ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кингисепп. Собор Екатерины.

Екатерининский собор


Кингисепп. Собор Екатерины
Собор. Действует.  
Престолы:Екатерины Александрийской
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1782.
Архитектор:А. Ринальди
Адрес:
Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Николаева, д. 6.

Координаты: 59.37474, 28.59368
Проезд:Из Санкт-Петербурга, от м. Автово (остановка у Цирка) автобус №842 до автостанции Кингисепп. Далее пешком или городских автобусах до Екатерининского собора. Время в пути: 2 часа. Порядка 10 рейсов в день.



Сортировка:

Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 мая 2015
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 мая 2015
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Наталия
5 июля 2014
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Илья Щеголев
9 февраля 2014
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
25 августа 2013
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 мая 2015
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Галина Букина
14 августа 2008
Собор Екатерины, 		      <br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
27 апреля 2006
Собор Екатерины, До последней реставрации.		      <br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
До последней реставрации.
Галина Сванидзе Кингисепп
13 октября 2003
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Собор Екатерины, Обновлённый мозаичный образ над южным порталом<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Обновлённый мозаичный образ над южным порталом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
5 октября 2023
Собор Екатерины, Главка колокольни<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Главка колокольни
Наталия
5 июля 2014
Собор Екатерины, Лепной декор внутри храма<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Лепной декор внутри храма
Наталия
5 июля 2014
Собор Екатерины, Подъем  новых колоколов на колокольню.<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Подъем новых колоколов на колокольню.
Владимир и Татьяна
21 апреля 2013
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
yozik
29 апреля 2012
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
yozik
29 апреля 2012
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
yozik
29 апреля 2012
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
yozik
29 апреля 2012
Собор Екатерины, Типичные для Антонио Ринальди капители с гирляндой из роз и ангелами.<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Типичные для Антонио Ринальди капители с гирляндой из роз и ангелами.
Михаил Владимиров
17 апреля 2005
Собор Екатерины, Иконостас<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
5 октября 2023
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Наталия
5 июля 2014
Собор Екатерины, Южный придел<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Южный придел
Наталия
5 июля 2014
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Павел
31 декабря 2009
Собор Екатерины, Деталь ограды<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Деталь ограды
Фёдор Зарайский
9 июля 2022
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 мая 2015
Собор Екатерины, Вид с западной стороны.<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Вид с западной стороны.
Сергей Костенко
6 сентября 2014
Собор Екатерины, Памятные таблички у входа<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Памятные таблички у входа
Наталия
5 июля 2014
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Матвеев Владимир
25 августа 2013
Собор Екатерины, Фотграфия собора Екатерины с противоположного берега реки Луги<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фотграфия собора Екатерины с противоположного берега реки Луги
Альмухаметов Николай
12 августа 2007
Собор Екатерины, Старинные, выточенные из известняка кресты (XV-XVI века?), найденные на территории района.<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Старинные, выточенные из известняка кресты (XV-XVI века?), найденные на территории района.
Михаил Владимиров
17 апреля 2005
Собор Екатерины, После освобождения<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
После освобождения
Вадим кр
16 июня 1944
Собор Екатерины, Вид на абсиду. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Вид на абсиду. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
20 декабря 1941
Собор Екатерины, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 декабря 1941
Собор Екатерины, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 октября 1941
Собор Екатерины, Фотография собора, выполненная в 1912 году.<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фотография собора, выполненная в 1912 году.
Алексей Кротов
1 июля 1912
Собор Екатерины, , Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Вадим кр
16 июня 1910
Собор Екатерины, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Собор Екатерины, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Собор Екатерины, Почтовая карточка издания Кровъ в ямбурге<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Почтовая карточка издания Кровъ в ямбурге
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
1 июня 1907
Собор Екатерины, Из фондов Кингисеппскского историко-краеведческого музея<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Из фондов Кингисеппскского историко-краеведческого музея
Алексей Кротов
01.03.1900 - 01.03.1917
Собор Екатерины, Фото с сайта http://sergey-belyakov.narod.ru/photo/Kingisepp-photo-do-1930_2.html<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фото с сайта http://sergey-belyakov.narod.ru/photo/Kingisepp-photo-do-1930_2.html
Андрей Агафонов
1900
Собор Екатерины, Фото с сайта http://sergey-belyakov.narod.ru/photo/Kingisepp-photo-do-1930_2.html<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фото с сайта http://sergey-belyakov.narod.ru/photo/Kingisepp-photo-do-1930_2.html
Андрей Агафонов
1900
Собор Екатерины, Рис. из журнала "Нива"<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1890
Собор Екатерины, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Собор Екатерины, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1914 гг. Изданiе В. Д. Михайловскаго въ Нарве.<br>, Кингисепп, Кингисеппский район, Ленинградская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 1909-1914 гг. Изданiе В. Д. Михайловскаго въ Нарве.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  27 января 2007

Елизавета Петровна за несколько месяцев до своей смерти приказала построить церковь на месте сгоревшей в 1761 году деревянной церкви Архангела Михаила. Но к строительству приступили только после указа Екатерины II, по которому в 1764 году Антонио Ринальди представил проект. Сметы на строительство составил Николай Сляднев, а руководил строительством Андрей Мыльников. Собор строился долго до 1773 года, переделывался в пятикупольный и был освящен лишь в 1783 году во имя св. вмч. Екатерины. Собор пятиглавый, главы расположены на высоких круглых барабанах с волнистыми венчающими карнизами. Собор был закрыт в 1932 году, во время войны частично разрушен. Восстановлен в 1967-1980-х годах. Возвращен епархии в 1991 году и с 1992 является действующим.

Н.В. Мурашова (Глинка), Л.П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб: ИЦ «Выбор», 2003. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб: «Лики России», 2006.


Анонимный участник  9 сентября 2015

Город Ямбург (ныне Кингисепп) находится в 129 верстах от Петербурга. Сперва назывался Ям (с эстонского языка – почтовая станция), а окончание «бург» прибавлено, вероятно, в XVII в., когда город по столбовскому миру (1617 г.) перешел к шведам. Город разделяется Лугою на две неравные части. В древности у обеих частей было по храму: в XV в. упоминается в Яме церковь Пресвятой Богородицы на Новгородской стороне и Спасская, при женском монастыре, на Копорской стороне. Обе церкви были деревянные; обе разрушены.

Когда Ямбург в 1703 г. взяли русские, церкви в честь Богородицы здесь не было. Монастырь был разрушен. На место их, по указу Петра I, построен деревянный собор в честь архангела Михаила; одновременно с собором упоминается церковь Петра и Павла. В половине XVIII в. собор заменен новым, также деревянным.

Нынешний собор построен при Екатерине II; на сохранившемся в соборе деревянном кресте написано, что собор освящен в 1782 г. 5 апреля протоиереем Сергием. При скудности собственных средств собор, вероятно, построен на счет казны. Он крестообразный, из кирпича, в строго Византийском стиле; концы креста закруглены. На углах креста – круглые глухие башни, выдающиеся над крышею средней части. На середине здания – купол с 8-ю окнами. Длина храма 14 саж. 2 арш., ширина - 12 саж., высота от пола до центра купола – 15 саж. Храм стеснен от того, что солея слишком выдается в середину церкви. Солея, в 3 ступени, сделана в 1848 г., а прежняя солея, не возвышаясь над полом церкви, отделялась полукруглою деревянною решеткою. Нынешняя решетка чугунная, бронзированная.

Иконостас деревянный, в 3 яруса, с колоннами и золоченою резьбою. Над царскими вратами – голубь в сиянии. Иконы иконостаса, кроме иконы Митрофана, писал один художник. Между арками, поддерживающими купол, нарисованы на холсте 4 Евангелиста, работы художника П. П. Коха, в 1882 г. Деньги за них (по 150 руб. за каждую) пожертвовал потомственный почетный гражданин Александр Павлович Орлов…

В 1848 г. устроены 2 железные печи в соборе, а в 1881 г. одна железная печь в алтаре; в 1882 г. другая, в северо-западной башне. В 1876 г. две прежние печи заменены кафельными, занявшими слишком много места. В центре главного купола – голубь, величиною более аршина, поддерживает цепь средней люстры. Есть еще три бронзовых люстры по сторонам. Во всех люстрах 86 свечей. Пол в храме паркетный, сосновый; в притворе плитный. В западной части – хоры, в юго-восточной башне – кладовая, в северной стене – ризница. Колокольня в 4 яруса, три из них четырехугольные, а четвертый круглый. Ширина основания 4,5 саж., вышина 18 саж., лестница на колокольню из паперти. Колокола помещены в 3-м ярусе, из 9-ти колоколов самый большой в 100 пудов.

В собор 4 входа: у главного входа – площадка гранитная, в 6 ступеней; на ней тамбур с 3 дверьми. В притворе помещены иконы Зосимы, Савватия и Скорбящей Божией Матери; четвертый вход в алтарь. Собор с трех сторон обведен оградой, с четвертой сторожка, сарай для дров и проч. Фундамент ограды из тесаной плиты, решетка – деревянная.

Собор содержится на церковные деньги. Кроме того, получает до 70 руб. с каменной лавки, пожертвованной собору в 1877 г. ораниенбаумским купцом Парфением Тихомировым; 50 руб. аренды с деревянной лавки, построенной купцом Живягиным; 70 руб. дохода с дома, завещанного мещанкою Марией Заботиной; до 80 руб. в год с одной квартиры в церковном доме; проценты с капитала в 700 руб.

Для переделок в соборе, при скудности его собственных средств, были посторонние жертвователи. Из них более усердным был упомянутый выше Ал. Пав. Орлов, пожертвовавший в течение 2,5 лет, до 3000 руб.; при его содействии при соборе существует прекрасный хор певчих с регентом, получившим образование в капелле. А. П. Орловым пожертвованы ко дню столетия собора в 1882 г. девять бронзовых, вызолоченных лампад с фарфоровыми свечами; цена каждой лампады не менее 100 руб.

В 1866 г. собору переданы два деревянных дома и флигель, принадлежавшие ямбургскому духовному училищу; в них теперь помещается причт. На отопление квартир дается от церкви священнику 60 руб. в год, диакону - 30 руб., псаломщикам по 15 руб. и просвирне - 12 руб.

К собору принадлежат жители города и ближайших деревень, расположенных на расстоянии 4 -15 верст от города. Прихожан военного звания муж. пола 188, жен. 83; статских муж. пола 34, жен. 33; купцов и мещан муж. пола 16, жен. 184; крестьян муж. пола 915, жен. 831. Прихожане - великорусы и несколько эстонцев, занимаются отхожими промыслами и работой на Нарвских фабриках. У горожан единственное средство содержания - плата за квартиры. Школа одна, земская в дер. Большом Луцком и начальная городская. Часовен три: каменная – в Луцком, деревянные в Порхове и Жабине.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  23 мая 2016

Еатерины великомученицы собор (г. Кингисепп, пл. Николаева, 6). Каменный собор построен на гл. площади Ямбурга по указу имп. Екатерины II после того, как в 1760 г. сгорел крепостной дерев. собор Св. Архангела Михаила. Стротельство велось в 1764-83 гг. по проекту арх. А. Ринальди. Освящен в 1783 г. Выдающийся памятник переходного периода от барокко к классицизму. В плане – квадрифолий. Церковь завершена пятиглавием на высоких барабанах (общая высота 36 м), с запада – трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Отличается тщательной проработкой декора коринфского ордера. Главная святыня – икона св. Екатерины (утрачена). В нач. XX в. собор реставрировался, были укреплены конструкции куполов и сводов. Пострадал в годы Гражданской войны (осень 1919 г.). В 1920-21  гг. настоятель иером. Александро-Невской лавры Нектарий (Трезвинский) (в сане епископа расстрелян в 1937 г., новомученик). К приходу относились горожане и жители восьми пригородных деревень (на 1922 – 1430 чел.). Храм закрыт постановлением Президиума Ленсовета от 2 декабря 1931 г., переоборудован под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Летом 1941 г. сильно пострадал от немецких обстрелов. Реставрировался в 1967-1980-е гг. (арх. В.М. Тихомиров). В 1980-е гг. в здании собора находился краеведческий музей. Возвращен верующим летом 1990 г., освящен 15 сентября 1991 г. Настоятель – архим. Гурий (Кузьмин). Имеются мощевики и другие святыни.

Красивейший пятиглавый Екатерининский собор можно увидеть и сейчас - всего в нескольких десятках метров от бывшей крепости. Любопытно, что начинал его строить в 1764 г. архитектор А. Мыльников: одноглавым. Но спустя девять лет за дело взялся знаменитый А. Ринальди, автор замечательных зданий в Гатчине и Ораниенбауме, Мраморного дворца в Петербурге. Помимо четырех угловых куполов он вознес на 42-метровую высоту центральный барабан главного купола, увенчав его легким фонариком со шпилем. Да и богато декорированную колокольню (она на четыре метра выше) автор завершил главкой, которая встречается во всех его проектах культовых сооружений. Высокую оценку собору дал И. Грабарь, посчитав его изящным, "все детали которого прорисованы очень тонко и любовно". Екатерининский собор можно назвать памятником не только зодчему и строителям, но и тем, кто его восстанавливал после Великой Отечественной войны. Ожесточеннейшие боевые действия превратили здание в руины, но благодаря мастерству реставраторов во главе с архитектором В. Тихомировым оно было воссоздано в том же виде, в каком и построено в 1783 г.

За время реставрации было обновлено внутренне убранство храма, заново выполнен иконостас и храмовая икона св. великомученицы Екатерины в полный рост. "Икону писали долго, так как никаких исторических документов о том, как она выглядела, не осталось. Нам пришлось подбирать стиль ее исполнения к стилю храма" - говорит благочинный Ямбургского округа протоиерей Леонид Степанов. Эскизов и фотографий исторического иконостаса не сохранилось, поэтому был выполнен новый - в стиле барокко, соответствующий общему облику храма. "С внешней отделкой собора пришлось потрудиться - говорит отец Леонид, - на наш выбор было представлено несколько образцов, но ни один не понравился. В итоге решили использовать орнамент вышивки одного из платьев императрицы Екатерины". Собор был поставлен в 17 веке на месте гораздо более древнего, в котором Петр I венчался с Екатериной.

http://renatar.livejournal.com/242528.html



Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 июня 2017

Собор Святой Великомученицы Екатерины - главный православный храм старинного города Кингисепп (бывший Ямбург). Своим рождением он обязан воле императрицы Екатерины II и её указанию от 1762 года. Однако годом ранее её венценосная предшественница Елизавета Петровна всего за несколько месяцев до смерти приказала выстроить в Ямбурге храм: "...понеже через оный город лежит большая проезжая дорога, да при оном состоит дворец... чего ради Божию церковь немедленно построить должно от Дворцовой канцелярии". Местом для будущего храма была определена территория чуть западнее пепелища сгоревшей деревянной церкви Архангела Михаила, в ХVIII веке считавшаяся в городе главным храмом. В тот роковой день, 9 мая 1761 года, в Ямбурге сгорело более двух десятков жилых дворов и оба деревянных храма. Это, прежде всего старый, вконец обветшавший к тому времени храм, освящённый во имя Архистратига Михаила и возведённый указом императора Петра Алексеевича в 1703 году, когда Ямбург наконец-то стал русским городом. В нём уже давно не шли службы, а прихожане посещали недавно выстроенную по соседству ему на смену деревянную церковь, также освящённую в честь архангела Михаила. Пожар лишил город обеих церквей. Императрица Елизавета на будущие расходы не поскупилась: храм должны были строить непременно из камня, а в зодчие якобы решено было пригласить самого Франческо Бартоломео Растрелли, что впрочем, не подтверждается никакими историческими источниками. Но до кончины Елизаветы успели только подвести под будущий храм фундамент.

В 1764 году Екатерина II, совершая поездку по Эстляндии и Лифляндии, посетила Ямбург. Побывав в городе, новоиспечённая императрица прониклась сочуствием к бедственному положению прихожан-погорельцев. И крестить новорождённых, и отпевать покойников тут нередко приходилось в простой палатке из холста. Приказав соорудить временное помещение для храма, императрица повелела стройку главного храма продолжить. Более того, своим Высочайшим указом она способствовала полной реконструкции старого Ямбурга. "Возобновление Ямбурга" было поручено Ивану Перфильевичу Елагину. 20 августа 1764 года "Санкт-Петербургские ведомости" писали: "желающие построить в Ямбурге каменную церковь из казённых или собственных материалов для торгу явиться могут в Главной Дворцовой канцелярии". 11 апреля 1766 года: "К возобновлению города Ямбурга потребны разные материалы, а именно, брёвны, доски, мох, гвозди железныя и проч., также и плотники; того ради желающия как вещи также и работных людей поставить, явиться могут у Его Превосходительства господина действительного Статского Советника и Кавалера, Ивана Перфильевича Елагина". Екатерине очень хотелось видеть Ямбург, населённый высокопрофессиональными ремесленниками и негоциантами, достойным компонентом в местном геополитическом раскладе. Город был частым пунктом остановок императрицы во время её вояжей из Северной Пальмиры в Лифляндию и Эстляндию, особенно в любимый ею Таллин (тогда Ревель). Величественный собор "не хуже столичного" в маленьком Ямбурге тешил бы тщеславие самодержицы и удивлял её гостей.

Сохранилась собственноручная резолюция Екатерины от 1764 года: "Дворцовая Канцелярия построить имеет в Ямбурге каменную церковь, сделав план, представить, во что она обойдётся". А создателем проекта был избран известный в ту пору архитектор Антонио Ринальди. Считается, что в основу проекта итальянского зодчего лёг ранее построенный им в малороссийском городе Почепе храм Воскресения Христова. Существует версия о том, что Екатерининский собор стал малой копией другого собора, якобы уже спроектированного прежде итальянцем, но так и оставшегося в чертежах. Так или иначе, в начале весны 1765 года Ринальди представил в эскизах план, разрез, фасад храма и проект иконостаса, после чего к работе подключились признанные специалисты-россияне. И если общее руководство строительством осуществлял статс-секретарь Екатерины, сенатор Иван Елагин, отвечавший и за общую реконструкцию всего Ямбурга, то строящим архитектором собора стал опытный Андрей Мыльников. Согласно проекту Ринальди, он составил точную смету всех расходов "на материалы и на разные работы" и сумел существенно удешевить предварительные расчёты предполагаемых трат, сделанные "архитектурии прапорщиком" Николаем Слядневым.

В 1766 году наконец-то были торжественно заложены первые символические камни в основание будущего храма, и в далёкой приграничной глубинке Российской империи приступили к постройке величественного, поистине "придворного" собора! Однако если многие русские православные церкви строились всем миром, на пожертвования, то Екатерининский собор стал результатом напряжения сил самых различных ведомств и производств всего государства. Конечно, экономили на провозе: алебастр закупали у рижских соседей, клей - у ревельских; с ладожских и онежских берегов транспортировали великолепный местный мрамор, который весьма ценил Ринальди. Возле самого Ямбурга, вдоль лужских берегов добывали хороший, чистый песок, глину и необычную, особо прочную известь для фундамента.

Строительство ямбургского собора продолжалось до 1773 года. 7 июля Иван Елагин представил подробный отчёт в Дворцовую канцелярию об окончании строительных работ, и тут случилось невероятное. Храм оказался... не таким, как надо! Это ещё одна загадка истории собора, своим величием и куртуазностью, казалось бы, никак не сответствующего провинциальному статусу. Готовый однокупольный храм с равносторонним крестом в основании эффектно смотрелся на обрыве речного берега: простор барабана подчёркивали восемь огромных окон прямоугольной формы, а фасад был изящно декорирован разнообразными кронштейнами, вазами, барельефами и другими архитектурными изысками. И почти всё это надлежало переделать! Очевидно, на этот раз вновь сыграло свою роль всесильное время. И здесь весьма важно мнение кропотливого исследователя истории этого храма, российского искусствоведа Андрея Белобородова - просто изменилась мода на архитектурные решения российских православных храмов 1770-х годов: "Начало этому долгому процессу было положено ещё при Елизавете Петровне. Императрица не жаловала однокупольные храмы, возведённые по европейскому образцу. С того времени церковные сооружения всё чаще стали обретать православное пятиглавие". Екатерина также пожелала видеть собор в Ямбурге пятиглавым и ещё более представительным. Строительство тотчас продолжилось, и к 1780 году собор обрёл привычный для нас облик, получил колокольню и стал пятиглавым.

Храм был выполнен из кирпича, лишь капители и базы потребовали более мягкого известняка. Он словно стремился ввысь: четыре купола по углам покоились на высоте 42 метров, а на центральный барабан пятого, главного из куполов, был установлен лёгкий и изящный светильник со шпилем. Ещё выше - на 46 метров - вздымалась колокольня, богато декорированная, являясь тем самым неотъемлемым и подлинным украшением собора. 10 мая 1780 года в Ямбург прибыла императрица принимать работу. Екатерина осталась довольна и приказала освятить собор. Но вновь произошло удивительное: указ самодержицы задержали на целых три года. Официальной причиной было отсутствие ряда образов иконостаса; существует версия, что писавшему 23 иконы для храма профессору Академии художеств Г.И. Козлову попросту крайне нерегулярно платили деньги за его важный и ответственный труд. 6 апреля 1783 года новоиспечённый собор в Ямбурге был, наконец, освящён архимандритом Макарием во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской. Почти 20 лет строительства большого храма в Ямбурге завершились. Первоначальный его образ был кардинально изменён, зато теперь "придворный собор" в стиле переходного периода барокко к классицизму своим внутренним убранством и вправду походил на роскошный зал какого-нибудь дворца. Примечательно, что пока строился Екатерининский собор, сам Ямбург оставался городской крепостью с военным гарнизоном. А с появлением собора указом императрицы крепость упразднили, храм же выстоял перед всесильным временем, радуя горожан и туристов и по сей день.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №243, 2017 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 июня 2017

Величественный и великолепный - именно так можно смело охарактеризовать гордый пятиглавый собор Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе. Три яруса высокой колокольни, стены с колоннами и барельефами, высокие окна, парадные входы в нескольких порталах неизменно производят впечатление на любого человека, видящего этот храм впервые. Всего же в соборной колокольне оборудованы целых три портала, каждый со своим особым декором. Их проёмы представляют собой красочные арки с двойными наличниками. Карниз всего храмового здания заметно вынесен вперёд, и над ним весь периметр собора ограждает прочный кирпичный парапет. Кроме того, все стены собора обнесены цоколем почти метровой высоты, сформированным из шести плит, вытесанных из известняка.

Изначально при строительстве Екатерининского собра одним из определяющих факторов было избрано изящество форм и линий. Поэтому стены фасадов жемчужно-серого цвета, а пилястры, вазы и прочие элементы скульптурного декора оставили белыми. Кроме того, подобное сочетание визуально придало собору ощущения дополнительного воздуха и объёма. Чтобы оттенить обилие светлого на фасадах, кровлю и карнизы окон художники-оформители окрасили красно-кирпичной краской; для шпиля же и ряда других элементов колокольни применилась краска с совсем уж экзотическим названием - "ярь венецианская". Несмотря на столь эмоциональное звучание, это всего лишь сине-зелёная масляная краска, придающая покрытым ею поверхностям оригинальный оттенок благородной патины. С годами стены собора претерпели целый ряд изменений, от губительного воздействия погоды до прямого разрушения в пору Великой Отечественной войны. И лишь летом 2004 года после реставрационных работ фасад главного храма Кингисеппа вновь обрёл свой первоначальный цветовой облик. Утрата не только исходной расцветки стен, но и немалое количество элементов декора, тех же трёх десятков алебастровых ваз, ещё в течение ХIХ века, не была восполнена в ходе реставрации, начавшейся в 1965 году. Это привело к серьёзным разночтениям в определении стилистики, в которой был спроектирован и построен храм архитектором Антонио Ринальди. Ведь собор лишился, прежде всего, элементов, относящихся к стилю барокко, и потому почти безоговорочно был отнесён специалистами к раннему классицизму, на фоне которого признаки барокко выглядели как редкие исключения и вольности стиля великого итальянца. Ныне преобладает точка зрения - и она кажется более справедливой - что собор Святой Екатерины был задуман и создан именно на стыке барокко и классицизма как пример некоего переходного периода между ними. Что безусловно делает гордость православного Кингисеппа только ещё более интересной, важной и привлекательной.

Екатерининский собор имеет пять глав в лучших традициях русской православной архитектуры. Главы располагаются на высоких барабанах, увенчанных волнистыми карнизами. Четыре малые главки в рамках единой композиции подчинены центральной главе с куполом и световым барабаном диаметром 9 метров и высотой 10 метров; в нём прорезаны 8 больших окон. Освещение собора организовано с помощью восьми прямоугольных окон, разделённых кирпичными перемычками. Оконные проёмы оборудованы декором в стиле зодчества ХVIII века с наружными архивольтами и штукатурными наличниками. Пространство между окнами оформлено филёнками; по оси каждого из окон над карнизом барабана использованы скульптурные компзиции ангелов. Излюбленная создателем собора Антонио Ринальди трёхъярусная колокольня - знак его фирменного стиля в архитектурных проектах. В Екатерининском соборе она примыкает к основному зданию храма с западной стороны. Будучи в плане квадратной, колокольня имеет большой портал с парадным входом и крыльцом. Над боковыми входами в храм помещены иконы святой великомученицы Екатерины и образ Спасителя Иисуса Христа "Господь Вседержитель".

В соборе великолепно выдержано единство формы и содержания: представительный и величественный снаружи он роскошен и внутри. Причиной тому не в последнюю очередь стало заложенное ещё в проекты Антонио Ринальди органичное смешение стилистик барокко и классицизма. Внутренний интерьер храма, строительство которого санкционировала сама Екатерина, наверное, под стать роскошной обстановке дворца самой императрицы. Изящная лепнина и тёплые краски стен, резные колонны внутри храма, его высокие потолки, прихотливо расписанные иконописью, оригинальные авторские фрески и великолепие царских врат - всё это ошеломляет и приводит в состояние благоговения. Вертикальность всей композиции здания собора раскрывается с помощью колонн и больших арочных перекрытий. Полы в храме выложены паркетом из сосны; в притворе пол плитный.

Среди внутреннего убранства на фоне царских врат и разнообразной иконописи особой красотой и благолепием выделяется маленький, но весьма нарядный золочёный иконостас с изображениями трёх известных великомучениц России, в центре - святая Екатерина. Лепнины в интерьерах собора немного, поскольку она уже не увязывалась с тогдашним увлечением Ринальди классицизмом. В целом же интерьеры вполне органичны с фасадами собора и не создают нежелательных контрастов в восприятии облика храма в целом. Безусловно, внутреннее убранство собора не раз менялось, реставрировалось, часть элементов декора была утрачена. Вместе с тем к началу ХХ века был живописно оформлен притвор, а внутри главного купола и на стенах были добавлены 19 выразительных живописных фресок в стиле гениального иллюстратора Библии Гюстава Доре. Волею судеб в соборе Ямбурга никогда не было действительно старинных фресок и икон. Практически все иконы иконостаса, помимо образа Митрофана, писал один иконописец, профессор Академии Художеств Гавриил Игнатьевич Козлов. Есть в храме и холсты с изображениями четырёх евангелистов, принадлежащих кисти художника П.П. Коха. В 1882 году их щедро оплатил местный благотворитель, потомственный почётный гражданин Александр Орлов. Главная героиня иконописи Екатерининского собора, конечно же, святая великомученица Екатерина. Деревянный трёхъярусный иконостас собора с колонками и золочёной резьбой, некогда придававший обстановке храма ощущение пышности и достатка, в ходе последующих реставраций интерьеров был изготовлен заново. Единство формы и содержания - основа той атмосферы красоты, уюта и гармонии, которое испытываешь, находясь в Екатерининском соборе.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск № 243, 2017 г.


Марина Зуйкова  21 августа 2017

Кингисепп. Собор Екатерины

Построен в 1764–1773 гг. (арх. А. Ринальди). В 1783 г. переделан в пятикупольный. Закрыт в 1932г. ; частично разрушен в годы войны. Восстановлен в 1967–1980 гг. Возвращен Церкви в 1990 и действует с 1991 г. Престольный праздник 7 декабря. Памятник архитектуры, охраняется государством.

Поклонный крест рядом с храмом воздвигнут стараниями настоятеля Екатерининской церкви архим. Гурия. По его предположению, крест установлен на месте захоронения гренадеров из армии Петра Великого. Освящен крест – оберег города 14 августа 2006 г. Курган в Ямбурге с первым каменным крестом на могиле русских воинов, павших в войне со шведами, фиксируется в документах XIX в.

http://libr-kingisepp.narod.ru/hram/2013_cerkvi_rajona_pechatat_sbornik.pdf


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 мая 2018

Екатерининский собор в Ямбурге первоначально был деревянным и находился рядом с нынешним шоссе, проложенным по валам крепости. После пожара 1760 г. на его месте решили возвести каменный собор по проекту известного петербургского зодчего Б. Ф. Растрелли. Однако проект этот осуществлён не был, и с 1762 по 1782 гг. строительство велось по проекту А. Ринальди. Собор, возвышающийся ныне в центре Кингисеппа - пятиглавый, крестообразный в плане, с колокольней по западному фасаду. В нижнем ярусе колокольни имеется вход в храм. С юга и запада к колокольне примыкает небольшая паперть.

Екатерининский собор - редкий памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму, одно из немногих дошедших до нас творений А. Ринальди. Весьма эффектно выглядит декоративное оформление фасадов собора, украшенных спаренными колоннами, пышным многопрофильным карнизом с сильным выносом и аттиком. Нарядные окна собора обрамлены наличниками с сандриками. Над окнами центрального барабана укреплены головки путти. Пилястры коринфского ордера и лопатки украшают трёхъярусную колокольню. Пропорциональность всех объёмов собора, гармония вертикальных, устремлённых вверх частей, сочность деталей убранства придают ему лёгкость при общей монументальности.

Обветшавший к началу ХХ столетия собор реставрировался под руководством Д. М. Резвого: в ходе реставрации были укреплены конструкции куполов и сводов. В годы Великой Отечественной войны редкий памятник архитектуры был частично разрушен огнём немецкой артиллерии. В 1967 году ленинградские реставраторы приступили к восстановлению собора в его первоначальном виде. Каменщики В. Гордиенко, Г. Дубинин, А. Билык, кровельщик В. Журкин, А. Кудрявцев, лепщик А. Фонкац под наблюдением производителя работ Д. Бельмана полностью восстановили разрушенный купол, завершение колокольни, убранство декора. Работы велись по проекту архитектора В. М. Тихомирова. Ныне замечательное творение Антонио Ринальди украшает современный Кингисепп.

В соборе до 1991 года находился Краеведческий музей, оформленный творческим коллективом во главе с заслуженным художником РСФСР А. Г. Скрягиным.

Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 августа 2025

Один из первых русских шедевров итальянского зодчего Антонио Ринальди был возведен в Ямбурге (нынешнем Кингисеппе) 243 года назад по указу императрицы Екатерины II. Государыня посвятила его своей небесной покровительнице и лично приняла участие в церемонии освящении. Приступая к созданию Екатерининского собора в Ямбурге, Антонио Ринальди уже имел опыт храмового строительства. Еще до приезда в Россию, в родной Италии он участвовал в возведении католического собора в городе Пезаро и монастыря св. Августина в Риме. Одним из первых православных соборов, созданных по его проекту, стал храм Воскресения Христова в Почепе. Здесь архитектор решил композицию храма, встроив в массив здания многоярусную колокольню. Удачно найденный прием он в дальнейшем широко использовал. Мы можем видеть его в проектах петербургских соборов – 3-его Исаакиевского, Вознесенского и Князь-Владимирского, – а также в архитектурном решении Екатерининского собора в Ямбурге.

За время строительства (1764-1780 гг.) первоначальный проект Екатерининского собора претерпел значительные изменения. В 1773 году возведенный в соответствии с архитектурным замыслом храм был представлен императрице. По решению Екатерины II собор подвергся перестройке. Тогда и появилась характерная для творчества Ринальди трехъярусная колокольня, увенчанная главкой, напоминающей крупную балясину. Такого рода ринальдиевские шпили, в которых по-разному разрабатывался мотив балясины, можно встретить во всех его проектах культовых сооружений.

Вторым существенным изменением в облике храма стало пятиглавие. Четыре основания под малые барабаны были вписаны в уже существующий план здания, который имел форму равностороннего (греческого) креста. Барабаны завершались главками, увенчанными крестами. Кресты Екатерининского собора представляют особый интерес, поскольку выполнены по рисункам самого Ринальди. Их детальное описание представил в своем исследовании искусствовед А. Белобородов: «в массивном вызолоченном подкрестном шаре утвержден четырехконечный общехристианский (униатский) крест с сиянием в перекрестии. Такой же рисунок и пропорции имеют кресты Воскресенского собора в Почепе, созданного по проекту Ринальди».

Внесенные в план коррективы дополнили архитектурную музыку храма новыми аккордами. Впрочем, сама эпоха способствовала развитию новаторских идей. Собор Святой Екатерины создавался в условиях смены архитектурного стиля. В 1760-х гг. благодаря французскому влиянию в России стал популярен так называемый «греческий вкус» (известен сегодня как ранний классицизм). Пышное барокко с его прихотливыми орнаментами уступило место строгой гармонии пропорций нового стиля. Источником вдохновения для художников и архитекторов того времени являлось искусство античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Однако пристальное изучение классического наследия не означало буквального следования всем его канонам. Такой подход наиболее ярко выразил один из архитекторов того времени Валлен Деламот в словах «не все античное – закон, надо делать как лучше».

Антонио Ринальди, работая на стыке двух архитектурных стилей, умело сочетал в своих произведениях элементы барокко с новой эстетикой классицизма, идеал которого состоял в «благородной простоте и спокойном величии». Екатерининский собор – один из немногих сохранившихся памятников этого переходного периода. Доминирующим стилем в облике храма выступил классицизм. Он проявился в уравновешенности симметричной композиции, строгом ритме ордерных элементов, уплощенности фасадов и сдержанности убранства. В этом отразились господствовавшие в обществе философские идеи просветительства. Рационализм просочился во все сферы деятельности человека, в том числе, искусство. «Рационализм как стремление к ясности, понятности, логичности архитектурного образа, – отмечает М.А. Ильин в статье “Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре”, – стал основным фактором формообразования нового стиля. Его принципы требовали особо стройной, логически цельной художественной концепции».

Однако отказ от барокко проходил постепенно. Поэтому, не смотря на господствовавшее положение новых архитектурных веяний, барокко продолжало оказывать влияние на декор здания. Богато украшенный лепкой собор Святой Екатерины заключал в себе разнообразие форм барочного стиля. Гирлянды растительного орнамента, алебастровые вазы, барельефные головки поющих херувимов, пилястры коринфского ордера, изящные волюты и другие элементы декора украшали собор, придавая ему особую торжественность.

Выразительный силуэт и гармоничные пропорции собора как и прежде являются одной из важнейших градообразующих доминант, раскрывая нам удивительное чувство Ринальди и при выборе места для постройки, и определения масштаба здания. Следует отметить, что Ринальди следовал традиционному для русского зодчества подходу — постановке церковных зданий на высоком берегу реки или озера.

В композициях церквей, спроектированных Ринальди, особая роль отводилась колокольням. Излюбленным типом колокольни была трехъярусная башня с небольшой главкой, органически увязанная с основным объемом здания. Такой прием Ринальди использовал в Исаакиевском и Князь-Владимирском соборах в Петербурге и Ямбургском соборе. Во всех этих сооружениях колокольни своим ступенчатым силуэтом придавали особую ритмичность объемно-пространственной композиции. Изящество храма подчеркивало и выбранное цветовое решение. Стены имели жемчужно-серый цвет, а пилястры, тяги, скульптурный декор и вазы – белый. Комбинирование этих двух цветов придало восприятию собора дополнительный объем. Кровля и карнизы окон были выкрашены «черленью» (краской кирпично-красного цвета), а главки и шпиль колокольни – «ярью венецианской» (масляной краской синевато-зеленоватого цвета с оттенком окислившейся меди).

Палитра стен в интерьере Екатерининского собора была решена в двух цветах. Выбеленный изнутри храм украшали декоративные элементы, выполненные из искусственного мрамора серо-розового цвета. «Во многих сооружениях Ринальди цвет и структура натурального или искусственного камня являлись главной составляющей декоративного убранства, – поясняет искусствовед А. Белобородов. – Зодчий чувствовал красоту мрамора особенно тонко и виртуозно использовал ее в отделке многих светских и церковных сооружений». Однако лепной декор интерьера был достаточно скуп. Это говорит о возраставшем увлечении архитектора классицистическими тенденциями. В целом же, интерьер Екатерининского собора был решен идентично с архитектурой фасадов. Этот декоративный прием создал единство восприятия художественного образа всего храма.

Дальнейшая история собора показывает, что интерьер храма не раз претерпевал изменения. Неоднократно перекрашивались стены собора, меняя свой цвет. А в конце XIX – начале ХХ вв. купол и стены Екатерининского собора украсили фрески: девятнадцать живописных изображений в стиле Гюстава Доре. Притвор также получил живописное оформление, центральная часть которого была посвящена Святой великомученице Екатерине. Все иконы принадлежат кисти Г. И. Козлова — живописца и профессора Императорской академии художеств. В 1882 г. над обновлением образов во время реставрации работал художник П. П. Кох.

Внешнее убранство храма со временем сильно обветшало. Пышный барочный декор был практически полностью утрачен в XIX веке. Тогда же на собор обрушилась настоящая беда: на внутренней части колокольни и двух западных барабанах образовалось множество трещин. Причина их возникновения, вероятно, была связана с действием грунтовых вод. Чтобы уберечь собор от дальнейшего разрушения, архитектор П.П. Трифанов предложил скрепить трещины на стенах колокольни специальными железными скобами, а западные барабаны связать металлическими обручами. Исполнение сложных технических работ стало возможным благодаря личной помощи князя В.В. Оболенского. Благодаря ему удалось найти необходимую для ремонта сумму. Конструкция П.П. Трифанова оказалась надежной. Уже более ста лет она фиксирует от разрушения два малых барабана храма.

В начале ХХ века в среде творческой интеллигенции наблюдался всплеск интереса к отечественным памятникам старинной архитектуры. Императорская археологическая комиссия признала ямбургский собор «высокохудожественным памятником старины». В 1911 году был учрежден комитет по реставрации Екатерининского собора. Однако, как отмечает А. Белобородов, «главная задача комитета… оказалась не выполненной. Воссоздание утраченного великолепия собора было сведено к мероприятиям по консервации проблемных участков здания. В 1913 году от реставрационных работ отвлекли общеимперские мероприятия по празднованию 300-летия Дома Романовых, а в 1914 году началась Первая мировая война. Ветхое состояние Екатерининского собора еще более усугублялось, так-как заниматься храмом было некому.

После октября 1917 г. наступили сложные времена для всех религиозных конфессий. Пройдёт некоторое время, и собор Св. Екатерины претерпит надругательства со стороны безбожной власти, разделит скорбную участь многих святынь нашей страны. Так, в начале 1930-х гг. над ямбургской святыней начнут сгущаться чёрные тучи... Огромный храм очень уж мозолил глаза безбожной большевистской власти. Пройдёт год-другой и Екатерининский собор будет закрыт в связи с постановлением Президиума Ленсовета от 2 декабря 1931 года, основательно разграблен и позже перепрофилирован. Проведено внутреннее переустройство здания под физкультурный зал и клуб 12-го Туркестанского полка. Позже в нём, во второй половине 1930-х гг., разместился склад воинской части. В годы Великой Отечественной войны здание собора сильно пострадало от обстрелов и бомбежки: был разрушен купол, наполовину снесена снарядом колокольня, почти полностью уничтожен декор стен. Средств и сил на реставрацию Екатерининского собора в Кингисеппе у страны, победившей фашизм, тогда не было.

На страницах книг о современной истории собора, можно найти подробности драматической истории битвы за спасение собора, после войны долгое время остававшегося в руинах. У планов по восстановлению уникального памятника церковной старины были и влиятельные противники. Председатель Кингисеппского райисполкома Василий Смирнов предлагал снести руины, а битым кирпичом засыпать расположенную рядом низину.

23 января 1960 года городской исполком приказал «ускорить решение вопроса о сносе или реставрации разрушенного собора в г. Кингисеппе». Через месяц судьба Екатерининского собора обсуждалась уже на заседании исполкома райсовета, который постановил: «Рассмотрев ходатайство исполкома городского Совета депутатов трудящихся о сносе разрушенного собора в г. Кингисеппе, который не представляет ценности для государства, исполком райсовета решает: просить исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся разрешить снести разрушенный собор или переоборудовать его под здание народного историко-краеведческого музея».

Из двух вариантов местные власти склонялись к первому. Ряды общественников, не согласных со сносом собора, возглавил краевед фронтовик Дмитрий Смольский. Несмотря на давление со стороны райкома партии, он собрал 80 подписей под письмом в защиту собора и отправил его министру культуры СССР Н. А. Михайлову. «Кто вам разрешил писать?» - гневно обрушились на Смольского в райкоме партии. Тем временем в Москве запретили разрушать собор, но, пока не пришел ответ, Смольский с товарищами сторожил уже подготовленные к взрыву руины храма.

Так собор был спасен. 25 марта 1960 года Леноблисполком вынес предписание, в котором собор признавался памятником; производить в нем какие-либо переделки, а тем более сносить категорически запрещалось.

С 1965 по 1978 гг. проводилась реставрация собора по проекту ленинградского архитектора В. М. Тихомирова. В работе по восстановлению здания принимали участие наряду с мастерами - ленинградцами и кингисеппские строители - специалисты.

В конце 1970-х гг. взорам кингисепцев предстает величественный пятиглавый собор с 3-х ярусной колокольней (высота собора - 45 метров!). В плане он представлял равносторонний крест с закругленными концами в форме четырехлистника. В церкви было 3 входа, 9 дверей, 8 прямоугольных окон в барабане и 8 овальных в фонаре. Стены здания украшены колоннами, барельефами в виде головок ангелов.

С октября 1979 года по май 1990 года в соборе размещалась экспозиция «Старый Ямбург» Кингисеппского историко-краеведческого музея. Летом 1990 года собор передан Русской Православной церкви. Екатерининский собор вновь стал действующим. 3 июня 1990 года, в день Святой Троицы Живоначальной, в соборе Св. Екатерины состоялось первое после восстановления богослужение. В том же году (13 сентября) собор посетил патриарх Алексий II.

17 февраля 2008 года, после очередных реставрационных работ, прошло освящение собора митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. За время реставрации было обновлено внутренне убранство храма, заново выполнен иконостас и храмовая икона св. великомученицы Екатерины в полный рост. Летом 2004 г. фасады Екатерининского собора обрели исторические цвета. В нынешнем облике собора отсутствуют важные декоративные лепные детали: гирлянды, кронштейны, изящные волюты между окнами центрального барабана и 32 алебастровые вазы, которые прежде декорировали купола и ярусы колокольни. Декор был утрачен в XIX веке и не восстановлен в процессе реставрационных работ 1965—1978 гг.

21 апреля 2013 г. состоялось освящение новых колоколов и подъем их на колокольню. Всего - 9 колоколов, отлитые на средства благотворителей. Самый большой из них весит 1300 кг. Колокола отлиты из бронзы на Воронежском колокололитейном заводе и доставлены в Кингисепп благодаря благотворителей и меценатов. Вновь леса на фасады одели в конце 2010‑х гг. Было решено восстановить исторический колер. Если прежде стены имели основной цвет серый с белым декором, то отныне им придали голубоватый оттенок. Цвет металлических элементов остался прежним: купола — зеленые, отливы окон и многочисленные крыши разных объемов здания — красные. Реставрация Екатерининского собора в Кингисеппе была завершена в июне 2023 г. Специалисты вернули все исторические детали - лики ангелов и цветочные орнаменты, и первоначальный цвет, восстановили окна и двери, установили гранитную лестницу и отремонтировали кровлю, на купол храма установили золотой крест, полностью преобразив главный православный храм города. 

С сайта: https://sobor47.ru/main-page/Кингисепп.Гатчинская епархия.Ямбургское благочиние/Собор святой великомученицы Екатерины/Архитектура и интерьер и из книги: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. "Памятники архитектуры Ленинградской области". - Ленинград:"Строиздат",1987. С. 54-55



Комментарии и обсуждение


Екатерининский собор построен в 1782 г. архитектором Ринальди. В то время Ям (Ямбург, сейчас - Кингисепп) был крепостью с приличным гарнизоном. По иронии судьбы, через пару лет после постройки собора крепость была упразднена указом Екатерины II, и город пришел в упадок. Собор же, к счастью, пережил и тот, и последующие сложные периоды истории.

11 октября 2002, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Шелёмин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.