ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лемеши. Церковь Трех Святителей.

Трехсвятительская церковь


Лемеши. Церковь Трех Святителей
Церковь. Действует.  
Престолы:Трёх Святителей
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1755 и 1865.
Архитектор:С. Карлин, И.Г. Григорович-Барский
Адрес:
Украина, Черниговская область, Козелецкий район, село Лемеши

Координаты: 50.99581, 31.139031



Сортировка:

Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Михаил Владимиров
25 августа 2005
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Сергей Бочаров
6 августа 2009
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
1234
20 июля 2012
Церковь Трех Святителей, Интерьер купола, 1972 г.<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Интерьер купола, 1972 г.
Елена Григорьева
1 июня 1972
Церковь Трех Святителей, Южный фасад. Фото 1972 г.<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Южный фасад. Фото 1972 г.
Елена Григорьева
1 июня 1972
Церковь Трех Святителей, Фото 1939 г. Адрес хранения ЦДАКФФД, № 10-223331<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Фото 1939 г. Адрес хранения ЦДАКФФД, № 10-223331
Елена Григорьева
1 июня 1939
Церковь Трех Святителей, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Трех Святителей, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_002724868/viewer/<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_002724868/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1914
Церковь Трех Святителей, Икона из иконостаса. Фото П. Павлова, 1911 г.<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Икона из иконостаса. Фото П. Павлова, 1911 г.
Елена Григорьева
1 июня 1911
Церковь Трех Святителей, Фрагмент иконостаса. Фото 1910 г.<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Фрагмент иконостаса. Фото 1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Трех Святителей, Южный фасад. Фото А.А. Матвеева, 1901 г. Из материалов ДИМ (фототека, № 95958)<br>, Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Южный фасад. Фото А.А. Матвеева, 1901 г. Из материалов ДИМ (фототека, № 95958)
Елена Григорьева
1 июня 1901
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Алексей Кротов
1 октября 2012
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Алексей Кротов
1 октября 2012
Церковь Трех Святителей, , Лемеши, Козелецкий район, Украина, Черниговская область
Алексей Кротов
1 октября 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июля 2012

Церковь в Лемешах

В десяти верстах от Козельца, по торговой дороге расположено небольшое село Лемеши, - родина графов Разумовских. Здесь проживал простой казак Григорий Розум с женой Натальей Розумихой. Здесь провел детство и юношество сын  их Алексей Розум, пася стада и занимаясь крестьянской работой. Такую же жизнь вел и другой их сын Кирилл, будущий гетман, первое лицо края. Неожиданно счастливый случай возвысил Алексея Розума, а вместе с тем и всю его семью. Приближенные ко двору, они были возведены в графское достоинство и стали именоваться Разумовскими. Широкая новая жизнь не всем была по вкусу, и вскоре в это село, на родину вернулась доживать свой век из Петербурга, чувствуя там себя не на месте, мать графов, одаренная и пожалованная в статс-дамы, графиня Наталия Дамиановна Разумовская. Обладая средствами, она, по преданию, поставила себе цель выстроить односельчанам каменный храм, соорудив его над прахом мужа, хотя, по церковным записям, постройка храма приписывается графу А.Г.Разумовскому. Так или иначе в Лемешах в 1755 году возник каменный Трехсвятительский храм довольно изящной архитектуры.

Этот небольшой уютный храм, стоящий на открытой возвышенной площадке, виднеется издалека и кажется величественным и грандиозным, благодаря умело выисканному соотношению архитектурных масс при доминирующем значении купола храма. Иллюзия грандиозности теряется чуть ли не у самых стен храма. Но с большей силой вспыхивает она при входе в храм, просторный, светлый и открытый. Вся деликатно нарисованная внутренняя обработка храма видна откуда бы ни был брошен взгляд, благодаря системе плана, близкого по идее к плану Козельского собора. Несколько иначе распределены массы храма, и полукруги, размещенные по концам планового креста, не поднимаются во всю высоту храма как в соборе Козелеца, а занимают лишь половину высоты, чем и способствуют грандиозности снаружи и внутри храма и вызывают в нем простор, весь обоснованный на искусно рассчитанной внутренней перспективе.

Несколько громоздким для храма является изящный иконостас, исполненный в формах подражающих иконостасу Козелецкого собора, но более сухой по массам и рисунку. В орнментации его отсутствует та царственная пышность, которой так импонирует Козелецкий иконостас. Лемешковский иконостас много теряет от уничтожения света с западной стороны, благодаря пристройке в 1875 году теплой церкви и колокольни, исказившими компактность храма. Уродует храм и поздний деревянный тамбур с южной стороны. Художественная целостность храма страдает также от ремонта купола, не обошедшегося без введения украинской трибунки с главкой.

 Архитектура Трехсвятительского храма носит переходной характер к архитектуре Растрелли. В ней живы еще традиции Трезини; нет сложных архитектурных форм, и совсем отсутствует размашистая орнаментация. А.В. Квасов, работавший в учениках у Бланка и Давыдова, был также учеником у М.Г.Земцова, самого видного продолжателя архитектуры Д.Трезини, черты которой воспринял и Квасов. Начавший самостоятельную карьеру при дворе проектом перестройки Царскосельского дворца в 1744 году, Квасов был отправлен на юг, где строил в Козельце и собор. К приезду гетмана Разумовского он строит в Глухове дворец в 1749-1751 годах и находится во главе экспедиции, ведавшей строительные дела в Глухове и Батурине. В 1757 году Квасова вызвал в Петербург граф А.Г.Разумовский, которому он «понадобился». В 1766 году Квасов опять едет в Козелец строить при соборе колокольню, но оканчивает ее уже другой архитектор – Семен Корин. Дальнейшая субьба А.В. Квасова, как видно, много потрудившегося на юге России, остается неизвестной.

Трехсвятительский храм требует еще большего присмотра, нежели Козелецкий собор. Более чем последний он потерпел от несуразных пристроек и обстроек, исказивших его деликатную архитектуру. Ему грозило, и грозит еще, полное уничтожение иконостаса для замены его новым… Конечно изящная живопись икон, исполненная Воскобойниковым, как гласит надпись на обратной стороне северной двери, при этом будет «обновлена» основательно, как не идущая к проектируемой новой сплошной иконостасной позолоте. Вся опасность для храма заключается в том, что он невелик размером и издавна был приходским, сельским. Доступный для небольших ремонтов, он сочно обмазан штукатуркой, безграмотно сгладившей чистоту профилей. Переделано местными средствами, и не раз, кровельное покрытие храма и его главка. Но это не так ещё печально, как выдумки причта и старост в стремлении «отеплить» храм устройством внешнего деревянного тамбура, прилепившегося к южному полукруглому выступу, как досадная неуклюжая бородавка. Значительно вреднее всего этого пристройка к храму теплой церкви. До того неудачно «прикомпановано» это сооружение, что нужно удивляться этой малопроизводительной затрате, отнявшей у Трехсвятительского храма всю прелесть его замысла. С таким же смыслом, вероятно, приступят к «обновлению» иконостаса.

Да мало ли что могут сделать в провинции люди, не дорожащие искусством и совершенно непонимающие его. А жаль! – Храм заслуживает лучшего отношения, как исторический памятник и, что главное, как редкий памятник ранеей поры архитектуры Елисаветинской эпохи, предшествовавшей архитектуре Растрелли.

Из книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. 47-49


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 марта 2016

В 1755 г. по заказу Алексея Разумовского была построена Трехсвятительская церковь. Храм был построен над могилой Григория Разумовского, отца Алексея и Кирилла. Церковь была названа во имя трех святителей - Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. По церковным документам, храм был построен по заказу Алексея Разумовского, хотя за строительством скорее всего следила его мать Наталья Демьяновна. Имя архитектора храма точно не установлено.

Существуют предположения, что храм строил одновременно с собором в Козельце А.В. Кавасов. Существует и вторая версия - так как архитектурно-художественное решение церкви очень близко к переходу от барокко к классицизму, то есть основание считать автором проекта Семена Карлина, который заканчивал строение соборной колокольни в Козельце. По третьей версии, архитектором храма мог быть И.Г. Григорович-Барский. Это все тот же тип однокупольных центрических сооружений, сохранившихся в Глухове и Коропе, которые так пришлись по душе украинским зодчим своей симметрией, пирамидальностью, строгим распорядком в расположении масс и деталей. Уравновешенная "всефасадная" композиция таких зданий требует их расположения на открытых площадях, обеспечивающих обозрение храмов издали и с любой точки. Этот принцип полностью соблюден и в Лемешах: стоящий на небольшом бугре, этот храм хорошо сливается с окружением, слегка доминируя над ним.

По проекту архитектора Куцевича в 1875 г. была построна двухъярусная колокольня. Построили также крытый переход, который соединил колокольню с церковью. Такие перестройки были распространены во многих церквях и пришлись на время, когда родовые усыпальницы утратили свое значение и стали использоваться как приходы для всех прихожан.

Церковь до 1980 г. использовалась как склад для минеральных удобрений. Храм попал в план реставрационных работ только благодаря тому, что в Советском Союзе проходили Олимпийские игры, а Олимпийский огонь должны были нести по трассе Киев-Чернигов. Внутренние работы были завершены к 1984 г. В результате были восстановлены деревянные конструкции крыши и купола, декор экстерьера, ранее сбитый и заштукатуренный.

По материалам книг: Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: г. Москва, "Искусство", 1967 г. Андрущенко Г.В. Путеводитель по Черниговщине. Изд-во: г. Киев, "Мистецство", 2011 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 июля 2023

Трёхсвятительская церковь построена в 1755 г. В 1875 г. с западной стороны строят двухъярусную колокольню и крытый переход, соединяющий колокольню с церковью. Декор экстерьера со временем был сбит и заштукатурен. Таким здание дошло до начала реставрационных работ в 1974 г. Объем сооружения и декоративное убранство интерьера сохранилось в первоначальном виде.

Памятник в стиле барокко, из кирпича, объемно-плановая композиция представляет тетраконх, увенчанный куполом на полуциркульном барабане. Фасады решены равноценно. Главная тема их – конха со спокойным ритмом пилястр тосканского ордера, членящих стены, увенчанные карнизами с триглифами на фризах. Стены основного массива сооружения с раскрепованными углами, акцентированными пилястрами, увенчаны фронтонами, разорванными в уровне венчающего карниза и вписанными в аттиковый пояс.

Прямоугольные проемы апсид оформлены простыми широкими наличниками с замковыми камнями. На основном массиве здания только небольшие овальные окна, по одному в разрыве фронтонов. Богатством декоративной обработки отличается барабан, решенный в том же архитектурно-художественном ключе, что и само здание. Его цилиндрический объем прочерчен спаренными пилястрами. Поставленные на общий цокольный пояс, они поддерживают аттиковый пояс главы с треугольными фронтонами. Подфризовый поясок барабана обрамляет полуциркульные окна.

Входы в сооружение расположены по сторонам света, к ним ведут широкие марши лестниц. Четкая конструктивная схема памятника организует пространство в интерьере. Четыре пилона при помощи подпружных арок и парусов несут барабан, увенчанный куполом. Декоративное убранство сосредоточено в подкупольном пространстве. Пилоны украшены двумя парами сдвоенных пилястр на общем пьедестале. Их лепные капители разнообразны по рисунку и тщательно проработаны. Формы капителей импровизированы, не совпадают с принятыми ордерными канонами и близки к свободным трактовкам интерьеров XVII-XVIII в.в., созданных архитектором И.Г. Григоровичем-Барским.

Купольный свод и конхи декорированы радиально идущими тягами тонкой профилировки, особенно богато декорирован барабан. Оконные проемы оформлены объемной скульптурой, под окнами расположены барельефные медальоны. Простенки заполнены спаренными пилястрами, несущими антаблемент с геометрическим орнаментом по фризу. В толще стены, в северо-восточной части здания находится камин. Композиция в технике масла XVIII-XIX в.в. – восточная часть.

Реставрация проводилась в 1974-1982 г.г. Живописные работы окончены в 1984 г. В результате работ восстановлены деревянные конструкции покрытий конх, крыша и купол, восстановлен декор экстерьера, ранее сбитый и заштукатуренный, паперти и лестницы у входов. Памятник представляет пример высокопрофессиональной архитектуры барокко второй трети XVIII в.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1986 г., т. 4.

Иконостас в 18 в. расписывал маляр Воскобойников.

Жолтовский П.Н. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г., с. 122.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 августа 2023

Церковь Трёх Святителей была построена в стиле казацкого барокко в 1755 г. по проекту архитектора Ивана Григорьевича Григоровича-Барского (правда, есть и другие версии) над могилой казака Григория Разума - отца мужа царицы Елизаветы Алексея Разумовского. Храм находится на холме, на окраине села. Именно в селе Лемеши родились братья Разумовские, один из которых стал мужем царицы Елизаветы, а другой – последним гетманом Украины.

Храм возвели в честь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Согласно церковным документам, заказчиком создания храма был Алексей Разумовский, а за проведением строительных работ присматривала его мать – Наталья.

Церковь каменная, крестообразная в плане, первоначально центрическая, однокупольная, с впечатляющим интерьером. Основной массив сакрального здания украшен пилястрами, поддерживающими фронтоны вместе с высоким аттиковым поясом. Храмовые стены и своды построены из кирпича. Пилястры и скромное оконное убранство контрастируют с богатством антаблемента. Фризы пресвитериев декорированы триглифами, храмовые конхи опираются на стены и арки, фланкирующие пресвитерии со стороны основного массива здания. В архитектурном решении храма в пределах господствующего барокко ощущаются также признаки стиля классицизма, здесь прослеживается исключительный пример удачного слияния стилей.

Интерьер здания поражает своей самобытностью. В прошлом здесь находился иконостас с иконами художника Воскобойникова и росписи известного художника из Тернопольщины Михаила Бойчука, уничтоженные при советской власти. Свет в храмовом интерьере сосредотачивается преимущественно в верхней части церкви и очень умело использован архитектором. Сейчас в церкви – современный иконостас, очень красивая и изящная лепка, великолепный декор купола и сводов, а также – в ее алтаре сохранились остатки масляной живописи XVIII–XIX веков. В то время в украинской архитектуре довольно часто встречались однокупольные центрические сооружения, которые еще можно встретить в Глухове и еще в ряде поселков Черниговщины.

Известно, что в 1875 г. (по некоторым другим данным – в 1865 г.) с западной стороны к храму пристроили двухъярусную колокольню, с которой вел одноэтажный переход. Причем одна из конх храма, к которой была сделана пристройка, уцелела, и сейчас находится внутри здания. В советские времена в церкви разместили склад минеральных удобрений. В 1974-1984 г.г. реставраторы восстановили храм только благодаря тому, что неподалеку находилась трасса, по которой в 1980 г. должны были нести Олимпийский огонь.

Храм пользуется большой популярностью среди туристов, а неподалеку сохранилось здание земской школы начала XX века, построенное в стиле украинского модерна. Сейчас храм – оштукатурен и побелен, с паркетным полом. Церковь Трёх Святителей в Лемешах является действующим храмом, одним из выдающихся архитектурных шедевров Украины, принадлежит к епархии УПЦ МП и относится к памятникам архитектуры национального значения.

http://drymba.com/ru/1035499-tserkov-trekh-svyatiteley-selo-lemeshi


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 октября 2023

Церковь построена в 1755-1760 г.г. В 1865-1875 г.г. по проекту архитектора А. Куцевича пристроен западный притвор с колокольней и разобрана западная конха. В 1974-1982 г.г. памятник отреставрирован.

Каменная однобаневая тетраконховая церковь расположена на равнинной местности в центре села и является его главной архитектурной доминантой. Храм - строго центрический, с одинаковым решением всех фасадов. В его основе - четверик с прилегающими короткими раменами объемного креста, к которым прилегают вдвое более низкие экседры. Четверик увенчивается сферической баней на цилиндрическом подбаннике. Декор фасадов и интерьера выполнен в классицистических архитектурных формах: применены пилястры Римско-дорического ордера, треугольные фронтоны, антаблементы с триглифными фризами. В интерьере сохранился тонкий лепной декор и остатки масляной живописи 18–19 в.в. (в алтаре).

Здание из кирпича на известковом растворе, потиньковано (оштукатурено) и побелено. Пол-паркетный. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам.

Трехсвятительская церковь в Лемешах по своей стилистике знаменует переход от барокко к классицизму и является самым выдающимся представителем храмов тетраконхового типа в Украине.

В.В. Вечерский «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Церковь Трёх Святителей в с. Лемеши Козелецкго уезда — родовом гнезде графов Разумовских. Возведена в 1755 над могилой отца Алексея (1709–1771) и Кирилла (1728–1803) Разумовских — Григория Розума. Колокольня 1865 г.
11 октября 2011, Михаил Владимиров.