ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Череповец. Собор Воскресения Христова.

Воскресенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Иоанна Предтечи , Филиппа Ирапского, Афанасия и Феодосия Череповецких
Год постройки:1776.
Адрес:
Россия,Вологодская обл.,г.Череповец, Соборная горка, 1

Координаты:59.119157, 37.92845


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
MILAV V
11 августа 2010
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Илья
7 января 2007
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Общий вид с юго-запада
Игорь Монаков
12 мая 2006
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Алексей Сигаев
03.06.2003 - 07.06.2003
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 ноября 2014
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 ноября 2014
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 ноября 2014
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Наталия
7 июня 2013
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Илья
19 июля 2007
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Общий вид с северо-востока
Игорь Монаков
12 мая 2006
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Южный фасад
Игорь Монаков
12 мая 2006
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Северный фасад
Игорь Монаков
12 мая 2006
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2002
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 ноября 2014
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 ноября 2014
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Ворота и звонница
Наталия
7 июня 2013
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Мозаика над главным входом
Наталия
7 июня 2013
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Геннадий.
4 января 2013
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Lynx Mourmyss
14 августа 2014
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Памятный крест на фоне Собора Воскресения Христова
Геннадий.
4 января 2013
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Воскресенский монастырь (на поклонном кресте)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
17 августа 2008
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Памятный крест. Установлен в память о преподобных Афанасии и Феодосии, основавших в 1362 г. Воскресенский монастырь, давший начало городу Череповцу. Установлен юго-восточнее собора, ближе к реке Шексна
Игорь Монаков
12 мая 2006
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
??
Собор Воскресения Христова - Череповец - г. Череповец - Вологодская область
Максим Леонидович
24 ноября 2009




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Максим Леонидович,  9 ноября 2009

Построен в 1756 году. Самое старое каменное строение Череповца. Единственная монастырская постройка, сохранившаяся до наших дней. Стоит в древнейшей части города при слиянии рек Шексны и Ягорбы. В советское время использовался под склад, прачечную, слесарную мастерскую. Во время войны в помещении храма производился ремонт авиационных двигателей. Возвращён церкви в 1946 году. Существуют приделы во имя пророка Иоанна Крестителя, преподобных Афанасия и Феодосия, преподобного Филиппа Ирапского.


Статью добавил(а): Вадим кр,  23 января 2017

В янвaре 1752 г. нaчaлoсь стрoительствo кaменнoй церкви. В феврaле 1756 г. нoвый собор Вoскресения Христoвa был oсвящён. У собора - двa приделa: северный в пaмять Усекнoвения глaвы Иoaннa Крестителя и южный в честь aпoстoлa Иoaннa Бoгoслoвa. Первoнaчaльный вид собора oтличaлся oт сoвременнoгo. Впервые генерaльнaя рекoнструкция былa приурoченa к стoлетию в 1855-1856 гoдaх. Были пoчти вдвoе увеличены oкoнные прoёмы, кoтoрые первoнaчaльнo были квaдрaтными с круглыми прoсветaми вверху. К 1851 г. был рaсписaн местными худoжникaми и укрaшен фрескaми. Нaличники и прoчие нaружные укрaшения oстaвaлись белыми. Икoнoстaс был с сенью перед Цaрскими врaтaми. В 1884 г. с зaпaднoй стoрoны устрoенa кaменнaя пристрoйкa с приделoм в честь препoдoбнoгo Филиппa Ирaпскoгo.

В 1933 г. собор зaкрыт. Вoзврaщён церкви в 1946 г. Пoсле 1988 г. были вoсстaнoвлены бaшенки, пoкрыты зoлoтoм лукoвички. Вoсстaнoвленa oгрaдa. Сoвременный икoнoстaс был перенесён из собора Вoскресения Христoвa в селе Степaнoвскoе.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 марта 2018

История Воскресенского собора города Череповца начинается с середины ХIV века, когда двое последователей и учеников Сергия Радонежского, Афанасий и Феодосий, по благословению преподобного основали на Соборной горке монастырь в честь Воскресения Христова. Год 1362-й, который, как правило, приводится историками в качестве времени основания монастыря, является датой, скорее, ориентировочной. Документы, которые могли бы пролить свет на это событие, не сохранились. Однако при сопоставлении некоторых фактов можно предположить, что это произошло в период нахождения на кафедре епископа Ростовского и Белозёрского Игнатия, занимающего этот пост с 1355 по 1365 год. В дальнейшем монастырь на несколько столетий, вплоть до 1764 года, стал центром духовного единения жителей округи.

В ХVIII веке первый череповецкий городничий, помещик из местного села Шухтово Фёдор Иванович Чекмарёв записал народное предание, повествующее об основании Воскресенского монастыря. Некий купец вёз по реке Шексне в Белоозеро московские товары, внезапно над ним сгустилась кромешная тьма, так что он даже посадил на мель свою лодку. Сотворив молитву, купец увидел, что гора, высившаяся неподалёку, вся озарена небесным сиянием, словно указывающим направление пути. Продолжив плавание, озадаченный купец достиг подножия горы и увидел живописную местность у слияния двух рек, Ягорбы и Шексны. Запомнив дорогу, купец возвратился сюда год спустя и поставил часовню, украсив её дорогим для своего сердца святым образом Воскресения Христова. Примечательно, что исследователь Леонид Васильевич Афетов в своей рукописной книге конца ХIХ века "Исторический очерк бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря и его земельных владений" напрямую связывал этого мифического купца со вполне реальной личностью - основателем Воскресенского монастыря Феодосием. Так или иначе, именно преподобный Феодосий известен как первый из настоятелей монастыря в Череповце, а сменил его на этом посту преподобный Афанасий по прозвищу Железный Посох. Прозвище он получил из-за тяжёлой палицы, которой преподобный изнурял свою греховую плоть. Известно, что отец Афанасий скончался в одно время со своим учителем Сергием Радонежским - в 1392 году.

Место это прежде считалось выморочным: в конце 1350-х годов в Белозёрском крае жестоко свирепствовала чума. Однако люди всегда селились под защитой монастырских стен, и здесь в скором времени разрослись село Федосьево и Ягорбская подмонастырская слобода. Именно они заложили основу для будущего уездного города Череповца (1777), небесными покровителями которого считаются основатели святой обители, преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Храм Воскресения Христова ныне стоит на месте бывшего кладбища монастыря, территория которого простиралась до Соборной горки, где находится бывший дом городского головы Череповца Ивана Андреевича Милютина. Подъём на горку в своё время соорудили местные монахи, чтобы легче было добираться сюда от реки.

Монастырская жизнь началась с возведением православного креста и строительства двух маленьких деревянных церквей - соборной Воскресенской и Троицкой, по традиции особо почитаемой учениками преподобного Сергия. Эти скромные храмы просуществовали до драматического 1610 года, когда поляки и примкнувший к ним разношёрстный "воровской люд" вторглись, разграбили и спалили захваченный монастырь, а безвинных монахов поголовно перебили. Удалось в какой-то степени уцелеть лишь сильно обгоревшей Троицкой церкви. Воскресенская же полностью сгорела вместе с монастырскими кельями и дворами. Перепись 1626 года отмечала: "Вотчина Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Московского и всея Руси, в Череповецкой волости монастырь общей, а при нем храм был настоящей Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в разорении сожгли Литовские люди, да церковь Живоначальные Троицы". В следующей переписи, от 1665 года, описана соборная церковь Воскресения "о восьми стенах", неотапливаемая, с приделом в честь Покрова Богородицы "на полатях" и "казной" - складом монастырской утвари в подклети здания. Главу храма обшили особым осиновым тёсом, а деревянный крест - железными листами. Южнее Воскресенской располагалась тёплая Троицкая церковь с келарской кладовой для припасов в трапезной. Западнее стояла колокольня; брёвна её сруба были уложены в надёжные стыки-замки. О её звонах известно, что "колокол благовестной, большой, сорок пуд, да шесть перечасных, четырнадцать пуд".

К 1725 году монастырь Воскресения Христова вошёл в перечень степенных, заняв в нём достаточно высокое 27-е место. Делить святые обители на степенные и нестепенные начали примерно с середины ХVII века. Тем не менее и монастырь, и его храмы оставались деревянными, покуда в 1732 году не вышел Указ патриаршего казённого приказа: строить в святой обители каменную соборную церковь Воскресения Христова. Приделы же ей освятить во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Дело в том, что начинали строить каменную Воскресенскую церковь ещё раньше, в 1721 году, при игумене Гаврииле. После закладки фундамента, убедились, что задуман храм "вельми не в меру", поскольку чрезмерно велик - таков был вердикт духовных властей. На тот момент для каменного строительства монастырь не имел достаточных средств и строиматериалов, хотя просили много у кого, даже государыне императрице Анне Иоановне в 1732 году били челом. Но и без храма обители оставаться было нельзя. В 1738 году отец Мирон, игумен обители, обратился с просьбой к соседу, графу Бестужеву-Рюмину, где у него в имении Луковец Любецкой волости была выстроена каменная церковь, а деревянный храм остался не у дел. Генерал Бестужев-Рюмин милостиво согласился отдать монастырю деревянный храм из своего имения. Его бережно перевезли в обитель, возвели на каменный фундамент и освятили в честь Воскресения Христова. Установили в неё и иконостас, привезённый из того же Луковца. Однако иметь каменный храм по-прежнему оставалось заветной мечтой всей святой обители. Поэтому, начиная с 1752 года, по велению епископа Вологодского и Белозёрского Пимена строительство здания в камне здесь продолжили. Оно было завершено в 1756 году, и в феврале новоиспечённый храм освятили вместе с левым приделом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и правым - во имя апостола Иоанна Богослова. В результате Воскресенский собор стал первым каменным храмом города Череповца и последней постройкой монастыря.

Век девятнадцатый внёс немало изменений в облик каменной церкви Воскресения Христова как изнутри, так и снаружи. К 1855 году в плане она имела прямоугольную форму, близкую к квадрату. Пять её изящных глав были обиты черепицей. Бывшую деревянную паперть сменила каменная, представлявшая собой изящный портик с двумя парами тосканских колонн и антаблементом. Эти работы велись в 1855-1856 годы. Значительно преобразилось и внутреннее убранство церкви. Антоний, епископ Старорусский и викарий Новгородской епархии дал благословение на роспись Воскресенского храма. В живописных работах 1851 года участвовали талантливые местные художники, однако история, к сожалению, не сохранила их имён. Октябрь 1917 года знаменует собой начало главы в истории Русской Православной Церкви и Воскресенского собора в Череповце. Часть церквей, в том числе и собор Воскресения Христова, решено было в целях усиления идеологической борьбы передать обновленцам.

Гонения на этот храм начались в Череповце уже в марте 1918 года, когда был арестован настоятель храма, протоирей Владимир Фарфаровский. Затем последовали новые аресты, в том числе викария Новгородской епархии Варсонофия, епископа Кирилловского. В скором времени были выселены из собственных жилищ священнослужители Воскресенского собора с их семьями. Всё это сопровождалось разграблением храмов. С 1923 года Воскресенский собор на целое десятилетие попал под власть раскольнической обновленческой церкви, получив статус кафедрального собора Череповецкой епархии. Соседняя Троицкая церковь на Соборной горке осталась кафедральным собором викарных епископов Череповецких под юрисдикцией Патриарха. Однако даже статус обновленческого храма не сумел защитить собор, к тому же на раскольников в 1930-е годы тоже начались гонения, как на не оправдавших идеологический эксперимент советской власти.

В начале 1930-х годов были уничтожены Троицкий собор и колокольня с лживой формулировкой "как грозящие падением". Закрыть же Воскресенский храм горисполком Череповца постановил ещё в феврале 1930 года, однако не получил разрешение вышестоящего начальства, поскольку в этот период город входил в состав Ленинградской области. Требовалось согласование с её руководством, это заняло немало времени, и лишь в 1933 году городским властям удалось сначала добиться запрета на проведение богослужений в Воскресенском соборе, а потом и закрыть его. Закрытие собора привело к ещё большему его разорению. После того как власти распорядились снести купола, здание утратило облик православного храма. Ограду разобрали, и в храм мог войти любой желающий и унести оттуда всё, что ему заблагорассудится. Чтобы помещение не пустовало, его стали использовать в качестве сборного пункта призывников перед отправкой в армию. С началом Великой Отечественной войны в здании разместили слесарные мастерские, где ремонтировали повреждённые авиационные моторы самолётов, участвовавших в боевых действиях. Чтобы передвигать тяжёлые двигатели, в храме проложили рельсы, в результате основательно повредили алтарную часть и полы.

Уже в последние годы войны, по мере освобождения советских городов и сёл, стали открываться некоторые храмы. На этой волне перемен прихожане Череповца с 1944 года начали активно ходатайствовать об открытии Воскресенского собора. На третий год усилия верующих наконец-то возымели действие, хотя и с несколько неожиданным результатом. 16 сентября 1946 года уполномоченный по делам РПЦ по Вологодской области И.М. Игнатов сообщил им: "Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР в связи с постановлением от 21 августа 1946 года разрешил открытие Троицкой церкви в городе Череповце на берегу реки Ягорбы". Тогда прихожане попросили вместо изрядно обветшавшего храм Троицы открыть Воскресенский собор, находившийся в гораздо лучшем состоянии. 7 октября 1946 года Вологодский облисполком удовлетворил эту просьбу и неделю спустя отдал "здание каменной Воскресенской церкви" в бесплатное и бессрочное пользование прихожанам. При этом те дали письменное обязательство "содержать в культурном состоянии и беречь переданное нам здание церкви, земельный участок, зелёные насаждения, а также забор и прочее имущество". На тот момент собор представлял собой обезглавленное здание, практически полностью лишённое внутреннего церковного убранства, своего уникального исторического вида. Началась кропотливая работа по восстановлению храма, продлившаяся до 90-х годов ХХ столетия. При этом прихожане решили как можно скорее начать в храме богослужения, первое из которых состоялось 18 декабря 1946 года. В 18 часов здесь отслужили первое всенощное бдение, совершив Божественную литургию в память о святителе Николае Чудотворце, а уже в следующем году службы в соборе стали проходить регулярно. Стоявший по соседству и несколько лет пустовавший Троицкий храм был демонтирован уже в 1947 году. Старожилы Череповца и по сей день могут определить по расположению старых деревьев, растущих у храма Воскресения Христова, очертания бывшей Троицкой церкви.

В 1965 году в уцелевшем Воскресенском храме провели электричество, 15 лет спустя установили телефон. 1980-е годы стали порой активного восстановления здания, тогда оно вновь обрело купола и соответствующий облик. В 1987 году храму Воскресения Христова был возвращён соборный статус. В ноябре 2003 года приход Воскресенского собора был преобразован в архирейское Воскресенское подворье. Ему принадлежит целый комплекс строений: храм, воскресная школа и несколько административных зданий. Все вместе они составляют подлинный центр православной жизни города, флагманскую роль в котором играет собор Воскресения Христова.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №284, 2018 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  21 марта 2018

Воскресенский храм на возвышении Соборной горки издалека привлекает к себе внимание. Он красив и величественен круглый год: летом переливается в солнечных лучах, зимой сверкает льдинками, словно монолитный белый чертог с заснеженными куполами. Этот храм является наиболее ранним памятником каменного зодчества в Череповце и сохраняет в структуре своей композиции систему сводов и арок здания, выстроенного ещё в 1752 году.

Возведённый как монастырский собор, храм Воскресения Христова имеет боковые приделы, освящённые во имя Иоанна Крестителя, а также Афанасия и Феодосия Череповецких (первоначально - Усекновения главы Иоанна Предтечи). В 1885 году к западной паперти был пристроен придел Преподобного Филиппа Ирапского. Архитектура этого четырёхстолпного храма имеет характерные признаки русского зодчества второй половины ХVIII века. Приметы позднего барокко органично сочетаются в нём с классицизмом московской архитектурной школы; присутствуют в стилистике Воскресенского собора и черты древнерусского зодчества. Вобрав в себя элементы различных стилей, храм является своеобразным промежуточным звеном между барокко и классикой. Кирпичное здание в плане имеет форму прямоугольника, а в объёме изначально представляло собой кубическую постройку, добавленную пристройками ХIХ века. Сегодня в области кровли оно ниже изначальной высоты почти на два метра, поскольку прежняя тёсовая кровля стропилами опиралась на три венца деревянного наруба, расположенного по периметру здания. В 1854 году было обнаружено, что несущие конструкции завершения собора изрядно обветшали, и наруб из соображений безопасности здания убрали. Декор Воскресенского собора по классической традиции весьма скромен и периодически реставрируется. В 2007 году был значительно укреплён фундамент здания, отремонтированы башенки и кровля; в 2008 году в соборе были проведены восстановительные фасадные работы. Звонница у собора внешняя, она невелика; недавно около неё был обустроен водный источник с живыми рыбками, что свидетельствует о хорошей экологии территории, прилегающей к зданию. Здесь всегда легко дышится, ведь место-то - намоленное! Основной объём храма венчают пять высоких декоративных луковичных куполов восьмигранной формы. Подобное завершение церковного здания соответствовало канонам позднего барокко в российской провинции. После Октябрьской революции все барабаны с главками и крестами, конечно же, были ликвидированы.

После ряда перестроек и восстановления, предпринятых в ХХ веке, пятикупольное завершение храма было восстановлено в ходе реставрации в конце 1980-х годов. У собора три невысокие апсиды, покрытые кровлей типа "епанча", названной так из-за внешнего сходства с широким восточным плащом-безрукавкой. Пара основных скатов "епанчи" в форме трапеции образуют ровное горизонтальное ребро конька крыши, а оставшееся открытое пространство перекрывают два вальма - торцевых ската треугольной формы. Когда Восресенский храм обрёл своё каменное здание, его прямоугольные оконные проёмы были украшены наличниками, а овальные - сандриками. Позднее обрамление окон изменили, и сами проёмы, за исключением двух, на северном и южном фасадах, заменили арочными гораздо большей, нежели прежде, высоты, с завершениями архивольтами в форме килей. На северном и южном фасадах осталось по одному первоначальному окну, какими они были ещё в ХVIII столетии. Первоначальная расколеровка фасадов Воскресенского собора выглядела как весьма насыщенный голубой фон, украшенный белым декором. Ныне собор белоснежного цвета и особенно эффектно выглядит он в тёмное время суток, при ночной электрической подсветке.

С 1725 года у соборной церкви имелась монастырская ограда. Её массивные столбы прочно поддерживали металлическую решётку с литьём в виде замысловатой ажурной вязи. Позднее ограда была убрана, и в советское время храм стоял совершенно беззащитным и не охранялся. Металлическая ограда с каменными столбами была возвращена Воскресенскому собору в 1991 году. Свой соборный статус Воскресенский храм Череповца получил в 1987 году. С этого времени развернулись интенсивные работы по восстановлению, в том числе и внутренних интерьеров. В 1992 году был позолочен нынешний храмовый иконостас, в 2000-м - уложили новые каменные полы, в своё время основательно разрушенные из-за нецелевого использования здания храма, а в 2007 году на бюджетные средства в соборе установили вентиляционную систему. Воскресенский собор принадлежит к числу храмов в округе, котрые неоднократно перестраивались. Это с видимым неудовольствием отмечал архитектор и искусствовед Пётр Петрович Покрышкин, изучавшие череповецкие церкви в 1918 году: "Троицкий собор... внутри так обновлён, что кажется построенным в конце ХIХ века".

В Воскресенском храме удалось сохранить наиболее старые фрагменты внутренних помещений, такие как алтарная часть и место для молящихся возле колонн, под сводами высокого потолка. Не удалось сохранить иконостас собора - золочёный, резной, имевший четыре яруса и сень перед царскими вратами в виде беседки с шестью колоннами. Вместо безвозвратно утраченного, в соборе был установлен иконостас, датируемый ориентировочно 1830-ми годами. Вместе с напольными киотами он перенесён сюда из закрытой в послевоенные годы церкви Воскресения Христова села Степановского, что раскинулось неподалёку от Череповца. Резьбу иконостаса заново позолотили, хотя некоторые прихожане полагают, что в результате этого она отчасти утратила былые краски и как следствие - прежнее очарование. Согласно заключению специальной комиссии от 1982 года, "главный иконостас Воскресенского собора 3-х ярусный, 10-и прясельный с царскими вратами и двумя боковыми алтарными дверями столярной работы... представляет определённую иконографическую ценность". Главный иконостас собора содержит 46 икон. Ещё 19 образов в основном ХIХ века, размещены в двухъярусном иконостасе придела Святых Афанасия и Феодосия, и 20 святых образов находятся в приделе святого Иоанна Крестителя. Храм богато украшен настенными фресками и росписями на сюжеты из Святого Писания.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №284, 2018 г.

Комментарии и обсуждение

В "советское время" собор около 15 лет (1923-1937) использовался как кафедральный собор обновленческой Череповецкой епархии, и настоятелем его в 1924-1931 годах был обновленческий протоиерей Иоанн Мальцев. Каким-то образом И. Мальцеву удалось выжить в мясорубке 1937-1938 гг., затаиться, а когда Московскую Патриархию пригрел Сталин, он быстро покаялся, постригся с именем Иустин и в январе 1945 года стал епископом Вологодским и Череповецким. При нем Воскресенский собор был открыт после 9-летнего перерыва, и владыка Иустин еще успел послужить по-архиерейски в храме, где в иерейском сане по-обновленчески настоятельствовал.

12 декабря 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.