Четыреста лет назад в 1618 году недалеко от Троице-Сергиева монастыря русские и польские переговорщики подписали Деулинский мирный договор. В память об этом событии в селе Деулино построили деревянную церковь Сергия Радонежского, а в XIX веке рядом появился каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Сохранившийся каменный храм венчает восьмигранная пирамида. Подобную форму в ту эпоху имели поминальные церкви и часовни, посвященные погибшим воинам. Сегодня Спасский храм является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Здесь находится могила почитаемого игумена Бориса Храмцова, который умер в 2001 году.
Деулинское перемирие стало важным событием в истории России XVI Iвека. Еще в 1612 году Второе ополчение изгнало польских захватчиков из Москвы, а через год на царский престол избрали Михаила Федоровича Романова. Смута в России завершилась, но королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол. В 1618 году он с десятитысячной армией пошел на Москву. На этот раз полякам не позволили пройти к столице, и захватчики повернули к Троице-Сергиеву монастырю. Полякам не удалось взять крепость штурмом, поэтому они отступили и встали лагерем в десяти верстах от обители. Русская армия, в свою очередь, не смогла выгнать захватчиков. Народ, измученный бедствиями Смутного времени, требовал прекращения войны даже ценой уступок противнику. Местом для мирных переговоров избрали деревню Деулино в трех верстах от монастыря. Село стояло между лагерем поляков и Троице-Сергиевой обителью.
Первый съезд послов в Деулино не дал результата. Поляки настаивали на том, что королевич Владислав должен стать московским царем. Второй съезд также ни к чему не привел. Историк Д.И. Скворцов приводил в своей книге описание обстановки переговоров: «королевские послы вельми ожесточишася… Яко псы лаяху, а роты многие у них приправлены стояху заведены на лесу около поля того Деулина». Русские послы, монахи и народ молились у мощей Сергия Радонежского, чтобы он подал мир своим людям и не допустил продолжения кровопролития и разорения. Через два дня после этой всенародной молитвы поляки, настроенные до этого воинственно, неожиданно сами предложили возобновить переговоры. К монастырю прискакал польский гонец, который предложил встретиться послам в третий раз и заключить мирный договор. Бояре вновь отслужили молебен Сергию Радонежскому и поехали из монастыря в Деулино. На этот раз переговоры закончились подписанием мира с Польшей. Русские дипломаты пошли на большие уступки, но в Троицком монастыре окончание войны вызвало ликование. Мир между странами утвердили на 14 лет, Владислав забирал Смоленск и ряд других городов, на деле отказывался от притязаний на Московское царство, но формально в документах Речи Посполитой мог именоваться «царем русским».
Худой мир лучше доброй ссоры: с этого времени русское государство возвращалось к мирной жизни после периода Смуты. В старых документах Деулино называли также селом Мирным. Через год после подписания соглашения с поляками троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын поставили в Деулино памятную деревянную церковь. Ее посвятили преподобному Сергию Радонежскому – «истинному миротворцу» – как писал историк А.В. Горский. Термин «миротворец» встречается в Библии. В начале Евангелия от Матфея приводится знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа с девятью заповедями блаженства. Согласно этой проповеди великую награду на небесах получат нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые за Христа. Заповедь о миротворцах седьмая по счету, полностью она звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». В середине XIX века рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского построили каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Новая церковь получила интересный облик: на кубе-четверике поставлен восьмигранный невысокий шатер с мощным куполом. Шатровые каменные храмы часто строились в XVI-XVII веках, а потом их запретил патриарх Никон.
В Подмосковье есть два старинных прообраза Деулинской церкви: Успенский храм Брусенского монастыря в Коломне и Ильинская церковь в селе Пруссы Коломенского района. Оба эти храма представляют куб, на котором стоит шатер. В отличие от классических образцов у них между кубом и шатром нет промежуточного уровня декоративных кокошников. При этом храм в Деулино имеет не такой высокий шатер, как у церквей в Пруссах и в Брусенском монастыре. В XIX веке пирамидообразные часовни и церкви стали отличительной чертой памятников героям войны. Старинный шатровый храм в Брусенском монастыре Иван Грозный построил также в память о взятии Казани. В 1823 году в самой Казани построили часовню павшим при взятии Казани в 1552 году. Этот храм-памятник представлял собой усеченную пирамиду. По подобию Казанской часовни в Севастополе в 1857 году стали строить храм-пирамиду святителя Николая Чудотворца. Его посвятили погибшим защитникам города в Крымской войне. В конце XIX века в Москве построили две пирамиды-часовни Александра Невского в память о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первая четырехгранная часовня стояла на Манежной площади у Кремля, но в 1920-х годах постройку снесли. Сохранилась вторая часовня Александра Невского в Ильинском сквере, посвященная героям сражения под Плевной 1877 года. Она имеет форму высокого восьмигранного шатра. В 1849 году прихожане обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой оштукатурить Деулинский храм и устроить при нем зимний придел. Архимандрит Антоний со старцами осмотрели церковь и решили поставить рядом, на берегу пруда, новую – каменную, теплую в честь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Его Образа.
Каменная церковь во имя Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа строилась в 1850-1853 годах на средства прихожан как тёплый храм при деревянной Сергиевской церкви XVII в., сгоревшей в 1865 году. В строительстве каменной церкви приняла участие Троице-Сергиева Лавра; обитель пожертвовала тогда на строительство деулинской святыни 30 тысяч кирпичей. Спасская церковь была построена «под звоном». Звонницей должен был служить приземистый восьмигранный шатёр, возвышающийся над зданием церкви и отделенный от нее глухим сводом. По сторонам света шатер прорезан широкими арками, в которых, вероятно и предполагалось повесить колокола. Небольшой крестообразный в плане объем церкви и сам шатер с арками звона указывают на мемориальное предназначение каменной Спасской церкви, призванной напоминать о трагических для России событиях Смутного времени, предел которому положило Деулинское перемирие. По неизвестным причинам, шатер над Спасской церковью не был превращен в звонницу и, более того, в 1876-1882 годах к церкви была пристроена двухъярусная колокольня. Автором проекта храмовой колокольни выступил Московский архитектор Лев Николаевич Львов. На колокольне до революционных безбожных потрясений имелось 6 колоколов.
В 1938 году Спасская церковь была закрыта и разграблена, церковная ограда разобрана на кирпич. Само же церковное здание много лет использовалось совхозом "Заря" под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. В конце 1980-х годов полуразрушенное осквенённое здание бывшего храма было брошено на произвол судьбы. В 1990 году Спасский храм был передан местной властью образовавшейся в Деулино общине верующих, а немного позже Спасская церковь стала приписной к Троице-Сергиевой лавре, и у неё началась новая жизнь. Уже через год на Рождество Христово в отреставрированной церкви прошло первое Богослужение. В 2004 году были заново расписаны храм и притвор, установлен трехъярусный тябловый иконостас с иконами в стиле XVI века, выполненные мастерами-иконописцами в Софринской иконописной мастерской. А в 2008 году на колокольню были подняты 7 новых колоколов.
В настоящее время Спасская церковь является подворьем Троице-Сергиевой Лавры.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Деулинский храм: мир с поляками и могила игумена/