Косьмин Яхромский монастырь основан между 1483 и 1494 гг. неким Космой, уроженцем селения Зернова, близ села Рожново Суздальской земли, - на том месте, где он ещё в детстве обрёл на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которую и поместил этот явившийся ему образ. Имя прп. Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Известно, что в отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.
Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он с подопечным переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике близ речки Яхромы: здесь боярин, утомлённый долгой дорогой заснул. В это время дремавший также отрок внезапно увидел свет, осиявший всё то место, и услышал таинственный голос: "Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага!" Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил её к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился ото сна совершенно здоровым, как будто не страдал своим тяжёлым недугом.
Через прошествия многих лет, в новом чудном видении явился как-то повзрослевшему Косме светоносный юноша и от имени Божиего повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, к тому времени инок Киево-Печёрской обители, оставил Киев и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы. Едва только преподобный пришёл к месту обретения честного образа Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший всё то место. И тогда Косма решил непременно запечатлеть в памяти это святое место, где произошло обретение иконы Богоматери. С этой целью в 1482 (по некоторым данным в 1483 г.) Косма строит небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.
Со временем слух о подвигах распространился по округе и к Косме стали приходить монахи, желавшие подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом этого монастыря, установив порядок иноческого жития. Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери. Занимался он также проповедническими беседами с мирянами. По официальной версии скончался Косма в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребён в основанной им обители. Житие прп. Космы написано Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в первой половине ХVI в. Явление же иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 г. До наших дней сохранился только предположительный список явленной Косме иконы, изображающий Божью Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи "Умиление". Младенец Христос изображён справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающийся к её щеке. Одной рукой он трогает подбородок. Ножки младенца Христа скрещены, подошва одной из них развёрнута к зрителю. В ХVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву "чудотворный медный литой образ" Пресвятой Богородицы. Согласно сказанию, Яхромский образ был возвращён в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неизвестна. В кремлёвском Благовещенском соборе сохранилась икона ХIV столетия Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и "Яхромская", но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого прп. Космы, либо исцелённого "боярина" из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в ХVII в. вместе с явленным "чудотворным медным образом" был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения. В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный по преданию самим прп. Космой.
В 1624 г. монастырю было пожаловано близлежащее село Небылое. Что ещё принадлежало Косьмину монастырю история умалчивает. Известно, что в ХV-ХVII вв. строения Яхромской Косьминой обители были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1657 г. в обители начал строиться кирпичный собор в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб и 100 пудов железа. В 1833 г. в южной части здания устроен придел во имя прп. Космы. В ХVII-ХХ вв. в Успенском соборе хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Божией Матери, а также мощи прп. Космы Яхромского.
Вот как описывал в ХIХ в. современник главную Успенскую церковь обители - каменная о пяти главах. Основной объём по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарём и трапезной длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 1/2 саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решётками. Стены и своды в основном храме, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки. Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, со шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный. В 1606 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление.
В 1665 г. по просьбе братии митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумены Космина монастыря инок Золотниковской пустыни Суздальского уезда Митрофан (будущий святитель Митрофан воронежский). За девять лет его игуменства (1666-1675) Косьмин монастырь превратился в процветающий духовный центр Владимиро-Суздальской земли.
В обители строится тёплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его Образа (взамен ветхого деревянного), и снабжается всей необходимой церковной утварью. В Успенском соборе обновляются святые образа, строятся каменные игуменские кельи, одноэтажные настоятельский и братский корпуса. В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана, над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж.
Снова обратимся к современнику, описавшему Спасский храм - церковь Спаса Нерукотворного Образа - тёплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол в честь Нерукотворного Образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный, 2 печи - из простого изразца и железная. Забегая вперёд, стоит сказать, что храм будет закрыт в 1923 г., в связи с закрытием самого монастыря. В 1930-1950-х гг. занята Райисполкомом Небыловского района. В конце 1980-х гг. отреставрирована и использовалась вместе с кельями в качестве сельской музыкальной школы. В 1993 г. возвращена верующим.
Третий храм на территории обители - кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1694 г. над северными воротами монастыря. Храм несколько раз перестраивался, последний в 1832 г. Цеовь представляет из себя одноглавый четверик с декором в стиле барокко, с алтарём и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение. С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.
На берегу реки Яхрома, где били родники, давным-давно братией монастыря был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни. Монахи разрешали купаться в нём и селянам, и паломникам. От монастыря к огромному пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос. После революции, часть насельников покинула Косьмину обитель из-за отсутствия в монастыре средств к существованию. Другие поселились в окрестностях и вернулись к мирной жизни. Власти оставили в качестве приходского Успенский храм, да и то он закрылся не позже 1930-х гг.
В 1923 г. Свято-Косьмин Яхромский монастырь был закрыт. Здания монастыря были национализированы и переданы Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность. После образования в 1935 г. Небыловского района в монастырских постройках разместились различные организации. Храмы обезглавили, разобрали в 1936 г. и колокольню Успенского храма, предварительно сбросив и разбив монастырские колокола. На кирпич пошла и монастырская ограда. Успенский собор переоборудовали под клуб, позже в помещении устроили хлебопекарню и устроили столовую. В Никольском храме находились Госбанк, Сберкасса, отделение милиции с камерой предварительного заключения (КПЗ), в Спасском - Райисполком. В келейном корпусе - ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, в более позднее время - библиотека. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами. К 1963 г., когда был упразднён Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведён к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но старинные монастырские храмы и келии привлекли внимание представителей общественных организаций общества охраны памятников истории и культуры, и в начале 1980-х гг. уже был отреставрирован Успенский собор.
В 1992 г. Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершённой из-за прекращения финансирования реставрации первым был передан РПЦ. В то время на храме ещё не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека. В 1995 г. обитель получила статус монастыря, утверждённый постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 г. Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 г. весь монастырский комплекс был возвращён Владимирской епархии Московского патриархата РПЦ. В 2004-2005 гг. были проведены основные восстановительные работы. Выстроена новая колокольня Успенского собора, на которую, благодаря благотворителям, поднялись новые колокола. Сегодня в монастыре 12 насельников, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Есть небольшое подсобное хохяйство, гостиница для паломников.
С сайта: www.lubovbezusl.ucoz.ru/Каталог статей/История/Юрьев-Польский район/Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь с. Небылое