Хотьковский Покровский монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нём чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений.
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти ХIV века, а прославили его родители великого русского святого Сергия Радонежского - ростовские бояре Кирилл и Мария. Точное первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. Известно, что Покровский Хотьковский монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или "Хотков", в его основе лежит древнеславянское мужское имя "Хот". Хотков, - так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого и возник Покровский монастырь.
Так, епископ Амвросий, в миру Орнатский, в книге "История Российской иерархии" - М., 1805-1815, т. 4, с. 1103, говорит о том, что в исторических документах о монастыре в Хотькове упоминается не позднее 1308 г. Здесь Кирилл и Мария в 1335-1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы. Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма, после чего сюда не иссякал поток богомольцев. В хотьковский монастырь приезжали и приезжают молиться о долгой и доброй жизни членов своей семьи и прежде всего - детей, а также других достойных людей. Просят преподобных Кирилла и Марию помочь им в мирских делах, а главное - способствовать рождению, хорошему воспитанию и образованию детей для их должного служения православию, Родине.
В Хотьковском монастыре принял монашеский постриг старший сын Кирилла и Марии - Стефан, который недолго жил в супружестве. Овдовев и не имея детей, вскоре после смерти родителей он сам принял постриг в этом монастыре. В отдельных источниках указывается, что и его средний брат - Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), также принял монашеский постриг именно в Хотькове, "у Покрова". Всё это в большей мере определило особое место Хотьковского монастыря среди обителей России.
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка обителей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далёкие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 году Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 году монастырь стал женским, в то время в нём были две деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1506 году великий князь Московский Василий III назначил обители небольшую ругу - денежное и хлебное содержание. В 1544 году Хотьковский монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В 1609-10 гг. Хотьковская обитель сильно пострадала от польско-литовской интервенции и фактически полностью была сожжёна, ведь все постройки в ней тогда были деревянными.
Известно, что в 1580 к уже существующей деревянной "клецкой" Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская. В 1644-48 гг. на средства стольника Василия Янова в монастыре построили первый каменный собор. В 1764 году Хотьковский монастырь стал самостоятельным и возведён в III класс со штатом в 17 монахинь, хотя в нём жили более 100 сестёр. По преданию, царь Пётр I выписал из Голландии кружевниц и золотошвеек для обучения хотьковских монахинь, которые вскоре стали замечательными мастерицами. С ХVIII века Хотьковский монастырь уже славился плетением кружев, прядением особо тонких нитей (из которых изготовляли тончайшее полотно), тканными холстами, вышивкой шёлком и золотом. Золотошвейная вышивка и товары рукодельного промысла имели большой спрос. Изделия хотьковских мастериц можно было купить в самом монастыре: расходились они на продажу и по всей России. До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от её труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в неё. В ХIХ веке в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале ХХ века этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 году их было соответственно 70 и 67.
С начала ХIХ века Хотьковская обитель стала выполнять новые для неё функции: она стала своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвинённых в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осуждённых на "монашеское заключение". Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства. Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители - в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
Октябрьский переворот 1917 года круто изменил ритм жизни обители. В 1918 году монастырь первый раз был можно так сказать "разграблен", а в 1919 году часть зданий обители отдали детской колонии, а уже в 1921 году - официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием "трудовой артели кустарных изделий". В середине 1920-х годов здесь ещё жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К тому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый "детский городок". В 1928 году артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В 1931 году последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по 1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она и умерла. В середине 1920-х годов закрыли сначала величественный Никольский собор, а в 1935 г. - Покровский храм. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод "Химбыт". Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности из обители были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разобраны, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря - колокольню. В начале 1930-х гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена "Комсомольская", открытой в 1935 году. Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг. В 1987 году местная молодёжь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. Уже в 1989 году обитель вновь распахнула свои двери и начала удивительно быстро восстанавливаться. 2 апреля 1989 года в первом восстановленном после осквернения и запустения Покровском соборе состоялась первая Божественная литургия.
В 1990 году Хотьковский Покровский монастырь передали Русской Православной Церкви, а летом 1992 года он был возрождён. Число насельниц монастыря год от года увеличивается, в 2000 году их было 60 человек, теперь - заметно больше. Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10-14 лет. 14 октября 2000 года открыт приют-пансион для девочек. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие своё призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование. В 2008 году Покровский Хотьковский ставропигиальный монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2017 году исполнилось 25 лет возрождения монашеской жизни после разорения и 680 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. В наши дни возрождён обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в благолепном Покровском храме.
Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М.: Вече, 2005