В центре города Валуйки, откуда ни посмотри, видны четыре купола Никольского храма, покрытые золотом. Этой величественной красотой гости небольшого райцентра могут любоваться часами...
Где сходятся история и современность
По преданию, в 1695 г. в Валуйках побывал Пётр I и приказал выстроить здесь просторную пятиглавую церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Её возвели на Красной площади, где сейчас расположена братская могила «Скорбящая мать». В XIX в. прихожан было много, и царский храм стал недостаточно вместителен. Весной 1843 г. с разрешения Святейшего Синода и благословения правящего архиерея Антония недалеко от старого каменного собора заложили новый. В 1853-м строительство церкви закончилось и её двери открыли для прихожан. Мы идём на Красную площадь, к храму. Минуем арочные ворота, которые венчает купол, под ним - образ святителя Николая. Завершить входную группу куполом решил протоиерей отец Михаил (Чайка), благочинный Валуйского округа, он 10-й год служит в этом храме. В его сопровождении заходим в церковь. Притвор, трапезная часть, алтарь - святая святых. Здесь совершают Божественную литургию.
Отец Михаил - священник во втором поколении. Его родителю - отцу Фёдору - сейчас 76 лет, он служит настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» и до сих пор восстанавливает его.
«Я вырос на Валуйской земле, в Уразово. Окончил школу, отслужил в армии, потом поступил в Белгородскую духовную семинарию, затем – в Киевскую академию. В областном центре служил в Преображенском и Смоленском соборах, в Новом Осколе – в Успенском. Четыре года отдал миссии в Германии и Аргентине», – перечисляет факты биографии наш собеседник. Заглядываю в телефон, на сайте Валуйского благочиния читаю, что отец Михаил служил в армии в отдельном разведывательном батальоне, в Аргентине четыре года был настоятелем храма Всех Святых в Буэнос-Айресе и близлежащих провинциях. Прихожанами были эмигранты первой волны из России, их потомки второй волны - из Советского Союза. Имеет несколько церковных наград, среди них - медаль святителя Иоасафа Белгородского I степени.
Вопреки всем приказам властей
Осматриваю стены храма, его убранство. Недавно сделанный ремонт заметно преобразил памятник архитектуры, отсчитывающий уже второй век своей истории. Интересуюсь судьбой церкви в сложные для вероисповедания времена.
«Это единственный храм в Валуйках, который уцелел после богоборческой власти. Ранее на площади, где сейчас находится «Скорбящая мать», был Владимирский собор. В 1932 году, в канун Пасхи, его взорвали, но рядом стоящий Никольский храм уцелел: он был поменьше, менее привлекательный, люди вышли и защитили его, как говорят, всем миром. Я думаю, тогда такое отношение к нашему храму было шок-впечатлением от разрушения Владимирского собора», – констатирует факты отец Михаил.
Великая Отечественная война не пожалела святыню. В 1940 г. храм закрыли и сделали здесь склад воинской части. Кресты и колокола сбросили, имущество растащили. Лестницу забрали в пожарную часть. Богослужение в церкви возобновили только через год после окончания войны.
В 2020 г. к подготовке празднования 180-летия храма подключилась вся общественность. Благоустроили территорию, построили церковную лавку, заменили полы, поставили новый иконостас и киоты. Деревянные колонны украсили резьбой.
«С главой администрации Алексеем Дыбовым и с благословения митрополита Иоанна мы начали ремонт. Огромную работу провели: поменяли купола, поставили на них кресты с рубиновыми стёклами, обновили кровлю, зачистили фасад, покрасили, переделали ограждение. Сейчас храм очень красивый, а в 2012 г. выглядел он не так презентабельно», – вспоминает настоятель.
Ещё одна история связана с Казанской иконой Божией Матери. Старожилы рассказывали, что в послевоенное время много людей умерли от тифа и чумы. Их хоронили на местном кладбище. 21 июля, в День Казанской иконы Божией Матери, с образом идут на кладбище и там служат по усопшим, а несколько лет назад совершили крестный ход, который стал ежегодной традицией.
«Я нашёл икону в плачевном состоянии. Она висела в самом дальнем углу совсем чёрная, мы её отреставрировали, прорисовались следы оклада, видимо, раньше было дорогое оформление с золотым тиснением. Художники, реставрирующие образ, сказали: «Ради таких икон и храмы строят», – вспоминает мой собеседник.
В последнее время церковь посещают больше военнослужащих. Они молятся перед образами Георгия Победоносца, святителя Николая и целителя Пантелеймона.
«Георгия просят о победе над тёмными силами, которые сейчас вокруг России. Я думаю, с Божьей помощью мы выстоим и все невзгоды преодолеем», – уверен настоятель.
Перед алтарём – несколько икон. Их подарили прихожане ещё в конце 1940-х г.г.
«Возможно, это работы иконописцев Борисовской школы», – предполагает отец Михаил.
Осматривая иконостас, постепенно двигаемся ко входу в алтарь. Священник открывает двери и разрешает взглянуть издали: туда женщинам входить запрещено.
«Здесь находится старинная Курская-Коренная икона Божией Матери в серебряном окладе, почитаемая у нас. Выносят образ из храма на праздники. А подлинник хранится в США – в Нью-Йорке. Иногда оттуда на крестный ход икону привозят на Валуйскую землю», – объясняет настоятель.
Крест отца Серафима
На стене в трапезной, справа от алтаря, - главный образ святителя Николая. Икона почитаемая, намоленная, об этом говорят украшения, которые подарили прихожане. По словам отца Михаила, кто-то из духовных чад пожертвовал крест преподобного архимандрита Серафима (Тяпочкина).
«Лично знал Серафима Тяпочкина, потому что отец начинал духовное становление в Ракитном. Помню его с детства, – продолжает священник. – Мы, дети, всегда обедали вместе, он нас благословлял со строгостью».
Люди, которые приходят в церковь поделиться радостью или исповедоваться, рассказывают: если сердечно молиться перед иконой Николая Чудотворца, то просьбы доходят до святого и он их исполняет. К сожалению, иконы и церковные предметы украли в середине XX в. Но кое-что местным жителям удалось сохранить и вернуть в храм, да и настоятели, служившие здесь в разное время, собрали уважаемые и почитаемые святыни. Отец Михаил рассказывает о некоторых из них. «Вот старинная и почитаемая икона «Взыскание погибших». Она написана на пожертвования в 1914 г., во время Первой мировой войны. Тогда было много пропавших без вести, люди молились, чтобы найти своих близких. На обороте есть надпись «В честь Победы», – настоятель показывает её мне.
Фрески и картины
Реставрация сбитых и практически уничтоженных в подкупольном пространстве картин и фресок начиналась ещё в 1980-е г.г. при настоятеле отце Андрее (Паюле), он служил в церкви 15 лет.
Рассматриваем роспись сводов храма. Вот прихожан благословляет Бог Отец, затем видим «Тайную вечерю» - воспоминание о том, как в Великий четверг молились Господь и его ученики. Здесь же изображён предатель Иуда Искариотский. Далее - «Вход Господень в Иерусалим», перед выходом - «Страшный Суд».
Для росписи стен и купола в храме по совету священнослужителя, художника-иконописца архимандрита Зинона, пригласили российского художника Николая Мухина. К этому времени Николай Александрович уже принял участие в восстановлении храма Христа Спасителя и имел большой опыт иконописной работы. Всего в 1980-2000 г.г. народный художник и его ученики расписали 12 православных храмов в России и за её пределами.
Елена Ховхун «Маленькая лаврочка. Чем уникален Никольский храм в Валуйках», БелПресса, «Белгородские известия» 24 сентября 2022 г.