В помещении Лаврского музея в месте перехода к лестнице, ведущей с первого этажа на второй и третий этажи здания братской трапезной, была устроена часовня в честь образа Пресвятой Богородицы «Игумения Святых Гор». Часовня представляет собой небольшое вратарного плана арочное помещение. На сегодняшний день уже полностью окончена роспись часовни, проводившаяся с 2016 по 2017 годы. В том же 2017 году состоялось её освящение. 24 сентября, в день празднования Собора преподобных отцов Святогорских, его совершил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время своего визита в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру по случаю торжеств в честь юбилея обители.
По благословению наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения роспись выполнялась мастерами-иконописцами Андреем Баботенко (ведущий иконописец, 12 лет опыта в иконописном деле), Андреем Алексенко (до этого принимал участие в росписи храма преподобных отцов, в подвиге просиявших и вместе с Сергеем Ходоровским - часовни преподобных отцов Киево-Печерских. Имеет 8 лет опыта в иконописном деле). Частично в росписи часовни в Лаврском музее участвовали Сергей и Виктория Ходоровские.
Центральная часть часовни посвящена Пресвятой Богородице, Её образу «Игумения Святых Гор». Божия Матерь изображена в полный рост с жезлом в руке, по бокам Её изображены святители Николай Чудотворец и Герман Константинопольский. Этот сюжет заимствован из жития преподобного Германа Святогорского, которому Царица Небесная явилась именно в таком образе в сопровождении этих двух святых. В клеймах рядом с Пресвятой Богородицей написаны Её праведные родители, Богоотцы Иоаким и Анна.
По центру верхнего регистра, над образом Пресвятой Богородицы, написан образ Спасителя благословляющего. При входе в часовню со стороны музея написаны преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, родоначальники монашества на Руси. Над выходом из часовни, ведущим на лестницу, изображён святой Иоанн Креститель, как основатель монашества. Одна половина верхнего регистра росписи часовни посвящена Небесным Силам бесплотным, другая половина - заступничеству Матери Божией иноческого жития и являет собой изображение 4-х явлений Царицы Небесной подвизающимся монахам - ныне прославленным в лике преподобных Афанасию Афонскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и Герману Святогорскому. Нижний регистр посвящён преподобным отцам Святогорским.
Регистр - композиционный ряд, расположенный широкой полосой и делящий композицию на смысловые сегменты. Регистры располагаются в несколько ярусов. Техника росписи - фреска а секко (итал. - «сухой»: роспись водными суспензиями пигментов (с небольшим количеством животного клея или яичного белка) по свежеуложенной известковой штукатурке). Для работы применялись натуральные минеральные пигменты на силикатных связующих.
Программа росписи составлялась под руководством и с участием митрополита Святогорского Арсения. За основу были взяты византийские росписи (монументальная живопись Византии ХIII-ХIV в.в. монастыря Хора), а также росписи памятников Сербского и Русского церковного искусства. Работы по росписи часовни, посвященной образу Пресвятой Богородицы «Игумения Святых Гор, велись с перерывами до осени 2017 года.
http://svlavra.church.ua/o-lavre/chasovni/chasovnya-v-lavrskom-muzee/