Благовещенский храм г. Семипалатинска (освящен в 1910 г. – разобран в 1934 г.)
31 января 1895 г. Киргизская духовная миссия, выделенная из Алтайской миссии, получила самостоятельность. Поскольку миссионерские станы были сосредоточены преимущественно в пределах Семипалатинской области, необходимо было учредить главный стан ближе к административному центру региона. Наиболее удобным местом для этого оказалась Заречная Слободка г. Семипалатинска.
12 июня 1895 г. в Заречной Слободке Семипалатинска была совершена закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделами Св. благоверного князя Владимира и Св. великомученика Пантелеимона, а также дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Интересно отметить, что, как и в большинстве других подобных случаев, строительством храмов занимались татарские строительные артели, подсобными рабочими выступали казахи.
Домовая церковь св. Петра и Павла освящена в 1897 г., а Благовещенская церковь в 1910 г. Но, Благовещенский храм освятили недостроенным, по причине «…бедности и необеспеченности населения и по его малочисленности, при общей дороговизне содержания даже одной домовой церкви представляется затруднительным; весь поступающий незначительный доход издерживается на предметы необходимости отопления, обязательные епархиальные денежные отчисления, на содержание же необходимого штата прислуги для более бдительной охраны двух церквей и часовни средств уже не хватает. Отапливать в зимнее время большой храм также не приходится, почему оный остаётся запертым с октября по апрель включительно... Храм стоит неоштукатуренным, без оградки, не имея всей необходимой утвари, а в то же время неподалеку воздвигается третья в Слободке каменная мечеть, что бьет по самолюбию православных...».
В 1922 г. в результате общегосударственной акции «по изъятию церковных ценностей» храм был ограблен, в 1926 г. передан общине обновленцев, а в 1929 г. закрыт для богослужений и передан Управлению строительства Турксиба под «культурно-просветительское» учреждение (клуб). Тем не менее, еще около 2-х лет продолжалась неравная борьба за возвращение храма, чему способствовало отсутствие подтверждающих санкций республиканских и союзных властей самочинным действиям местных руководителей. Напротив, и НКВД КазССР, и КазЦИК, и ВЦИК, неоднократно опротестовывали действия функционеров Семипалатинского Окружного исполкома, требовали вернуть общине верующих здание храма и церковное имущество. Но бумажная волокита, длительная переписка, сделали свое пагубное дело, поскольку все это время продолжались работы по переоборудованию церкви под клуб, происходило уничтожение и растаскивание храмовой утвари. Время было выиграно местными властями и, в 1930 г. республиканские санкции были получены, ввиду необратимости уже случившегося.
В 1932 г. православная община Жана-Семея (заречная часть Семипалатинска), Московской Патриаршей ориентации еще продолжала существование (без храма), мало того, в апреле 1930 г. она была зарегистрирована и, по сохранившимся сведениям, искала квартиру под молитвенный дом.
После окончания строительства Турксиба, надобность в клубном учреждении для его рабочих отпала и, встал вопрос о сносе здания бывшей церкви, которую невозможно было приспособить под жильё, и требовались значительные денежные средства на ремонт обветшалого сооружения. Поэтому 22 апреля 1934 г. президиум семипалатинского Горсовета принял решение о сносе бывшей церкви и продаже полученного кирпича шерстомойке. В октябре 1934 г. Благовещенский храм был разобран.
Литература и источники: Определение Священного Синода от 31 января 1895 г., № 378; Отчет об Алтайской и Киргизской Миссиях за 1894 г., Томск, 1895 г.; Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее, Семипалатинск, 2004; ЦГА РК, Ф. 15; ЦДНИ, г. Семей (Семипалатинск), Ф. 96, 596.