ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Устюжна. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Антипы Пергамского, Екатерины великомученицы
Архитектурные стили:Барокко, Строгановский
Год постройки:1694.
Архитектор:заказчик Г. Строганов
Адрес:
Вологодская область, Устюженский район, г. Устюжна, ул. Гагарина, д. 7

Координаты:58.839056, 36.456882


Добавить фотографию
Автор: Максим Леонидович
Снято: 1 января 2010 Добавлено: 12 января 2010
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Казанской иконы Божией Матери-Устюжна-Устюженский район-Вологодская область-Максим Леонидович
Максим Леонидович
1 января 2010
Церковь Казанской иконы Божией Матери-Устюжна-Устюженский район-Вологодская область-uchazdneg
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери-Устюжна-Устюженский район-Вологодская область-Илья Смирнов
Илья Смирнов
19 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери-Устюжна-Устюженский район-Вологодская область-Илья Смирнов
Илья Смирнов
19 августа 2007
Сортировка:


Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Максим Леонидович
1 января 2010
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
западный фасад (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Вид с запада (от ворот)
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Колокольня
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Часовня и колокольня со стороны западного фасада
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Вид с юга
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2002
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2002
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
кресты пятиглавия, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
северный придел, фронтон
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
восточный фасад, фрагмент декора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
восточный фасад, трехчастные апсиды - главная и придельные
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
киот в верхней части западного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
киот над западным крыльцом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Фронтон
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Пятиглавие
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
ErmaSR100
1 августа 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
часовня (слева) и усыпальница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Ворота
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Часовня со стороны южного фасада
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Часовня со стороны западного фасада
Наталия
13 августа 2008
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
icing
15 августа 2007




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  22 ноября 2002

Казанская церковь построена в 1694 г. Г. Строгановым (одна из пяти т.н. "строгановских" церквей). Действует.


Статью добавил(а): Вадим кр,  23 января 2017

Хoрoшo сoхрaнившaяся церковь Устюжны — в честь Казанской иконы Божией Матери — вoзведенa в 1694 гoду нa деньги купцa Стрoгaнoвa и является oбрaзцoм нaрышкинскoгo бaрoккo. Рaспoлoженa нa сaмoм крaсивoм и вoзвышеннoм месте гoрoдa Устюжна, нa прaвoм берегу реки Вoрoжи. Кaк и другие стрoгaнoвские хрaмы, Кaзaнскaя церкoвь зaмечaтельнa белoкaменными узoрaми вoкруг oкoн. Oснoвнoй квaдрaтный oбьём хрaмa пoднимaется нaд низкими приделaми, грaнёные глaвы стoят нa двухъярусных бaрaбaнaх. Рядoм с ней — шaтрoвaя кoлoкoльня, пoстрoеннaя в 1764-1767 гoдaх. Внутри фрески XVIII векa. Церкoвь действующaя, рядoм с хрaмoм нaхoдится гoрoдскoе клaдбище.

Aнсaмбль Кaзaнскoй церкви - пaмятник культуры и истoрии федерaльнoгo знaчения - нaхoдится в вoстoчнoй чaсти гoрoдa и зaмыкaет сoбoй глaвную улицу гoрoдa Кaрлa Мaрксa. В негo вхoдят: церковь Казанской иконы Божией Матери, чaсoвня, кoлoкoльня, стoрoжкa, усыпaльницa и нескoлькo хoзяйственных пoстрoек: вoрoтa, oгрaдa.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  7 июня 2018

История Устюжны, особенно в ту эпоху, когда здесь появилось множество новых церквей, в том числе и храм Казанской иконы Божией Матери, косвенным образом связана с преобразованиями Петра Великого. В первые годы ХVIII века Пётр велел построить в Устюжне Ижинский железоделательный завод, который долгое время обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Впрочем, ещё в допетровские времена, в ХVII веке, Устюжна была, как бы сейчас сказали, крупным металлургическим центром, - пожалуй, вторым по известности после Тулы, знаменитой своими оружейными заводами. Город даже носил название Устюжна Железнопольская.

Большую роль в истории Устюжны и всего Вологодского края сыграло семейство Строгановых, крупных промышленников, землевладельцев и государственных деятелей. Григорий Дмитриевич Строганов - промышленник, финансист и политический деятель - особенно часто наезжал в Устюжну в конце ХVII века. Во время своих приездов Строганов останавливался в принадлежавших ему домах на другом берегу реки Мологи, где постоянно жили его приказчик и дворовые люди. На средства Строганова и была возведена в 1694 году церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм возник не на случайном месте. Ещё в ХVII веке, до появления здесь деревянной церкви, на том самом месте произрастал сосновый лес. Поводом к его возведению послужило явление Казанской иконы Богоматери местному юродивому Афанасию, по прозвищу Железный Посох. Афоня подолгу молился в дремучем лесу на окраине города и однажды увидел на дереве неведомо откуда там появившуюся икону Казанского образа Богородицы. Это был знак свыше. Устюженцы решили возвести на этом месте храм, в честь этого знаменательного события.

В 1659 году в храм попала молния. Заново возведённая в 1660 году деревянная церковь на средства посадского человека Михаила Семёнова, снова сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на её месте выросло новое каменное здание Казанского храма. Заботами Григория Строганова было возведено много церквей в других русских городах, причём некоторые из них очень похожи на Устюжинский храм. Таковы, например, Введенский собор в Сольвычегодске, Рождественская церковь и храм Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Подобные аналогии наводят на мысль об одном и том же архитекторе, но его имя доподлинно неизвестно. Есть основания предполагать, что им был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия ХVII века, как раз в то время, когда были построены все эти церкви. Точно лишь известно, что Степан Нарыков расписывал иконостас Введенского собора в Сольвычегодске и писал иконы для храма в Великом Устюге. Вполне возможно, что по его проектам и были построены "строгановские" храмы, обладающие несомненным сходством в планах и в декоративном решении необычайно живописных фасадов, напоминающих нам о барочной европейской архитектуре. Благодаря искусству неизвестного архитектора (или архитекторов), а также заслугам Григория Дмитриевича Строганова, этот вид барокко пришёл в русскую архитектуру, получив наименование "строгановский стиль".

Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на исходе ХVII столетия и напоминает старинные русские терема того времени. Одновременно с главным храмом был сооружён северный Екатерининский придел. Остальной ансамбль церкви расширялся в последующие столетия - в 1767 году была построена высокая шатровая колокольня, а южный Антипьевский придел был пристроен в середине ХIХ века вместе с закрытой папертью вдоль западного фасада и каменной оградой. Над одноэтажными приделами особенно величественно смотрится главный храм с его богато декорированным фасадом. Его яркий красный цвет, просвечивающий летом сквозь зелень деревьев, напоминает о Неопалимой Купине - горящем кусте, в котором, согласно Ветхому Завету, Бог явился Моисею. Красочные барочные украшения фасадов - белокаменная резьба, фигурные фронтоны, витые колонки - также привлекают взгляд. Казанский храм в плане квадратный. Массивные гранёные главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны. Барабаны обработаны квадратными и прямоугольными филёнками и окаймлены карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым. Карниз с филёнками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру. Все фасады имеют сложное завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включён массивный киот с щипцовым покрытием. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проёмы.

Александр Рыбаков в своей книге "Череповец, Устюжна, Вытегра" так описывает оригинальную архитектуру и декор Казанской церкви: "Белокаменные наличники окон выполнены в виде приставных колонок с коринфскими капителями и массивного сандрика наподобие разорванного фронтона с фигурным аттиком и плоскими волютами. В обрамлении некоторых окон использованы витые колонки, украшенные причудливой рельефной резьбой с изображением мотива виноградной лозы. Фасады главного четверика с раскрепованными углами декорированы полуколонками с резными капителями. Богатой и разнообразной белокаменной резьбой заполнены венчающие фасады фигурные фронтоны, в композицию которых включены и витые колонки, и сложно профилированные карнизы, и разные по размерам и рисунку волюты. Столь же богато и интересно был декорирован белокаменный резьбой западный вход, обрамлённый резными колонками с мотивом виноградной лозы и увенчанный барочным разорванным фронтоном. Над входом в резной белокаменной раме с венчающей пальметтой помещено изображение Казанской иконы Божией Матери, ранее, вероятно, написанной на доске, а позднее выполненное в технике фрески". Пять глав Казанского храма опираются на двухъярусные восьмигранные барабаны, которые добавляют образу храма прочности, устойчивости. Здесь проявляется характерный как для строгановского, так и для нарышкинского барокко двойственный масштаб: гигантские, устремлённые вверх черты сочетаются с мельчайшими узорными деталями. Окна обрамляют узорные витые колонны. Это наборная колонна, получившая особенное распространение в ХVII веке. Она вполне характерна для эпохи барокко с его многочисленными, порой избыточными декорирующими деталями. На колоннах Казанского храма мы видим многократно повторенный мотив виноградной лозы. В линиях оконного наличника угадываются черты классического фронтона, напоминающего нам об античности. Это так называемый прерванный, или разорванный, фронтон, карниз которого не смыкается полностью. Интересно, что над вполне западным фронтоном возвышается характерная главка-луковка. С двух сторон окно обрамлено колонками, выполненными по образцу коринфского ордера.

Шатровая колокольня отличается небольшим, по сравнению с храмом, набором декоративных элементов, которые повторяются в разных видах. Так, например, мы видим наверху небольшие окна, повторяющие рисунок и форму своих более крупных собратьев, расположенных ярусом ниже. Маленькие оконца - так называемые слухи - делались специально для того, чтобы колокольный звон разносился как можно дальше и приобретал особенное звучание. История не сохранила имени архитектора Казанской церкви, однако известно, кто расписывал её интерьер в середине ХVIII века. Это были "града Ярославля посадские люди" - дюжина мастеров, чьи имена перечисляются в сохранившейся надписи на арке прохода в северный придел. Известны даже точные даты работы над фресками - 1 июля 1756 года "начата сия святая церковь стенным писанием украшатися", а 26 августа труд уже был закончен. Неудивительно, что выполненные ярославскими мастерами фрески соответствуют ярославской школе живописи начала ХVIII века. Однако в росписи Казанского храма присутствует и много новых черт, она подчинена иным художественным принципам.

В памятниках предшествующей эпохи каждый сюжет занимал определённое место в общем живописном ансамбле храма и был связан с его архитектурой, а в оформлении интерьера Устюженского храма роспись не подчиняется традиционной схеме расположения в храме, усиливается её декоративная роль. Здесь мы видим, что иконографическая схема росписи Казанской церкви, с одной стороны, отвечает принятой к ХVIII столетию традиции, с другой - использует новые художественные принципы. Особенно интересно отметить, что на одном из откосов западного входа в храм изображён юноша в скромной светской одежде, молитвенно сложивший руки, а неподалёку от него - немолодой мужчина в длинных дорогих одеждах богатого гостя. Облик мужчины соответствует традиции, в которой обычно изображали ктиторов, то есть людей, на чьи средства был построен или украшен тот или иной храм. Можно предположить, что на стене храма мы видим портрет самого Григория Строганова. Возможно, два этих изображения рассказывают об истории создания Казанского храма по обету, принесённому в своё время Григорием Дмитриевичем. Как бы то ни было, перед нами - прекрасный портрет, больше напоминающий о шедеврах светской живописи, нежели о церковных фресках.

В цветовом решении росписи Казанской церкви преобладают коричневые, тёмно-зелёные и синие краски. Падающие из окон солнечные лучи лишь подчёркивают красоту храма. Левый придел освящён во имя великомученицы Екатерины, правый же - во имя священномученика Антипы Пергамского. Фрески реставрировались в 1899 году художниками Кобыличковым, Китаевым, Чуприненко по ходатайству главного старосты Казанской церкви и городского головы Н. И. Поздеева. Все многочисленные фрески Казанской церкви в городе Устюжна имеют прямое отношение к числу наиболее значимых ценных памятников религиозно-художественного искусства всего Русского Севера.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №295, 2018 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  7 июня 2018

До революции в Устюжне действовали тринадцать церквей, что для городка с пятью тысячами населения, казалось бы, даже слишком много. Несмотря на это, по воспоминаниям современников, храмы всегда были полны народа, а по праздникам устраивался общий крестный ход по улицам города. Всё изменилось в 1920-е годы, когда начались гонения на церковь. Вначале был запрещён колокольный звон "как пережиток старого, мешающего нормальным занятиям в школах, действующий на подрастающее поколение как разлагающее средство, нарушающее трудовую деятельность и отдых населения". Затем один за другим стали закрываться храмы. В 1935 году был закрыт собор Рождества Богородицы, а Казанский храм передан вместе со всем имуществом и инвентарём общине обновленцев. Ещё через три года закрыли и его. Последней в городе 1 января 1941 года перестала действовать Покровская церковь. На всю Вологодскую область оставался единственный действующий храм в самой Вологде, а в церкви Казанской Божией Матери разместили тогда зернохранилище. Однако Казанский храм ожидала поистине удивительная судьба!

В отличие от большинства церквей, закрытых советской властью более чем на полвека и возвращённых верующим лишь в годы перестройки, Казанский храм открылся спустя всего пять лет! В годы Великой Отечественной войны, ради поддержания народного духа, властями было принято решение ослабить антирелигиозную политику и вернуть некоторые храмы верующим. Благодаря активности устюженской общины, составившей прошение на имя "всесоюзного старосты" Калинина, в апреле 1943 года храм Казанской Божией Матери был вновь открыт. Когда прихожане во главе со священником после пятилетнего перерыва вошли в свою церковь, то увидели только кучи прогнившего зерна по углам и даже в алтаре. Уцелели фрески и царские врата, больше ничего в храме не сохранилось. Тогда прихожане начали приносить свои домашние иконы, надёжно спрятанные в годы гонений. После открытия Казанского храма в 1943 году священником в нём стал широко известный в Устюжне протоиерей Михаил Смирнов, ранее служивший в Покровской церкви. Именно ему суждено было восстанавливать церковную жизнь не только в Устюжне, но и во всей Вологодской епархии, и стать первым духовным наставником для нескольких видных священнослужителей. Несмотря на массу ограничений и запретов, церковная жизнь в Устюжне постепенно восстанавливалась...

В начале 1970-х годов храм был капитально отремонтирован, а шатровая колокольня, возведённая в 1764-1767 годах "мастером каменных дел" Петром Белавиным - выпрямлена, благодаря заботам протоирея В. Ф. Рассказовского. Прошли годы. Нынешнее состояние Казанской церкви вновь внушает опасения. Из-за неправильно устроенной отмостки кирпичная кладка до сводов пропитана водой и засолена. В самом храме от стен отпадает левкас вместе с ценнейшими фресками. Сама колокольня вновь начала наклоняться из-за нарушения гидроизоляции фундамента. Все эти прблемы предстоит решить новому настоятелю храма Казанской иконы Божией Матери, отцу Антонию (Портнаго), родившемуся и выросшему в Устюжне. Уже в приходе храма действует воскресная школа с разнообразными кружками по интересам, организуются паломнические поездки, проводятся крестные ходы к преподобномученику Евфросину Синеезерскому и преподобному Филарету Устюженскому в Филаретову пустынь.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №295, 2018 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.