ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Усть-Каменогорск. Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1789 и 1809.
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. И.М.Лихарева, 16

Координаты:49.947416, 82.602162
Проезд:Проезд на автобусах и маршрутном такси до остановки "Троицкий монастырь"




Добавить фотографию
Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Ларионов Иустин
18 октября 2009
Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Ларионов Иустин
18 октября 2009
Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
фото с с http://etnografiavko.kz/etno7_files/page13.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1902
Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1883




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ларионов Иустин ,  15 октября 2010

Градо-Устькаменогорская Троицкая церковь в крепости (1789-1809)

Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано с появлением в устье рек Иртыша и Ульбы Устькаменогорской крепости. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан. Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где «… на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир. Возвращаясь обратно… Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость. Тотчас же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся. Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы…

Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней, крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла вместо сгоревшего храма был заложен новый…», освященный 6 июня 1775 года. «…Через 14 лет после постройки деревянной церкви поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского… Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть… Одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. Изначальный вариант предполагался по образу и подобию собора Петра и Павла в одноименной крепости города Санкт-Петербурга. Это популярный в петровскую эпоху стиль голландских кирх. Вытянутый четырехугольник, в середине увенчанный барабаном – как правило, восьмерик с луковичной главкой. Стены прорезаны узкими прямоугольными оконными проемами. Колокольня задумывалась как упрощенный вариант колокольни упомянутого собора Петра и Павла, с огромным шпилем…»

В проекте 1792 года произошли существенные изменения. «… Во-первых, храм из … однопрестольного превращался в трехпрестольный, в плане имевший вид креста со смещением приделов к западу от центральной части. Мощный притвор имел утолщенные внутренние несущие стены, предназначенные для основания колокольни, форма которой резко изменилась, и стала являть собой … архаичный четырехугольник, прорезанный огромными проемами с полуциркульным завершением. Над почти плоской крышей по-прежнему предполагался шпиль, довольно больших размеров. Оконные проемы по-прежнему прямоугольники, стены почти лишены декора, и здание несколько оживилось карнизом и выступами приделов… Итак, предполагаемый двухпрестольный храм с главным алтарем во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя равноапостольного царя Константина, уже на второй стадии превращается в трехпрестольный…

Законченный в 1809 году постройкой, храм имел уже тот вид, который мы можем себе представить с помощью дореволюционных фотографий. Крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью и приделами и несколько зауженной центральной частью, завершавшейся пятигранником алтарной апсиды. Форма колокольни не претерпевает значительных изменений. Вместо почти плоской крыши появилась четырехскатная, шатровая с высоким узким барабаном и красивой луковичной главкой… Крыша стала выше и зрительно воспринималась равной по высоте стенам здания, которые лишились своих прямоугольных окон… замененных… на проемы с полуциркульным завершением. Барабан купола – восьмерик, лишенный теперь своих световых функций… Потолок внутри храма был плоский. Это видно на чертеже церкви, сделанном в сентябре 1844 года. Над алтарной частью и приделами было по одному маленькому куполу – всего, таким образом, включая колокольню, храм имел 5 куполов… Стены имели членение рустованными лопатками. Ограда церкви довольно типична: на высоком цоколе кирпичные столбы с кованой решеткой. Имелось два прохода: центральный – против главного входа, и в северной части, недалеко от алтаря…»

9 сентября 1810 года состоялось освящение храма. Главный престол посвящен Пресвятой Троице, правый, в память прежних деревянных построек, Иоанну Богослову, а левый – Пророку Божию Илие. «По свидетельству священника Бориса Георгиевича Герасимова, кирпичная (каменная) церковь воздвигалась на средства прихожан, но главным образом, на сумму инженерного департамента, отпущенную согласно Высочайшего Указа 1799 года… Есть предания, что иконостас в церкви поставлен на личные средства князя Эристова, командира одного из крепостных полков…». Таким образом, получился удивительный по своему облику архитектурный памятник, один из самых интересных в регионе. Троицкая церковь оставалась единственным храмом Усть-Каменогорска вплоть до 1888 года, когда был построен и освящен Покровский собор, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени.

Дореволюционная история Троицкой церкви неразрывно связана с именами известных в крае священнослужителей. С 1860 по 1870 годы в сане диакона в храме служил Евфимий Владимиров, известный среди православных Прииртышья святостью своей жизни. В 1870 году он был рукоположен в священники и назначен настоятелем Успенской церкви села Тарханского. Впоследствии долгие годы служил в Воскресенской (Казачьей) церкви в Семипалатинске, возле алтаря которой и был похоронен. С 1876 по 1912 годы в Троицком храме служил протоиерей Александр Сосунов, в должности настоятеля и благочинного. Кроме этого, он был законоучителем Мариинского женского училища, занимался литературой, метеорологией и археологией, пользуясь любовью и уважением всех знавших его при жизни. Похоронен в ограде Троицкой церкви. При нем начинал свое служение Церкви будущий известный ученый-краевед священник Борис Герасимов, в детские и юношеские году бывший прихожанином храма. Отец Александр был его первым наставником. В 1918 году принял мученическую кончину протоиерей Сергий Феноменов, ныне причисленный к лику святых Русской Церкви.

В 1923 году Троицкий храм переходит в руки обновленческих раскольников, в 1928 году на долгие десятилетия в нем прекращаются богослужения. После закрытия в Троицкой церкви в разные годы размещались: овощехранилище, картофелехранилище, гарнизонный клуб. В последние десятилетия советского периода в храме размещался склад Военторга №1. За последние десятилетия Троицкий храм претерпел значительные изменения. Утраченными оказались: колокольня, купола, алтарная апсида, оформление интерьера. Разрушена церковная ограда, а так же памятники существовавшего в дореволюционный период некрополя.

Возрождение активной духовной жизни этого старейшего в Казахстанском Прииртышье православного храма началось в 1991 году после передачи его, а так же ряда других сохранившихся построек крепости, Алматинско-Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви. Первым настоятелем Троицкого храма в наше время стал протоиерей Вячеслав Михайлович Дылевский. В 1993 году постановлением Священного Синода РПЦ на базе храма и прилегающей территории был учрежден Свято-Троицкий мужской монастырь.

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. 144 с.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  20 августа 2016

Свято-Троицкий храм в Усть-Каменогорске является первым каменным зданием в городе. Памятник архитектуры располагается на территории Свято-Троицкого мужского монастыря.

История этого храма напрямую связана с историей самого города. Место под строительство храма было выбрано не случайно. Именно здесь в августе 1720 г. император Петр I распорядился заложить Усть-Каменную крепость. Крепость была построена российской военной экспедицией, возглавляемой гвардии майором И.М. Лихаревым в стратегических военных целях – она завершала Иртышскую линию укреплений, которая защищала владения Российской империи в Сибири от джунгар. Усть-Каменная крепость и положила начало городу Усть-Каменогорск, а улицу, проходящую вдоль крепостного вала, назвали именем И.М. Лихарева.

Первый храм на территории крепости был походным храмом. Примерно в 1740-х гг. его сменил деревянный храм апостола Иоанна Богослова, разрушенный пожаром. Вскоре на этом месте построили новое деревянное здание, через 14 лет пришедшее в ветхое состояние. И лишь в июне 1789 г. была заложена новая, но уже каменная церковь, строившаяся 20 лет и освящённая в 1810 г. Вплоть до 1888 г. Троицкая церковь являлась единственным храмом в городе Усть-Каменогорске.

В 1923 г. Троицкая церковь перешла в руки обновленческих раскольников. В 1928 г. храм был закрыт долгие десятилетия. В разное время здание церкви использовали в качестве овощехранилища, картофелехранилища, гарнизонного клуба. В последние десятилетия советской власти здесь размещался склад Военторга.

Храм претерпел ряд значительных изменений: были утрачены алтарная апсида, интерьер, колокольня, купола, разрушена церковная ограда. В 1991 г. началось возрождение Троицкого храма. В 1993 г. на базе храма был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. С апреля 2013 г. в храме ведутся работы по восстановлению его первоначального облика. Торжественное открытие и освящение Свято-Троицкого храма состоялось в октябре 2015 г. и было приурочено к 205-летней годовщине со дня его первого освящения.

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=23960


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  10 ноября 2016

Свято-Троицкая церковь находится при впадении реки Ульбы в Иртыш. После основания в 1720 г. генерал-майором Лихаревым Усть-Каменогорской крепости в нее был прислан из европейской России драгунский полк с походною церковью и иеромонахом Георгием. Иконостас этой церкви был написан на китайском голубом штофе, натянутом на дубовые рамы. В 1778 г. иконостас этот был пожертвован в Омский собор, из которого в 1843 г. передан в Акмолинскую церковь. Около 40-х гг. XVIII в. в Усть-Каменогорской крепости была построена небольшая деревянная церковь с отдельной колокольнею, впоследствии сгоревшая.

По распоряжению митрополита Тобольского и Сибирского Павла от 22 октября 1766 г. за № 1559 вместо сгоревшей была построена деревянная Иоанно-Богословская церковь, освященная 6 июня 1779 г. Грамотою архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама от 18 сентября 1786 г. за № 1643 предписано было вместо деревянной, весьма ветхой церкви заложить каменную церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом во имя св. равноап. Константина и Елены, каковая и была заложена 26 июня 1789 г. и окончена постройкою на суммы инженерного ведомства в 1809 г.

9 сентября 1810 г. освящена во имя св. Троицы (главный престол), правый придел – во имя св. апост. и еванг. Иоанна Богослова и левый – во имя св. пророка Илии. Почему при освящении было изменено распоряжение архиепископа относительно Константино-Еленинского придела и кем и с чьего разрешения церковь освящена – неизвестно. В настоящее время церковь эта прочна и вместительна. Капитала при ней за 1907 г. имелось 1500 руб.

Из утвари храма особенно замечательны: напрестольный серебряно-позолоченный, довольно массивный крест с частицами мощей св. Ефрема Сирина, Александра Свирского, Михаила Малеина и Иоанна списателя лествицы и напрестольное Евангелие, напечатанное при Петре I в 1701 г. В церкви находится местно чтимая икона св. и чудотворца Николая.

Приход составляют: станица Усть-Каменогорская, поселки: Ново-Усть-Каменогорский, Ульбинский и Феклистовский. В поселке Ульбинском имеется приписная церковь во имя Казанской Божией Матери, построена в 1901 г. и освящена в 1902 г. и в пос. Феклистовском – во имя Преображения Господня, построена в 1904 г. и освящена в 1905 г. Ни домов, ни капиталов при этих церквах нет. В дни торжественных праздников в них совершаются торжественные богослужения. Бывают богослужения и в некоторые другие праздники и в великий пост по 1 неделе.

Для проживания причта имеются два церковных дома, в одном помещается диакон на псалом. вакансии, а другой дом разрушен, для житья не годен. Настоятель занимает частную квартиру в Усть-Каменогорске.

На содержание причта получается от казны: священнику – 102 руб. 4 коп., псаломщику – 40 руб. 81 коп. в год. Кроме того, из сумм Сибирского казачьего войска положено священнику – 128 руб. 58 коп. и псаломщику 96 руб. 18 коп. в год. Затем из сумм того же войска выдается ежегодно на причт добавочного жалования. Причт получает 58 руб. 52 коп. процентов в год с причтового капитала в 1462 руб. 83 коп. Братских доходов за 1907 г. поступило 408 руб. 52 коп. За законоучительство в Мариинском женском училище настоятель получает 300 руб. в год. В приходе есть казачьи школы в ст. Усть-Каменогорсой и в поселках Ульбинском и Феклистовском.

За 1908 г. по клировым ведомостям православных прихожан значилось 850 душ муж. пола и 864 души жен. пола. Средним числом за год бывает крещений 134, браков 36 и погребений 55. Население прихода состоит из старожилов, переселенцев нет. К церкви прихожане относятся удовлетворительно, а от ремонта церковных домов отказываются.

Пасхальное хождение со св. иконами бывает по всем домам прихода. Крестные ходы летом по полям бывают по всем поселкам, многие принимают причт тогда с молебнами по домам.

По штату положено при церкви причта: настоятель и псаломщик.

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.