ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белёв. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Белёв. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1776 и 1815.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Тульская область, город Белев, площадь Пролетарская.

Координаты: 53.809735, 36.143307
Проезд:Церковное место находится рядом с городской тюрьмой.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Белёв, Белёвский район, Тульская область
Андрей Сергеевич
10 апреля 1912
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта goskatalog.ru (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)<br>, Белёв, Белёвский район, Тульская область
Фото с сайта goskatalog.ru (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)
Сергей Меркулов
1 января 1880
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид на церковное место с юго-запада.<br>, Белёв, Белёвский район, Тульская область
Вид на церковное место с юго-запада.
МОРПЕХ879
2 мая 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


МОРПЕХ879  19 мая 2017

Приход этой церкви принадлежит к числу древнейших в Белеве, он существует более трех столетий, хотя первоначальный состав его был иной. Он образовался из чиновников разных присутственных мест, из военных, большей частью отставных солдат, и нижних чинов прежде существовавшей в городе инвалидной команды, из купцов, мещан и крестьян разных наименований. В начальную пору своего существования приход этот поделен был между двумя церквями - Архангельской и Евангелиста Матфея, история которых слилась потом с историей Успенской церкви. В настоящем же своем составе приход этой церкви существовал с 1880 г. Кроме городской части, в состав его входила и слободка под острогом. Всех прихожан числилось м. п. - 269 и ж. п. - 373.

Первоначальный приходской храм под названием соборной Архангельской церкви по началу своего существования относится к глубокой древности. Из писцовых книг 1630 г. и других сохранившихся свидетельств видно, что церковь эта существовала уже в 1613 г. В этом году она была ограблена польским паном Лисовским, после чего "устроены были в ней на первый случай, после разорения 1613 г., деревянные сосуды для алтаря и священнические ризы из простого холста", каковые, как памятник старины, хранились до начала XIX в. в Успенской церкви. Как церковь соборная и стоявшая внутри города, или крепости, она, можно думать возникла не позднее основания самой крепости на этом месте первым Белевским князем Василием Романовичем (кон. XIV в.).

Из истории этой церкви до 1685 г. почти не сохранилось сведений. В каком году произошло переименование этой церкви из Архангельской в Успенскую, сказать нет возможности, но только это случилось не позднее 1641 г. С новым наименованием церковь удержала прежнее значение соборной. Из писцовых и межевых книг 1685 г. видно, что Успенская соборная церковь была деревянная и имела два придела, во имя Архистратига Михаила и св. Евангелиста Матфея. В 1651 г. к этой церкви, по указу царя Алексея Михайловича, была присоединена церковь во имя св. Евангелиста Матфея, с приделом вмчк. Георгия, бывшая доселе самостоятельной приходской церковью. Почему эта церковь, самостоятельная и по времени своего возникновения, как видно из указания некоторых памятников, такая же древняя как и Архангельская, переименована в Успенскую, потеряла свою самостоятельность, сказать трудно. Основываясь на чрезвычайной простоте тогдашних нравов и принимая во внимание то обстоятельство, что церкви в ту пору нередко строились самими же священниками и потом как бы какая собственность переходили по "записям" из рода в род от отца к сыну, от брата, к брату, от тестя к зятю и даже продавались в случае невозможности удержать за своим родом церковное место, можно думать, что причиною присоединения Матвеевской церкви к Успенской был переход владения церковным местом при этой церкви к одному, из священников Успенской церкви или по наследству от кого-нибудь из родных, или же чрез покупку этого места у одного из священников Матвеевской церкви, не могшего удержать его за своим родом. Пример подобного слияния таким путем двух церквей в одну мы видим на церквях Стефановской и Сергеевской. Тоже, вероятно, было и с древним Архангельским собором: первоначально он обращен был в придельную церковь, а когда обветшал, то при Успенской церкви был вновь устроен придел во имя Архистратига Михаила. Равно и церковь св. Матфея в первое время, по соединении ее с Успенской, существовала особым зданием, а потом, с обветшанием здания этой церкви, служба из нее перенесена была в устроенный при соборе придел Евангелиста Матфея, и тогда исчезла последняя тень самостоятельности этой церкви. Дальнейшая история этой церкви такова.

В 1719 г. пожар, испепеливший почти весь Белев, уничтожил и деревянную Успенскую церковь. Вскоре после пожара, неизвестно в каком году, по всей вероятности, усердием прихожан, при содействии, может быть, родственников стольника Щепотьева построена была каменная церковь с приделом Архистратига Михаила. Эта церковь существовала до 1821 г. Оставалась ли она соборною, или же, с уничтожением крепости, и собор был переведен тогда же в мужской Спасо-Преображенский монастырь, сведений об этом не имеется. Еще при существовании этой церкви начата была постройкой в 1776 г. существовавшая в конце XIX в. каменная Успенская церковь. К постройке этой церкви на свои средства приступил Орловский помещик Спиридон Тимофеевич Мацнев, но за смертью его, по недостатку средств, постройка прекратилась на целые 27 лет и едва не была разобрана, по предписанию консистории. Но за судьбу этого вновь строившегося храма вступилось гражданское начальство. Губернское правление не изъявило своего согласия на это, предписав гражданам окончить начатую постройку.

В 1803 г. приступили к постройке храма, а в 1804 г. он был зданием закончен. Первоначально устроена была трапезная церковь с приделом во имя собора Пресвятая Богородицы, который и был освящен около 1805 или 1806 г. Сам же храм был приготовлен к освящению только в 1815 г. Постройка эта была произведена на "общественные доходы граждан", при содействии частных благотворителей, из коих особенное попечение к устройству настоящей церкви прилагали: бывший Белевский стряпчий Андрей Николаевич Мясоедов, купец Даниил Димитриевич Волков и купец Алексей Иванович Казанин. Новоустроенная церковь была не достаточно просторна и не имела колокольни. Вследствие этого в 1821 на средства благотворителей приступили было к расширению трапезной части и постройке колокольни, при чем употреблялся в дело материал прежней, разобранной церкви. Трапезная церкви была устроена в 1822 г., а колокольня окончена только в 1832 г. В 1842 г., стараниями настоятеля этой церкви, протоиерея Григория Успенского и церковного старосты купца Петра Васильевича Меренищевского, алтарь церкви, сильно обветшавшей, был разобран до основания и построен новый, более поместительный, с каменными сводами. В теплой трапезной церкви устроен был в 1865 г. новый придел с левой стороны во имя Всех Святых на средства Белевской купчихи Анны Михайловны Бородиной и сына ее Александра Максимовича Бородина. На их же средства переделан был заново и другой придел во имя собора Пресвятой Богородицы по одинаковому плану с левым приделом. Производились и другие, менее капитальные поновления в храме.

Из икон храма наибольшей древностью отличаются: 1) икона Успения Божией Матери, бывшая храмовой с самого времени переименования древней соборной Архангельской церкви в Успенскую; 2) икона Архистратига Михаила, бывшая несомненно храмовой в прежней Архангельской соборной церкви; 3) икона св. Евангелиста Матфея, бывшая, вероятно, храмовой в древней Матвеевской церкви; 4) икона Божией Матери "Утоли моя печали"; 5) икона Кипрской Божией Матери и 6) икона Собора Пресвятыя Богородицы. Все эти иконы, при своей древности, пользовались особенным чествованием прихожан, причем последние две иконы - особенно икона Кипрской Божией Матери почитаются всеми жителями города, как чудотворные. К сожалению, старинная икона Собора Пресвятыя Богородицы в 1828 г. была украдена и заменена копией. Но чествование с оригинала перенесено и на копию.

По средствам своего содержания Успенская церковь в XVII в. и некоторое время в ХVIII в. была ружной. Началом получения руги вообще белевскими церквями из царской казны или Приказа большого двора нужно считать, по всей вероятности, 1565 год, когда Иоанн Васильевич Грозный был в Белеве со своими опричниками. Так как Белев был причислен к опричнине, то очень могло быть, что бывши лично в Белеве, как своем городе, он приказал во всех бывших в нем церквях творит "царское богомолие" и положил выдавать церквям ругу из доходов своего дворца. В конце XIX в. на содержание храма получались % с 240 р. 50 к. и арендные деньги за принадлежавшую храму лавку в количестве 35 р. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. В пользу его получались % с 1702 р. 50 к. Церковной земли имелось: усад. 1867 с., полевой и сенокосной вместе с неудобной 75 д. Почва земли большей частью песчаная, в некоторых местах глинистая.

С 1874 года в приходе существовала школа грамоты.

П.И. Малицкий "Приходы и церкви г. Белева"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.