Лихвинский он по имени безуездного городка Лихвин, что ныне Чекалин, в Тульской области (хотя географически обитель ближе именно к Перемышлю). Гремячев - по имени Гремячева источника, звонкого ключа, слышимого раньше более чем за два километра от этого места, сбегавшего из-под монастырской кручи к Оке. Источник бьёт по сей день примерно в полукилометре от монастыря, к нему проложена дорожка, он благоустроен. Сама же монашеская обитель возникла, по разным источникам, в ХV-ХVI веках. Об этом свидетельствуют "Списки иерархов и настоятелей упраздненных монастырей Калужской епархии", где первым упоминается игумен Макарий под 1584 годом. Есть легенды о том, что здесь останавливался царь Алексей Михайлович, следовавший на богомолье в Киев. Великий Государь был очарован красотой этого места, а на монастырской горке царю, по преданию, явилась сама Пресвятая Богородица и долго с ним беседовала. В Гремячево ему понравилось, и он выделил деньги на строительство каменного собора.
Успенский храм (1673) - очень добротной архитектуры, прямоугольный в плане, пятиглавый, с геометрическими наличниками, просто оформленными ложными закомарами и традиционным перспективным порталом. Мелкие главки широко разнесены, фасады расчленены пилястрами, декор скуп (тем рельефней смотрится каждый наличник). Первоначально к Успенскому собору примыкала невысокая открытая галерея в виде паперти, а с южной стороны находилась небольшая деревянная колокольня. На звоннице имелся 15-пудовый колокол с надписью вязью, что он вылит в 1674 году усердием настоятеля обители Корнилия с братией. Новая каменная соборная колокольня была построена значительно позже, в начале ХIХ столетия в стиле классицизм, "ротонда на четверике", с присущими стилю колоннами, полуциркульными окнами и арками, массивным шпилем.
Малый, отапливаемый, Георгиевский храм выстроен в 1701 году. Об этом свидетельствует плита с надписью, вделанная в западной стене: "в 1701 г тщанием иеромонаха келаря с братией". Это небольшое одноглавое сооружение очень скромное по архитектурным деталям. Вскоре была устроена ограда монастыря, она сложена из массивных блоков местного известняка-ракушечника. Лихвинский монастырь жил довольно бедно, в 1700 году имел 36 дворов крестьянских с 303 душами мужского пола и 80 десятин земли. В 1724 году он был приписан к Лихвинскому Покровскому Доброму монастырю, но в 1727 году снова стал самостоятельным. В царствование императрицы Екатерины II, в 1764 году, благодаря секуляризационной реформы, монастырь был упразднён, оба храма стали приходскими. Советская власть закрыла их в 1935-м. Храмовые иконы местные жители разобрали по домам. Успенский собор стал хранилищем удобрений (выветрить из него запах химикатов не могли очень долго), а Георгиевская церковь - тракторными мастерскими. Сельхозтехника, которая заезжала на территорию бывшей обители, сровняла с землёй монастырское кладбище, был вырублен великолепный фруктовый сад. С 1962 по 1988 год монастырские храмы использовались колхозом "Красный Октябрь" для хранения запчастей и как уже было сказано, сельхозудобрений. По рассказам местных жителей, здесь, в Гремячево, неоднократно являлась Сама Пресвятая Богородица, слышалось дивное пение.
В год Тысячелетия Крещения Руси местные жители обратились с ходатайством о возобновлении богослужений в Георгиевской церкви. В 1989 году в село Гремячево прислали священника пртоиерея Георгия (Зиновьева). Он прослужил около 20 лет и похоронен у алтаря храма Св. Георгия Победоносца. В 2008 году по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента для восстановления древней святыни и возобновления монашеской жизни в монастыре сюда переезжают четыре сестры из Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь было решено возобновить как женский. Гремячев, как и Шаровкин, стал подворьем Никольской Черноостровской обители города Малоярославца. Обе церкви и колокольня восстановлены, в храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №336, 2019 г.