ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Устюжна. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Собор. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, Зосимы и Савватия Соловецких, Георгия Победоносца, Иоанна Милостивого
Архитектурный стиль:Раннемосковский
Год постройки:1690.
Адрес:
Вологодская область, г. Устюжна, Соборная площадь (пл. Жертв Революции)

Координаты:58.842531, 36.434133


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Общий вид с юго-запада (с Соборной площади от р. Ворожа)
Игорь Монаков
20 сентября 2013
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Вид с Соборной площади
Наталия
13 августа 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Вид с востока
Наталия
13 августа 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Юрий Менделеев
16 июня 2002
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2001
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1993
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
южное крыльцо
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 сентября 2011
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
yozik
5 июня 2011
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
yozik
5 июня 2011
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Максим Леонидович
1 января 2010
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Пятиглавие
Наталия
13 августа 2008
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Окно одной из опсид
Молчун
30 августа 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
царские врата
zavar-vera
18 августа 2012
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Илья Смирнов
19 августа 2007
Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Устюжна - Устюженский район - Вологодская область
Фото начала XX века из книги "Из церковной истории Вологодского края", Вологда, 2008
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  22 ноября 2002

Собор Рождества Богородицы построен в 1690 г. Действующий храм уживается в нём с городским музеем.


Статью добавил(а): Анонимный участник,  31 декабря 2009

На Соборной площади в центре города возвышается величественный пятиглавый собор Рождества Богородицы (1685—1690). Хорошо сохранились его богатые внутренние интерьеры — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени).

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  22 июля 2015

История Рождество-Богородицкого собора уходит в глубь веков. По всей видимости, в начале своего существования он был приходской церковью, построенной не ранее конца XV века. При ней располагалось небольшое монашеское общежитие, позднее оформившееся в монастырь. Поскольку храм размещался на территории посада, то при нем находили приют и упокоение многие поколения посадских людей. Монастырь представлял собой группу келий, стоявших около Рождество-Богородицкой церкви, возможно, обнесенных низкой деревянной оградою. Особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, мужскою и женскою вместе, под управлением игумена. Хотя определение Собора 1503 года и воспрещало жить в одних монастырях инокам и инокиням, отзвуки этой практики продолжали сохраняться на Русском Севере даже в XVII веке.

В монастыре, располагавшемся на правом берегу речки Ворожи, возвышались два храма: Рождества Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого; Патриарха Александрийского. В первой из них, деревянной "на взмоете", с папертью, кроме главного престола, имелись приделы Великомученика Георгия и Мучеников Флора и Лавра. Вторая церковь была теплой, трапезной, деревянной, строенной "клетцки". Построенная, по преданию, на средства, выделенные Государем всея Руси Иоанном III из государевой казны, она была посвящена небесному покровителю Великого Князя. В Рождество-Богородицком соборе среди прочих икон находился явленный местночтимый образ Богоматери Одигитрии, прославленный чудо-творениями и исцелениями, позже, в 1609 году, спасший город от нашествия поляков. На небольшой деревянной "колокольнице" висело всего два колокола и помещались боевые часы, за которыми следил часовой мастер "Некраско-часовик". Вокруг монастыря располагалось сорок келий. Специальным указом Царя Иоанна IV планировалось перевести монахинь к церквам Вознесения и Космо-Дамиановской на всполье, где было решено их поселить, и ограду "заметом оградити".

В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не существовал как мужской, в нем проживали одни монахини. Главный храм его был выстроен вновь деревянным, на каменном фундаменте ("на каменное дело"). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. К прежним трем приделам добавлены были ещё три: во имя Сретения Господня, Владимирской иконы Божией Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы. Таким образом, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1622 году, заменила монастырь.

Взамен сгоревшего в 1677 году деревянного храма 30 мая 1685 года заложили фундамент нового каменного собора, а 6 сентября 1691 года его уже освятили. Каменный храм был выстроен пятиглавым, с пристройкою к главной холодной церкви трапезной и четырех приделов, выстроенных позже. Придел же Святых Флора и Лавра упразднили вовсе. Стоимость нового здания составила 930 рублей. Из них 530 рублей пожертвовал царский духовник, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле Меркурий Гаврилович - уроженец Устюжны; 200 рублей поступило от горожан. Ещё 200 рублей - из устюженских таможенных сборов и кружечного двора по указам Царей Иоанна и Петра Алексеевичей. На западной стене собора укрепили храмоздательную доску с надписью темперными красками. Из пяти глав центральная была световой, открытой внутрь храма. В 1872 году все главы покрыли белой жестью и позолотили. Приделы во имя Великомученика Георгия и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в том же году разделили ризницей, которая поместилась на паперти. Кроме них, в теплой церкви имелись приделы во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и Благовещения, созданные в 1721-1730 годах. Декор храма близок аналогичному декору ярославских посадских храмов конца XVII века. Именно они послужили образцами для многих церквей в пограничных с ярославскими землями районах. В интерьере собора сохранился высокий пятичиновый иконостас работы мастеров московской Оружейной палаты. Среди его икон произведения "Кирилла Иванова сына Уланова". На западной стене собора сохранены иконы конца XVI-начала XVII века деисисного чина прежнего деревянного Рождество-Богородицкого собора. Стилистические особенности и колорит выдают почерк столичных изографов.

В конце XVII века отдельно от собора с юго-западной стороны была воздвигнута величественная колокольня, увенчанная шатром с тремя ярусами слухов. Основу её звона составляли колокола русского и голландского литья. Среди них выделялся Большой колокол весом 120 пудов, бывший вкладом протопопа Меркурия Гавриловича на помин души. Остальные колокола распределялись по своему назначению и весу следующим образом: полиелейный - весом 102 пуда 28 фунтов, вседневные - по 64 пуда 12 фунтов, 32 пуда, 25 пудов. Завершали звон зазвонные колокола весом по 4 пуда каждый. Соборной колокольней восхищался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь, относивший её к числу лучших в России. По данным музейного архива Устюжны, ликвидация колокольни, центральных ворот и ограды собора была произведена в конце 1936 - начале 1937 года. В основание колокольни на место выбитых кирпичей были вставлены бревна, которые затем подожгли. Когда бревна сгорели, лишенная опоры красавица-колокольня рухнула под берег речки Ворожи. Ныне ее место отмечает лишь небольшой холмик.

Хотя Рождество-Богородицкий собор оставался действующим до середины 1930-х годов, дни его были сочтены. В 1935 году было утверждено закрытие храма. Хотя община и обжаловала решение областного исполкома в суде, тем не менее этот вопрос не был снят с повестки. Жаловаться в условиях усиления нетерпимости к верующим и репрессий оказалось делом безрезультатным. Гонители на местах превосходили своим усердием столичных...

5 апреля 1936 года собор Рождества Богородицы был закрыт и в том же году передан музею под экспозицию. Каменные часовни с южной стороны соборной ограды постройки 1842 и 1892 годов (последняя - во имя Святителя Николая - построенная на пожертвования горожан и духовенства г. Устюжны в память спасения Императора Александра III и его семьи) были сданы в 1936 году под ларьки для продажи пива и воды. Только с 1936 года в соборе расположился местный краеведческий музей, существующий там и поныне. Здание требует капитальной реставрации и для музейных экспозиций совсем не приспособлено. Из-за нарушения гидроизоляции фундаментов, ветхости кровли и водостоков стены храма пропитываются водой. Разрушается юго-восточный угол правого придела; здание требует срочного ремонта.

Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга,  13 января 2016

История и архитектура города Устюжны Вологодской области и городского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы имеет довольно обширную библиографию. В обобщенном виде имеющиеся данные можно представить следующим образом. Первые упоминания о ней относятся к XIV веку. В начале следующего столетия она уже входила в состав владений московских князей. В XVI-XVII веках Устюжна находилась в черте юго-восточной границы Новгородской епархии и являлась центром Устюженского уезда, который непосредственно примыкал к Бежецкой пятине Новгородских земель. С юго-запада от него находилась Ростово-Ярославская епархия. Более пятидесяти лет, с 1620-х до 1685 года, Устюжна упоминалась как город Угличского уезда, затем ее статус был восстановлен. В 1727 году Устюженский уезд включили в состав земель Новгородской губернии. Таким образом, на протяжении своей истории город существовал как бы на пересечении нескольких культурных традиций.

Местность, где находится Устюжна Железопольская, расположена на берегах реки Мологи и ее притоков Ворожи и Ижны. Своим благосостоянием город обязан добыче и обработке железной руды, за что и получил свое название. Край этот очень красив. С речных просторов некогда вырисовывались силуэты городских храмов и колоколен. В XVI веке здесь, согласно данным «сотной выписи из книги письма и меры Ильи Ивановича Плещеева да Григория Зубатово Никитина сына Беспятово» 1567 года, существовало две монашеских обители Богородице-Рождественская и Ильинская, поставленные на берегу реки Ворожи, недалеко от впадения ее в Мологу.

В Богородице-Рождественском монастыре в этот период находилось две деревянные церкви: «Рождества Пречистые соборная, деревянная на взмосте (т.е. с высоким крытым крыльцом с переходами или крытой галереей) с папертью, приделы в ней: Георгия страстотерпца и Фрола и Лавра; теплая с трапезою, деревянная же клецки Святаго Ивана Милостиваго, строенная, по преданию, из царской казны царем Иоанном Васнльевичем III». Уже в это время при монастырских храмах существовала «колокольница; на ней двои колокола да часы с гирями, приведенные к большому колоколу; при них жил часовой мастер, наблюдавший за ними (Некраско часовик)». Часы эти имели двойной завод для дневных и ночных часов и отбивали не только часы и четверти, но даже и минуты. Монастырь это был общим – мужским и женским, но просуществовал недолго.

В описи 1597 года «Списке к сотне письма и меры кн. Дмитрия Григорьевича Бельскаго с товарищи Устюжны Железопольские, а взяты с списка у Устюжскаго челобитчика, у Ефремка у Белянинова» он уже не упоминается. Церковь названа соборной: «на посаде соборная церковь Рождества Пречистые на каменное дело (на каменном фундаменте) древяна». Деревянная церковь имела пять престолов. К прежним прибавился придел свв. Зосимы и Савватия «на полятех». Тот же документ свидетельствует, что при ней находились еще 25 келий, в которых жили монахини.

Окончательно монастырь прекратил свое существование около 1609 года. В 1622 году сгоревший храм вновь отстроили из дерева на прежнем месте. К этому времени церковь стала приходской и получила еще два придела: Сретения и Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Благовещения. В 1677 году и этот храм сгорел. На его месте в 1685-1691 годы возвели каменный пятиглавый собор с тем же названием. С западной стороны к нему примыкает трапезная. Немного позже рядом с собором появилась шатровая колокольня редкой красоты. Примерно в то же время к церкви пристроили четыре придела. Исследователи полагают, для строительства пригласили ярославских мастеров. На эти работы израсходовали 930 рублей, из которых 200 собрали сами горожане, такую же сумму пожертвовали государи Петр и Иван Алексеевичи, остальная часть является несолькими вкладами протопопа Благовещенского собора Московского Кремля и духовника двух молодых царей Меркурия Гаврилова. Уроженец Устюжны, он и в дальнейшем не оставлял собор своими благодеяниями. Благодетельствовала церкви и царская семья. Среди вкладов в ризнице хранились шитые пелены и иконы, выполненные царицами Натальей Кирилловной Нарышкиной и Параскевой Феодоровной, царевнами Софьей Алексеевной и Татьяной Михайловной.

Над внутренним убранством собора, его росписями и иконостасом трудились изографы государевой Оружейной палаты. Самый известный из мастеров – Кирилл Уланов. Иконы его работы «Спас Вседержитель», «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» и «Троица Ветхозаветная» из уничтоженной церкви Петра и Павла в Устюжне хранятся в храме и поныне. В создании иконостаса также принимали участие Тихон Филатьев и Карп Золотарев. Остался в соборе и деисусный чин из прежнего, деревянного собора, выполненный в 1627 году Назарием Истоминым с артелью.

В 1759-1764 годах своды собора получили новое оформление, соответственно вкусам эпохи. Живописные клейма на сюжеты сотворения мира, деяний апостольских и Апокалипсиса выполнил Андреян Трофимов. Их обрамления представляют собой лепнину сложного рельефа и декоративные розетки. В 1822-1834 годах бежецкий бронзовых дел мастер Иван Тыранов заменил новыми прежние царские врата.

Отдельного упоминания заслуживает соборная колокольня. Ее высокий восьмигранный столп, увенчанный шатром, нарядно украшенным тремя рядами окошек-слухов в обрамлениях из фигурного кирпича, без преувеличения считался украшением города. На него перенесли часы с боем эпохи царя Иоанна IV Грозного, о которых уже шла речь выше. Они оставались на своем месте до 1895 года, затем их поместили в ризницу и заменили более современными. В XIX столетии на колокольне находилось девять колоколов русской и голландской работы: благовестный, весом в 120 пудов, полиелейный (102 пуда), три подзвонных весом в 64, 32 и 25 пудов и четыре малых зазвонных. Такое распределение веса колоколов свидетельствовало об очень грамотном их приобретении и гармоничном звучании всего подбора.

Благовестный 120-пудовый колокол был особенно интересен. На нем находилась пространная литая надпись: «Лета 7199 июля в (5) день вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе благочестивейших Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича вся великия и малыя и белыя России Самодержцев на Устюжну железопольскую к соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и чудотворнаго образа Одигитрия, и построил сей колокол по обещанию царствующего града Москвы Благовещенскаго собору, что у их Великих государей на сенях протопоп а их Великих Государей духовник Меркурий Гаврилович по себе и по своих родителей в вечный помин. Лил сей колокол мастер Михайло Матвеев». Из нее можно заключить, что колокол в собор пожертвовал протоиерей Меркурий Гаврилов, который заказал его у работавшего на Государевом Пушечном дворе литейщика Михаила Матвеевича Лодыгина, известного по своим колоколам в Новодевичьем монастыре, церкви свт. Николая в Хамовниках, храме Параскевы Пятницы на Охотном ряду (сейчас хранится в музее-заповеднике «Коломенское»), Антониево-Сийском монастыре и другим. Устюженский колокол – одна из поздних работ мастера.

В ХХ столетии в судьбе храма произошли трагические изменения. В 1935 году его решили закрыть. В конце 1936 или в начале 1937 года на место вынутых кирпичей в основании колокольни подсунули бревна и подожгли их. Красивейшая колокольня рухнула в речку. Скорее всего, при этом погибли и колокола. Собор перешел в ведение Устюженского краеведческого музея. Его сотрудникам, к счастью, удалось сохранить уникальный пятиярусный иконостас XVII века, росписи и собрание икон. В настоящее время собор находится в совместном ведении музея и церкви.

Библиография:

1. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом Новгородской губернии. Спб., 1897.

2. Поливин А. Монастыри и церкви в Устюжне Железопольской. Устюжна, 1863.

3. Рыбаков А.А. Устюжна, Череповец, Вытегра. Л, 1981.

4. Пугач И.В. Устюжна Железопольская и уезд в XVI первой половине XVII века: территория, население, хозяйство: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Вологда, 1991.

5. Колесников П.А. Устюжно-Железопольский уезд в XVII веке // Проблемы исторической географии России. М., 1982. Вып. 2, C.: 182-189.

6. Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской // Устюжна. Устюжна-Вологда, 1993. Вып. 2, C.: 16-41.

7. Колесников П.А. Устюжна. Архангельск, 1979.


Статью добавил(а): Вадим кр,  23 января 2017

В центре гoрoдa нa Сoбoрнoй плoщaди вoзвышaется пятиглaвый величественный сoбoр Рoждествa Бoгoрoдицы, пoстрoенный в 1685—1690 гoдaх. Oн рaспoлoжен нa месте деревяннoгo сгoревшегo хрaмa, нa берегу реки Вoрoжи, у впaдения её в Мoлoгу.

Сoбoр Рождества Пресвятой Богородицы - пятикупoльный, квaдрaтный, с примыкaющей oкруглoй aпсидoй. Кaменный сoбoр пoстрoен вместo сгoревшей древней деревяннoй церкви нa берегу реки Вoрoжи. Приделы Зoсимo-Сaввaтьевский, Блaгoвещенский, Иoaнoвский и Геoргиевский. С зaпaднoй стoрoны к нему приделaнa зимняя церкoвь с четырьмя приделaми. В сoбoре - резнoй пятиярусный икoнoстaс XVII векa, нa стенaх - лепнинa и фрески, кoтoрoй церкoвь былa укрaшенa в 1758-1764 гoдaх. Хoрoшo сoхрaнились егo бoгaтые внутренние интерьеры — рoспись стен, лепнинa, пятиярусный икoнoстaс кoнцa XVII векa с 95 икoнaми, выпoлненными мoскoвскими мaстерaми из мaстерских Oружейнoй Пaлaты (среди них были Тихoн Филaтьев и Кирилл Улaнoв — oдни из сaмых известных русских живoписцев тoгo времени). В нaстoящее время Храм Рoждествa Пресвятoй Бoгoрoдицы делит здaние с крaеведческим музеем.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  8 июня 2018

Во многих путеводителях по Устюжне можно встретить такие слова: "На главной площади города Устюжны величественно возвышается Богородице-Рождественский собор ...". Так-то оно так! Собор действительно величествен, однако возвышается явно недостаточно, более того - из-за обширной трапезной, частично охватывающей его северную и южную стены, выглядит даже несколько распластанным. Пока была колокольня, она спасала положение, зрительно "подтягивая" к себе мощный приземистый четверик и одновременно отвлекая внимание от удобной, но такой грузной, такой эстетически-необусловленной трапезной. Колокольню разрушили, и ансамбль рассыпался. Кому мешала она, стройная шатровая красавица? Неужели - даже если попытаться вникнуть в психологию богоборцев - нельзя было "приспособить" её, использовать в хозяйственных целях? Однако напрасны эти речи. Понятно, что сломали её именно потому, что - слишком заметна была, слишком доминировала в пейзаже. Слишком указующим смотрелся её острый перст. И указывал совсем не туда, куда глядели большевики. Вернёмся к тому, что осталось.

Правду сказать - устюженский собор по внешности своей вполне ординарен. С такими карнизами и наличниками мы сталкивались уже не раз, столкнёмся и впредь. Интересен собор прежде всего своим внутренним убранством сохранившимся в удивительной целости. Недаром же те исследователи, которым доводилось писать о нём, после нескольких кратких фраз о том, что - вот, четверик, фальшивые закомары, ярославская школа, пять барабанов, один из них световой, поворачивали оглобли к истории создания иконостаса и образов. Но, прежде чем перейти к соборным интерьерам, мы всё-таки остановимся ненадолго снаружи. Вглядимся в черты собора, не уникальные, но характерные. Первый каменный храм Устюжны, он воплотил в себе то представление о городском соборе, которое имел житель небольшого городка, где прежде каменных церквей не было. Строили его, как говорят, ярославские мастера. Но в Ярославле к этому времени уже процветало такое декоративное буйство (каждый посадский храм стремился быть не хуже, чем его сосед), что оно не годилось для единственной в своём роде городской доминанты. И ярославцы - если это действительно были они - подчинились требованиям устюженской действительности.

"Пять стройных барабанов собора, из которых лишь центральный является световым, увенчивается луковичными главами изящного силуэта", - писал в своей книге "Устюжна. Череповец. Вытегра" (1981) А. А. Рыбаков. Стоит отметить, что декор барабанов - очень "ярославский". Окна четверика оформлены традиционными, с трёхчастными навершиями, наличниками. Алтарь Богородице-Рождественского собора - трёхчастный, но апсиды не слишком выражены и укрыты одной кровлей (что в целом характерно для памятников ярославской школы). В 1720-е годы каменщики Ярославского уезда Василий Назарьев и Михаил Гаврилов "со товарищи" пристроили к Богородице-Рождественскому собору с западной стороны тёплую трапезную с приделами. Она получилась обширной и удобной, но конечно, внешность собора проиграла с её появлением. Заметен проигрыш и в деталях: вот частью срезанный, частью придавленный наличник четверика в том месте, где к нему примыкает трапезная.

Трапезная часть (иначе её ещё называют здесь "тёплой церковью"), через которую мы попадаем в Богородице-Рождественский собор, не представляет собой ничего занимательного в отношении внутреннего убранства (равно, впрочем, как и в отношении экстерьера). В ней сейчас расположена типичная для провинциального музея экспозиция - так называемый "зал природы". Поэтому здесь, не задерживаясь, проходим в музейный "зал древнерусской живописи". Первое, на что стоит обратить внимание в этом "зале", - иконостас. Но сперва стоит оглядеться вокруг. На западной стене четверика, прямо над входом, мы увидим деисис. Можно было бы предположить, что оказался он здесь по воле музейных работников, но это не так. Во время пожара деревянного Богородице-Рождественского собора прихожанам удалось спасти часть икон из старого иконостаса, и вот - после постройки и освящения нового собора в 1691 году, они заняли своё место на его западной стене. Реставраторы датируют эти иконы первой третью ХVII века, т.е. первыми послесмутными годами, и очень высоко оценивают их именно как произведение искусства. "Перед нами, - пишет Рыбаков, - произведения изографов высокого класса, которые в это время могли работать только в крупнейших столичных мастерских. Ближайшая аналогия для деисусного чина устюженского Рождественского собора обнаруживается в Ризположенской церкви Московского Кремля, где живопись иконостаса была выполнена в 1627 году выдающимся мастером начала ХVII века Назарием Истоминым с артелью". Что же касается "нового" иконостаса и его образов, то здесь видна и документально подтверждена - работа мастеров Оружейной палаты. Далеко не все иконы подписаны, но, например, "Успение Богородицы" в местном ряду исследователи "отдают" Тихону Филатьеву, а "Николу Зарайского" (тоже в местном ряду) - Ивану Безмину. Кроме того, в местном же ряду находятся и более старые иконы, из прежнего иконостаса. Здесь раньше находилась одна из самых дорогих устюжанам икона - "Одигитрия Устюженская".

В 1759-1764 годы своды собора получили новое оформление, соответствовавшее вкусам того времени. До наших дней сохранились живописные клейма на сюжеты сотворения мира, деяний апостостольских и Апокалипсиса, выполненные мастером Андреяном Трофимовым. Их обрамления представляют собой лепнину сложного рельефа и декоративные розетки. Лепные тяги, розетты и арабески украсили своды и подпружные арки. Клейма, написанные Трофимовым, были обрамлены горельефной лепниной с излюбленным в искусстве рококо мотивом раковины. На столбах со стороны главного входа в храм появились лепные композиции геральдического характера с изображением летящих ангелов.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №109, 2014 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.