Перед нами классический псковский храм, основные принципы устройства и оформления которого окончательно сложились к началу ХVI века. В Никольском соборе главные особенности развитого псковского зодчества опознаются без труда - в том, что касается основного храма, это: четверик с фасадами, разделёнными плоскими лопатками на три прясла, которые завершаются двух и трёхлопастными арками, с точным соответствием лопаток внутреннему делению постройки посредством четырёх столпов; восьмискатная крыша; небольшая главка на стройном барабане; трёхапсидная алтарная часть с мощной центральной апсидой, пониженной относительно основного четверика; характерный псковский декор. Правда, как раз в декоре есть и новшество - во первых, это керамическая храмоздательная надпись на барабане (сохранившаяся лишь частично); во-вторых, остатки под самым куполом пояса керамид с изображением арки на витых колоннах и пятиглавого храма, декорированного орнаментом. Изготавливались керамиды здесь же, в Острове, на обороте одной из плиток можно прочитать имена авторов: это были местные резчики Давыд и Тимоха-печник. Главной же "неожиданностью" Никольского собора является ориентация его алтаря на север, а не на восток. С некоторыми отступлениями от восточной ориентации храмов, церкви иногда встречаются, но столь "отчаянного" нарушения основного правила расположения алтаря, кажется встречаем впервые. Объясняют такое решение строителей Никольского собора по-разному: кто-то говорит о том, что тем самым подчёркивалось подчинённое отношение Острова к Пскову, находящемуся севернее; кто-то - о том, что того требовали оборонительные задачи, стоявшие перед крепостью; кто-то - о том, что храм нужно было "вытянуть" параллельно основной дороге, проходившей мимо церкви. Собор снабжён приделом, низким притвором и поздней двухъярусной колокольней, исполненной в стилистике провинциального классицизма. Фактура стен Никольского собора во многом формирует художественное восприятие постройки. "Покрытые тщательно вылепленной, но неровной обмазкой и побелённые по обмазке известью, - писал знаток псковского зодчества Ю. Спегальский, - стены подчёркивали весомость и скульптурную рукотворность зданий". Неровная обмазка сообщает образу храма особую мягкость; здание оживает на глазах, как будто начинает дышать.
Декор Никольского собора, как и всех сохранившихся псковских храмов ХV-ХVI веков, скуп, но необыкновенно выразителен. К нему, помимо уже описанных необычных керамической надписи и пояса керамид на центральном барабане, относятся и вполне традиционные элементы: перспективное оформление арок, соединяющие лопатки фасадов; "бровки" ломаной формы над окнами-бойницами; декоративные пояса придельного барабана и апсид алтарной части. Придел Никольского собора является уменьшенной копией главного храма, и это вполне понятно - он лишь на несколько лет моложе основной постройки, и строили его, скорее всего, те же мастера. К слову, декоративный пояс придельного барабана, в отличие от центрального, - абсолютно псковский; он состоит из трёх рядов: верхний и нижний ряды представлены квадратными нишами, средний - разнонаправленными треугольными нишами. До революции верхняя часть собора выглядела иначе. Видимо, в ХVIII веке восьмискатную крышу заменили более функциональной четырёхскатной, а традиционные луковичные главы - высокими колоколообразными куполами, на которые были водружены небольшие барабаны с глаками. Решение, с эстетической точки зрения, возмутительное, ибо после предпринятой реконструкции оказались разрушены гармоничные пропорции здания. Реставрация 1960-х годов вернула собору первоначальный вид. Главы до недавнего времени были покрыты лемехом, что смотрелось более органично, нежели нынешнее покрытие. Внутри храма посетителя настигает ощущение какой-то совсем "древней древности". Причиной тому - теснота внутреннего пространства и его, что ли, мелкая дробность. Храм с притвором и приделом разделён на множество малых помещений стенами, выступами, низкими соединительными проходами, имеющими арочную форму. Своды, за исключением крохотной центральной части, буквально нависают над головой; света редкие окошки дают чрезвычайно мало. Росписей в соборе нет, стены побелены, но побелка покрыта лёгким слоем сажи от железной печки, которую топят в холодное время года. Только здесь понимаешь, что в небольшой по площади крепости и невозможно было возвести сколько-нибудь просторную церковь - к тому же строили её, памятуя о том, что враг может в любую минуту приступить к крепостным стенам и тогда храм превратится в одно из защитных сооружений. То есть его компактность, помимо всего прочего, является и фортификационным решением. В собор прихожане попадают через дверь, ведущую в притвор ХVII столетия. В ХVII веке здесь изредка хоронили людей - видимо представителей наиболее заслуженных семей. Таких захоронений насчитывалось шесть (три одиночных и три групповых). Центральный купол покоится на четырёх мощных столпах, восточные из которых прикрыты иконостасом. Интересно, что в алтаре в древние времена имелся колодец на случай осады. Форма столпов имеет двойное сечение: снизу, чуть выше человеческого роста, - круглое, вверху - квадратное. Верхняя часть храма "пробита" множеством голосников, устроенных для улучшение акустики. В притворе придела есть служебное помещение, занимающее южный его фрагмент. В советское время Никольский собор не избжал страшной участи большинства русских храмов. К счастью, разрушить древний памятник никто не решился, однако собор был закрыт и превращён в складское помещение. После войны "складская" история храма ещё некоторое время продолжалась, позже его вернули верующим. В 1960-х годах собор отреставрировали, с 1962 года он оставался единственным действующим храмом в Острове.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №190, 2016 г.