ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Семей (Семипалатинск). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский собор


Семей (Семипалатинск). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1897 и 1910.
Год утраты:1934 (разобран)
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей (Семипалатинск), просп. Мухтара Ауэзова, 4

Координаты: 50.393547, 80.228981 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Заречная часть города - Жана-Семей (Новый Семипалатинск (бывш. Заречная Слободка)). Проезд по просп. Ауэзова до Политехнического колледжа.



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Разбор храма в 1934 г. Коллекция автора<br>, Семей (Семипалатинск), Абайская область, Казахстан
Разбор храма в 1934 г. Коллекция автора
Ларионов Иустин
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фотография начала XX в. Коллекция автора<br>, Семей (Семипалатинск), Абайская область, Казахстан
Фотография начала XX в. Коллекция автора
Ларионов Иустин
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Архивное фото периода строительства храма<br>, Семей (Семипалатинск), Абайская область, Казахстан
Архивное фото периода строительства храма
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ларионов Иустин   17 ноября 2014

Благовещенский храм г. Семипалатинска (освящен в 1910 г. – разобран в 1934 г.)

31 января 1895 г. Киргизская духовная миссия, выделенная из Алтайской миссии, получила самостоятельность. Поскольку миссионерские станы были сосредоточены преимущественно в пределах Семипалатинской области, необходимо было учредить главный стан ближе к административному центру региона. Наиболее удобным местом для этого оказалась Заречная Слободка г. Семипалатинска.

12 июня 1895 г. в Заречной Слободке Семипалатинска была совершена закладка миссионерской церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделами Св. благоверного князя Владимира и Св. великомученика Пантелеимона, а также дома для начальника Киргизской миссии, с домовой церковью во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Интересно отметить, что, как и в большинстве других подобных случаев, строительством храмов занимались татарские строительные артели, подсобными рабочими выступали казахи.

Домовая церковь св. Петра и Павла освящена в 1897 г., а Благовещенская церковь в 1910 г. Но, Благовещенский храм освятили недостроенным, по причине «…бедности и необеспеченности населения и по его малочисленности, при общей дороговизне содержания даже одной домовой церкви представляется затруднительным; весь поступающий незначительный доход издерживается на предметы необходимости отопления, обязательные епархиальные денежные отчисления, на содержание же необходимого штата прислуги для более бдительной охраны двух церквей и часовни средств уже не хватает. Отапливать в зимнее время большой храм также не приходится, почему оный остаётся запертым с октября по апрель включительно... Храм стоит неоштукатуренным, без оградки, не имея всей необходимой утвари, а в то же время неподалеку воздвигается третья в Слободке каменная мечеть, что бьет по самолюбию православных...».

В 1922 г. в результате общегосударственной акции «по изъятию церковных ценностей» храм был ограблен, в 1926 г. передан общине обновленцев, а в 1929 г. закрыт для богослужений и передан Управлению строительства Турксиба под «культурно-просветительское» учреждение (клуб). Тем не менее, еще около 2-х лет продолжалась неравная борьба за возвращение храма, чему способствовало отсутствие подтверждающих санкций республиканских и союзных властей самочинным действиям местных руководителей. Напротив, и НКВД КазССР, и КазЦИК, и ВЦИК, неоднократно опротестовывали действия функционеров Семипалатинского Окружного исполкома, требовали вернуть общине верующих здание храма и церковное имущество. Но бумажная волокита, длительная переписка, сделали свое пагубное дело, поскольку все это время продолжались работы по переоборудованию церкви под клуб, происходило уничтожение и растаскивание храмовой утвари. Время было выиграно местными властями и, в 1930 г. республиканские санкции были получены, ввиду необратимости уже случившегося.

В 1932 г. православная община Жана-Семея (заречная часть Семипалатинска), Московской Патриаршей ориентации еще продолжала существование (без храма), мало того, в апреле 1930 г. она была зарегистрирована и, по сохранившимся сведениям, искала квартиру под молитвенный дом.

После окончания строительства Турксиба, надобность в клубном учреждении для его рабочих отпала и, встал вопрос о сносе здания бывшей церкви, которую невозможно было приспособить под жильё, и требовались значительные денежные средства на ремонт обветшалого сооружения. Поэтому 22 апреля 1934 г. президиум семипалатинского Горсовета принял решение о сносе бывшей церкви и продаже полученного кирпича шерстомойке. В октябре 1934 г. Благовещенский храм был разобран.

Литература и источники: Определение Священного Синода от 31 января 1895 г., № 378; Отчет об Алтайской и Киргизской Миссиях за 1894 г., Томск, 1895 г.; Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: прошлое и настоящее, Семипалатинск, 2004; ЦГА РК, Ф. 15; ЦДНИ, г. Семей (Семипалатинск), Ф. 96, 596.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.