ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Лемеши. Церковь Трех Святителей.

Трехсвятительская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Трех Святителей
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1755 и 1865.
Архитектор:Семен Карлин, Григорович-Барский
Адрес:
Украина, Черниговская область, Козелецкий район, село Лемеши

Координаты:50.99581, 31.139031


Добавить фотографию
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
Сергей Бочаров
6 августа 2009
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_002724868/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
Алексей Кротов
1 октября 2012
Церковь Трех Святителей - Лемеши - Козелецкий район - Украина, Черниговская область
Алексей Кротов
1 октября 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Михаил Владимиров,  11 октября 2011

Церковь Трёх Святителей в с. Лемеши Козелецкго уезда — родовом гнезде графов Разумовских. Возведена в 1755 над могилой отца Алексея (1709–1771) и Кирилла (1728–1803) Разумовских — Григория Розума. Колокольня 1865 г.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  21 июля 2012

Церковь в Лемешах

В десяти верстах от Козельца, по торговой дороге расположено небольшое село Лемеши, - родина графов Разумовских. Здесь проживал простой казак Григорий Розум с женой Натальей Розумихой. Здесь провел детство и юношество сын  их Алексей Розум, пася стада и занимаясь крестьянской работой. Такую же жизнь вел и другой их сын Кирилл, будущий гетман, первое лицо края. Неожиданно счастливый случай возвысил Алексея Розума, а вместе с тем и всю его семью. Приближенные ко двору, они были возведены в графское достоинство и стали именоваться Разумовскими. Широкая новая жизнь не всем была по вкусу, и вскоре в это село, на родину вернулась доживать свой век из Петербурга, чувствуя там себя не на месте, мать графов, одаренная и пожалованная в статс-дамы, графиня Наталия Дамиановна Разумовская. Обладая средствами, она, по преданию, поставила себе цель выстроить односельчанам каменный храм, соорудив его над прахом мужа, хотя, по церковным записям, постройка храма приписывается графу А.Г.Разумовскому. Так или иначе в Лемешах в 1755 году возник каменный Трехсвятительский храм довольно изящной архитектуры.

Этот небольшой уютный храм, стоящий на открытой возвышенной площадке, виднеется издалека и кажется величественным и грандиозным, благодаря умело выисканному соотношению архитектурных масс при доминирующем значении купола храма. Иллюзия грандиозности теряется чуть ли не у самых стен храма. Но с большей силой вспыхивает она при входе в храм, просторный, светлый и открытый. Вся деликатно нарисованная внутренняя обработка храма видна откуда бы ни был брошен взгляд, благодаря системе плана, близкого по идее к плану Козельского собора. Несколько иначе распределены массы храма, и полукруги, размещенные по концам планового креста, не поднимаются во всю высоту храма как в соборе Козелеца, а занимают лишь половину высоты, чем и способствуют грандиозности снаружи и внутри храма и вызывают в нем простор, весь обоснованный на искусно рассчитанной внутренней перспективе.

Несколько громоздким для храма является изящный иконостас, исполненный в формах подражающих иконостасу Козелецкого собора, но более сухой по массам и рисунку. В орнментации его отсутствует та царственная пышность, которой так импонирует Козелецкий иконостас. Лемешковский иконостас много теряет от уничтожения света с западной стороны, благодаря пристройке в 1875 году теплой церкви и колокольни, исказившими компактность храма. Уродует храм и поздний деревянный тамбур с южной стороны. Художественная целостность храма страдает также от ремонта купола, не обошедшегося без введения украинской трибунки с главкой.

 Архитектура Трехсвятительского храма носит переходной характер к архитектуре Растрелли. В ней живы еще традиции Трезини; нет сложных архитектурных форм, и совсем отсутствует размашистая орнаментация. А.В. Квасов, работавший в учениках у Бланка и Давыдова, был также учеником у М.Г.Земцова, самого видного продолжателя архитектуры Д.Трезини, черты которой воспринял и Квасов. Начавший самостоятельную карьеру при дворе проектом перестройки Царскосельского дворца в 1744 году, Квасов был отправлен на юг, где строил в Козельце и собор. К приезду гетмана Разумовского он строит в Глухове дворец в 1749-1751 годах и находится во главе экспедиции, ведавшей строительные дела в Глухове и Батурине. В 1757 году Квасова вызвал в Петербург граф А.Г.Разумовский, которому он «понадобился». В 1766 году Квасов опять едет в Козелец строить при соборе колокольню, но оканчивает ее уже другой архитектор – Семен Корин. Дальнейшая субьба А.В. Квасова, как видно, много потрудившегося на юге России, остается неизвестной.

Трехсвятительский храм требует еще большего присмотра, нежели Козелецкий собор. Более чем последний он потерпел от несуразных пристроек и обстроек, исказивших его деликатную архитектуру. Ему грозило, и грозит еще, полное уничтожение иконостаса для замены его новым… Конечно изящная живопись икон, исполненная Воскобойниковым, как гласит надпись на обратной стороне северной двери, при этом будет «обновлена» основательно, как не идущая к проектируемой новой сплошной иконостасной позолоте. Вся опасность для храма заключается в том, что он невелик размером и издавна был приходским, сельским. Доступный для небольших ремонтов, он сочно обмазан штукатуркой, безграмотно сгладившей чистоту профилей. Переделано местными средствами, и не раз, кровельное покрытие храма и его главка. Но это не так ещё печально, как выдумки причта и старост в стремлении «отеплить» храм устройством внешнего деревянного тамбура, прилепившегося к южному полукруглому выступу, как досадная неуклюжая бородавка. Значительно вреднее всего этого пристройка к храму теплой церкви. До того неудачно «прикомпановано» это сооружение, что нужно удивляться этой малопроизводительной затрате, отнявшей у Трехсвятительского храма всю прелесть его замысла. С таким же смыслом, вероятно, приступят к «обновлению» иконостаса.

Да мало ли что могут сделать в провинции люди, не дорожащие искусством и совершенно непонимающие его. А жаль! – Храм заслуживает лучшего отношения, как исторический памятник и, что главное, как редкий памятник ранеей поры архитектуры Елисаветинской эпохи, предшествовавшей архитектуре Растрелли.

Из книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. 47-49


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  20 марта 2016

В 1755 г. по заказу Алексея Разумовского была построена Трехсвятительская церковь. Храм был построен над могилой Григория Разумовского, отца Алексея и Кирилла. Церковь была названа во имя трех святителей - Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. По церковным документам, храм был построен по заказу Алексея Разумовского, хотя за строительством скорее всего следила его мать Наталья Демьяновна. Имя архитектора храма точно не установлено.

Существуют предположения, что храм строил одновременно с собором в Козельце А.В. Кавасов. Существует и вторая версия - так как архитектурно-художественное решение церкви очень близко к переходу от барокко к классицизму, то есть основание считать автором проекта Семена Карлина, который заканчивал строение соборной колокольни в Козельце. По третьей версии, архитектором храма мог быть И.Г. Григорович-Барский. Это все тот же тип однокупольных центрических сооружений, сохранившихся в Глухове и Коропе, которые так пришлись по душе украинским зодчим своей симметрией, пирамидальностью, строгим распорядком в расположении масс и деталей. Уравновешенная "всефасадная" композиция таких зданий требует их расположения на открытых площадях, обеспечивающих обозрение храмов издали и с любой точки. Этот принцип полностью соблюден и в Лемешах: стоящий на небольшом бугре, этот храм хорошо сливается с окружением, слегка доминируя над ним.

По проекту архитектора Куцевича в 1875 г. была построна двухъярусная колокольня. Построили также крытый переход, который соединил колокольню с церковью. Такие перестройки были распространены во многих церквях и пришлись на время, когда родовые усыпальницы утратили свое значение и стали использоваться как приходы для всех прихожан.

Церковь до 1980 г. использовалась как склад для минеральных удобрений. Храм попал в план реставрационных работ только благодаря тому, что в Советском Союзе проходили Олимпийские игры, а Олимпийский огонь должны были нести по трассе Киев-Чернигов. Внутренние работы были завершены к 1984 г. В результате были восстановлены деревянные конструкции крыши и купола, декор экстерьера, ранее сбитый и заштукатуренный.

По материалам книг: Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: г. Москва, "Искусство", 1967 г. Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во: г. Киев, "Мистецство", 2011 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.