский монастырь Успения Богоматерина» сайте «Крымовед — путеводитель по Крыму».

В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в.» :: Глава II. Российский период иночества :: Бахчисарайский монастырь Успения Богоматери



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.