ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красное. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Красное. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Псевдоготика
Год постройки:1790.
Архитектор:Ю.М. Фельтен
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Тверская область, Старицкий район, с. Красное

Координаты: 56.5993, 34.6879
Проезд:из Москвы с Ленинградского вокзала на электричке до Твери,затем на одном из автобусов ,следующих до Старицы, Ржева, Нелидова, Оленино, Жарковского, Торопца, Зубцова, доехать до Старицы. На личном транспорте от Старицы ехать в западном направлении - по трассе на село Новое и Старую Старицу. Через 20 км в деревне Братково повернуть направо и ехать ещё 4 км.



Одна из трёх церквей "чесменского" типа, построенных по проекту Ю.М. Фельтена.

Две другие:

Приписная часовня:



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
23 апреля 2022
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
МОРПЕХ879
21 июня 2024
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
Alex Yurko
1 августа 2020
Церковь Спаса Преображения, Вид с северо-востока<br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2017
Церковь Спаса Преображения, Восточный фасад<br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2017
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
12 апреля 2014
Церковь Спаса Преображения, 		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область

Ева
10 августа 2006
Церковь Спаса Преображения, Фото В. В. Лелецкого<br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Фото В. В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 июля 1991
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
11 июня 2017
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
12 апреля 2014
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
yozik
26 апреля 2012
Церковь Спаса Преображения, Преображенская церковь в селе Красное.Свод купола храма.<br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Преображенская церковь в селе Красное.Свод купола храма.
Александр Момент
30 июля 2011
Церковь Спаса Преображения, Центральная глава храма.		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Центральная глава храма.
Дюдюкин Сергей Николаевич
11 октября 2006
Церковь Спаса Преображения, Вход в храм.		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Вход в храм.
Дюдюкин Сергей Николаевич
11 октября 2006
Церковь Спаса Преображения, Башенки храма.		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Башенки храма.
Дюдюкин Сергей Николаевич
11 октября 2006
Церковь Спаса Преображения, 		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область

Ева
10 августа 2006
Церковь Спаса Преображения, 		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область

Алексей
2 августа 2004
Церковь Спаса Преображения, 		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область

Алексей
2 августа 2004
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
oldboy
10 марта 2019
Церковь Спаса Преображения, Иконостас <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Иконостас
наталия измайлова
24 июля 2016
Церковь Спаса Преображения, Роспись свода перед алтарем.		      <br>, Красное, Старицкий район, Тверская область
Роспись свода перед алтарем.
Дюдюкин Сергей Николаевич
11 октября 2006
Церковь Спаса Преображения, , Красное, Старицкий район, Тверская область
Hramsohran
23 апреля 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2002

Село Красное - некогда богатая усадьба Полторацких, близких знакомых А.С. Пушкина. От усадьбы сохранились дом, церковь, хозяйственные постройки, остатки пейзажного парка, спускающегося к речке Холохольне. Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, - авторское повторение знаменитой церкви Чесменского дворца (1777-1780), возведенной по проекту известного русского зодчего Ю.М. Фельтена близ Петербурга. Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А.Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трех одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка - одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.

Здание сложено из кирпича с применением белого старицкого камня в декоре, в плане представляет собой «четырехлистник», отделка фасадов храма отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Над входом - круглое окно типа "готическая роза", В композицию портала входят скульптурные изображения ангелов. Стены, словно короной, увенчаны низким губчатым парапетом с характерными для готики острыми башенками-пинаклями. Башенками с острыми готическими шпилями завершены главный и четыре малых купола церкви. Все здесь говорит о неудержимом стремлении ввысь. Постройка словно соткана из ажурного кружева, полна утонченного изящества. Памятник реставрирован.


Анонимный участник  24 марта 2005

В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) - 13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г., по другим данным - в 1673 г.) - перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен "столб-часовня".

Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края. В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия - 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г.), а также две ризы. В 1824 г. А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна». С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. - штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка) принадлежало имение «Красное». Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу.

Высота церкви составляет немногим более 24 м, ширина и длина - 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов - одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого - с Крестом в руках, над ними - пирамиды высотой 120 см.

Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. - Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя.

В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом "БОГ" над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных - Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими. С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа - икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» - хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре. Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.

Церковь окружала ограда, первоначально окопанная рвом, к 1889 г. она была каменной с деревянной решеткой. В мае 1889 г. и июле 1891 г. священно-церковнослужители храма ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и Свв. икон, на что было получено разрешение Духовной консистории. К 1915 г. имение принадлежало г. Костылевой. Для выполнения цоколя, узорных деталей фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигур Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями, применен местный белый (старицкий) камень, что делает здание особенно изысканным. Приалтарные столбы скошены, а опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости.

После закрытия храма в 1930-е гг. его внутреннее убранство было полностью утрачено, в нем разместился колхозный склад. В 1979-1982 гг. проведена консервация здания (архитектор И. Авдеева инженер Г. Брусок). «Церковь... непохожа на все другие, вся устремлена вверх, - пишет современный автор. - Многочисленные тонкие тяги на стенах, стрельчатые окна и двери усиливают ощущение высоты, легкости и изящества. Под сенью старого парка, спускающегося к извилистой речке Холохольне, выглядит она редкостной жемчужиной». Сохранились также двухэтажный усадебный дом с мезонином, хозяйственные постройки. С 1999 года в храме возобновилась духовная жизнь произведены работы по сохранению и реставрации храма.

Часовни:

1) Преображенская – завершена, д. Орешково, Старицкий р-он.
2) Ахтырская – завершена, д. Илейкино, Старицкий р-он.
3) Рождества Иоанна Предтечи – завершена, д. Маслово, Старицкий р-он.
4) Казанская завершена, с. Братково, Старицкий р-он.
5) Живоносный источник – завершена, с. Луковниково, Старицкий р-он.
6) Неупиваемой чаши – завершена, д. Турково, Старицкий р-он.

http://hramvkrasnom.ru/hram/istoriy-hrama-preobrajeniy-gospodny.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 февраля 2018

В 1785 году в селе Красном Старицкого уезда Тверской губернии Марк Полторацкий, действительный статский советник, решил построить храм - точную копию петербургской церкви Рождества Иоанна Предтечи, более известная как Чесменская. Чтобы лучше понять необычный замысел хозяина, имеет смысл вернуться в ту далёкую эпоху и сначала вспомнить об оригинале - самой Чесменской церкви, построенной десятью годами ранее на Царкосельском тракте рядом с императорским Путевым дворцом. Церковь в Петербурге торжественно заложили в июне 1777 года не только в честь оглушительной победы русского флота над Турками в Чесменской бухте в 1770 году, но и в том самом месте, где Екатерина Великая получила первое известие о ней. После завершения строительства Чесменского храма Екатерина II любила здесь бывать, и для неё было предусмотрено специальное царское место. Проходит немного времени... и Марк Фёдорович Полторацкий - основатель дворянской фамилии Полторацких, известный русский певец, руководитель Придворной певческой капеллы решил построить такую же церковь в своём имении к 20-летней годовщине Чесменского сражения... И если не знать предистории её постройки, то у любого путешественника невольно вырвутся слова: "Откуда в этой сельской глубинке такая красота?!"

Подробности строительства Спасо-Преображенского храма в Красном известны благодаря изыскательской работе писателя и реставратора Владимира Ивановича Сысоева (1947-2010) - автора целого ряда книг, посвящённых истории Тверской земли. Так вот, благодаря старым документам приходит понимание, что в семье действительного статского советника Марка Полторацкого всё же главной движущей хозяйственной силой являлась его супруга "генеральша" Агафоклея Александровна (в девичестве Шишкова)(1732-1822), родившаяся в семье тверских помещиков. Её муж Марк Фёдорович боялся сказать ей поперёк хотя бы слово. По одной из легенд, о её якобы "тиранствах" услышал молодой ещё Александр I и приказал высечь помещицу на лобном месте. Как бы то ни было, это была весьма незаурядная личность. Приданное, доставшееся генеральше от отца, Агафоклея приумножила многократно, и к концу жизни владела четырьмя тысячами крепостных душ. Поэтому имела возможность жертвовать немалые суммы как страждущим, так и на строительство храмов, а главное, не скупилась и охотно этой возможностью пользовалась. Помимо строительства храма в Красном, она финансировала восстановление Борисоглебского собора в Старице. После того как Полторацкие стали владельцами имения в Красном, супруги первым делом решили построить новую каменную церковь вместо старой деревянной. Марк Фёдорович по настоянию жены в 1783 году написал письмо о благословении на строительство, дескать, хочу "поставить собственным моим коштом по способности места положения, не отдаляя однако ж от жительства". Епископ попросил сообщить подробности: сколько в имении прихожан и дворов? В подготовленной справке ему сообщили, что по данным благочинных ведомостей Старцкого уезда от 1782 года, в селе Красном имеется "церковь деревянная, поименованная Воскресения Христова, без приделов", построенная в 1720 году. Она хоть и ветхая, но "утвари довольно", а служат в ней священник, диакон, дьячок и пономарь, дворов же "приходских" насчитывается 287. В тот же год благословение было дано, однако вышла заминка с получением так называемой храмоздательной грамоты, без которой строительство не могло начаться. Лишь летом 1785 года, после того как Марк Фёдорович вторично обратился к уже новому тверскому архиепископу Иоасафу, грамота была получена.

Увы, архивные документы никак не объясняют, почему всё же владельцы Красного решили строить копию Чесменского храма? Существует несколько версий. Одна из наиболее вероятных гласит: Агафоклея Полторацкая буквально боготворила Екатерину II и резонно полагала, что самим фактом постройки абсолютной копии полюбившегося императрице Чесменского храма можно будет заслужить её благорасположение. В другом имении Агафоклеи - селе Грузины близ Торжка - в спальне хозяйки на стенах висели только образ Спасителя и портрет Екатерины II. После смерти императрицы помещица по мере возможности скупала её одежду и постельные принадлежности.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге был построен по проекту знаменитого архитектора Ю.М. Фельтена. А вот вопрос - была ли Спасо-Преображенская церковь в Красном авторским повторением этого зодчего - остаётся открытым. И бывал ли архитектор в Красном, чтобы конторолировать строительство храма-близнеца? Достоверных ответов на эти вопросы нет. Известно лишь, что в 1776 году Фельтен приезжал в Тверь и принимал участие в церемонии закладки первого камня в основание памятника Екатерине Великой (памятник был снесён в 1811 году). Поэтому можно предположить, что архитектор всё же преодолел расстояние от Твери до Красного, чтобы обсудить с четой Полторацких постройку будущего двойника Чесменского храма. Хотя, с другой стороны, Марк Фёдорович, к тому времени уже заведовавший Императорской певческой капеллой, имевший дворянское звание и собственный герб с изображением арфы в центре, вполне мог встречаться с именитым архитектором либо в Москве, либо в Петербурге. Кстати, помимо авторского повторения в селе Красном, третья точно такая же церковь была построена ещё и в дворянской усадьбе А.Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии. В отличие от первых двух, Никольская церковь имела отдельно стоящую четырёхъярусную колокольню.

К сожалению, ни сама церковь, ни звонница до наших дней не дожили, они были снесены большевиками в 1920-е годы. А создание трёх одинаковых храмов в разных местах России - это ли не свидетельство безупречности авторского первоисточника? Пусть он даже имел все особенности готической архитектуры, смотревшейся в российской глубинке весьма экзотично. Строительство храма в Красном растянулось на восемь лет, хотя Полторацкие рассчитывали завершить его в 1790 году, к юбилею победы в Чесменском сражении. Лишь летом 1803 года, уже после смерти Марка Фёдоровича, всё было готово для того, чтобы архиепископ Тверской и Кашинский Павел освятил новый храм в честь Преображения Господня. Агафоклея Александровна пережила мужа на три с лишним десятилетия. Перед смертью в 1822 году она завещала усадьбу одному из своих сыновей Александру Марковичу (1766-1839), который некоторое время жил в Красном. Похоронив мать, и, видимо, в память о ней он попросил у церковных властей благословения обнести территорию храма каменной оградой. В прошении он, в частности, не только напоминал, что "каменная церковь во имя Преображения Господня построена покойною моею родительницею", но и хвалился, что "благолепием и имуществом своим против прочих церквей достаточна". Благословение вскоре было получено и ограда построена. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. В 1839 году, после смерти Александра Марковича, село Красное и ещё соседнее под названием Слобода перешло во владение его дочери Прасковьи. Но та уже пустила крепкие корни в Москве и в родовой вотчине практически не появлялась. Без хозяйского досмотра имение стало хиреть и приходить в упадок. Прасковья много раз закладывала его за долги, пока в конце 1859 года не продала некоему отставнику коллежскому советнику Борису Васильевичу Костылёву. Сын нового хозяина, которого тоже звали Борисом, врач по образованию, на первом этаже усадебного дома оборудовал медицинский кабинет и стал лечить крестьян. Во время Первой мировой войны он оборудовал и весь второй этаж под госпиталь, разместив там около полусотни коек. Костылёв лечил раненых русских солдат и офицеров, пока к власти не пришли большевики. Они не только закрыли госпиталь, но и арестовали самого Костылёва. Дальнейшая судьба врача неизвестна.

В 1931 году Спасо-Преображенская церковь была закрыта большевиками. Колокола отправили на переплавку, каменную ограду разобрали, перевезли в Старицу, где поставили вокруг городского сада. Шестьдесят с лишним лет, с 1931 года, когда безбожные власти закрыли храм, помещение церкви использовалось для нужд местного колхоза и серьёзно обветшало. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля 1998 года) - дата второго рождения храма Преображения Господня в селе Красном. В 1999 году настоятелем церкви становится священник Димитрий Каспаров, чьими неустанными стараниями вот уже почти двадцать лет ведутся ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день главные трудности позади: капитальному ремонту подверглась кровля, были покрыты купола, установлены кресты, появились колокола... Внутри настелен деревянный пол, оштукатурены и окрашены стены, сооружён новый иконостас.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №278, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 февраля 2018

Со строительным материалом в окрестностях Старицы никогда не было проблем - большинство храмов в этих местах, включая Спасо-Преображенскую церковь в Красном, построены из местного белого камня, который обладает уникальными свойствами - он очень прочный и с годами не теряет белизны. Поэтому старицкий известняк ещё называют мрамором. Из него не только сложены стены церкви, но и выточены скульптуры над порталом. Но, видимо, заказчики и строители не желали, чтобы копия отличалась от оригинала белыми стенами - наружными и внутренними, и сначала оштукатурили их, а потом покрасили. Лишь цоколь, пилястры стен, фигурные карнизы, а также башенки и столбы оставили белыми. Сейчас цоколь и башенки окрашены красной краской. В здании одиннадцать окон - четыре в куполе, одно круглое над западным входом и шесть внизу.

На церкви один небольшой купол, увенчанный барабаном в виде башенки, который окружают ещё четыре башенки - все с окнами и острыми готическими шпилями. Также по краям крыши установлено 16 каменных фигурных столбцов-пинаклей. На главе и барабанах сначала были поставлены медные восьмиконечные кресты, с полумесяцем внизу, потом их сменили на шестиконечные. У церкви три входные двери (для сравнения: у Чесменской только одна). С запада пристроено высокое крыльцо, сложенное из дикого камня. Колокольня отсутствует, на звонницах, расположенных в двух башенках-барабанах, изначально висели четыре медных колокола, самый большой из которых весил без малого тонну. Над западным входом, над двумя витыми колоннами установлены каменные Ангелы - один с трубой, призванный возвестить о конце света, а второй с крестом в руках, над ними пирамиды. Также над входом - круглое окно типа "готическая роза". В плане церковь представляет собой "четырёхлистник". Стены украшены узкими вертикальными тягами, которые придают им вид ажурных кружев, а всему строению - утончённость и изящество. Этому же способствуют и стрельчатые же окна. Всё строение как бы неудержимо стремится ввысь. Ещё для сравнения: в отличие от Чесменской, Спасо-Преображенская церковь имеет повышение основания купола, оформленное снаружи в виде аттика с вертикальными тягами и зубчатым верхом. Помимо скруглённого аттика над западным полукружием имеется такой же симметричный, он как бы оформляет алтарный выступ. Всё это придаёт церкви иные, чем у Фельтена, пропорции, поэтому она выглядит значительно монументальнее оригинала.

Верх храма украшают пять одинаковых башенок - одна венчает купол (она немного больше остальных), другие завершают каждый из четырёх "лепестков". Наличие таких башенок - одна из особенностей псевдоготического стиля. К примеру, в Никольском соборе Можайска, они выполнены в виде высоких ротонд. Декоративный элемент, очень характерный для готической архитектуры - копьевидная башенка, увенчанная фиалом. Пинакли ставились в основном на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Пинакли Преображенской церкви - высокие, четырёхугольные, украшенные в верхней части краббами - небольшими декоративными выступами. Классический элемент готической архитектуры - так назваемая розетта, круглый оконный проём в верхней части здания, расположен над входом. Над главным входом (с западной стороны) находится фронтон с фигурами ангелов по бокам. У Чесменской церкви в Санкт-Петербурге фронтон украшен барельефом, который изображает Всевидящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов. Оконные и дверные проёмы имеют характерную для классической готики стрельчатость, гораздо более выраженную, чем у аналогичных проёмов Чесменской церкви, верх которых скорее округлый.

По преданию, Агафоклея Полторацкая пожертвовала новой церкви два Евангелия, одно из которых было выпущено в 1800 году с обложкой, отделанной серебром, и ещё столько же литургических наборов и две ризы. Первоначально иконы, занимающие место в резном деревянном иконостасе, были написаны на холстах. Об их создании позаботилась опять же Агафоклея Александровна, а вот мастеров золочения нанимала помещица из соседнего Браткова Анна Ермолаева. Сохранились сведения, что золочёными были решётчатые царские врата, которые традиционно украшали изображение Благовещения и Евангелистов. Южные врата украшала икона Святого Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, а северные - пророка Моисея со скрижалями. А над вратами имелись иконы Рождества Христова и Введения во Храм Пресвятой Богородицы. С потолка спускалось чрезвычайно ценное хрустальное паникадило. Имелась при храме библиотека со старинными книгами, среди которых - Апостол 1699 года, Минеи 1754 и 1796 годов и Требники 1698 и 1754 годов...

Сегодня ничего этого, увы, нет. Иконы в возрождаемый храм, по словам его настоятеля о. Димитрия, приходилось брать, где только возможно: заказывать художникам или принимать как дар от прихожан. Фрески восстановить не удалось, и внутри стены храма покрашены оранжевой краской. В храме Преображения Господня в Красном слева от иконостаса находится икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших". Это довольно необычное изображение заступницы, утешающей людей в их скорбях. Образ ещё называют "Избавлением от бед страждующих" и празднуют ежегодно 18 февраля (5 февраля по с.с.).

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №278, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 июля 2024

Казалось, что уже всё написано об этом храме. Но на свет появляются новые страницы её истории, которые найдены в Тверском архиве. Именно они дополняют интересные сведения не только об уникальности древней церкви, но и раскрывают нам некоторые подробности начального периода строительства храма старицкими помещиками-меценатами.

Со второй половины XVIII века владельцем усадьбы Красное стал Марк Фёдорович Полторацкий (1729-1795) – первый директор придворной певческой капеллы, который в 1763 году был пожалован в потомственное дворянство, а в 1783 году произведён в действительные статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию. Жена его Агафоклея Александровна (1737-1822) происходила из рода тверских помещиков Шишковых, чьи имения находились в Новоторжском уезде Тверской губернии. Полторацкая была незаурядной личностью: и в Петербурге о её богатстве, хозяйской хватке, а также жестокости и самодурстве, слагались легенды. Она жертвовала на монастыри, строила храмы, помогала бедным. Эти её качества проявились и при возведении знаменитого Преображенского храма в Красном.

С 1780-х годов в Красном начинается большое строительство. И началось оно с церкви. В 1783 году М. Ф. Полторацкий обратился к епископу Тверскому Арсению с ходатайством о разрешении построить новую каменную церковь в селе: «… Епархии Вашего преосвященства в Старицком уезде вотчине моей в селе Красном имеется деревянная ветхая церковь Обновления храма Воскресения Христова, которую я имею намерение переправив, перенести на другое место, где отведено будет на погребение умирающих, а вместо той имею желание вновь поставить каменную во имя Вознесения Христова, что светлым именуется праздником, и поставить собственным моим коштом по способности места положения, не отдаляя однако ж от жительства…» Резолюция епископа была следующая: «1783, мая 30 дня. Справить о церкви, о числе дворов, о прихожанах и о прочем представить. Арсений».

Духовной консисторией была подготовлена справка: «В благочинных ведомостях Старицкого уезда 1782 года в селе Красном показано: Церковь деревянная, поименованная Воскресения Христова, без приделов, в ветхости, утвари довольно, построена в 1720 году. Священник, диакон, дьячок и пономарь – по одному. Приходских 287 дворов…» 13 июня 1783 года епископ Тверской и Кашинский Арсений даёт благословение: «… Как уповательно, что и прочие прихожане в добром намерении и желании о построении вместо старой деревянной новой каменной церкви и в прочем как изображено в прошении вотчинника господина Полторацкого будучи согласны, чего ради по выше писаному прошению с божией помощью исполнить именем господним благословляю, о чём для надлежащего прихожанам объявления и по согласному их желанию исполнить и послать к благочинному указ».

Однако по какой-то причине храмоздательная грамота на строительство храма не была выдана, и оно не началось ни в 1783, ни в 1784 году. К этому времени сменился глава Тверской епархии. И 21 июля 1785 года Марк Фёдорович обращается уже к новому архиепископу Иоасафу: «… В вотчине моей селе Красном имеется ветхая деревянная церковь во имя славящего восшествия Христова… Того ради Ваше Преосвященство покорно прошу выше показанную деревянную церковь в разобрании и опять собрании, также и поставлении каменной церкви дать мне Вашу архипастырскую грамоту…»

30 июня 1785 года храмоздательная грамота на сооружение новой церкви была Полторацкому, наконец, выдана. Было решено построить церковь, аналогичную знаменитой Чесменской церкви, сооружённой в 1777-1780 годах по повелению Екатерины II архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном близ Петербурга. Вероятно, супруга Марка Фёдоровича Полторацкого Агафоклея Александровна, буквально боготворившая императрицу, надеялась сооружением церкви, являвшейся полной копией Чесменской, ещё раз обратить на себя внимание Екатерины II и добиться её благорасположения. Кстати, ещё один аналогичный храм был построен в 1780 году по проекту Ю. М. Фельтена в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Новоржевского уезда Псковской губернии.

Строительство храма осуществлялось попечением и иждивением А. А. Полторацкой на протяжении пяти лет, и было закончено в 1790 году, к 20-летию Чесменского сражения, однако освящение его во имя Преображения Господня состоялось только через 13 лет, 21 июля 1803 года. Оно было осуществлено архиепископом Тверским и Кашинским Павлом.

Согласно описи, составленной в 1848 году, «… церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длиною и шириною по 10 сажен. Стены сей церкви как изнутри, так и снаружи, оштукатурены и окрашены, снаружи – по гладким местам, жёлтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою… Пол в церкви и алтаре каменный, некрашеный. Во всей церкви вообще 11 окон, а именно: в кумполе 4, над западной дверью одно круглое и внизу 6, а в окнах 11 рам из соснового дерева со стёклами, внизу укреплены железными решётками, и над дверьми три окна треугольные с решётками.

На церкви одна глава с четырьмя по сторонам её башнями, из коих в каждой по 4 без рам окна, крыты железом и окрашены чёрною краскою. По углам вокруг главы восемь, вокруг башен по 4, а вокруг всей церкви по краям крыши 16 каменных белых фигурных столбцов. На главе и башнях кресты медные, фигурные, восьмиконечные, с полумесяцем внизу (по метрике 1887г. – шестиконечные с полулуниями), окрашены жёлтою краскою. Крыша на церкви железная, на стропилах деревянных, окрашена чёрною краскою. Входные двери в церковь с трёх сторон, деревянные, растворчатые, окрашены дикою краскою, с личинами внешними, внутренними замками и железными крюками.

Крыльца каменные не крытые. Колокольни не имеется, а 4 медных колокола весом 50 пуд. 20 ф. (812 кг), 16 пуд. 27 ф. (267 кг), 1 пуд 39 ф. (20 кг) и 1 пуд 2 ф. (17 кг), отлитые в Москве, висели на двух поверх церкви западной и северной башнях». Высота сооружения составляет 24 метра, длина и ширина — около 20 м. При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов – одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого с крестом в руках, над ними пирамиды высотой 120 см.

Цоколь, узорные детали фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигуры Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также главы и вимперги с шатровыми завершениями выполнены из старицкого белого известняка, что придаёт зданию особенную изысканность.

Внутри церкви на дубовом необлачённом престоле находился жёлтый атласный антиминс, освящённый в 1802 году Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. Петербургской Духовной Академии Д. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во храм, Христа Спасителя, Преподобного Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и Святителя Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окружённого девятью Ангельскими ликами, выше был изображён господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Святую Варвару, в вызолочённой овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 года описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведён карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле его гладкое и всё вызолоченное».

Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила Агафоклея Александровна Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решётчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом «БОГ» над ними. Большой оригинальностью отличались и другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображён благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Святого Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных – Святого пророка Моисея со скрижалями. Над вратами, соответственно, помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Святого Николая и Святого Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окружённое иконами 12 Апостолов (включая Апостола Марка – вероятно, небесного покровителя строителя храма Марка Фёдоровича Полторацкого) и Святого пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими.

С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа – икона Святого Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в деревне Маслово Красновского прихода. Выделялось «очень ценное паникадило» — хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольные креста и образы Святого Николая Чудотворца и Святого Тихона Задонского в алтаре (старина последней, впрочем, сомнительна, учитывая время канонизации Святого Тихона – 1861 год). Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Великомученика Георгия и Святого Николая, хоругви с изображениями Богоявления и Святого Николая, Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 года, Минеи 1754 и 1796 годов, Требники 1698 и 1754 годов и Творения Святых Отцов.

Агафоклея Александровна Полторацкая пожертвовала новой церкви два литургических набора, два Евангелия, в том числе одно (1800 года) – обложенное серебром, и две ризы. Церковная утварь из прежнего храма в большинстве своём была перенесена в часовню деревни Кушниково, а на месте старого храма впоследствии установили «столб-часовню».

В 1822 году умерла Агафоклея Александровна Полторацкая. Своим завещанием она закрепила усадьбу Красное за сыном Александром Марковичем, который поселился здесь ещё в 1810 году, сразу после ухода в отставку. В 1824 году вокруг церкви во имя Преображения Господня Александром Марковичем была устроена каменная ограда с деревянной решёткой. Полторацкий в прошении на имя Иона, Архиепископа Тверского и Кашинского, писал: «… Старицкого уезда в селе Красном при вотчине моей каменная церковь во имя Преображения Господня, построенная покойною моею родительницею, благолепием и имуществом своим против прочих церквей достаточна, но оградою не обнесена, на обнесение коей приличною её зданию оградою, я положил твёрдое намерение собственным своим иждивением, не касаясь ни мало церковной суммы, приступить к строению оной точно с Архипастырского Вашего благословения.

Почему и прошу сию церковь приличною её зданию оградою дозволить мне обнести. Апреля 25 дня 1824 года». На прошении резолюция от 8 июня 1824 года: «Согласно желанию просителя ограду обнести кругом церкви на собственное его иждивение благословляется».

После смерти Александра Марковича Полторацкого в 1843 году село Красное и деревня Слобода, в которых насчитывалось 99 крепостных крестьянских душ мужского пола, достались его дочери Прасковье. Дочь А. М. Полторацкого Прасковья Александровна в Красном появлялась редко – она жила в Москве, в собственном доме, который находился в Лёвшином переулке. Всеми делами в усадьбе вершил управляющий. Имение неоднократно закладывалось в Московском опекунском совете, последний раз – в 1856 году. 29 декабря 1859 года П. А. Полторацкая продала село Красное с господским домом, службами, садом и мукомольной водяной мельницей, а также деревню Слободу отставному коллежскому советнику Борису Васильевичу Костылёву (1801–1871). Потом усадьбой владел его сын Борис Борисович. Он был врачом, служил в Тверской губернской земской больнице, а после отставки стал практиковать на дому. Для этих целей на первом этаже усадебного дома в Красном им был оборудован медицинский кабинет.

В 1901 году Б. Б. Костылёву пришлось брать ссуду в Государственном Дворянском земельном банке для приобретения новой сельскохозяйственной техники. Была произведена оценка имения – она составила 181218 рублей. Своевременно погасить ссуду Костылёву не удалось, и, начиная с 1905 года, имение несколько раз выставлялось на торги. Наконец, в декабре 1910 года на очередных торгах его купила сестра Б.Б. Костылёва Анна Борисовна, тем самым сохранив имение за семьёй.

Вскоре после начала Первой мировой войны Б. Б. Костылёв организовал в верхнем этаже господского дома в Красном госпиталь для больных и раненых воинов на 50 коек, а сам стал его заведующим. Кроме того, он передал для нужд этого медицинского заведения кухню, прачечную и помещение для медицинского персонала. До 1918 года работал в Красном этот госпиталь. 1 декабря 1917 года Костылёв был арестован, через некоторое время освобождён, но в Красное больше не возвращался.

В 1931 году была закрыта Красновская Преображенская церковь. Колокола храма уничтожили, ограду сняли и, по воспоминаниям старожилов, поставили вокруг городского сада в городе Старице. До 1998 года колхоз "Октябрь" использовал церковь под зерновой склад.

12 июля 1998 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Красном открылся Преображенский храм. Духовная жизнь в храме возобновилась в 1999 году. Церковь реставрировали специалисты-реставраторы под руководством тверского архитектора-реставратора Авдеевой И. П. в 1979-1982-х годах, а также в 2000-х гг. Полностью розовым храм стал только в 2014 году. Дворец же Полторацких, расположенный рядом, вместе с церковью и парком составлявший единый ландшафтно-архитектурный комплекс, находится в руинах.

При церкви есть небольшой гостевой дом для паломников.

С сайта: https://starica-volga.ru/istoriya/krasivaya-cerkov-sela-krasnoe.html/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.