Знаменский собор был построен в 1776-88 гг. старанием командовавшего Сибирским войском генерал-поручиком Николаем Гавриловичем Огаревым на добровольные пожертвования воинских команд, казаков и других благотворителей разных сословий.
Зданием церковь каменная, с таковою же, в одной связи, колокольнею, обнесена каменною оградою с железными решетками, прочна и утварью достаточна. Престолов три: в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в правом приделе – в честь св. преп. Антония и Феодосия Печерских и в левом – в честь св. вмч. Георгия. Капиталов запасных в наличных суммах собор не имеет, а в процентных бумагах хранятся 21 476 руб. 86 коп. Угодий, приносящих доход, нет.
Имеется в соборе чудотворная икона Знамения Божией Матери, изображенная точно так же, как и Абалакская икона Божией Матери. История появления этой иконы в соборе такова: по покорении Сибири Ермаком, на правом берегу Иртыша в укрепленном татарском селении Абалаке поселились русские. Во второй половине 1636 и первой 1637 гг. там была построена церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя св. и чудот. Николая и преп. Марии Египетской. Одновременно с постройкой ее искуснейший в то время в Сибири иконописец протодиакон Тобольского Софийского собора Матфей, по просьбе некого тобольского жителя Евфимия Кока, написал храмовую икону для этой церкви, на коей изобразил Божию Матерь «Знамение» с предстоящими св. Николаем и преп. Марией Египетской. Эта икона была освящена самим архиепископом Сибирским Нектарием и поставлена в Абалакской церкви, что ныне третьеклассный мужской монастырь.
Так как образ этот скоро прославился чудотворною благодатною силою, то его стали часто уносить на далекое расстояние (Тюмень, Верхотурье, Туринск и проч.), и потому многие богомольцы, стекавшиеся в Абалак за сотни верст на поклонение св. иконе, не встречали ее там, что весьма их огорчало и даже возбуждало недовольство и ропот. Чтобы отвратить такое неудобство, решено было для ношения вне Абалака написать список с Абалакской иконы, что и было исполнено тем же благочестивым протодиаконом Тобольского Софийского собора Матфеем, который писал и подлинную икону. После написания копии настоящая икона Абалакской Божией Матери уже всегда оставалась в Абалаке, а написанная с нее копия носилась богомольцами по градам и весям обширной в то время Тобольской епархии.
Сила Божия почила и на сей св. иконе и от нее стали истекать чудеса. В царствование Петра I в Сибирь с командою в 440 чел. и артиллерийскими орудиями был командирован генерал-майор Лихарев для занятия одного из местонахождений золота в верховьях реки Иртыша. Добравшись до Тобольска, Лихарев снарядил здесь 64 дощаника (большие лодки) и до 20 мая 1720 г. с отрядом и несколькими пушками отплыл вверх по Иртышу, рассчитывая водным путем достичь озера Норд Зайсана. Так как путь был далекий и предприятие опасное, то Лихарев, доплывши до Абалака, остановился здесь и просил абалакское духовенство принести на свои суда многочтимую Абалакскую икону Божией Матери. Началось молебствие, начальник отряда и все его подчиненные горячо и усердно молились, но лишь священник произнес начало Евангельского чтения, как все суда Лихарева невидимою силою Божию снялись с якорей и совершенно без всякой человеческой помощи поплыли вверх по Иртышу, и до ныне отличающемуся очень быстрым течением. Все бывшие на судах были поражены столь явно совершившимся чудом. Они с глубокою верою и горячею молитвою предались воле Небесной Путеводительницы, которая и довела их чудесно до Семипалатинской крепости, находящейся от Абалака в 1288 верстах и лишь за два года до рассказываемых событий построенная. Около этой крепости судно, на котором находилась св. икона, остановилось и, несмотря на все усилия команды сдвинуть его с места и тянуть его вперед, не трогалось. Видя в этом волю Божию и второе чудо от св. иконы, Лихарев приказал благоговейно снести св. икону с судна и поставить ее в крепостном храме св. Антония и Феодосия Печерских. Как только это приказание было исполнено, судно легко снялось с места, и Лихарев со своими людьми отплыл дальше, а св. икона осталась в Семипалатинской крепости. С течением времени весть об этой св. иконе распространялась все далее и далее, и люди всех возрастов, званий и состояний, обремененные недугами, начали стекаться в Семипалатинскую крепость.
Однажды св. икона вдруг исчезла из крепостного храма, и лишь после долгих и тщательных поисков ее нашли в ущелье, в 2-х верстах от крепости, ниже по течению Иртыша, стоящую на сучке тополя, с горящею пред нею свечою. Из – под корня бил ключ прозрачной холодной воды. Св. икону сняли с дерева и снова поставили в храм. В 40-х гг. XVIII ст. над св. ключом в воспоминание чудесного явления здесь иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из «святого ключа», один военный чиновник устроил навес в роде часовни. Под этим навесом были поставлены св. иконы и копия Семипалатинско-Абалакской иконы Божией Матери. Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились исцеления, полученные от св. иконы, от масла из лампады при св. иконе и от воды из св. ключа.
К величайшему сожалению, во время сильного пожара, случившегося в этой часовне, навес вместе с другими вещами сгорел, сгорела и тетрадь. Вместо сгоревшего навеса, в конце 80-х гг., известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде, кроме разных книг, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалакской и Семипалатинской иконы Божией Матери.
В то время как усердие к св. ключу возрастало, у некоторых усердствующих возникло желание для большей известности построить на «ключе» церковь, хотя бы приписную. Это желание было исполнено ревнителем веры и известным благотворителем здешнего края семипалатинским купцом, потомственным почетным гражданином Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ св. ключа небольшую каменную часовню с алтарем.
В этой часовне причтом Градо-Семипалатинской Воскресенской казачьей церкви в течение лета ежедневно совершается Божественная литургия на переносных св. престоле и св. анитиминсе. Для помещения богомольцев и причта около св. ключа на частные пожертвования построены летние бараки. Для постоянного сторожа имеется бревенчатый дом.
Ежегодно 7 июля в Семипалатинске совершается крестный ход из города на святой ключ. Сюда же по распоряжению военного начальства приходят и войска, собираемые в Семипалатинске на время лагерных сборов. По окончании литургии, при звоне колоколов на всех градских церквах, торжественном пении тропаря, игре военным оркестром «Коль славен», в преднесении хоругвей и св. икон, выносится из собора в особом походном киоте явленная Семипалатинско-Абалакская икона Знамения Божией Матери и крестный ход, сопровождаемый всем градским духовенством, войском и множеством народа, медленно двигается за город к святому ключу.
Доска Семипалатинской иконы имеет в длину 6 верш., а в ширину 5 верш. Прежде риза на сем списке была серебряная, в 95 золот. весом, устроенная в 1789 г. в Тобольске священником Василием Макарьевым, но теперь с 1797 г. серебряная риза заменена золотою и только корона на венце золотом для большей рельефности оставлена серебряная, не золоченая. Корона украшена драгоценными камнями, пожертвована в 1834 г. супругой генерал-губернатора Западной Сибири княгиней Наталией Димитриевной Горчаковой. Киот, в котором помещается св. икона, весь литого серебра, вызолоченный, сверх его надевается толстое зеркальное стекло, оправленное в серебряные вызолоченные рамки.
Св. икона по малому размеру ее ныне вставлена в середину другой, местной, около царских врат находящейся большой иконы, на которой изображены: вверху – коронование Божией Матери, по сторонам – Рождество ее, Введения во храм, Благовещение и Успение, а внизу – Покров Пресвятой Богородицы.
Население прихода 1064 души муж. пола и 1420 душ жен. пола, все в г. Семипалатинске. Церковно-приходская школа, открытая в 1894 г., помещается в собственном здании, учащихся в ней 74 мал. и 43 дев. Земли для причта не отведено. Дома для причта есть церковные, деревянные, крытые тесом, с надворными постройками. Дом для псаломщика ветхий. Остальные все для жительства удобны.
Жалования причту не положено ни от казны, ни от прихожан. Братских доходов в год бывает до 500 руб. Протоиерей А. Правдин за преподавание закона Божия в трехклассном городском училище и женской гимназии получает в год 570 руб. Причта по штату положено и на лицо состоят: протоиерей, 2-й священник, диакон и 2 псаломщика.
Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.