В начале XVII века в Пинске закладывается деревянный монастырь доминиканцев. Доминиканский костёл, а также большой двухэтажный корпус для монахов-доминиканцев, основан в 1667 г. маркграфиней Марией Лукрецией Копец из дома маркграфов Строцци, родственницей польской королевы Цецилии Ренаты, женой полоцкого воеводы Язэпа Копоця. До конца XVIII века костёл монастыря оставался деревянным. Сразу после строительства деревянного костёла в нём установили орган, органистом которого был Франтишек Подгурский (…-1687). Главный алтарь великолепной резной работы украшала икона Богоматери Непорочное Зачатие. Боковые алтари были посвящены Иисусу Христу, св. Доминику, св. Винценту из Ферарры.
С 1750 г. доминиканцы стали приглашать на монастырские богослужения капеллу иезуитского коллегиума, что значительно повысило посещаемость литургий. Вскоре после приглашения иезуитская капелла отказалась играть у доминиканцев. Уровень францисканских музыкантов оказался несоответствующим. Поэтому в 1770 г. приор Альберт Трухановский, который переехал сюда из Минска в 1768 г., завёл свою капеллу.
При монастыре доминиканцев в 1726 г. в Пинске открылась Высшая школа Русской доминиканской провинции, которая имела право присвоения ученых степеней своим питомцам. Высшая школа содержала двух профессоров богословия и профессора философии. При этом учебном заведении существовала библиотека в 889 томов. В 1830-1840-е гг. историк Антони Мошинский нашел в монастырской библиотеке историческую хронику монастыря, составленную в 1762 г. Клементием Жебровским.
В 1850 г. доминиканский монастырь был закрыт, а в 1857 г. костёл отошёл к Православной Церкви, и после перестройки стал церковью вмч. Федора Тирона, покровителя Пинска. Поскольку здание было перестроено из доминиканского костёла под православный храм, о его стилистике судить трудно. Это был трехнефный базиликальный храм с одной башней на главном фасаде. Его площадь равнялась 450 кв. м. Такой тип культовых сооружений в архитектуре XVIII века встречался редко. Такой прием встречается в архитектуре Польши (люблинская группа) и Литвы (вильнюсская группа) в середине XVII века, что указывает на творческие связи между этими землями.
«Соборная каменная церковь с приделом в честь архистратига Божия Михаила устроена в 1864 году из упраздненного костёла. К приходу принадлежит большая часть православных жителей Пинска и 7 деревень» («Историко-статистическая справочная книга Минской Епархии», 1903 г.). Инвентарные книги Свято-Федоровского собора почти не сохранились, но и то, что осталось, хранит скупую информацию. «…Базиликальное сооружение с окнами в два света. Своды поддерживаются шестью столбами, главный вход – портик с треугольным фронтоном. При перестройке костёла под православный храм было возведено два купола…».
Монументальное строение размещалось на углу современных улиц Первомайской и Горького.
Собор подвергся серьезным разрушениям при занятии города Красной Армией в сентябре 1939 г. После Великой Отечественной войны была предпринята попытка восстановления здания прихожанами города. Но вскоре произошел обвал крыши, и в 1949 г. Свято-Федоровский собор по решению властей был снесён. В 1950-е гг. по типовому проекту арх. Зои Осиповны Брод на этом месте был построен кинотеатр «Дружба». В 1994-1995 гг. здание кинотеатра было перестроено в собор Воскресения Словущего (современный адрес - ул. Горького, 43).
Источники: http://www.pinsk-history.ru ; http://glidernet.livejournal.com/25073.html