...Вторая городская часовня, в честь преподобного Филиппа Ирапского, была сооружена на рубеже 70-80-х годов XIX века как подворская (без здания подворья) Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни и на ее средства. Это было время, когда в архитектуре господствовали различные стилизации, появлению которых способствовало характерное для этой эпохи отсутствие единой архитектурной мысли. Необходимо отметить, что XIX век был переломным в архитектуре. Вторая половина его вообще ознаменовалась отходом от ордерности и появлением в практике строительства стилевого разнообразия, стала прослеживаться преемственность русского прошлого и настоящего.
В соответствии с новыми требованиями перестраиваются фасады Воскресенского собора, возводится Благовещенская церковь, как и часовня, несущая на своих фасадах яркие черты "русского стиля". Возник он от заимствования форм XVI-XVII веков. Элементы декора; закомары с килевидными архивольтами, городчатые карнизы, крыльца на столбах-кубышках - были давними, а почерк строителей стал иным, более сухим. Декор Филиппо-Ирапской часовни - еще одно проявление большого интереса к монументальному началу и синтезу искусств, характерному для второй половины XIX века. В начале XX века на восточном и южном фасадах часовни появились живописные, на холстах, изображения преподобных Филиппа Ирапского, Кирилла Новоезерского и Корнилия Комельского - учеников и учителя в их духовной совокупности, под сенью Святой Троицы над входом.
В 1929 году шатровое завершение часовни было уничтожено, и в ней последовательно размещались: артель "Универсаль", губернское статистическое бюро, артель "Свободный труд", а с 1967 года - городской военкомат. Крыльцо на столбах-кубышках было сломано, в стенах пробиты новые окна, а в прежде открытом внутрь объеме ча совни устроены междуэтажные перекрытия, сбита роспись.
Начавшееся в 1998 и закончившееся в 2000 году восстановление часовни нельзя считать удачным. Западный ее фасад полностью закрыт пристройкой, а бывший прежде кованым "процветший" крест в завершении заменен позолоченным восьмиконечным, что делает его нечитаемым на фоне неба.
М. Ю. Хрусталев "Часовни города Череповца". Череповец: Краевед. альм. Вып. 3. - Легия, 2002.