Козия, монастырь во имя Святой Троицы в центральной части Румынии, жудец Вылча. Расположен на правом берегу реки Олт, в 3 км к северу от города Кэлимэнешти. Первое письменное упоминание о монастыре содержится в двух дарственных грамотах, датированных 20 мая 1388 года, временем правления Мирчи I Старого (1355 — 31 января 1418; правил с 23 сентября 1386 по ноябрь 1394 и с января 1397 до кончины). Из текста грамот следует, что церковь во имя Святой Троицы была построена между 1387 и 1388 годами на средства ктитора валашского господаря Мирчи. Так, в первой господарской грамоте говорится о возведении церкви Святой Троицы в месте, названном Кэлимэнешти, на берегу реки Олт, о пожаловании монастырю сел Орлешти и Криков, мельницы в Питешти и назначенного годового содержания господарским двором. В ней удостоверяются акты дарения земель отдельными боярами, приписание к Козии монастыря Котмяна со всеми владениями. Особо оговаривается, что настоятеля обеих обителей имеет право выбирать только монашеский собор без вмешательства церковного священноначалия и властей княжества. Во второй грамоте место основания монастыря обозначено Нучет на Олте, или Козия. В документе перечислены даруемые монастырю села Кэлимэнешти, Жибля, Бэрдэцани, Сяка и Хинэтешти, которые освобождались от уплаты податей и барщины. В 1389 и 1394 годах монастырю были подарены еще десять сел, а также рыбные пруды, мельницы; в монастырь поставлялись пшеница, сыры, вино, мед. По материальному положению к концу XIV века Козия стала вторым монастырем Валахии после обители Тисмана.
Монастырь сыграл огромную роль в истории валашского монашества XIV-XV веков. C 1415 года в Козии возникла монастырская школа, одним из первых ее преподавателей был игумен Софроний. Инок Мардарий Козианский составил здесь в 1649 году использовавшийся в учебных целях Славяно-румынский словарь и толкование имен. Козия многократно упоминалась архидиаконом Павлом Алеппским, который составил пространное описание монастыря, а также пытался объяснить этимологию его названия: «Козия» на языке валахов значит: дикие козы, ибо они во множестве водятся на вершинах этих гор.
Церковь во имя Святой Троицы, освященная 18 мая 1388 года, стала образцом, который определил внешний облик и внутреннее убранство многих последующих православных памятников Валахии. Это вытянутое по оси запад-восток однонефное бесстолпное сооружение с боковыми экседрами представляет в плане триконх. Апсиды имеют полукруглые очертания внутри и пятигранные снаружи. Алтарное пространство продлено на запад и имеет две ниши к северу и к югу. Такая же пара ниш находится и в западной части нефа. Неф в плане прямоугольный, перекрыт полуциркульным сводом. Переход к барабану осуществляется посредством парусов, опирающихся на четыре арки на консолях, что позволяет уменьшить диаметр барабана. Той же задаче служит и довольно высокий переход от парусов к барабану купола в форме усеченного конусообразного кольца. Нартекс квадратный в плане, перекрыт полуциркульным сводом. Экзонартекс был пристроен в 1706-1707 годах по распоряжению жупана Шербана Кантакузино. Внешние членения и декор храма в целом выявляют внутреннюю тектоническую структуру памятника. Например, монументальные карнизы основного объема и закомар, а также пьедестал барабана отвечают конструкции сводов и арок. Ниши нефа обозначены снаружи специфической кровлей и высокими декоративными аркатурами. Фасады богато украшены чередующимися полосами оштукатуренного камня и красного, уложенного в три ряда кирпича. По вертикали фасады разделены сдвоенными полочками на три зоны с преобладанием декоративного убранства в верхней. По архитектурным особенностям церковь Святой Троицы примыкает к сербским памятникам долины Моравы, наиболее всего к храмам монастырей Раваница и Лазарица времени правления князя святого Лазаря, которые, очевидно, послужили образцом для Козии не только с архитектурно-типологической, но и с функциональной точки зрения. Так, в Козии повторено включение в архитектурный ансамбль господарского некрополя. К новшествам относится обширный, одной высоты с основным объемом нартекс, который в дальнейшем станет характерной чертой румынских триконховых храмов.
В 1517 и 1706-1707 годах велись работы по обновлению внутренней росписи храма, повторно — в 1750 и в 1827 годах. Первоначальные фрески сохранились только в нартексе, стены которого украшены полным циклом минология. Система расположения по месяцам в Козии отличается от схемы росписи в основной группе настенных минологиев балканских памятников. В календарном цикле Козии годовой круг имеет развитие по спирали. На каждой из четырех плоскостей комплекс миней разбит по горизонтали на восемь рядов и начинается в верхней точке в южной части свода, затем переходит в иллюстрации следующего месяца на соседний участок стены и, постепенно снижаясь, заканчивается в нижнем регистре минология на восточной стене. Таким образом, месяцы нечетные и четные оказываются друг напротив друга. Состав святых в минологии традиционен для памятников византийского круга.
Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов и Акафиста Божией Матери. В контексте календарного цикла подобное объединение нескольких тем, отмечаемое в более ранних памятниках, связано с годовым следованием православного богослужения. В росписи Козии эта программа имеет особенности, подчеркивающие литургический характер росписи. Так, между сценами Четвертого и Пятого Вселенских Соборов помещена композиция «Видение святителя Петра, патриарха Александрийского», а в минологий включен не встречающийся в других лицевых календарных циклах сюжет «Неделя святых отец» — иллюстрация праздника, который отмечается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В иллюстрации к двадцатой строфе акафистного гимна встречаются конкретные детали византийского придворного церемониала. Оригинальные черты, привнесенные в роспись нартекса, являются свидетельством не слепого следования установившейся к тому времени на Балканах иконографической традиции, а творческого подхода мастеров. Стиль первоначальной живописи Козии был охарактеризован румынским историком искусства Василе Флорей: «В конце XIV века нам открывается другая роспись... где монашеский аскетизм, питаемый движением исихастов, наложил на образы особенный отпечаток сдержанности и даже суровости, в равной мере проявляющихся как в линии рисунка, так и в колорите».
Живопись в алтаре и в нефе датируется 1704-1705 годами. К этому же времени относится и румынская посвятительная надпись, расположенная в нефе храма, в которой помимо господаря Валахии Константина Брынковяну упомянуты митрополит Феодосий, наставник иеромонах Серафим, жупан Шербан Кантакузино и бывший великий пахарник, сын спафария Дрэгич. Живопись этой части храма исполнена мастерами хурезской школы, изографами Предой и его сыновьями Янакой, Симой и Михаилом. Как художественная манера письма, так и иконографическая программа этих росписей отражают установившуюся на рубеже XVII и XVIII веков брынковяновскую традицию в валашской живописи. Заслуживают внимания портреты ктиторов, в том числе господаря Мирчи Старого и его сына Михаила, переписанные в XVIII веке по контурам первоначальной живописи. На портретах встречаются геральдические изображения византийских двуглавых орлов, что должно было напомнить о византийском титуле деспота, который носил ряд средневековых валашских господарей. Деревянный иконостас, сгоревший в XVIII веке, был заменен кирпичным в 1794 году.
Петропавловская церковь, больничная, находится к западу от основного комплекса монастыря, на другой стороне дороги, ведущей к городу Кэлимэнешти. Ее архитектура выделяется подчеркнутой хрупкостью и вытянутыми формами, а также изысканностью орнаментов на фасадах. Это небольшое, но довольно высокое однокупольное триконховое в плане сооружение повторяет в уменьшенном масштабе упрощенный вариант нефа главной Троицкой церкви монастыря. Из старой надписи в наосе следует, что больничная церковь была построена в 1542-1543 годах, во времена правления валашского господаря Раду Паисие и его сына Марко, под руководством иеромонаха Максима Майстора.
Сохранившиеся участки живописи позволяют сложить представление о первоначальной программе росписей. Иконография восточной апсиды и наоса традиционна и в целом следует балканским образцам того времени. В алтаре в конхе апсиды доминирует образ Богоматери на престоле в окружении ангелов. На сводах — «Вознесение Христово», под конхой в верхнем регистре слева и справа от «Евхаристии» соответственно «Рождество Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Ниже — изображения святых отцов в композиции «Мелизмос». В нишах алтарной апсиды — композиция «Иисус во гробе» и образ святителя Николая Чудотворца. Над северным и южным окнами алтаря изображены сцены «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб». В зените купола — традиционный образ Христа Пантократора. В барабане следуют ярусы с изображениями серафимов с рипидами, архангелов, пророков, Римских епископов, «Престол уготованный», евангелисты. В медальонах на сводах нефа изображены апостолы от семидесяти. На сводах и стенах наоса — Страстной цикл и цикл Воскресения Христова, а также несколько сцен чудес Спасителя и изображения святых воинов. Над входом в наос на западной стене изображена композиция «Анапесон». Росписи нартекса содержат детальный цикл Жития святого Иоанна Крестителя. Под влиянием росписей Троицкой церкви Козии в декор нартекса был включен акафистный цикл. Восхваляя Воплощение Господне и указывая на Спасение, этот цикл созвучен по смыслу с изображением пророка Ионы, проглатываемого китом, над арочным проемом дверей из нартекса в неф. Посвящение обители Святой Троице отразилось в расположении в нише, прорезанной над входом в неф, изображения Святой Троицы. Его фланкируют образы святых патронов больничной церкви — апостолов Петра и Павла. Также в росписи отражена память об основателях обители — господаре Мирче Старом и его сыне Михаиле, образы которых помещены на западной стене нартекса.
Авторами росписи были, по-видимому, мастера, сформировавшиеся в художественной среде Македонии или Сербии, где западное готическое и ренессансное искусство органически переплеталось с традициями православного искусства. Имена изографов зафиксированы в конце пространной памятной надписи, расположенной на трех стенах нартекса: и писал аз многогрешный Давид зограф и сыне его Радуслав в лето 7051.
Здания, окружающие церковь Святой Троицы, были переделаны в середине XIX века боярами Г. Бибеску и Б. Штирбеем. Сохранились два парекклисиона. Первый, в честь Успения Пресвятой Богородицы, в юго-восточном углу монастырского ансамбля. Он был построен в 1583 году игуменом Амфилохием, тогда же расписан. Второй, во имя Всех святых, расположен на северо-востоке, построен в XVIII веке игуменом Иоанном из Хурези и значительно переделан в 1859 году. Во дворе находятся два фонтана: Нягое I Басараба и Большой. В 40-50-х годах XIX века построены два павильона, один из которых служил летней королевской резиденцией. Ансамбль реставрирован в 1958-1962 годах. В 70-х годах XX века проведено центральное отопление. В одном из помещений корпуса, расположенных к востоку от церкви Святой Троицы, на берегу реки, открыт музей.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/


Комментарии и обсуждение