ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери).


Церковь. Не действует.  
Престолы:Иверской иконы Божией Матери
Год постройки:не ранее 1348.
Адрес:
Россия, Республика Крым, г.Феодосия, ул.Портовая, 16

Координаты:45.022504, 35.401411


Добавить фотографию
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Marylyn
1 августа 2007
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Вид с крепости Кафа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 сентября 2017
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Олег
9 июля 2016
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Олег
9 июля 2016
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Inna
21 августа 2008
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Marylyn
1 августа 2007
Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери) - Феодосия - г. Феодосия - Республика Крым
Дмитрий Филиппов
5 августа 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Титов П.Н.,  13 марта 2016

Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.

Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря».

Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.

Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г.

В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

По материалам сайта pravoslavie.ua


Статью добавил(а): Вадим кр,  28 августа 2018

Храм Иверской иконы Божьей Матери расположен в южной части города Феодосии около моря в районе Карантин по адресу ул. Портовая, 16. Постройка датируется примерно 14-м веком. Храм Иверской иконы Божьей Матери представляет собой квадратную в плане простую базилику, выполненную в стиле древнеармянских церквей. Выстроена обитель из камня, снаружи ничем не отделана. Позже к зданию пристроили притвор. Купол стрельчатой формы находится на восьмиугольном световом барабане, увенчан крестом. На барабане видны узкие окна. Вход оформлен арочной дверью. На фасаде строения разместилось несколько окон также арочной формы.

Изначально это была церковь во имя Иоанна Предтечи. Уже в XIX веке ее переосвятили во имя Иверской иконы Божией Матери. В XV веке ее посетил по дороге домой из Индии путешественник Афанасий Никитин. Комиссия, исследовавшая в начале XX века фрески собора, предположила, что часть из них выполнены Феофаном Греком (XIV в.). К сожалению, к настоящему времени они утрачены. Сохранились изображения в камне под куполом и у алтаря.

После прихода советской власти храм Иверской иконы Божьей Матери в Феодосии закрыли и помещения отдали под склад. Позже они практически стали бесхозными. В 90-е годы прошлого века началось восстановление культового объекта, храм возвращен Православной Церкви в 1996 году.

http://www.rostovgid.ru/architecture/monastery/hram-iverskoy-ikoni-bozhey.html


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  24 ноября 2018

Своим архитектурным обликом храм схож с армянскими церквами XIII-XIV веков: квадратное в плане здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Позже церковь перестраивалась: со стороны главного входа пристроили довольно вместительное помещение, разделенное столбами на три нефа, перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками. Благодаря этому храм мог принимать большее количество прихожан. Минуя мрачноватую пристройку, верующие попадали в высокий, светлый купольный зал. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вырезанные из камня. Торжественные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.

Время безжалостно к строениям, но еще в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Гермоген видел внутреннее убранство церкви таким: «В церкви замечательны древние, выбитые на стенах изображения: на горнем месте - Спасителя, а по сторонам Его - 12 апостолов, по 6 на каждой, над жертвенником - Иоанна Крестителя с агнцем на руках, на южной стене - святителя Николая Чудотворца с книгою в руке, под куполом - лик Господа, близ входа в храм на северной стороне - святого великомученика Георгия на коне. Храм небольшой, но очень прочен...».

Храм был расписан удивительно красивыми фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. В 1927 году средневековые храмы Феодосии осматривала реставрационная комиссия, в состав которой входил русский художник и искусствовед И.Э. Грабарь. Он предположил, что некоторые фрески храма Иоанна Предтечи принадлежат кисти знаменитого византийского живописца Феофана Грека (1340-1405), выдающегося мастера фрески, иконописи, миниатюры. В 70-е годы XIV века он работал в России. Сохранились выполненные им иконы в Благовещенском соборе в Москве и фрески церкви Спаса-на-Ильине в Новгороде.

С храмом Иоанна Предтечи связано еще одно историческое событие, еще одно имя. Осенью 1474 года в Кафу прибыл русский путешественник Афанасий Никитин, возвращавшийся на родину в Тверь из далекой Индии. В «Хождении за три моря» он писал: «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста (Бог-Творец!). Милостию Божией прошел я три моря». В то время причал и главные ворота города находились у генуэзской крепости. Тому, что произошло после, нет документальных подтверждений, но предание утверждает, что Афанасий Никитин увидел церковь Иоанна Предтечи и услышал пение молитв. Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, то он с радостью молился в храме, благодаря Бога о своем благополучном возвращении.

В 1475 году Кафу захватили турки. Мусульманская религия стала основной, хотя в многонациональном городе действовали храмы разных религиозных конфессий. Но, очевидно, с течением времени церковь Иоанна Предтечи пришла в запустение, изменилось и ее название, теперь она стала Карантинной. В 1887 году епископ Таврический и Симферопольский Гермоген писал: «Карантинная церковь, из дикого камня, в честь иконы Иверской Божьей Матери - в юго-восточной часть Феодосии, в Карантинной слободке, населенной большею частью отставными нижними военными чинами и рабочими. Время постройки церкви неизвестно, но, несомненно, она существует со времени владычества генуэзцев в Феодосии. Священник Карантинной стражи Николай Трегубов с помощью благотворителей возобновил ее в 1858 году и освятил 31 августа. В 1875 году Рукавишников окрасил ее и пожертвовал три иконы в киотах за стеклом». Храм был освящен в память Иверской иконы Божией Матери.

В этом храме в 1906 году венчались Константин Федорович Богаевский и Жозефина Дуранте. К. Ф. Богаевский (1872-1943), известный русский художник-«киммериец», родился в Феодосии и жил в Карантине, здесь же находилась его мастерская. Храм иконы Иверской Божией Матери был его любимым. В грозные революционные годы рядом с храмом были расстреляны около 7000 белых солдат и офицеров.

В 30-е годы XX века храм был закрыт и фактически заброшен. Несмотря на то, что в советское время на Карантине создали историко-архитектурный заповедник, который охранялся законом, храм начал разрушаться и едва не погиб. Из-за споров между проектным институтом и органами архитектуры реставрационные работы не велись семь лет. Тем временем вода через дыры в прохудившейся крыше залила стены и повредила древние фрески, пол был покрыт грудами мусора и мокрого грунта. Слава Богу, что нашлись неравнодушные люди - архитекторы, искусствоведы, музейные работники, которые смогли убедить власти в необходимости срочно спасти храм. Реставрационные работы консультировал архитектор и скульптор Валерий Замеховский. Были проведены дренажные работы, уровень земли понизили на 60-70 сантиметров, церковный двор вымостили камнем. Помогали и будущие прихожане храма, они выносили из церкви мусор, украшали двор цветниками. Реставрация храма закончилась в 1996 году, и он был возвращен верующим.

Е.М. Литвинова. "Крым: православные святыни. Путеводитель"

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.