ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Слободской. Крестовоздвиженский монастырь.


Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1599.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Кировская область, Слободской

Координаты:58.740216, 50.184377


Добавить фотографию
Сортировка:


Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
http://urzhum-uezd.ortox.ru/fotogalereja_sajjta/view/id/1174795
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
??
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Введенская церковь монастыря. Фото с сайта: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number7&ELEMENT=gerzenka7_3_2
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Фото с сайта: http://e-rychkov.livejournal.com/132573.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Введенская церковь. Фото с сайта:http://urzhum-uezd.ortox.ru/fotogalereja_sajjta/view/id/1174795
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
А.Токарев
9 декабря 2013
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Марина Колеватых
27 февраля 2012
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Здания Крестовоздвиженского Монастыря
Марина Колеватых
27 февраля 2012
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Михайло-Архангельская церковь. Сооружение служило в качестве церкви и крепостной башни монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 июля 2015
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
А.Токарев
9 декабря 2013
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
А.Токарев
16 июля 2012
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Восстановленные Святые Врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 июля 2015
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Памятный знак заводчикам Бакулевым на территории монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 июля 2015
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 июля 2015
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
План Крестовоздвиженского монастыря. Слободской.
Марина Колеватых
12 марта 2012
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Макет Крестовоздвиженского монастыря. Слободской.
Марина Колеватых
12 марта 2012
Крестовоздвиженский монастырь - Слободской - Слободской район - Кировская область
Ворота быв. монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 июля 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  18 марта 2007

Крестово-Воздвиженский Верхочепецкий монастырь, 3 класса, в городе Слободске. Основан в 1599 году. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Статью добавил(а): Марина Колеватых,  29 февраля 2012

Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь  

Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию.

Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю.

В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

По грамотам царя Бориса Федоровича (1600 г.), Михаила Федоровича (1614 г.) монастырю были пожалованы земельные владения - территории по рекам Спировке, Лекме, Кордяге. И монастырь влился в хозяйственную и культурную жизнь края. У Крестовоздвиженского Богоявленского монастыря никогда не было больших земельных владений. В Вятском северном крае при обилии свободных земель и малочисленности населения земли не считались большой ценностью, малоплодородные, поросшие лесом и заболоченные. Монастыри жаловались не столько уже освоенными землями, сколько занимались колонизацией новых, еще не освоенных земель, и были не феодалами - эксплуататорами, а колонизаторами - первопроходцами. В середине XVII века Слободской Богоявленский монастырь находился на четвертом месте в Вятском наместничестве по количеству вотчин, после Успенского Хлыновского монастыря, Троицкого Елабужского и Крестовоздвиженского Верхнечепецкого. У монастыря имелись заливные луга, пашни, озера, в XVIII веке построили водяную мельницу.

Но самое большое значение имела миссионерская деятельность монастыря. Великое число вотяков и черемисов крестились в монастырских церквях. Русские переселенцы на Вятских землях в XIV-XV веках враждовали с местным населением. Крестившиеся вотяки и черемисы приобщались к христианскому распорядку жизни, заимствовали русские элементы быта, переставали являть с сбой опасность для русских. Усилиями христианских проповедников местные племена не стали действительными христианами, их религиозные представления были смесью старых языческих и новых христианских образов, но прошлой враждебности к русским они не испытывали, напротив - видели в них наставников, более опытных и мудрых в жизни людей. Правительство России, особенно в XVIII веке, всячески способствовало крещению иноверцев. В Указах Петра I велено было даже освобождать крестившихся на несколько лет от подушной подати, выдавать одежду - русские кафтаны, рубахи и сапоги за казенный счет. Только в марте 1741 года в Богоявленском монастыре было крещено 250 иноверцев.

Архитектурный ансамбль монастыря формировался в конце XVII - начале XX веков. Старые деревянные постройки, конечно, почти не сохранились. Их заменили каменными. В 1755-61 годах построена церковь Воздвижения, белокаменная, с главою - луковицей и колокольней. Введенская церковь была построена в 1690-98 годах, тоже белокаменная, с пятью главами - луковицами и пристроенной часовней с захоронением иеромонаха Досифея. Одну их башен монастыря перестроили в Троицкую церковь в 1877 году. В пещере под церковью захоронен архимандрит Алоллос, бывший настоятелем монастыря во II пол. XIX века и немало сделавший для его процветания.

В XIX веке построили новые настоятельский и архимандритский корпус. В 1806-21 годах вместо старой деревянной ограды поставили новую, с крытым железом верхом. Ворота с восточной стороны перенесли на южную. Теперь, когда город разросся, монастырь вошел в его черту и улица Предтеченская (ныне Володарского) вела прямо к воротам монастыря.

В 1901 году в честь 300-летия монастыря построили новые Святые Врата. Чугунные ворота отлили на Белохолуницком заводе, деньги за них пожертвовал владелец завода А.А. фон Зигель. Там же изготовили многочисленные монастырские балкончики и крылечки. Постройки монастыря не были слишком богаты - внутреннее убранство самое скромное, деревянные полы в церквях, крашенные маслом стены, деревянные иконостасы, иконы, писанные местными художниками. Но во всем чувствовалось присутствие хорошего хозяина, русская, северная основательность. В монастыре имелось множество хозяйственных построек - мастерские, конюшни, каретники, всю западную часть монастыря занимал прекрасный сад. У югозападной стены монастыря стояло здание церковно-приходской школы.

Положение Церкви в обществе сильно изменилось в XVIII веке, петровскими реформами Церковь была подчинена государству, духовная власть поставлена на службу светской. Стал меняться традиционный органический тип русской культуры. Произошли изменения и в жизни вятских монастырей. Императрица Екатерина II присвоила Богоявленскому монастырю III-й, самый низший класс в монастырской иерархии - не по его культурному, по имущественному значению. С тех пор новых земельных пожалований обитель не получала, церковью она обеспечивалась скудно, и в XIX веке управители монастыря осаждали Вятскую консисторию постоянными просьбами о материальной помощи или о разрешении на крестные ходы с целью сбора пожертвований - то на уплату долгов, то на строительство новой ограды и ремонт церквей. Местные жители, конечно, жаловали монастырю и деньги, и земли - колокола отливали на свои средства Бакулевы и Платуновы, некая помещица Шмелева даровала монастырю пахотные земли. Но на северной Вятке народ жил бедно, здесь почти не было дворянства, и местные монастыри не имели таких богатств, как монастыри Центральной России, которым иногда завещались целые состояния. В XVIII веке сократилось число вятских монастырей. Хотели ликвидировать и Богоявленскую обитель, но Комиссия по церковным владениям отметила ее большое историческое значение и приняла решение о слиянии Крестовоздвиженского Верхнечепецкого монастыря и Богоявленского слободского. В 1768 году в Крестовоздвиженском монастыре произошел пожар, и братия перебралась в Слободской. Монастырю было дано двойное имя: Крестовоздвиженский-Богоявленский. Весь XIX век монастырь находился в упадке, немного оживилась его хозяйственная деятельность в правление архимандрита Аполлоса.

Советское правительство ограничило и без того к началу XX века небольшое количество монахов в обители. В 1919 году Крестовоздвиженскому монастырю было положено по штату иметь всего 12 человек. С конца XIX века в монастырских ведомостях публикуются послужные списки монахов. Кто они были, последние монахи Крестовоздвиженского монастыря? Почти все по происхождению крестьяне или мещане - служба в отдаленном северном монастыре не была престижной. Родом - кто с Вятки, кто из Москвы, кто с Украины. У всех есть образование, полученное дома, или в церковно-приходских школах, или в городских училищах. Многие монахи находились на послушании в Киево-Печерской Лавре. В 1921 году монастырские ведомости публиковались в последний раз. Много раз переходил он из рук одних владельцев к другим. Территория монастыря загажена до крайности, нет больше церквей, сада, уничтожены могилы Досифея и Аполлоса, остались одни Святые Врата, напоминание о прошлом среди унылой картины разорения.

Т.В. Милованова, М.Ю. Копорулин (г.Слободской)

Библиография: Историко статистическое описание Сретенской церкви г.Слободского. Вятские епархиальные ведомости. 1863. № 49; Труды Вятской ученой археологической комиссии. 1815. вып. 1.; Cпасский ИЛ. Сведения о количестве монастырских вотчин в XVII века, в кн.: Вятская энциклопедия. 1995. С. 60; Вятские епархиальные ведомости 1862 г., №4. С.113-121.


Статью добавил(а): Марина Колеватых,  29 февраля 2012

Архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского монастыря г. Слободского в XIX веке

В 1794 году для г. Слободского был утвержден регулярный план, в рамки которого город стал “вписываться” уже в начале XIX в. Четкие, упорядоченные кварталы дотянулись и до Крестовоздвиженского мужского монастыря, который также занял один квартал в сетке плана. Монастырь, стоявший ранее уединенно и развивавшийся фактически независимо от города, входит в его структуру и начинает подчиняться и координироваться с городской жизнью. Ансамбль монастыря в течение всего периода своего развития претерпевал существенные изменения: от Богоявленского монастыря к Крестовоздвиженскому. В связи с этим видоизменялся и комплекс, вбирая в себя постройки первого монастыря и застраиваясь новыми. Попытаемся воссоздать ансамбль, начиная примерно с 40-х годов XVIII в., и рассмотрим его бытование до конца XIX в.

Необходимые сведения об ансамбле прежде всего сохранились в описях церковного имущества и зданий монастыря, а наиболее интересно исследование всех церквей и монастырей, проводившееся из центра (Москвы) по “метрикам” - “Метрика для получения верных сведений о древлеправославных храмах Божиих, зданий и художественных предметов”, составленная наместником Игуменом Максимилианом.

“Монастырь Верхочепецкий, мужеский, штатный, 3-классный, во имя Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, но прежде до учреждения штатов он именовался Богоявленским и был заштатным именно до 1775 г. ... Монастырь находится при г. Слободском с северной стороны его. Местоположение в монастыре ровное и, в сравнении с ближайшими к нему местами с восточной, и с северной, и западной стороны, где протекают две малые речки Козулька и Спировка (последняя впадает в реку Вятку, текущую от монастыря с восточной его стороны в одной версте), довольно возвышенное, но значительно ниже положения города”.

Интересен монастырь тем, что занимая довольно ограниченное пространство, был насыщен постройками: церкви, настоятельский корпус, келейные корпуса, хозяйственные постройки. В монастыре находилось 5 церквей: “а) холодная, каменная с таковою же колокольнею, построенная в 1750 г. (возобновлена в 1792 г.). Престол в ней один - в честь Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня (вместо прежней Богоявленской - холодной, деревянной, клетской); б) теплая, каменная, построенная в 1698 г.; престолов в ней два: в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы и Покрова Божией Матери; в) холодная деревянная, построенная около 1610 г. Преподобным Трифоном Вятским Чудотворцем; престолов в ней один - во имя Архистратига Божия Михаила; г) теплая каменная, с келиями при ней, построенная в 1837 г. на месте юго-западной каменной башни; престолов в ней два: во имя св. Живоначальной Троицы, освящен 22 сентября 1874 г., и в честь Успения Божией Матери, освящен 22 августа 1876 г.; д) домовая, устроенная в 1871 г., в верхнем этаже каменного корпуса при настоятельских келиях; престолов в ней один во имя Всех Святых, освящен 6 июля 1871 г.”.

Сохранилось очень подробное описание надвратной церкви Архистратига Михаила и Введенской церкви.

Представление об облике первых построек комплекса дает деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, поставленная над восточными вратами. В 1818 году церковь “без разбирания” поставлена на каменный фундамент, обита со всех сторон тесом, настлан в ней новый пол и пристроена паперть с двумя крыльцами, между которыми оставлен бывший и прежде проезд под церковь во врата, ведущие на улицу. Церковь квадратная одноэтажная, клетская.

Введенская церковь построена в 1690-1698 гг. при игумене Иосифе. Церковь также квадратная, одноэтажная (бесстолпный четверик), построена вся из кирпича, такой же и декор. Состоит из трех отделений: алтаря, храма и трапезной, стены которой, как и алтаря, наполовину ниже стен храма. Алтарь полукруглый без граней. “Стены сей церкви испещрены разными украшениями. Так: под крышей храма первее всего видны на каждой стороне по три широких арки, состоящих из нескольких выдающихся полукружий, концы которых опираются на широкий карниз, опоясывающий храм кругом; таких карнизов два (рядом) и они состоят из нескольких рядов линий, к низу уменьшающихся. На карнизах видны украшения из кирпичей: как бы поясы, то в виде крупных полубалясин, то выдающиеся всем концом на ребро кирпичи, или углом, то в виде полушарий. Второй карниз пересекается оконными арками, опиравшимися на небольшие под ними карнизы. Углы у верхней половины храма и пространство между верхними окнами украшены скругленными полуколонками, по четыре в ряде, концы коих охвачены кольцом, скруглены и поставлены на небольшие подполки.

На алтаре, на нижней половине храма и на трапезе украшений на стенах, кроме оконных и двух карнизов, нет. На алтаре кровля шатровая, на церкви - на четыре ската, на трапезе - на два ската. Фонари на сводах глухие, цельные; поставлены прямо на своды и на них есть дугообразные украшения, а вверху под главами - пояски из выдающихся на ребро кирпичей. Главы с перехватами, или правильнее сказать - на главы поставлены большие шары (маковицы), над коими есть еще малые шары, служащие подножием крестов”. “О пяти главах”. “В церкви - 17 окон: 3 окна в алтаре, 8 окон в храме (по 4 окна на стороны, два в ряду) и 6 окон в трапезе (по 3 окна на стороне в ряд). Окна все широкие, одинаковой меры. Над всеми окнами церкви, кроме северной ее стороны, сделаны из кирпича полукружия или арки, то выгнутые с конусом вверху, то прямыми частыми углами, то косыми, то волнистые - таковых, составляющих арку линий во всех окнах по несколько. Наличники у окон также разнообразныя: или валики с гранями, или столбики с пережимами, или колонны, имеющие форму поставленных один на другой кувшинов и ваз, так что из всех украшений оконных ни одно на другое не походит. Углы у верхней половины храма и пространство между окнами украшены скругленными полуколонками, по 4 в ряде. Внутри церковь - “вид квадратной палаты, один придел, в трапезе на южной стороне есть другой придел, устроенный в 1832 г. во имя Покрова Пресвятые Богородицы, а бывший же на левой стороне сей трапезы придел во имя Собора Иоанна Предтечи и устроенный в 1761 г., по тесноте храма, уничтожен в 1877 г.”.

Следуя описанию, можно выявить, что данная церковь и еще две: Спасо-Преображенская церковь одноименного монастыря в г. Кирове (1696 г.) и Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря в г. Кирове (1717 г.) - очень близки по временному периоду, а также однотипны по объемно-планировочному решению. И.В. Берова отмечает, что конец XVII - начала XVIII вв. на Вятке ознаменовались широким строительством бесстолпных пятиглавых приходских храмов трапезного типа, соразмерных пропорций, отмеченные пластичным буйством архитектурного наряда, состоящего из затейливых элементов кирпичного “штучного набора”. Спасо-Преображенская церковь и Трехсвятительская церковь были построены артелью местных каменщиков во главе с Иваном Никоновым, таким образом, к их деятельности можно также отнести и Введенскую церковь Крестовоздвиженского монастыря г. Слободского.

В середине XVIII в., подхватив средневековую традицию высотных доминант, большие и малые города и монастыри строят в эти годы колокольни. “При Крестовоздвиженской церкви над папертью колокольня каменная со слухами в два ряда и осьмериком над куполом”, четырехсторонняя из кирпича, с 9-ю колоколами. До 1787 г. колокольня находилась при Введенской церкви, но при возобновлении Крестовоздвиженской церкви старая колокольня была сломана и при Введенской церкви на том же месте сделана паперть.

“Вокруг всего монастыря каменная ограда на 272 саженях, крытая тесом, в которой с восточной, западной и северной стороны одинарные и с полуденной (южной) тройные ворота, над ними небольшая каменная глава с резным позолоченным крестом. Ограда начата строением в 1807 г. и окончена в 1821 г. В углах юго-восточном и юго-западном две башни, в последней каменная двухэтажная часовня. Вход в ее верхний этаж, где собственно и помещается часовня, с улицы, а в нижний, в котором теплая келия, из монастыря. Построена сия часовня в 1824 г.

В монастырской ограде располагались все необходимые здания. Двухэтажный каменный корпус настоятельских келий - в верхнем этаже находятся семь комнат, в нижнем этаже 4 келии для казначея и монашествующих и настоятельская кухня. Кельи братские каменные одноэтажные. “В них в одной половине трапеза братская, и в оной кухня с печью, а в другой половине 4 келии для монашествующих, перегороженные тесовыми заборками. Корпус служб деревянный, на северо-западном углу, в нем два амбара хлебных и погреб ледяной, два каретника и конюшня между каменными столбами, сушила над ними и сенник, все строение примкнуто с северной и западной сторон к каменной ограде и занимает в длину к северу 13 сажень и 2 аршина. Пивоварня на северо-восточном углу монастыря, кузница на восточной стороне, ледяной погреб, баня на той же стороне с “прибайником” холодным и теплою комнатой для раздевания.

За монастырскою оградою к северо-западной стороне деревянный скотный двор, в коем двухэтажный сарай с сенником вверху и хлевами внизу, при нем одноэтажный же дом для скотницы с сенями, двумя избами и подвалом. Весь дом длиной 7 сажень с аршином, шириной 2 сажени и 2 аршина, ворота во двор двойные”. “Есть еще ограда деревянная из тесу, окружающая деревянный дом вместе с садом, что на юго-западной стороне монастыря, в котором с сентября месяца 1887 г. помещается церковно­приходская школа и таковая же ограда, отделяющая монастырский огород от городской земли с северной и западной стороны монастыря”.

“Монастырская церковно-приходская школа, одноклассная, содержится на средства монастыря. В 1897 году для школы уже выделен отдельный деревянный дом на каменном фундаменте. 2 комнаты: одна для младшего отделения, вторая для старшего и среднего отделений. Хозяйственные постройки: сарай для дров, амбар и вместе погреб и баня”.

Интересен тот факт, что деревянные общественные постройки, как и культовые сооружения, в провинции очень часто строились по образцовым проектам, ввиду чего и наблюдаются взаимовлияния и однотипность в казалось бы разных и не соседствующих епархиях. Так, например, при постройке здания, специально предназначенного для школы, использовались “Примерные фасады и планы церковно-приходских школ по Нижегородской епархии".

А.В. Пислегина (г. Ижевск)
Источник: ГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 43а, 105, 167. Метрика для получения верных сведений о древле-православных храмах Божиих, зданий и художественных предметов.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.