ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Куремяэ. Успенский Пюхтицкий женский монастырь.

Pühtitsa Jumalaema Uinumise Nunnaklooster


Куремяэ. Успенский Пюхтицкий женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1891.
Архитектор:М.Т. Преображенский, А.А. Полещук
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
41201, Kuremäe küla, Illuka vald, Ida-Virumaa
Эстония, Ида-Вирумааский уезд, волость Иллука, деревня Куремяэ

Координаты: 59.199666, 27.534501
Проезд: из Таллинна прямым автобусом Tallinn–Kuremäe (ходит только 2 раза в неделю), либо из Йыхви автобусами № 116 J& ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Таллинна прямым автобусом Tallinn–Kuremäe (ходит только 2 раза в неделю), либо из Йыхви автобусами № 116 Jõhvi–Kuremäe, № 118 Jõhvi–Kuremäe, № 119s Kohtla-Järve–Jõhvi–Kuremäe и № 546 Kohtla-Järve–Jõhvi–Gorodjonka (летнее расписание)



План Успенского Пюхтицкого монастыря
XXXXX

Храмы монастыря:

1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
3. Церковь Сергия Радонежского
4. Церковь Николая Чудотворца
5. Крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского
6. Домовая церковь свт. Алексия и вмц. Варвары при богадельне
7. Часовня над могилой старца Степанушки
8. Часовня Успения Пресвятой Богородицы
9. Святые ворота со звонницей
10. Колокольня Сергиевской церкви

Другие постройки и сооружения:

11. Дом для представительских целей
12. Монастырская гостиница
13-26. Жилые, хозяйственные и служебные постройки
27-30. Башни ограды
31. Ограда
32. Южные ворота
33. Хозяйственные ворота
34. Колодец
35. Беседка
36. Кладбище

Подворья, скиты, приписные храмы, источники:



Сортировка:

Успенский Пюхтицкий женский монастырь, , Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Главный вход с колокольней, гостиница для паломников и угловая крепостная башня. Вид от кладбища<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Главный вход с колокольней, гостиница для паломников и угловая крепостная башня. Вид от кладбища
Н. и Е. Андрущенко
17 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Колокольня Сергиевской церкви. Западный фасад<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Колокольня Сергиевской церкви. Западный фасад
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Колокольня напротив жилого корпуса на Горке<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Колокольня напротив жилого корпуса на Горке
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Колокольня напротив жилого корпуса на Горке<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Колокольня напротив жилого корпуса на Горке
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, , Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Галина Букина
3 августа 2017
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Святые ворота. Вид с территории монастыря<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Святые ворота. Вид с территории монастыря
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Башня в северо-западном углу территории монастыря<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Башня в северо-западном углу территории монастыря
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Вид на келейные корпуса в северо-западной части монастыря<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Вид на келейные корпуса в северо-западной части монастыря
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Западные ворота. Вид с территории монастыря<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Западные ворота. Вид с территории монастыря
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Вид на келейный корпус и северо-восточную башню. Слева алтарная часть Успенского собора<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Вид на келейный корпус и северо-восточную башню. Слева алтарная часть Успенского собора
Наталия
21 марта 2015
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Источник святой воды.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Источник святой воды.
Владимир Ткаченков
5 июля 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Внутренняя стена монастыря.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Внутренняя стена монастыря.
Владимир Ткаченков
5 июля 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Дом на территории монастыря.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Дом на территории монастыря.
Владимир Ткаченков
5 июля 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Ворота в главный вход в монастырь.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Ворота в главный вход в монастырь.
Владимир Ткаченков
5 июля 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Наружная стена монастыря.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Наружная стена монастыря.
Владимир Ткаченков
5 июля 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Схема монастыря.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Схема монастыря.
Владимир Ткаченков
5 июля 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Главный вход с колокольней. Вид от Успенского собора<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Главный вход с колокольней. Вид от Успенского собора
Н. и Е. Андрущенко
19 июня 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Главный вход с колокольней. Внутренняя часть ворот (левая часть). Вид с монастырского двора<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Главный вход с колокольней. Внутренняя часть ворот (левая часть). Вид с монастырского двора
Н. и Е. Андрущенко
19 июня 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Памятник жертвам <a target="_blank" href="http://www.baltwillinfo.com/mp07-06/mp-11.htm">эпидемии тифа</a>, возникшей после отступления Северо-Западной Армии (на монастырском кладбище)<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Памятник жертвам эпидемии тифа, возникшей после отступления Северо-Западной Армии (на монастырском кладбище)
Н. и Е. Андрущенко
18 июня 2010
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Главный вход с колокольней. На заднем плане – Успенский собор. Вид из-за монастырской ограды<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Главный вход с колокольней. На заднем плане – Успенский собор. Вид из-за монастырской ограды
Н. и Е. Андрущенко
17 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Одна из башен на западном прясле крепостной стены<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Одна из башен на западном прясле крепостной стены
Н. и Е. Андрущенко
17 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Патриаршии (слева) и игуменские покои (справа от патриарших) в западной части центрального двора монастыря<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Патриаршии (слева) и игуменские покои (справа от патриарших) в западной части центрального двора монастыря
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Гостиница для паломников в южной части центрального двора монастыря. В правом крыле – богадельня с домовым храмом<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Гостиница для паломников в южной части центрального двора монастыря. В правом крыле – богадельня с домовым храмом
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Главный вход с колокольней. Вид с монастырского двора<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Главный вход с колокольней. Вид с монастырского двора
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Вторые монастырские ворота (у машинного двора). Вид из-за монастырской ограды<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Вторые монастырские ворота (у машинного двора). Вид из-за монастырской ограды
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Вторые монастырские ворота (у машинного двора). На заднем плане – Успенский собор и колокольня над главным входом. Вид из-за монастырской ограды<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Вторые монастырские ворота (у машинного двора). На заднем плане – Успенский собор и колокольня над главным входом. Вид из-за монастырской ограды
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Угловая башня под Горкой за крестильным храмом<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Угловая башня под Горкой за крестильным храмом
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Горка. Колокольня, храм прп. Сергия Радонежского и жилой корпус. За правым краем кадра – крестильный храм<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Горка. Колокольня, храм прп. Сергия Радонежского и жилой корпус. За правым краем кадра – крестильный храм
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Машинный двор и вторые монастырские ворота. Вид с монастырского двора<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Машинный двор и вторые монастырские ворота. Вид с монастырского двора
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Вторые монастырские ворота (у машинного двора). Вид с монастырского двора<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Вторые монастырские ворота (у машинного двора). Вид с монастырского двора
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Крепостная стена. Фрагмент кладки<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Крепостная стена. Фрагмент кладки
Н. и Е. Андрущенко
16 февраля 2009
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Странноприимный корпус<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Странноприимный корпус
Михаил Владимиров
9 мая 2006
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Роспись св. ворот. Покров Пресвятой Богородицы.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Роспись св. ворот. Покров Пресвятой Богородицы.
Михаил Владимиров
9 мая 2006
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Роспись св. ворот. Явление пастухам Пресвятой Богородицы.<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Роспись св. ворот. Явление пастухам Пресвятой Богородицы.
Михаил Владимиров
9 мая 2006
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Роспись св. ворот. Явление Успенской иконы Божьей Матери пастухам<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Роспись св. ворот. Явление Успенской иконы Божьей Матери пастухам
Михаил Владимиров
9 мая 2006
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Пюхтицкие поленницы<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Пюхтицкие поленницы
Михаил Владимиров
9 мая 2006
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Общий вид. Фото 1920-х годов из архива монастыря<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Общий вид. Фото 1920-х годов из архива монастыря
Михаил Мещанинов
10 июня 1926
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Фото нач.ХХ в. на сайте http://www.chram.com.pl/cerkwie-2/<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Фото нач.ХХ в. на сайте http://www.chram.com.pl/cerkwie-2/
Т.
??
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Фото с сайта http://www.etoretro.ru<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Фото с сайта http://www.etoretro.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, Фото с сайта http://www.etoretro.ru<br>, Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
Фото с сайта http://www.etoretro.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, , Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
МАРК (МАРЕК ЛИЛЛЬ)
11 октября 2008
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, , Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
МАРК (МАРЕК ЛИЛЛЬ)
11 октября 2008
Успенский Пюхтицкий женский монастырь, , Куремяэ, Ида-Вирумаа, Эстония
МАРК (МАРЕК ЛИЛЛЬ)
11 октября 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 марта 2007

Пюхтицкий Успенский монастырь, общежительный, в Везенбергском уезде, Эстляндской губернии, в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве, в местности известной у местных православных жителей под именем «Богородицкой горы», а дэстов под именем «Пюхтица» (святое место). Здесь, как гласит предание, 200 лет тому назад явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления ее, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII веке, и в ней хранилась обретенная Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник. В 1818 году часовня была приписана к церкви села Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и святая икона. В 1885 году часовня обращена была в храм, при котором в 1891 году положено было начало женской общине. В 1892 году община возведена была в монастырь (по мысли и заботе бывшего тогда Эстляндским губернатором князя С.В. Шаховского). В новый соборный храм, освященный в 1892 году, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери. Ежегодно в июле совершается торжественное перенесение ее в село Сыренец, где святыня остается до 13 августа. С 1896 года святая икона ежегодно приносится в город Ревель во 2-ю неделю по Пятидесятнице на 8 дней и в село Олешницы на время с 7 по 10 сентября.

Недалеко от монастыря находятся могилы, в которых, по преданию, погребены русские воины времен святого Александра Невского и Иоанна Грозного. В монастырь стекаются во множестве богомольцы из окрестных местностей, и служит светочем и центром православия в лютеранском крае. На средства монастыря содержатся следующие учреждения: в Пюхтице — больница для женщин и детей, амбулаторная лечебница, община сестер милосердия, богадельня, приют для православных девочек, двухклассная школа для детей обоего пола, без различия вероисповедания, с общежитием для мальчиков и девочек; в местечке Иевве — бесплатная лечебница. Монастырю принадлежит подворье в городе Ревеле (на Шубинской улице) и часовня. К монастырю приписан находящийся в 25 верстах от него Гевсиманский скит, с храмом в честь Успения Божией Матери; здесь находится монастырская богадельня для сестер.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 декабря 2016

Хронология строительства Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря согласно «Летописи Пюхтицкой обители»:

  • 16 век. Явление Царицы Небесной пастуху-эсту. Обретение иконы Успения на источнике у подножия горы, в ветвях дуба. Возведение на горе, где являлась Божия Матерь, малой часовни, в которую помещен явленный образ.
  • 18 век. Часовня с чудесной иконой на Святой горе и источник у ее подножия стали местом особого почитания в народе.
  • 1842 год. Везенбергский купец Нестеров, исцеленный от тяжкой болезни, на месте ветхой часовни построил новую и украсил явленную икону серебряной позолоченной ризой.
  • 1876 год. Рядом с часовней Нестерова попечением церковного старосты из села Сыренец Андрея Томасова построена новая, более обширная часовня, в ней установлен иконостас из Сыренецкой церкви.
  • 1885 год. Часовня преобразована в приходскую церковь. Массовые паломничества на праздник Успения со всей России. Вступление на пост генерал-губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского.
  • 1890 год. Богородицкая гора вместе с недостроенной лютеранской кирхой выкуплена и передана в собственность Православного духовного ведомства.
  • 1891 год. Открыта Пюхтицкая Успенская женская община.
  • 1892 год. Преобразование общины в общежительный Пюхтицкий Успенский монастырь. Разработан проект архитектурного ансамбля Пюхтицкой обители (архитектор М. Т. Преображенский) и каменная недостроенная кирха перестроена в православную Успенскую церковь.
  • 1895 год. В трапезном корпусе устроена церковь во имя св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Над усыпальницей С.В. Шаховского по проекту М.Т. Преображенского сооружен деревянный храм во имя прп. Сергия Радонежского.
  • 1908 год. Разобрана Успенская церковь. На пожертвование московского генерал-майора И. Ф. Терещенко, по проекту архитектора А. А. Полещука начинается строительство новой соборной церкви.
  • 1910 год. Завершено строительство Свято-Успенского собора.
  • 1970 – 1981 годы. Завершено строительство ограды, возведены две угловые башни, возведены новые здания (Архиерейский дом, Дом для представительских целей, Иерусалимский корпус и др.), расписан Успенский собор и Святые врата.
  • 1986 год. Устроена домовая церковь свт. Алексия и св. вмч. Варвары.
  • 1989 год. Возведена часовня св. вмч. Георгия Победоносца.
  • 1990 год. Построен крестильный храм во имя св. Иоанна Крестителя и сщмч. Исидора, установлена новая купальня на источнике.

Источник информации: «Обитель Божией Матери», Куремяэ, Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 2016.


Марина Зуйкова  17 ноября 2018

В 1892 году адъюнкт-профессор Петербургской академии художеств, академик Михаил Тимофеевич Преображенский предложил генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей. Архитектурно-строительными работами руководил уроженец Сааремаа архитектор Александр Артемьевич Полещук. В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола: Большой весом 2648 кг, Полиелейный – 1326,8 кг и Малый – 350 кг, отлитые военным ведомством из Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для первого в Эстляндии монастыря.

16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря. Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.

Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих. По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие.

15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений. В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!»

В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют.

В 1897 году игумения Варвара Указом Святейшего Синода была переведена в Казанскую епархию, а на ее место назначена монахиня московского Страстного монастыря Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич). Заветным желанием игумении Алексии стало строительство большого трехпрестольного собора, который был бы украшением обители и где нашла бы достойное место икона Успения Богоматери. На это требовались огромные средства. Сестры трудились не покладая рук, развивалось золотошвейное дело. На Всероссийской выставке монастырских работ в Санкт-Петербурге в 1904 году плащаница пюхтицких мастериц, шитая серебром и золотом по бархату, была удостоена золотой медали, что, естественно, привлекло заказчиков.

Но наступили трудные времена – русско-японская война 1904-1905 годов внесла коррективы в планы монастыря. В Пюхтицкой лечебнице принимали раненых воинов, за ними усердно ухаживали монастырские сестры милосердия. Приходилось больше работать на полях, чтобы прокормить и насельниц, и обездоленных людей. Игумения Алексия направляла монахинь за сбором благотворительных подаяний в Ригу, в Санкт-Петербург, в Москву. «И вот сверх всякого ожидания, – свидетельствует летопись, – Господь Бог посылает монастырю помощь в лице нового благодетеля – московского генерал-майора Ивана Филипповича Терещенко, к которому пришла в 1905 году ездившая за сбором подаяний в столицу послушница Анна Абрамова. Заинтересовавшись смиренным, ласковым видом старицы-послушницы, генерал стал ее расспрашивать о монастыре. Старушка добродушно рассказала про Пюхтицу, показала генералу фотографию обители. Вглядываясь в снимок, Терещенко после некоторого раздумья сказал: «Я построю у вас настоящий соборный каменный храм», добавив, что готов немедленно пожертвовать капитал с условием, если в храме ежедневно будет совершаться на проскомидии поминовение его и его родных». Генерал пожертвовал на возведение храма 90 тысяч рублей. Завещание Терещенко выполняется и поныне.

Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами. Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины. 

В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер). Почти полвека находилась под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.

Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители. Сестры старшего поколения помнят его еще отроком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора. В 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастырском храме. Особенно памятен и радостен для насельниц обители 1961 год. 3 марта в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий был пострижен в монашество, а 3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллиннского и Эстонского. С этого момента и до последнего дня жизни Святейшего Патриарха Пюхтицкий Успенский женский монастырь находился под его непосредственным руководством и управлением. Поистине возрождение, укрепление и украшение монастыря свершилось благодаря постоянному отеческому попечению, вниманию, любви архипастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. А 18 января, в канун праздника Богоявления, Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости.

Игумения Варвара сразу же занялась благоустройством обветшавшего в те годы хозяйства. При помощи и по благословению Владыки Алексия в монастыре развернулось комплексное строительство: было оборудовано центральное отопление; проведены водопровод и канализационная сеть; установлена своя электромельница; возведены новые кирпичные келейные здания, каменные хозяйственные строения. Архитектурный ансамбль пополнился Сергиевой колокольней, новой крестильной церковью в честь Иоанна Крестителя и священномученика Исидора Юрьевского, домом для представительских целей с современным конференц-залом, музеем и др. Старую бетонную ограду заменила мощная из гранитных валунов стена с угловыми башнями-домами. Отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены кресты. Заново расписан Успенский собор. Своды Святых врат украшены живописными картинами из истории обители. За оградой оборудована двухэтажная гостиница, возле Святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена новая часовня Георгия Победоносца. В богадельне, где живут престарелые или заболевшие монахини, открыта церковь в честь Святителя Алексия и великомученицы Варвары.

https://www.puhtitsa.ee/index.php/monastyr/istoriya-obiteli



Комментарии и обсуждение


Информация о монастыре на сайте Эстонской Православной Церкви МП: http://www.orthodox.ee/index.php?d=pyhtitsa/pyht
1 апреля 2009, Н. и Е. Андрущенко.

Интересный факт: в 2004 году в России была выпущена серия почтовых марок, посвященных монастырям Русской православной церкви, на одной из этих марок изображен Пюхтицкий Успенский монастырь.
3 сентября 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

Cхема монастыря
11 октября 2013, Ivan.