ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Усть-Каменогорск. Церковь Зиновия, иерея Согринского.

Зиновьевский храм


Церковь. Действует.  
Престолы:Зиновия Согринского
Год постройки:Между 2002 и 2003.
Архитектор:Фарафонтова А.
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, пос. Новая Согра, ул. Юннатов,103

Координаты:50.024325, 82.730645
Проезд:Проезд городскими автобусами марщрутными такси до остановки "Новостройка"


Добавить фотографию
Церковь Зиновия, иерея Согринского - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Фото выполнено Андреем Шаповаловым
Ларионов Иустин
3 августа 2006
Церковь Зиновия, иерея Согринского - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Фото выполнено Андреем Шаповаловым
Ларионов Иустин
3 августа 2006
Церковь Зиновия, иерея Согринского - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Церковная звонница. Фото выполнено Андреем Шаповаловым
Ларионов Иустин
3 августа 2006
Церковь Зиновия, иерея Согринского - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Звонница
Ларионов Иустин
22 июня 2008
Церковь Зиновия, иерея Согринского - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Никольский храм в Согре (Верхульбинка), разрушенный в мае 2000 г.
Ларионов Иустин
23 июля 1990
Церковь Зиновия, иерея Согринского - Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанская область - Казахстан
Никольский храм в Согре (Верхульбинка), разрушенный в мае 2000 г.
Ларионов Иустин
23 мая 1989




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Ларионов Иустин ,  9 июня 2011

Из истории Cогринской православной общины г. Усть-Каменогорска

В состав современного города Усть-Каменогорска входят некоторые районы, которые прежде являлись самостоятельными населёнными пунктами. Это бывшие казачьи станицы и посёлки, а также переселенческие сёла и поселения смешанного типа, находившиеся в непосредственной близости от областного центра и влившиеся в него в процессе развития города, расширения его территории. Среди них мы можем назвать такие, как бывшая Новоустькаменогорская станица, более известная современникам под названием села Меновного, бывший казачий посёлок Защита, ныне пристанционный посёлок железнодорожников, сохранивший прежнее наименование. Основой упразднённого ныне Ульбинского района Усть-Каменогорска является бывшая Заульбинская слобода, именовавшаяся также Долгой деревней или Хохлацкой заимкой, поскольку её население в конце XIX - начале XX веков формировалось из украинских выходцев. Как отдельный населённый пункт существовал посёлок Верхняя Пристань, отделявшийся от собственно города канавой, в честь которой была названа окраинная улица Усть-Каменогорска (современная Новаторов). Нужно заметить, что современный город расположен на территории двух исторически сложившихся областей: Томской губернии и Семипалатинской области, причём правобережный Усть-Каменогорск принадлежал к расположенной, в основном, на левом берегу Иртыша Семипалатинской области (как и все города и поселения, имевшие казачьи управления), а большая часть правобережных населённых пунктов находились на территории Томской Губернии. К числу последних принадлежало село Верхульбинское Змеиногорского уезда, иначе именуемое Согрой, расположенное на берегу реки Ульбы - одного из красивейших уголков природы в Восточном Казахстане.

В настоящее время в Усть-Каменогорске существуют две Согры: старая и новая. Старая Согра - бывшее старинное село Верхульбинское. Новая Согра - рабочий посёлок, возникший в результате строительства крупнейшего промышленного гиганта - Титаномагниевого комбината. В середине XIX в. в селе Верхульбинском был образован православный приход, входивший в состав Усть-Каменогорского благочиния, который в 1911 г. возглавил иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин.

Освящение храма во имя Святителя и Чудотворца Николая возглавил протоиерей Александр Владимирович Дагаев, настоятель Градо-Усть-Каменогорского Покровского собора, благочинный Усть-Каменогорских городских и уездных церквей. Всего через семь лет после описываемых событий, зимой 1920 г. ему суждено будет принять мученическую кончину. Протоиерей Александр причислен к числу угодников Божиих. В освящении Никольского храма принимал участие священник Усть-Каменогорской Преображенской церкви при дисциплинарной роте иерей Христофор Спасский. К сожалению, пока остается неизвестной его дальнейшая судьба. На должности настоятеля Преображенского дисциплинарного храма его сменит протоиерей Сергий Васильевич Феноменов, священномученик, оказавшийся первым среди устькаменогорского духовенства, кто пострадал за веру в годы гражданского противостояния в 1918 г. Протоиерей Сергий причислен к лику святых. Следующим участником согринских торжеств был известнейший в Прииртышье и за его пределами учёный-краевед, священник Борис Георгиевич Герасимов, автор огромного количества работ по истории края, в том числе и такой статьи, как "Старинные церкви Семипалатинской области", где нашли отражения уникальнейшие, в подлиннике не дошедшие до нас документы по истории наиболее почтенных, в хронологическом отношении прииртышских храмов, среди которых Знаменский собор г. Семипалатинска и Троицкий храм в крепости г. Усть-Каменогорска... Четвёртым участником освящения был настоятель освящаемого Никольского храма иерей Зиновий Евстафьевич Сутормин. Ему также как и протоиерею Александру Дагаеву, в 1920 г. предстоит принять мученический венец...

Торжества по случаю освящения Никольского храма начались 29 июня. Было отслужено Всенощное бдение. Ввиду огромного количества собравшихся людей Полиелей совершался не внутри церкви, а прямо на улице... В самый день 30 июня рано утром состоялось освящение престола, а затем соборно отслужена Божественная Литургия, по окончании которой на улице был отслужен молебен. "За литургией пел хор певчих Устькаменогорского собора. Церковь была буквально битком набита народом. Громадная толпа стояла в оградке и прилегающей к храму улице. По приблизительному подсчёту за обедней собралось не менее полутора тысяч богомольцев. День был тёплый, ясный, и всё церковное торжество прошло с высоким религиозным настроением. Перед молебном о. благочинный произнёс слово, посвящённое значению совершившегося торжества, указал при этом на настоятеля храма, как на лицо, трудами которого усиленно была достигнута постройка храма вперёд. Справедливость требует сказать, что не меньшее старание в построении Согринского храма проявил и сам благочинный протоиерей о. Александр Дагаев, которому, по окончании всего торжества, и был поднесён, в благодарность за понесённые им труды по постройке серебряный подстаканник. Итак, милостию Божиею и помощию Великого Угодника Божия Святителя Николая Чудотворца, в селе Верх-Ульбинском появился хороший каменный храм, вместо сгоревшей от молнии деревянной церкви.

Сообщаем краткие сведения о храме. Церковь вообще в селе существует 60 лет. Каменный храм был заложен 29 июня 1906 года; через пять лет после этого - 29 июня 1911 года, были на церковь подняты кресты. Колокола поднимали 24 июня 1912 года и, наконец, освящение церкви совершилось 30 июня Постройка храма обошлась в 10 700 руб., из них от общества поступило 3 915 руб. 77 коп., от церковно-приходского попечительства 351 р. 21 к., от церкви 1004 р. 92 к., и пожертвовано разными лицами 5 428 р. 10 к. К освящению церкви настоятелем о. Зиновием Суторминым были выписаны разные церковные предметы; к сожалению, они пришли после освящения храма. Храм ещё не закончен отделкой. В августе с.г. приступлено к покраске полов, весной же предполагается окраска всего храма"...

Далее история храма развивалась по привычной для советских времён схеме. По одним данным в 1929 г., а по другим в начале 1930 гг. храм был закрыт и лишен своих вертикальных завершений, отличающих Дом Божий от прочих строений: были сняты кресты, разобраны купола и колокольня. По воспоминаниям старожилов, молодой человек, вызвавшийся снимать кресты, сорвался с крыши и погиб. Аналогичную историю видимо могут поведать свидетели надругательства над Святыней и в любом другом случае при разрушении церквей.

На волне потепления взаимоотношений между Государством и Церковью, начало которому было положено знаменитой встречей Митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха и остававшихся на воле иерархов с главой советского государства И.В. Сталиным в 1943 г., по ходатайству общины верующих в поруганном храме были на время возобновлены богослужения, очевидцы упоминают и настоятеля - о. Николая Парамоновича Фёдорова, уроженца с. Бобровка, Вскоре начавшиеся гонения на церковь периода правления Н.С. Хрущева, продолжавшиеся в основном с 1958 по 1964 гг. Положили конец существованию и Никольского согринского прихода. Следует при этом добавить, что информация о деятельности прихода в 1940-х - 1950-х гг. официальными документами до настоящего времени не подтверждена и может восприниматься с определённой долей сомнения.

Церковное здание было передано под учебное заведение, в нём разместилась средняя школа № 18, существующих помещений оказалось недостаточно, к бывшему храму стали пристраивать дополнительные классы и мастерские. Алтарная часть храма стала использоваться под пионерскую комнату, при этом на месте капсулы, содержавшей информацию о храме, заложенной при его освящении, было укреплено красное знамя. После того как в Старой Согре было построено новое, типовое здание школы, освободившиеся помещения бывшей церкви было передано фирме "Аютас". Позднее предприятие было переименовано в "Леон", но в период всеобщей политической и экономической нестабильности, фирма была разорена, хозяин уехал за границу, в Россию, здание бывшего храма было оставлено на произвол судьбы и стало медленно, но неуклонно разрушаться. Какое-то время здание охранялось, но довольно скоро от него остались лишь стены: крыша, оконные и дверные блоки исчезли, открылись архитектурные элементы до того скрытые позднейшими наслоениями, открылись, но не надолго.

Руководители Усть-Каменогорского благочиния неоднократно пытались вернуть храм в лоно Церкви, но все попытки оказались безуспешными. Впервые вопрос о возвращении Никольского храма был поднят в бытность благочинным протоиерея Вячеслава Михайловича Дылевского в 1993 г. Существовала инициативная группа верующих жителей Старой Согры, добивавшаяся открытия третьего в то время городского прихода, однако кощунственным образом переданное в частное владение здание храма, в соответствии с существующим законодательством, невозможно было изъять у владельца, не заплатив непомерных для имевшихся приходов сумм, тем более недоступных для вновь формирующейся общины. Была даже идея передачи Церкви недалеко находящегося от старого храма здания клуба "Маяк", в то время прекратившего свою "культурологическую" деятельность. Однако ни один из вариантов так и не был осуществлён. Вторая попытка была предпринята новым благочинным - иеромонахом (ныне игумен) Амфилохием (Бондаренко), но и он не добился успеха, храм продолжал гибнуть.

Трагическая развязка наступила в мае месяце 2000 года. Совместными усилиями некоторых из местных жителей Никольский храм, который мог бы быть украшением небогатой на достопримечательности части города, а главное Святыней, где могли бы совершаться богослужения, храм, который был построен при человеке, прославленном в лике святых Русской Церкви, под сводами которого он совершал Литургию, храм этот перестал существовать, разобранный на кирпич. Остатки битого кирпича и мусора на фундаменте разрушенной церкви по сей день являются живым напоминанием акта вандализма, совершенного не в годы разгула атеистических беснований 1920-х - 1930-х гг., не в годы "хрущевских" гонений - второй мощной, но не удавшейся попытки навсегда покончить с "религиозными предрассудками", нет. Варварство было проявлено в тот момент, когда, напротив, по всему пространству бывшей православной империи возвращались к жизни поруганные святыни, строились новые храмы.

Случилось так, что именно в год уничтожения Никольского храма была зарегистрирована православная община жителей старой и новой Согры г. Усть-Каменогорска, а вскоре на деньги спонсора - руководителя фирмы "Титан" Николая Алексеевича Кузьмина куплен дом по улице Юннатов, где и разместился храм, названный во имя священномученика Зиновия, иерея Согринского. В течение двух лет это место являлось средоточием духовной жизни небольшой общины. Настоятелем Зиновьевского храма в 2001 г. был назначен иерей Игорь Солодков, ранее несший послушание настоятеля, а затем какое-то время клирика Богродице-Рождественского храма г. Усть-Каменогорска. Интересен тот факт, что согринская община - самая поздняя по дате регистрации среди других православных общин Усть-Каменогорска, но типовой храм появился у неё раньше других на несколько лет.

Уже в 2002 году была совершена закладка фундамента в основание нового храма, а в 2003 году состоялось его торжественное открытие. Всего год понадобился, чтобы архитектурная задумка одной из прихожанок Аллы Фарафонтовой, архитектора по образованию, после обработки штатными городскими архитекторами нашла своё воплощение в красивом, пятикупольном кирпичном здании, выполненном в лучших традициях стиля эклектики, характерной в русском культовом зодчестве конца XIX - начала XX вв. Спонсором и генеральным подрядчиком строительства выступил ТОО ПКФ "Титан". На торжественном открытии 13 сентября 2003 года присутствовали благочинный Усть-Каменогорского церковного округа, настоятель Покровского храма иеромонах Амфилохий (Бондаренко), руководитель "Титана" Н.А. Кузьмин,  настоятель храма отец Игорь Солодков, множество приглашенных гостей и прихожан Согринского храма и других городских приходов. Как отметили в своих репортажах с места события журналисты, на открытии присутствовал житель Согры Степан Тихонович Попов, который был прихожанином Никольского храма, когда настоятелем там был ещё Зиновий Евстафьевич Сутормин. Так зримо проявилась неразрывность связи между прошлым и настоящим, невзирая ни на какие препятствия.

В заключении следует добавить, что храм был освящен (как и построен) первым в Усть-Каменогорске. Это важное для истории православного Усть-Каменогорска событие произошло 4 сентября 2005 г. Чин освящения совершён Главой Казахстанского Митрополичьего округа, митрополитом Астанайским и Алматинским Мефодием (Немцовым), до 2010 г. возглавлявшего епархию. Настоятелем Зиновьевского храма г. Усть-Каменогорска в настоящее время является иерей Иоанн Карабидович.

Ларионов М.М., г. Усть-Каменогорск

Статья опубликована в научном сборнике материалов девятой международной конференции «Макарьевские чтения» (21-23 ноября 2010 г.). Горно-Алтайск, РИО Горно-Алтайский государственный университет, 2011 г., стр. 127 – 135

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.