ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пинск. Варваринский монастырь.


Пинск. Варваринский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1521 и 1900.
Адрес:
Брестская область, г. Пинск, ул. Горького, 43

Координаты: 52.114217, 26.102573





Варваринский монастырь, Въезд с ул. Горького<br>, Пинск, Пинский район, Беларусь, Брестская область
Въезд с ул. Горького
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
3 марта 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 января 2013

Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского.

Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница.

Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал № 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал № 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления.

Информация с сайта - Древо - открытая православная энциклопедия


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 января 2015

Возникновение монастыря относится к глубокой древности – к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина.

Монастырские здания были возведены в 1520-е гг. Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения был деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей. В XVI - XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы.

С введением унии монастырь был обращен в униатский, а православные монахини изгнаны из него. Впрочем, им некоторое время решалось проживать в Пинске. Но в 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь после обращения Варваринского в унию.

С 1839 г. Варваринский монастырь снова стал православным. В то время в обители проживало 14 насельниц, она имела 147 десятин земли и 100 крестьян. Предметами особого пклонения верующих являлась икона великомученицы Варвары и частичка ее мощей в позолоченном ковчеге. При монастыре работало училище для девушек-дворянок и дочерей священников, где обучали чтению, письму и рукоделию. Библиотека монастыря насчитывала несколько сот томов книг преимущественно духовного содержания, среди которых были рукописные и старопечатные.

В 1858 г. монастырь переведен из собственных старых деревянных зданий в помещения бывшего католического монастыря бернардинцев, а бернардинский костел переосвящен в Варваринскую церковь. Но монастырь просуществовал недолго. В 1874 г. его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Спасо-Преображенский монастырь. Монастырская церковь была обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви. В монастырских зданиях разместилась городская больница.

Почти через 120 лет вновь в Пинске возрождена древняя Свято-Варваринская женская обитель. Здание монастыря находится на территории Пинского епархиального управления, и по приведении всех зданий и территории в надлежащий порядок вместе с епархиальным управлением будет представлять единый архитектурный ансамбль.

http://piligrim.by/content/view/494/505/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 февраля 2017

Свято-Варваринский женский монастырь в г.Пинске. Собор Воскресения Словущего, храм святого апостола первомученика архидиакона Стефана.

Устное народное предание относит время основания женского монастыря в Пинске к временам крещения Руси и связывает его с именем местной княжны Варвары, которая назвала устроенный ею монастырь по имени своей небесной покровительницы. Однако никаких исторических сведений, подтверждающих эту легенду, не сохранилось. Монастырь достоверно упоминается лишь в 1520 г. как основанный при короле Сигизмунде I Старом. Деревянные здания в нем были построены пинским князем Федором Ярославовичем. Он же около 1520 г. вместе с супругой Еленой Олельковной записали на монастырь дворище – Пискаловщину в селе Особовичи. Помимо этого, с прежних времен монастырю принадлежали и другие имения или фольварки: Гольцы, Высокое, Ласицк, Крайновичи, Дубой (замененное в 1786 г. на Гай), Завидчицы и Житковичи.

Согласно описи, составленной королевским ревизором в июле 1595 г., комплекс монастырских зданий состоял из пяти строений. При входе в него размещались врата-звонница с тремя колоколами. Монастырский храм святой великомученицы Варвары представлял собой деревянную церковь, выстроенную в стиле полесского зодчества. Иконостас храма был средней величины, его украшали десять малых и десять больших икон, среди которых выделялись две – святой великомученицы Варвары и Пречистой Девы Марии, покрытые серебряными окладами с искусной чеканкой, выполненной полесскими мастерами. Царские, южные и северные врата иконостаса имели иконы, написанные на полотне.

Неподалеку от самой церкви под сенью лип находился деревянный домик матушки-игуменьи, состоявший из светлицы, сеней и каморы. При этом строении находились пекарня (где сестры выпекали не только хлеб, но и просфоры для Божественной литургии), келейный корпус, в котором были четыре огромные светлые комнаты с сенцами в каждой. Вся территория обители была обнесена высокой дубовой оградой из вертикальных заостренных вверху бревен.

История сохранила память о некоторых настоятельницах монастыря: игуменья Татьяна (Ртищева, 1520), Анисия (Богданова Велятицкая, т.е. родом из д. Велятичи, расположенной неподалеку от Пинска, 1551), Иулиания (Почаповская – родом из д. Почапово, поставленная на должность настоятельницы с согласия королевы Боны, 1533), София (КирдееваВолловичева, 1560), игуменья… Васильева Фурсова (её имя не установлено, но известно, что она была поставлена на должность с согласия короля Сигизмунда Августа, 1566), Регина (Ирина Войнянка, 1580).

Последней из православных игумений Свято-Варваринского женского монастыря в XVI в. была Евфимия (Людмила ВойнякаСновская, 1595), поскольку в 1633 г. по распоряжению короля Сигизмунда III и короля Владислава IV при содействии униатского епископа Леонтия Пельчинского монастырь был превращен в базилианский. В униатский период стараниями игуменьи Анастасии (Поступальской) в 1715 г. в обители была построена новая церковь.

В 1839 г. подобно многим монастырям Беларуси, Свято-Варваринская обитель вновь стала православной. История монастыря нового времени была бы неполной без упоминания о деятельности матушки-настоятельницы Назареты (Томашевской), которая управляла монастырем с 1844 г. вплоть до его перевода в Минск. Игуменья Назарета в 1857 г. получила в распоряжение здание бывшего бернардинского монастыря.

Монастырский корпус для сестер представлял собой двухэтажную постройку, на первом этаже которой было девять комнат, на втором – одиннадцать. Монастырь с двух сторон окружал прекрасный фруктовый сад. В иконостасе церкви на боковых дверях были изображены иконы святого первомученика и архидиакона Стефана и святого архангела Михаила, всего иконостас включал 24 иконы, храм был украшен еще 32 иконами.

Свято-Варваринский монастырь имел и другие бесценные произведения искусства, среди которых – серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего Креста Господня, украшенный чешским стеклом и фигурами Христа и Богоматери с русским текстом; другой серебряный крест был изготовлен греческими мастерами и подарен обители в 1642 г.; с одной стороны его был изображен распятый Иисус Христос, с другой – Тайная Вечеря. Предметом особого поклонения верующих служила частица мощей (палец) святой великомученицы Варвары, помещенный в раку, позолоченную и расписанную сценами из жития святой.

Монастырь имел библиотеку, в которой насчитывалось несколько сот томов книг, в основном духовного содержания, среди них были рукописные и старопечатные. При монастыре действовала школа, где воспитанницы разных сословий учились чтению, письму и рукоделию. При этом представительницы знатных фамилий (Орды, Корсаки, Чанецкие и т.д.) платили по 200-300 злотых в год, а девушки из бедных семейств обучались бесплатно.

В 1858 г. из римско-католического костела перестраивается каменная церковь. В 1865 году на ней устанавливается большой купол, который придает храму соответствующий православной традиции вид. Стараниями матушки-игуменьи Назареты на втором этаже монашеского корпуса устраивается теплая церковь.

В 1874 г. Свято-Варваринский монастырь перевели в Минск, где была образована Спасо-Преображенская обитель. Она просуществовала до 1925 г. В главном монастырском храме в честь Преображения Господня был устроен придел во имя великомученицы Варвары и хранилась привезенная из Пинска частица её святых мощей. В то время в обители пребывали: игуменья, 5 монахинь и 4 послушницы.

По упразднении монастыря в Пинске большая каменная церковь стала приходской и была приписана к пригородской Лещинской Свято-Успенской церкви (также как и домовая). Келейный двухэтажный корпус передали гражданскому ведомству под городскую больницу.

Почти через 120 лет, в 1993 г., утверждением Св. Синода Русской Православной Церкви, стараниями и трудами архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана в Пинске вновь была возрождена Свято-Варваринская женская обитель.

Монастырь и Здание Пинского Епархиального Управления представляют единый архитектурный ансамбль. Храмами монастыря являются Собор Воскресения Словущего, крестовая церковь святого апостола первомученика и архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления).

http://www.pinskeparh.by/blagochiniya/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.